КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Послесловие. государственной пользы; к этому вела вся предшествующая жизнь, этого требовал рост страны».23 В духе государственной школы (рост самодержавия и связанная с
государственной пользы; к этому вела вся предшествующая жизнь, этого требовал рост страны».23 В духе государственной школы (рост самодержавия и связанная с этим борьба верховной власти с удельными традициями и притязаниями московского боярства) трактует Е. Ф. Шмурло знаменитую опричнину Ивана Грозного. За С. М. Соловьевым идет он и в изложении Смуты как конфликта государства с отживающим свой век старым укладом. Государство как выражение общих интересов восторжествовало в годы Смуты над эгоизмом отдельных классов и групп. Его враги если и не были окончательно сломлены, то во всяком случае основательно «придавлены». Удалось отстоять политическую независимость страны. В следующую после Смуты эпоху — «превращение России в европейскую державу» (1613 — 1725) государство окончательно принимает абсолютистские, самодержавные формы, «само же общество получает, безусловно, служилый и тяглый характер».24 В результате неимоверного напряжения сил в годы петровских преобразований была благополучно решена важная «культурная задача»: Россия вошла в «общую семью европейских народов», обеспечив себе «постоянный духовный обмен и общение с ними („окно в Европу")».25 Пятая эпоха — «Россия — европейская держава» (1725 — 1855) — органично включает в себя три далеко не одинаковых по содержанию периода: время дворцовых переворотов (1725—1741), «просвещенного абсолютизма» Елизаветы Петровны и Екатерины II и «реакции» царствований их преемников. «Национальное направление» во внешних делах и «просветительский характер» внутренних мероприятий сменяются после смерти Екатерины II жестким курсом на подчинение интересов страны «интересам международным». Последовавшие за царствованием Екатерины II 60 лет царствований Павла I, Александра I и Николая I характерны прежде всего тем, что государство «снова стало управляться без определенного плана и руководящей программы». Главная особенность этого 60-летия, отмечал Е. Ф. Шмурло, это его ненациональный характер, его полное «противоречие» с екатерининским царствованием как в области внутренней («либеральный» период царствования Александра I не в счет), так и особенно внешней политики, которой все три государя отдавали явное предпочтение. За эти 60 лет, отмечает Е. Ф. Шмурло, кого только не «спасали» российские императоры. Император Павел I посылал Суворова в Италию «спасать» легитимных монархов от гидры французской революции. Александр I «спасал» Европу от Наполеона, Николай I — турецкого султана от его вассала Махмет-Али, а австрийского императора от «взбунтовавшихся венгров» в 1848 году. «Спасти» евро- Шмурло Е. Ф. Введение в русскую историю. Прага, 1924. С. 168. Шмурло Е. Ф. История России (862-1917). Мюнхен, 1922. С. X. В. С. Брачев пейские троны так и не удалось, несмотря на их легитимность. Прямым результатом этой политики явилось дипломатическое одиночество России и севастопольская катастрофа. Она-то и положила конец «политическому преобладанию России в Европе» и открыла новый, последний перед нашим временем пеоиод русской истории — «разрушение старого порядка (1855 — 1917)», когда страна опять возвращается на «прежний путь национальных интересов». Отступление от «курса реформ» в царствования Александра III и Николая II и поражение в русско-японской войне 1904 — 1905 годов привели к резкому противостоянию правительства с обществом и «борьбе за конституцию». Созыва Государственной думы и других уступок «верхов» оказалось недостаточно. Глухая борьба между сторонниками самодержавной власти и ее противниками продолжалась. Тяготы и лишения, связанные с участием России в первой мировой войне настолько обострили ее, что падение старого режима стало неизбежным «при полном, однако, бессилии тех, кто содействовал его падению, соорудить новое здание, вместо прежнего, поваленного».27 Отмена крепостного права, замечает в связи с этим Е. Ф. Шмурло, открыла перед русским народом возможность «сложиться в нацию, у которой есть и должны быть свои исторические задачи и свои национальные идеалы. 1917 год показал, однако, что путь предстоит нам еще дальний, что в нацию мы еще не превратились и до национального самосознания еще не доросли. Зато, может быть, именно самый ураган, что пролетел над нами и безжалостно свалил веками создававшееся здание, он-то и послужит могучим толчком к тому, чтобы выйти возможно скорее на этот единственный путь нашего спасения».28 Сопоставление как «Истории России», так и «Курса русской истории» с обобщающими трудами других русских историков не оставляет никаких сомнений в том, что в основу их он положил схему С. М. Соловьева, дополненную и исправленную К. Д. Кавелиным, Б. Н. Чичериным, В. О, Ключевским и следующими за ними поколениями русских историков. Речь идет о господствовавшей в дореволюционной университетской историографии теории «вотчинного происхождения» Московского государства (К. Д. Кавелин) и закрепощения им под влиянием внешней опасности сословий русского общества того времени (Б. Н. Чичерин). Необходимость раскрепощения сословий, собственно, и составляет всю последующую «внутреннюю» историю России до 1917 года. Что же касается истории «внешней», то в основу ее положены такие традиционные для русской историографии представления как борьба за воссоединение в составе Там же. С. 403. Там же. С. XI. Шмурло Е. Ф. Введение в русскую историю. Прага, 1924. С. 175.
Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 373; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |