Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Послесловие. государственной пользы; к этому вела вся предшествующая жизнь, этого требовал рост страны».23 В духе государственной школы (рост самодержавия и связанная с






государственной пользы; к этому вела вся предшествующая жизнь, этого требовал рост страны».23 В духе государственной школы (рост самодержавия и связанная с этим борьба верховной власти с удельными традициями и притязаниями московского боярства) трактует Е. Ф. Шмурло знаменитую опричнину Ивана Грозного. За С. М. Со­ловьевым идет он и в изложении Смуты как конфликта государства с отживающим свой век старым укладом. Государство как выражение общих интересов восторжествовало в годы Смуты над эгоизмом от­дельных классов и групп. Его враги если и не были окончательно сломлены, то во всяком случае основательно «придавлены». Удалось отстоять политическую независимость страны.

В следующую после Смуты эпоху — «превращение России в ев­ропейскую державу» (1613 — 1725) государство окончательно прини­мает абсолютистские, самодержавные формы, «само же общество по­лучает, безусловно, служилый и тяглый характер».24 В результате неимоверного напряжения сил в годы петровских преобразований была благополучно решена важная «культурная задача»: Россия вошла в «общую семью европейских народов», обеспечив себе «постоянный духовный обмен и общение с ними („окно в Европу")».25

Пятая эпоха — «Россия — европейская держава» (1725 — 1855) — органично включает в себя три далеко не одинаковых по содержанию периода: время дворцовых переворотов (1725—1741), «просвещенного абсолютизма» Елизаветы Петровны и Екатерины II и «реакции» царст­вований их преемников. «Национальное направление» во внешних делах и «просветительский характер» внутренних мероприятий сменя­ются после смерти Екатерины II жестким курсом на подчинение интере­сов страны «интересам международным». Последовавшие за царствова­нием Екатерины II 60 лет царствований Павла I, Александра I и Ни­колая I характерны прежде всего тем, что государство «снова стало управляться без определенного плана и руководящей программы». Главная особенность этого 60-летия, отмечал Е. Ф. Шмурло, это его ненациональный характер, его полное «противоречие» с екатеринин­ским царствованием как в области внутренней («либеральный» период царствования Александра I не в счет), так и особенно внешней полити­ки, которой все три государя отдавали явное предпочтение.

За эти 60 лет, отмечает Е. Ф. Шмурло, кого только не «спасали» российские императоры. Император Павел I посылал Суворова в Италию «спасать» легитимных монархов от гидры французской ре­волюции. Александр I «спасал» Европу от Наполеона, Николай I — турецкого султана от его вассала Махмет-Али, а австрийского импе­ратора от «взбунтовавшихся венгров» в 1848 году. «Спасти» евро-

Шмурло Е. Ф. Введение в русскую историю. Прага, 1924. С. 168. Шмурло Е. Ф. История России (862-1917). Мюнхен, 1922. С. X.



В. С. Брачев


пейские троны так и не удалось, несмотря на их легитимность. Прямым результатом этой политики явилось дипломатическое одиночество Рос­сии и севастопольская катастрофа. Она-то и положила конец «поли­тическому преобладанию России в Европе» и открыла новый, пос­ледний перед нашим временем пеоиод русской истории — «разрушение старого порядка (1855 — 1917)», когда страна опять возвращается на «прежний путь национальных интересов».

Отступление от «курса реформ» в царствования Александра III и Николая II и поражение в русско-японской войне 1904 — 1905 годов привели к резкому противостоянию правительства с обществом и «борьбе за конституцию». Созыва Государственной думы и других уступок «верхов» оказалось недостаточно. Глухая борьба между сто­ронниками самодержавной власти и ее противниками продолжалась. Тяготы и лишения, связанные с участием России в первой мировой войне настолько обострили ее, что падение старого режима стало неизбежным «при полном, однако, бессилии тех, кто содействовал его падению, соорудить новое здание, вместо прежнего, поваленного».27

Отмена крепостного права, замечает в связи с этим Е. Ф. Шмурло, открыла перед русским народом возможность «сложиться в нацию, у которой есть и должны быть свои исторические задачи и свои нацио­нальные идеалы. 1917 год показал, однако, что путь предстоит нам еще дальний, что в нацию мы еще не превратились и до национального самосознания еще не доросли. Зато, может быть, именно самый ураган, что пролетел над нами и безжалостно свалил веками создававшееся зда­ние, он-то и послужит могучим толчком к тому, чтобы выйти возможно скорее на этот единственный путь нашего спасения».28

Сопоставление как «Истории России», так и «Курса русской истории» с обобщающими трудами других русских историков не ос­тавляет никаких сомнений в том, что в основу их он положил схему С. М. Соловьева, дополненную и исправленную К. Д. Кавелиным, Б. Н. Чичериным, В. О, Ключевским и следующими за ними поко­лениями русских историков. Речь идет о господствовавшей в дорево­люционной университетской историографии теории «вотчинного про­исхождения» Московского государства (К. Д. Кавелин) и закрепо­щения им под влиянием внешней опасности сословий русского общества того времени (Б. Н. Чичерин). Необходимость раскрепо­щения сословий, собственно, и составляет всю последующую «внут­реннюю» историю России до 1917 года. Что же касается истории «внешней», то в основу ее положены такие традиционные для русской историографии представления как борьба за воссоединение в составе

Там же. С. 403.

Там же. С. XI.

Шмурло Е. Ф. Введение в русскую историю. Прага, 1924. С. 175.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 347; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.