Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Школа и педагогика в период 1931-1941 г.г




1. Борьба за ликвидацию неграмотности в проведении всеобщего обязательного четырехлетнего первоначального обучения.

2. 1931-1932 уч. год – введение новых учебных планов, построенных на основе предметного содержания.

3. Основная форма обучения – урок с твердым составом учащихся и определенным расписанием. Основные методы обучения – рассказ, объяснение, беседа, школьные лекции.

4. Отход от трудовой школы, тесной связи общего обучения с политехническим.

5. Введение переводных экзаменов (1933), единых стабильных учебников.

6. Введение должности классных руководителей (1934).

7. 3 сентября 1935 г. Постановление СНК СССР и ЦК ВКП (б). «Об организации учебной работы и внутреннем распорядке в начальной, неполной средней и средней школе» была введена единая форма одежды для школьников, ученические билеты, восстановились домашние задания.

8. 4 июля 1936 г. – постановление ЦК ВКП (б) «О педологических извращениях в системе Наркомпросов».

9. Усиление роли ВЛКСМ, пионерской организации в идейно-политическом воспитании и образовании подрастающего поколения.

10. 2 октября 1940 г. – введение платного обучения в старших классах средних школ и в высших учебных заведениях.

Учитывая возросший уровень материального благосостояния трудящихся и значительные расходы советского государства на строительство, оборудование и содержание непрерывно возрастающей сети средних и высших учебных заведений:

1. Ввести с 1 сентября 1940 года в 8,9 и 10 классах средних школ и в высших учебных заведениях плату за обучение.

2. Установить для учащихся 8-10 классов средних школ следующие размеры платы за обучение:

а) в школах Москвы и Ленинграда, а также столичных городов союзных республик – 200 рублей в год;

б) во всех остальных городах, а также в селах – 150 рублей в год.

Примечание. Указанную плату за обучение в 8-10 классах средних школ распределить на учащихся техникумов, педагогических училищ, сельскохозяйственных и медицинских школ и других специальных учебных заведений.

3. Установить следующие размеры платы за обучение в высших учебных заведениях СССР:

а) в высших учебных заведениях, находящихся в городах Москве, Ленинграде и столицах союзных республик – 400 рублей в год;

б) в высших учебных заведениях, находящихся в других городах – 300 рублей в год;

в) в высших учебных заведениях художественных, театральных и музыкальных – 500 рублей в год.

4. Плата за заочное обучение в средних и высших учебных заведениях взимается в половинном размере.

Данный период характеризуется бурным ростом числа учащихся в школах, увеличением тиражей учебников, перестройкой исторического и географического образования.

 

ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ 1931 – 1941 гг.

1932 г. Постановление ВЦИК «О состоянии дошкольного дела в РСФСР»: о создании специальных отделов по дошкольному воспитанию при исполкомах областных и городских Советов депутатов трудящихся.

1935 г. Постановление Совнаркома СССР «О мероприятиях по упорядочению работы детских садов»: передача детских садов, предприятий и учреждений в ведение Наркомпросов и их органов на местах; установлена длительность пребывания детей в детсаду – 9 часов в сутки; продление времени до 14 – 15 часов; создание групп круглосуточного пребывания детей; установление нормы оплаты за содержание детей в детском саду (≈25 – 35 % доля участия родителей в расходах на содержание детей).

1936 г. Постановление ЦИК и СНК СССР «О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным» изменило порядок руководства детскими садами. Детские сады предприятий финансировались только за их счет; детские сады отделов народного образования из местного бюджета. Это положило начало плановому, по специальным типовым проектам, строительству детских садов и яслей (10 типовых проектов).

Для подготовки специалистов дошкольного воспитания с высшим образованием созданы дошкольные отделения в педагогических институтах крупных городов страны.

* Система руководства дошкольными учреждениями в стране сложилась к 1932 году. Наркомпрос РСФСР издал два важных документа:

«Устав детского сада»; - «Руководство для воспитателей детского сада», где были сформированы основные задачи дошкольного воспитания; а воспитательную работу предлагалось вести как единый педагогический процесс, в соответствии с особенностями подготовки детей к школе.

«Руководство…» содержало главы: «Физическое воспитание», «Игра», «Развитие речи», «Рисование, лепка и занятия с другими материалами», «Музыкальное воспитание», «Знакомство с природой». Приобретала большое значение педагогическая пропаганда среды родителей (беседы, доклады, конференции, вечера вопросов и ответов, целевые выставки и др.).

К 1941 г. в стране насчитывалось 46 031 дошкольных учреждений на 1 953 тысячи мест.

Научно-экспериментальная разработка вопросов дошкольного воспитания широко велась и на местах в педагогических институтах и дошкольных педагогических училищах.

Елизавета Ивановна Тихеева (1867 – 1943 гг.) – педагог, общественный деятель в области дошкольного воспитания; создатель оригинальной системы работы «Метод Тихеевой»; автор методики работы по развитию речи детей.

Труды: «Современный детский сад, его значение и оборудование»; «Детский сад по методу Е.И.Тихеевой»; «Развитие речи дошкольника» и другие.

Педагогические идеи, взгляды.

· Цель воспитания определялась ею как «воспитание человека, который сможет жить и творить жизнь соответственно его личным интересам, социально понимаемым, а также интересам социально совершенствующегося общества». Следовательно, необходимо предоставить ребенку с рождения возможности беспрепятственного развития всех унаследованных и заложенных в нем сил и способностей, упражнение соответствующих рефлексов.

· Главная роль в решении задач общественного воспитания отводится воспитателю: должен быть «образцом твердой воли, порядливости, исполнительности, спокойствия, вежливости, терпения, кротости и живой действенной любви…».

· Особенно глубоко исследовала проблемы развития и воспитания детей раннего возраста:

- ознакомление с миром природы: а) природа в учреждении; б) природа вокруг учреждения; в) природа в отдалении;

- сенсорное воспитание: 1) знакомство с основными цветами. Игры с цветными шариками, кругами; 2) знакомство с формой. Игры с использованием строительного материала; 3) различение размеров на дидактическом материале и предметах жизненной обстановки; 4) различение материалов на основании предметов, представленных в комнатной обстановке; 5) знакомство с пространственными отношениями с использованием жизненной обстановки и мелких игрушек;

- ручной труд (дерево, бумага, картон, клей и орудия труда: молоток, гвозди, ножницы, кисточки);

- общественно-политическое воспитание (посильное участие в праздниках; первичное приспособление к жизни в коллективе);

- развитие языка (занятия; живое слово; грамота);

- подведение детей к числовым представлениям (усвоение общих понятий; счет до 5; знакомство с числовыми фигурами в пределах 4; сложение и вычитание в этих пределах; называние геометрических форм;

- рисование и лепка;

- игры и занятия;

- музыкальное образование (пение; движение под музыку; пение под сопровождение; самостоятельное пение несложных песен).

Е.И.Тихеева считала, что самой важной и сложной задачей детского сада является создание условий для интенсивного развития всех способностей детей, прежде всего способности владеть речью.

 

Вопросы для самоконтроля:

Внимательно проработайте «План педагогической работы детского сада по Е.И.Тихеевой», обратите внимание:

1) Возможно ли полностью осуществить все намеченное?;

2) Какие элементы плана отражают его комплексный характер применения в практической работе?;

3) Какие навыки приобретает ребенок; что на Ваш взгляд приобретается ребенком естественно, без принуждения?;

4) Оцените «План ….» с точки зрения современного подхода к планированию работы детского сада;

5) Проведите сравнительный анализ метода М. Монтессори и метода Е.И. Тихеевой;

6) Сравните программу работы детского сада по «методу Тихеевой» с программой «Детство» (возрастная группа по выбору студента);

7) Каково значение дидактического материала Е.И. Тихеевой?

8) В творческой группе (3-4 человека) подготовьте сообщения о характерных особенностях метода «игры-труда» Е.И. Тихеевой и разработайте проект внедрения элементов метода в работу современного дошкольного учреждения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 1442; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.