КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Е. Ф. Шмурло. Возникновение и образование Русского государства 509
Возникновение и образование Русского государства 509 корни... А. Рублев оставил целую школу... Московский живописный стиль переносился в Новгород, где живопись получила наибольшее развитие».5 Под пером де Муратова Новгород «превратился в фетиш»^ равно и Грабарь применил к Суздалю тот же «метод фетишизации». Открытие новых икон, расчистка их, новые приемы исследования привели за последние 20 лет к полному пересмотру старых положений: история древнерусской живописи (иконописи) пересматривается заново, и последнего слова далеко еще не сказано. Таков, например, вопрос о характерных особенностях новгородских икон. Сравнение, сказанное выше, в основном тексте (с. 291), со словами В. Н. Щепкина: «Сильное движение или сильный покой выражают новгородские фигуры. Лики обладают энергичным выражением... Воля и спокойный ум, которым веет от этих ликов, облечены в какую-то простую, элементарную форму. Характерна активность новгородских ликов: они как бы предполагают внешний мир, они обращаются к зрителю. На этой особенности основано главное религиозное значение Новгородской школы: она изображает деятельное божество. Всего полнее выразился этот смысл новгородского искусства в ликах Спасителя. Выражение более тонкое, внутренняя жизнь более богатая и изящная, при известного рода мечтательной погруженности в себя — прямо характеризуют кисть неновгородскую... В России этот психический тип доведен до высшего, поэтического совершенства несравненным Андреем Рублевым».7 1 Ровинский. О б о з р е н и е и к о н о п и с а н и я. С П б., 1903. С. 29 — 30. 2 Грабарь. История русского искусства. Т. IV, гл. V и VI, особенно 3 L'ancienne peinture russe. Praha — Roma, 1925. С. 114. 4 Вопросы реставрации. Т. I. С. 66. 5 А. И. Некрасов. Конспект курса истории древнерусского искус 6 Г. В. Жидков. Московская живопись середины XIV века. М., 7 Труды XI Археол. съезда. Т. II. С. 190. Главнейшая литература по вопросу о русском иконописании: И. П. Сахаров. Исследование о русском иконописании. СПб., 1849. — Д. А. Ровинский. История русских школ иконописания до конца XVII в. СПб., 1856 (Записки Археолог. Общ. Т. VIII. Новое издание под титулом: «Обозрение иконописания в России до конца XVII в.». СПб., 1903. — Ф. И. Буслаев. Общие понятия о русском иконописании (Сборник Общ. Любит, р. искусства. М., 1866); 2-е изд. в «Сочинениях» автора. Т. I. СПб., 1908. — Н. В. Покровский. 510 Евангелие в памятниках иконографии и искусства. СПб., 1892 (из Трудов VIII Археолог. Съезда. Т. I). — В. Н. Щепкин. Новгородская школа иконографии по данным миниатюры. Труды XI Арх. Съезда. Т. II, 1899. — В. И. Успенский. Очерки по истории иконописания СПб., 1899 (брошюра). — В. Н, Щепкин. Московская иконопись (Москва в ее прошлом и настоящем; 12 вып. М., 1900 след.), вып 5-й. — Н. П. Лихачев. Краткое описание икон собрания П. М. Третьякова. М., 1905. — Он же. Манера Андрея Рублева. СПб., 1907. — A. И. Успенский. Очерки по истории русского искусства. Древнерус- B. Т. Георгиевский. Фрески Ферапонтова монастыря. СПб., 1911. —
Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 381; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |