Основные труды и педагогические идеи А.С. Макаренко
После окончания Кременчугского городского училища и двухгодичных педагогических курсов в 1905 году, А.С. Макаренко приступил к работе в Крюковском двухклассном железнодорожном училище; в 1911 году вынужден оставить свое место и перейти в двухклассное железнодорожное училище на станции Долинская Херсонской губернии. С 1914 по 1917 г.г. А.Макаренко продолжает педагогическое образование в Полтавском учительском институте. В 1917 г. возвращается в Крюковское железнодорожное училище в качестве (директора) инспектора.
В 1920 г. переехал в Полтаву, где заведовал училищем №2, а с сентября 1920 г. получил назначение возглавить колонию несовершеннолетних правонарушителей под Полтавой.
В 1925 г. удостоен звания «Красный герой труда». В мае 1926 года Макаренко перевез колонию в Куряж под Харьков.
8 июля 1928 года колонию в Куряже посетил Алексей Максимович Горький; колония стала носить его имя.
Восемь лет неутомимого труда отдал А.С. Макаренко колонии им. А.М. Горького, превратив ее в настоящую школу жизни для бывших беспризорников.
В 1928 г. А.Макаренко вынужден перейти в систему НКВД для участия в организации детской трудовой коммуны им. Ф.Э. Дзержинского. Вместе с Макаренко в коммуну перешли 60 воспитанников-горьковцев и несколько воспитателей, образовавшие ядро нового коллектива в коммуне.
В 1931-1933 г.г. на средства коммуны построены два завода (выпуск электроинструментов и фотоаппаратов «ФЭД»). Коммуна полностью перешла на хозрасчет.
Сотни обездоленных детей нашли в ней свой дом, друзей, воспитателей, принимавших самое искреннее участие в их судьбе.
В 1935 г. А.С. Макаренко назначен помощником начальника Отдела трудовых колоний и переезжает в Киев.
Вначале 1937 г. переезжает в Москву и посвящает себя литературной и общественно-педагогической деятельности.
С 1937г. по 1939г. оказываются наиболее продуктивными для научной и писательской деятельности: в 1938г. повесть «Флаги на башнях», «Книга для родителей», статьи об опыте учебно-воспитательной работы и др.
1 апреля 1939г. в возрасте 51 года А.С. Макаренко умер от разрыва сердца. Через год после его смерти началась дискуссия о его педагогическом наследии.
Труды:
«Педагогическая поэма»
«Флаги на башнях»
«Книга для родителей»
«Лекции о воспитании детей»
«Некоторые выводы из моего педагогического опыта»
Цель: воспитание ответственных, хозяйственных людей.
Задачи: воспитание патриотов; «проектирование» лучшего; подготовка квалифицированных работников; развитие индивидуальных способностей в области знаний и характера.
Педагогические идеи:
I. Разработка педагогом-новатором воспитания личности в коллективе.
«Коллектив является воспитателем личности»
Коллектив – объединение людей для достижения социально-значимой цели.
1.Коллектив в своем развитии проходит несколько стадий, определяющихся требованиями:
а) требования к каждому воспитаннику со стороны воспитателя;
б) создание ядра, т.е. создание организованного актива из числа наиболее деятельных воспитанников;
в) требование предъявляет коллектив;
г) требования члена коллектива к самому себе на фоне требований коллектива.
2. Пути формирования коллектива:
а) принцип параллельного действия. А.С. Макаренко приводит пример «Петренко опоздал на завод. Вечером я получаю об этом рапорт, я вызываю командира того отряда, в котором находится Петренко, и говорю:
- У тебя опоздание на заводе.
- Да. Петренко опоздал.
- Чтобы этого больше не было.
- Есть, больше не будет.
На второй раз Петренко опять опоздал. Я собираю отряд. – У Вас Петренко опаздывает второй раз на завод. Я сделаю замечание всему отряду. Они говорят этого не будет. – Можете идти» (Соб. соч. в 8 т. – т.5, С.170). Затем Макаренко следит за тем, что делается в отряде. Отряд сам воспитывает того, чье поведение накладывает пятно на весь коллектив;
б) перспективные линии: близкие, средние, далекие;
в) традиции;
г) дисциплина и режим;
д) единство требований и уважения к человеку;
е) самоуправление;
ж) формирование разновозрастных отрядов (см. подробнее в Соб. соч. в 8 т. – т.1, с. 267-330).
II. А.С.Макаренко о трудовом воспитании
«Заработанные трудом деньги – ценнейший инструмент воспитания».
а) соединение обучения с производительным трудом;
б) разнообразие видов труда;
в) участие воспитанников в планировании и организации производства;
г) красота и возвышенность трудовой деятельности (см. Соб. соч. в 8 т. – т.4, с. 123-207.).
III. А.С.Макаренко о семейном воспитании.
Выделил условия успешного семейного воспитания:
§ наличие семьи;
§ в семье должно быть несколько детей, т.к. там, где один ребенок – нет коллектива;
§ родителям трудно соизмерить силу любви и требований к одному ребенку;
§ авторитет родителей. Выделил виды авторитета: истинный и ложный.
(см. Соб. соч. в 8 т. – т.5, с. – 8-237; «Книга для родителей»)
Вопросы и задания для самоконтроля:
1. В чем вы увидели противоречивость подходов к воспитанию и образованию в этот период? Чем вы это объясните?
2. Какие идеи отличают педагогическую систему А.С.Макаренко? Оцените степень своего понимания этих идей и возможности использования в практической деятельности сегодня?
3. Ваше отношение к «принципу параллельного действия». На каком этапе развития коллектива он применим?
4. Оцените вклад А.С.Макаренко в развитии отечественной педагогики?
5. Изучите работы А.С.Макаренко «Книга для родителей», «Лекции о воспитании детей». Ваше отношение к позиции А.С.Макаренко о воспитании детей в семье: если разделяете ее, то в чем конкретно? Если не разделяете, то сможете ли вступить в дискуссию с А.С.Макаренко и его последователями?
6. В колонии им. А.М. Горького и коммуне А.С. Макаренко создавал одновозрастные и разновозрастные детские коллективы. На Ваш взгляд, есть разница между ними как средствами воспитания? И отличается ли методика воспитательной работы?
7. Теория воспитания А.С. Макаренко с самого начала возникновения встречала упорное сопротивление в некоторых научно-педагогических кругах, это наблюдалось и во второй половине XX века и повторяется сейчас, в начале XXI века. Как Вы считаете, чем можно объяснить негативные оценки наследия А.С. Макаренко? Ваше отношение к педагогическим идеям А.С. Макаренко и его педагогическому опыту?
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление