КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Различные взгляды на планирование
Планирование связано с достижением желаемых будущих состояний, которые маловероятны без вмешательства заинтересованных лиц. Планирование - процесс рационального объяснения сходимости между желаемым и вероятным будущим. Планирование - выбор такого будущего, которое наиболее желательно из всего достижимого.
Планировщик действует реактивно или проактивно. Реактивность поведения планировщика возникает в условиях нехватки времени на изучение проблемы и приводит, как правило, к краткосрочной адаптации. Проактивное поведение возникает при условии не срочных, но сильных угроз. При этом появление угроз инициирует идентификацию, классификацию и анализ проблем, а затем - принятие планового решения и разработку плана. Поэтому под проблемой в менеджменте понимается угроза целям. Целеустремленное поведение. В телеологическом (целевом) отношении выделяют три типа поведения: целеустремленное, нецелеустремленное и управляемое. Целеустремленное и управляемое поведение направлено на достижение целей, а нецеленаправленное поведение не преследует достижения каких-либо целей. Критериями различия между целеустремленным и нецелеустремленным поведением служат следующие положения: · если имеет место целеустремленное поведение, то носитель такого поведения должен быть частью системы, а между ними должно существовать взаимодействие; · такое поведение должно преследовать некоторую цель; · целеустремленное поведение должно быть ориентировано на внешнюю среду, откуда поступают сигналы, которые указывают на то, как выбранное поведение способствует достижению цели; · целеустремленные системы всегда делают выбор из некоторого набора вариантов; · от выбора поведения зависит конечный результат; · при целеустремленном поведении существуют представления о достаточных и необходимых условиях, позволяющим предсказывать события и находить функции элементов, участвующих в осуществлении этих событий. Управляемое поведение свойственно техническим системам, которые способны удовлетворять потребности человека, но не имеют собственных целей. Целеустремленное поведение свойственно системам, которые способны сами принимать решения. Традиционные направления теории планирования. В самом общем виде планирование понимается как деятельность по обеспечению связи между знанием и организационным действием. К основным традиционным направлениям планирования относятся: философский синтез, рационализм, эмпиризм и развитие организации, суть которых изложена в таблице 1.6.1. ниже. Таблица 1.6.1 Традиционные направления планирования
Важное место занимает т.н. общесистемная теория планирования, которая базируется на системах познания. Под системой познания понимается процесс, направленный на овладение знаниями. Система познания Лейбница, согласно которой «истина - понятие аналитическое, т.е. истинное содержание системы неразрывно связано с ее формальным содержанием». Системы могут быть представлены формальными моделями, использование которых основано на возможности давать с их помощью теоретическое объяснение широкому кругу явлений. Доказательство истинности суждений производится на основании внутренних свойств модели, без привлечения внешних, или эмпирических, наблюдений. Лучше всего подходит для хорошо структурированных задач. Пример применения: методы исследования операций. Система познания Локка. Основана на взаимосогласии, непосредственном наблюдении и эксперименте. Поиск направлен на согласованные или осредненные решения. Практическая целесообразность преобладала над строгостью. Примеры: статистические методы, Дельфийский метод. Система познания Канта. Объединяет формальное описание модели с эмпирическим обоснованием доказательства, что является по сути объединением подходов Лейбница (теория) и Локка (обработка входных данных). Подчеркивается необходимость поиска всех возможных вариантов решения проблемы. Хорошо подходит для неформализованных задач, при решении которых нельзя достичь полного единодушия (что предполагается по Локку) и к которым неприменим формальный подход (что предполагается по Лейбницу). Система познания Гегеля. Применяется для изучения общественных процессов и заключается в нахождении истины путем противопоставления тезиса и антитезиса, в результате чего можно перейти к синтезу. Истина постигается на основе конфликта и столкновения противоположных точек зрения, которые неизбежны и проистекают из принятых допущений, системы ценностей и стиля познания. Считается, что синтез, полученный на этой основе, является более правильным решением, чем те результаты. которые были достигнуты с помощью системы согласованного решения по Локку. Система познания Зингера. Идея Зингера состоит в том, что цель науки заключается не в получении абсолютных законов и однозначных ответов на вопросы о происходящих явлениях, а в постоянном уточнении ее результатов и бесконечном приближении их к абсолютной истине. Единодушие не одобряется и рассматривается как сигнал, призывающий к дальнейшему уточнению, необходимому для того, чтобы добиться разногласий. Отличие традиционного и системного подходов к планированию. Планирование порождает изменения путем информационного обмена с другими системами. Его суть определяется тем простым моментом, что оно направлено в будущее и служит инструментом устранения неясности (аналитическая сторона), а затем и неопределенности (после выбора решения) по отношению к этому будущему. Традиционно планирование рассматривается как процесс формирования «напряженных» планов для достижения конкретных целей. При этом уровень принятия плановых решений и разработки стратегий представляет собой отдельный, первый этап достижения целей. Этап реализации является процессом отдельным от процесса установления целей как логически, так и иерархически. Отсюда и цели традиционного и общесистемного планирования различны: · традиционного - решение конкретных задач путем выбора допустимых вариантов; · общесистемного - модификация системы ценностей и окружения системы для достижения соответствия между ними. Основная причина неудач планирования состоит в рассмотрении системы изолированно от ее окружения. Налагая ограничения, традиционное планирование всегда выбирает субоптимальный вариант решения и никогда не может решить проблему полностью. Основным отличием общесистемного подхода является то, что он проектирует такое будущее, которое не может быть логически выведено из настоящего и должно быть постулировано или придумано. Это планирование лидера. В рыночном хозяйстве конкретной формой блага являются потребности. Каждая из сторон (домашние хозяйства, предприниматели и государство) имеет различное отношение к производству и потреблению благ (см. рис.. 1.6.1.). ГОСУДАРСТВО Принцип: создать условия и возможности для граждан; Средства: создание институциональной, материальной и персональной инфраструктуры; государственное регулирование на макроуровне;
Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 1074; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |