Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогическое наследие Антона Семеновича Макаренко




(1883-1939) – известный педагог-классик, писатель

Периоды педагогической деятельности Основные труды и педагогические идеи А.С. Макаренко
После окончания Кременчугского городского училища и двухгодичных педагогических курсов в 1905 году, А.С. Макаренко приступил к работе в Крюковском двухклассном железнодорожном училище; в 1911 году вынужден оставить свое место и перейти в двухклассное железнодорожное училище на станции Долинская Херсонской губернии. С 1914 по 1917 г.г. А.Макаренко продолжает педагогическое образование в Полтавском учительском институте. В 1917 г. возвращается в Крюковское железнодорожное училище в качестве (директора) инспектора. В 1920 г. переехал в Полтаву, где заведовал училищем №2, а с сентября 1920 г. получил назначение возглавить колонию несовершеннолетних правонарушителей под Полтавой. В 1925 г. удостоен звания «Красный герой труда». В мае 1926 года Макаренко перевез колонию в Куряж под Харьков. 8 июля 1928 года колонию в Куряже посетил Алексей Максимович Горький; колония стала носить его имя. Восемь лет неутомимого труда отдал А.С. Макаренко колонии им. А.М. Горького, превратив ее в настоящую школу жизни для бывших беспризорников. В 1928 г. А.Макаренко вынужден перейти в систему НКВД для участия в организации детской трудовой коммуны им. Ф.Э. Дзержинского. Вместе с Макаренко в коммуну перешли 60 воспитанников-горьковцев и несколько воспитателей, образовавшие ядро нового коллектива в коммуне. В 1931-1933 г.г. на средства коммуны построены два завода (выпуск электроинструментов и фотоаппаратов «ФЭД»). Коммуна полностью перешла на хозрасчет. Сотни обездоленных детей нашли в ней свой дом, друзей, воспитателей, принимавших самое искреннее участие в их судьбе. В 1935 г. А.С. Макаренко назначен помощником начальника Отдела трудовых колоний и переезжает в Киев. Вначале 1937 г. переезжает в Москву и посвящает себя литературной и общественно-педагогической деятельности. С 1937г. по 1939г. оказываются наиболее продуктивными для научной и писательской деятельности: в 1938г. повесть «Флаги на башнях», «Книга для родителей», статьи об опыте учебно-воспитательной работы и др. 1 апреля 1939г. в возрасте 51 года А.С. Макаренко умер от разрыва сердца. Через год после его смерти началась дискуссия о его педагогическом наследии. Труды: «Педагогическая поэма» «Флаги на башнях» «Книга для родителей» «Лекции о воспитании детей» «Некоторые выводы из моего педагогического опыта» Цель: воспитание ответственных, хозяйственных людей. Задачи: воспитание патриотов; «проектирование» лучшего; подготовка квалифицированных работников; развитие индивидуальных способностей в области знаний и характера. Педагогические идеи: I. Разработка педагогом-новатором воспитания личности в коллективе. «Коллектив является воспитателем личности» Коллектив – объединение людей для достижения социально-значимой цели. 1.Коллектив в своем развитии проходит несколько стадий, определяющихся требованиями: а) требования к каждому воспитаннику со стороны воспитателя; б) создание ядра, т.е. создание организованного актива из числа наиболее деятельных воспитанников; в) требование предъявляет коллектив; г) требования члена коллектива к самому себе на фоне требований коллектива. 2. Пути формирования коллектива: а) принцип параллельного действия. А.С. Макаренко приводит пример «Петренко опоздал на завод. Вечером я получаю об этом рапорт, я вызываю командира того отряда, в котором находится Петренко, и говорю: - У тебя опоздание на заводе. - Да. Петренко опоздал. - Чтобы этого больше не было. - Есть, больше не будет. На второй раз Петренко опять опоздал. Я собираю отряд. – У Вас Петренко опаздывает второй раз на завод. Я сделаю замечание всему отряду. Они говорят этого не будет. – Можете идти» (Соб. соч. в 8 т. – т.5, С.170). Затем Макаренко следит за тем, что делается в отряде. Отряд сам воспитывает того, чье поведение накладывает пятно на весь коллектив; б) перспективные линии: близкие, средние, далекие; в) традиции; г) дисциплина и режим; д) единство требований и уважения к человеку; е) самоуправление; ж) формирование разновозрастных отрядов (см. подробнее в Соб. соч. в 8 т. – т.1, с. 267-330). II. А.С.Макаренко о трудовом воспитании «Заработанные трудом деньги – ценнейший инструмент воспитания». а) соединение обучения с производительным трудом; б) разнообразие видов труда; в) участие воспитанников в планировании и организации производства; г) красота и возвышенность трудовой деятельности (см. Соб. соч. в 8 т. – т.4, с. 123-207.). III. А.С.Макаренко о семейном воспитании. Выделил условия успешного семейного воспитания: § наличие семьи; § в семье должно быть несколько детей, т.к. там, где один ребенок – нет коллектива; § родителям трудно соизмерить силу любви и требований к одному ребенку; § авторитет родителей. Выделил виды авторитета: истинный и ложный. (см. Соб. соч. в 8 т. – т.5, с. – 8-237; «Книга для родителей»)

 

Вопросы и задания для самоконтроля:

1. В чем вы увидели противоречивость подходов к воспитанию и образованию в этот период? Чем вы это объясните?

2. Какие идеи отличают педагогическую систему А.С.Макаренко? Оцените степень своего понимания этих идей и возможности использования в практической деятельности сегодня?

3. Ваше отношение к «принципу параллельного действия». На каком этапе развития коллектива он применим?

4. Оцените вклад А.С.Макаренко в развитии отечественной педагогики?

5. Изучите работы А.С.Макаренко «Книга для родителей», «Лекции о воспитании детей». Ваше отношение к позиции А.С.Макаренко о воспитании детей в семье: если разделяете ее, то в чем конкретно? Если не разделяете, то сможете ли вступить в дискуссию с А.С.Макаренко и его последователями?

6. В колонии им. А.М. Горького и коммуне А.С. Макаренко создавал одновозрастные и разновозрастные детские коллективы. На Ваш взгляд, есть разница между ними как средствами воспитания? И отличается ли методика воспитательной работы?

7. Теория воспитания А.С. Макаренко с самого начала возникновения встречала упорное сопротивление в некоторых научно-педагогических кругах, это наблюдалось и во второй половине XX века и повторяется сейчас, в начале XXI века. Как Вы считаете, чем можно объяснить негативные оценки наследия А.С. Макаренко? Ваше отношение к педагогическим идеям А.С. Макаренко и его педагогическому опыту?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 2423; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.