Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общие функции управления




Идеалы

Цели

                   
   
     
     
 
 
 


Задачи Задачи Задачи

средства средства средства

 

Рис. 1.5.1. Декомпозиция идеальных целей.

Классификация целей.

Цели имеют множество аспектов и непрерывно преобразуются под влиянием изменений, происходящих в динамической си­стеме, стремящейся к достижению этих целей. У ранее сфор­мированных организаций с течением времени возникают новые, свои собственные потребности, иногда становящиеся превалиру­ющими. Поэтому весьма непросто точно определить природу це­лей, так как начальные цели трансформируются в цели приоб­ретенные.

Например Доунс так охарактеризовал типы целей государственных служащих:

Конечные цели, связанные с воззрениями индивидуума на смысл и цель своего существования.

Общественные цели — цели, затрагивающие основные пра­вила поведения (соображения, которыми следует руководство­ваться при принятии решений, являясь членом общества).

Основные политические цели — цели, имеющие отношение к социальным, политическим и экономическим стратегиям, следо­вание которым, как считает индивидуум, обязательно для пра­вительства.

Главные личные цели, связанные с частной жизнью служа­щих. К этому типу целей относятся власть, деньги, престиж, комфорт, безопасность, удовлетворение работой, желание слу­жить интересам общества и т. д.

Цели, специфические для данной организации. Принципиальные различия между вышеприведенным списком целей и тем списком, кото­рый включал бы иерархию целей лиц, работающих на частных предприятиях, отсутствуют.

Перроу предложил следующую классификацию целей орга­низации [10];

1. Общественные цели, которые имеют отношение к удовлетворению потребностей общества. Правительство непосредственным образом вовлечено в процесс производства товаров и услуг и служит этим целям. Промышленные корпорации выпол­няют такую обязанность путем выделения на это некоторой части своих ресурсов.

2. Цели, связанные с результатами работы организации. Та­кие цели имеют отношение к потребителям продукции данной организации и меняются с изменением нужд потребителей. Мы являемся свидетелями быстрого увеличения частной деловой ак­тивности в сферах, традиционно обслуживавшихся государ­ственными организациями, и наоборот. Такое положение вызы­вает перестановку и взаимозамену целей, поскольку часто быв­шие потребители и производители меняются местами.

3. Цели системы, которые представляют особую важность для проектировщиков систем. Здесь Перроу проявляет интерес к исследованию влияния служащих фирмы на производствен­ный процесс и на структуру организации, а не на такие более частные характеристики, как объем продукции, темпы увеличе­ния прибыли и экономического роста, признаки достижения равновесия, стабильности, приближения банкротства, мораль­ное устаревание продукции и т. п. Целями системы, по-видимо­му, являются ее выживание и адаптация к меняющимся внеш­ним условиям. Примеры того, как корпорации добиваются успе­ха или терпят неудачу, — это по существу примеры их спо­собности или неспособности следовать этим меняющимся со вре­менем целям. Организацию здесь можно рассматривать как от­крытую систему, к которой может быть применена системная парадигма для раскрытия динамических свойств системы и для использования в дальнейшем инструментария общей теории систем.

4. Цели, связанные с характеристиками продукции. Эти цели имеют отношение к тому, какими хотела бы видеть орга­низация результаты своей работы, будь то продукты или услу­ги. Естественно, что эти цели влияют на стратегию организа­ции. Иногда эти цели заменяют целями системы. Так посту­пают в том случае, когда цель состоит, например, в увеличении ценности акций, а не в увеличении прибыли путем производ­ства какого-либо конкретного товара.

5. Производные цели, связанные с тем влиянием, которое организации, будучи социальными образованьями, оказывают на свое окружение благодаря своему экономическому или со­циальному содержанию. Несение возложенной социальной от­ветственности входит в данную категорию производных целей.

Потребности организаций меняются со временем. Можно привести также примеры того, как различия в отношении к целям влияют на поведение различных сотрудни­ков организации. К определению целей можно подойти с пози­ций: а) того вклада, который деятельность организации вносит в общество, б) официального установления целей, в) потребите­лей, исполнителей и персонала фирмы.

Алгоритм декомпозиции:

· идентификация и формулирование идеальной цели;

· конкретизация цели с точки зрения языка, точности, привлекательности и достижимости.

· разбиение целей на задачи и дальнейшая верификация (постановка в

· проверяемый вид).

· выбор средств для достижения каждой задачи.

Функции управления делятся на общие и специфические. Общими они называются потому, что они присущи каждому линейному управляющему. Принято выделять 4 общие функции:

· планирование;

· организация;

· руководство, лидерство и мотивация;

· контроль.

Планирование- это работа, в результате которой достигается большая определенность по отношению к будущим состояниям управляемого объекта. Степень неопределенности можно вполне строго измерить и оценить на основе теории информации. В процессе принятия плановых решений неопределенность снижается на то количество информации, которое было получено при выборе из имеющегося количества альтернатив.
Организация -работа, в результате которой возникает формальным образом принятая структураролей и постов. В рамках организационной функции работа соединяется с исполнителями, в результате чего возникают подразделения предприятия и рабочие места, а также система координации их работы на основе формально установленных должностных связей и каналов информирования.
Руководство, лидерство и мотивация -работа по формированию и реализации способностей персонала на основе его мотивации. При этом под мотивацией понимается побуждение к действию за счет непосредственных побуждающих воздействий (собственно мотивации) и опосредованных воздействий (стимулов).
Контроль - проверкарезультатов на основе сопоставления фактических (или лучше - ожидаемых) результатов с желаемыми результатами.

Взаимосвязь общих функций в процессе управления иллюстрируется рисунком 1.5.2., где жирным шрифтом выделены основные вопросы, на которые должен ответить менеджер, выполняя свою работу.

планирование:

выявление возможностей

принятие решений постановка целей

о том, что делать стратегическое планирование

организация:

принятие решений организационная человеческие проектируемая

о том, как выполнить структура ресурсы информационная

работу система


принятие решения, руководство, лидерство, мотивация:

как обеспечить роли руководителя мотивация управление

результативность групповой

результативностью

 
 


Результативность

 
 


решения по обеспечению Контроль: системы контроля за результативностью,

проверки результатов производительностью, качеством и т.п.

 
 


планирование измерение и оценка,

и осуществление адаптация и развитие

перемен

Рис. 1.5.2. Взаимосвязь общих функций управления.

Роль координации и регулирования.

В некоторых научных трудах рассматривают координацию и регулирование как функции управления. Однако большинство авторов все же не включают их в число основных функций управления по той причине, что они по своей сути представляют собой работу, возникающую внутри организационной функции.

Необходимость в координации и регулировании возникают в результате следующих объективных причин:

· разделения труда и структурного деления внутри предприятия, что вызывает необходимость в координировании работы относительно обособленных подразделений предприятия. Способность менеджмента в координации ограничена, поэтому существует объективное ограничение на степень разделения труда внутри предприятия.

· регулирование представляет собой процесс, обеспечивающий требуемые значения переменных, существенных для функционирования объекта управления, который можно интерпретировать как набор ограничений (правил) на организационное поведение, главным образом для того, чтобы члены организации могли предсказать поведение других (соседних) участников и самостоятельно выполнять свою часть работы.

Примером регулирования для случая организации больших систем может служить антимонопольная политика. В таблице 1.4.2. представлены функции антимонопольного органа и меры регулирования.

Таблица 1.5.2.

Антимонопольная политика как фактор регулирования экономики.

Функции государственного антимонопольного органа Меры в рамках антимонопольной политики
1. Анализ структуры рынков на предмет монополизации 1. Демонополизация экономики: · ликвидация отраслевых министерств и главков (комитетов); · разделение крупных производственных объединений и предприятий монополистов; · демонополизпция сферы обращения;
2.Антимонопольное законодательство 2. Свободное ценообразование
3. Антимонопольная экспертиза мер экономической реформы, инвестиционных проектов и проектов слияния крупных предприятий 3.Создание новых предприятий как альтернативных по отношению к предприятиям монополистам за счет субсидирования из госбюджета
4.Разработка антимоно-польной программы и контроль за ее реализацией 4.Налоговые льготы мелким и средним предприятиям
5.Наложение санкций к предприятиям, осуществляю-щих монополистические действия 5. Низкие таможенные пошлины по отношению к товарам, которые производятся предприятиями монополистами
6.Подготовка предложений по преобразованию и разделению предприятий, монополизи-рующих рынок  

 

Вопросы для закрепления учебного материала.

Понятие Укажите ключевые слова из определения
Идеалы  
Цели  
Задачи  
Средства  
Планирование  
Организация  
Руководство и лидерство  
Мотивация  
Контроль  
Управление по целям  

 

Сформулируйте представление о сути свойств цели, выраженной в операциональном виде, которые необходимо обеспечить планировщиком, записав это в соответствующее место в таблице ниже.

Свойство цели Ваше представление о свойстве
измеримость  
однозначность  
мобилизуемость  
достижимость  
контролируемость  

Глава 1.6. Планирование будущего организации.

1. Различные взгляды на планирование.

2. Этические аспекты проектирования будущего организации.

3. Типы и процедура планирования.

4. Стратегическое планирование.

5. Верификация целей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 393; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.