Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Милан (или мильян) Луис. 17 страница




Далее перечислены исполненные произведения. Статья заканчивается следующей похвалой: “Программа завершилась “Арагонскими мелодиями” Санчеса Тарреги. аплодисменты не прекращались ни на минуту, его несколько раз вызывали на поклон.

Одним словом это великий артист, в фарватере которого остается чистейшее искусство; артист, который вчера вечером дал нам почувствовать то, что прячется в сердце его гитары, круг лирической поэзии и народной нежности”.

Наконец, 10.04.1932 года он предстал в театре “Лара” в столице Испании со следующей программой: “Серенада” Малатса, “Гавот” Тарреги, “2 танца” Гранадоса, “Тремоло” Тарреги, завершающее первую часть. Во второй части: “Тема с вариациями” Сора, “Анданте из Сонаты № 2” Моцарта, “Фандангильо” Турина, “Мирадор Линдаверы” и “Арагонские мелодии”, два последних произведения исполнителя. Третья часть: “Песни моей земли” Барриоса, “Кадис”, “Гранада” и “Прелюд” Альбениса.

САНЧЕС Исидора. Известная аргентинская гитаристка. С молодых лет занималась гитарой в своей родной провинции Сантьяго–дель–Эсхиро. Настолько любила гитару, что когда концертантка Мария Луиса Анидо давала там несколько публичных концертов, она добилась, чтобы знаменитая артистка давала ей уроки. И девушка достигла значительных успехов. Сеньорита Исидора Санчес, обладающая тонким артистическим темпераментом, принимала участие во многих художественных актах, проходивших в городе, где заслужила восторженные аплодисменты и похвальные рецензии в прессе. Следует ожидать от этой многообещающей артистки, что она станет достойной представительницей виуэлы в этом северном городе.

САНЧЕС Карлос. Исполнитель на гитаре, в андалузском стиле. Родился в столице Малаге, где его знали как хорошего исполнителя фольклориста и умелого гитарного мастера. Для этого в 1903 году он основал мастерскую и лавку принадлежностей на улице Торрихос напротив моста Троицы. Здесь проходили вечера исполнителей национальной музыки. Из–за южного темперамента, столь склонного к болтовне, времени для действий оставалось меньше. Это очевидно и было причиной того, что Санчес не проявлял себя более блестяще в двух видах деятельности. Умер в Малаге в 1915 году.

САНЧЕС Патарреут Мария Эпильвина. Аргентинская преподавательница гитары, фортепиано и сольфеджио. Родилась в Лас Эрас, провинция Буэнос–Айрес 28 июля 1909 года. С детских лет она очень полюбила музыку и особенно гитару. Первые сведения об этом инструменте она получила дома от сестры – скромной любительницы. То, что в поселке, где она жила, не было необходимых условий, а также ее молодость – заставили отложить до лучших времен любимый инструмент. Частично удовлетворяя страсть к музыке, она стала заниматься фортепиано. В 1924 году гитаристка стала преподавать сольфеджио и в 1926 году гитару в консерватории д'Андреа. Позже она смогла осуществить свою мечту, поступив в буэнос–айресскую академию Ридзути, где получает 6 июля 1931 года диплом преподавателя гитары. Позже для усовершенствования она поступает в академию автора этих строк. С успехом занимается преподавательской деятельностью в своем городе и столице федерации. 21.05.1932 года в местечке Вильяра, провинция Буэнос–Айрес, артистка совместно со своей ученицей сеньоритой Сулемой Дово, дала концерт избранной музыки. Бурные аплодисменты были наградой за прекрасное исполнение.

САНЧЕС Хорхе. Известный испанский гитарист, живет в столице Арагона, Сарагосе, где преподает гитару и медиаторные инструменты. Он штатный преподаватель этих дисциплин в “Арагонской консерватории” (1932 год).

САНЧО Хосе. Испанский гитарист и исполнитель из Валенсии. Входил в состав знаменитой “Эстудиантины Фигаро”, которую организовал и которой руководил Доминго Гранадос и позже Карлос Гарсия Тольса. Гитарист Санчо нашел в “Эстудиантине Фигаро” способ удовлетворить дух богемы, постоянно путешествуя и нигде не обосновываясь. После этого он совершил турне по всей Америке, несколько лет жил в США. В пределах жанра, которым он занимался, Санчо был верным отражением своей музыки, т.е. гитаристом, призванным пробудить интерес к инструменту. В 1904 году он покидает США и переезжает в Буэнос–Айрес, где вышло 40 его произведений, в основном оригинальных. В пьесах танцевального характера заметна рука его маэстро по композиции, Карлоса Гарсии, хотя они не так усложнены и не так растянуты, и, возможно, более точно отвечают поставленной цели. В других чувствуются воспоминания о мелодиях, которые он позаимствовал в других странах. Но наивысшей высоты он достигает в том, что мы называем салонной музыкой. “Детский гавот”, “Болеро”, “Близ Гурии” (хота, посвященная другу и коллеге гитаристу Хуану Пастору), “Баллада”, “Болеро”, “Тропическая ночь” и “Ночная мелодия” (эти два последние одинаковые по композиции, и последнее посвящено коллеге Ромуло Тронкосо). Гватемальская песня “Цветку” (той же гитарной композиции, что и предыдущее). Отметим совпадение в том, что гитарист Луиджи Модзани имел то же “вдохновение”, что и Хосе Санчо, т.к. он опубликовал то же произведение, которое Санчо называет “Ночная мелодия”, а Модзани “Праздники ларов”. Это последнее сочинение было опубликовано во второй половине 1906 года миланским журналом “Плектр”. Санчо отдал его в собственность издательству Франсиско Нуньеса 23 марта 1905 года.9 Мы приводим эти данные, т.к. считаем своим долгом напомнить читателю, что оба автора жили в одно и то же время в США.

15 сочинений Санчо были опубликованы парижским издательством Ж. Пиза и еще одно туринским Дж. Кьяппино. Богемский темперамент Санчо, как мы уже заметили в начале, мешал ему вкладывать свои реалы в определенную местность. И таким образом мы потеряли его из виду. Мы не знаем, продолжает он путешествовать или нет, и где.

САПАТА (...). Известный сочинитель гитарной музыки. В Мадриде 17 ноября 1801 года выпустил своего сочинения пьесу с 10 большими “Менуэтами” для пятиструнной гитары и отдельно для шестиструнной

(Сальдони, том VI).

САПАТЕР Бальдомеро. Испанский концертный исполнитель и маэстро. Родился в Кандиеле в старинном королевстве Валенсия 1 марта 1886 года. “Иллюстрированный слварь музыки”, изданный барселонской “Сентарль Каталона де публикасьон” дает интересную биографию Бальдомеро Сапатера, которую мы приводим здесь; мы думаем, что статью о нем написал испанский концертный исполнитель–гитарист Альфредо Ромеа, один из основных сотрудников редакции этого словаря.

“Из–за слепоты, которая настигла его враннем детстве, он воспиртывался в Муниципальной школе слепых в Барселоне. Здесь он закончил начальную школу, занимался сольфеджио с основами гармонии, также прошел весь курс обучения на гитаре с преподавателем инструмента этой школы слепых. Благодаря ясному уму и настойчивости в занятиях, мальчик скоро выделился среди своих товарищей по занятиям. Он сделал быстрые успехи на гитаре, отличаясь ясным и широким механизмом. таким образом через несколько лет молодой артист уже умел исполнять самые трудные произведения классического репертуара.

В 1905 году, когда организовывалась Испанская ассоциация обучения слупых, он был назначен преподавателем гитары, также очень успешно выступил на концерте, организованным в честь открытия ассоциации в зале, который сейчас называют залом Моцарта. Через некоторое время, вступив в брак, маэстро переезжает с женой в Германию, где широко расцвела его художественная индивидуальность.

Занимаясь в Германии преподавательской деятельностью, Сапатер одновременно выступает как исполнитель. Наряду с многочисленными концертами в немецких городах, он с непревзойденным успехом выступает в Праге, Амстердаме, Кельне, Берлине и Мюнхене, что приносит ему славу и доход.

Сегодня Бальдомеро Сапатер, обладающий большими возможностями и железной волей, человек богатой культуры, владеющий несколькими иностранными языками и гитарой, в самом высоком смысле слова занимает одно из первых мест среди современных гитаристов. В настоящее время он подписал выгодный контракт на неопределенное время на два концерта ежемесячно в разных немецких городах. Хотя у него эклектический репертуар, он исполняет свои переложения и переложения других авторов, но предпочитает классический репертуар (Сор, Агуадо и т.д.). Артист придерживается школы, привитой ему маэстро Ногес Пон; эта школа ведет свои истоки от Дионисио Агуадо”.

Приведенная биография не говорят нам ничего вульгарного о гитаристе Сапатере, слепом, каким были Фуэнльяна (см.) и Манхон (см.). Контракт на неограниченное время на концерты в городах Германии говорит, о том, что Сапатер – Франсиско Кельехе, который завершив турне по Аргентине, едет в Германию, чтобы дать обещанное большое число концертов.

САППА Г. Композитор–гитарист. Жил в конце прошлого века. Во франкфуртском издательстве С. Андре в конце XIX века вышло его произведение под названием “Серенада”.

САРАБИЯ Бенито, Испанский. Родился в Туделе в Наварре 21 марта 1874 года. С молодых лет посвятил себя изучению гитары и скоро стал известен. Объехав несколько провинций, он добился похвального успеха. Позже перезжает в Аргентину и обосновывается в Буэнос–Айресе. Исполнительское его искусство можно назвать чисто индивидуальным, и что очень доходно, оно характеризуется импровизациями на мелодии андалузского или аргентинского эстило: особенно способствует приятному впечатлению ясность звука. Из сочинений его известны опубликованные “Эстило” в аргентинском стиле. Сотрудничал с каталонским композитором, в настоящее время директором “Консерватории Фонтова” в аргентинской сарсуэле под названием “Фантазеры”. Всегда пользовался уважением, как преподаватель в упомянутом стиле, его личность окружает широкая иллюстрация, приносящая ему уважение и симпатию.

САРАБИЯ Делия. Современная аргентинская преподавательница гитары и композитор. Живет в Буэнос–Айресе. Ученица своего отца, имеющего ту же фамилию. С ранних детских лет принимала участие во многих художественных и благотворительных актах. В настоящее время выделяется в преподавании, благодаря собственному опыту и хорошей репутации отца. Из сочинений ее опубликованы пять произведений для гитары и пения в аргентинском стиле и «Руководство, как научиться ритмировать и перебирать», поставленное на службу тех, кто занимается аргентинским фольклором.

САРДО А. Современный автор. Одно его сочинение, «Смешанные воспоминания», для гитары было опубликовано в Италии миланским издателем А. Видзари. Это ритмически танцевальная мазурка, ценная для тех, кому нравятся такие произведения.

САРЕНКО Василий Степанович. Известный русский гитарист. Родился в 1814 году в Воронеже. В ранние детские годы остался сиротой и воспитывался в семье старшего брата, преподавателя лицея. В 1833 году получил диплом врача в г. Москве и в этом же году получил назначение военным врачом в г. Ораниенбаум, откуда был переведен в корпус кадетов в Санкт–Петербурге. Саренко дружил со многими хорошими гитаристами и музыкантами. Это, кроме его преподавателя Сихра, были Палевич, Аксенов и Стахович. Кроме того, он был большим другом эрудита Циммермана, которого очень уважал и побуждал больше сочинять. Саренко посвятил лучшую часть своей жизни гитаре. Он ежедневно посвящал гитаре 3–4 часа. Саренко был опытным гитаристом и обладал хорошим вкусом. Он оставил 17 сочинений – это фантазии, этюды и переложения. Умер 17 июня 1881 года в Орле, откуда его останки были перевезены в Москву.

САРКОЛИ Адольфо. Итальянский гитарист и композитор. На стр. 28 «Теоретического и практического учебника / для изучения / гитары А. Пизани, выпущенного миланским издателем Ульрико Хоэпли, третье издание», автор пишет, что Адольфо Сарколи – «великий гитарист», такой, как Агуадо, Карулли, Паганини, Высоцкий и др. Далее его последовательно сравнивают с Пуэнте Арнау, Колеттой, Модзани и др. Из сочинений его миланское издательство «Издательство А. Видзани (Плектр)» выпустило хорошую польку–галоп А. Сарколи для сольной гитары, приятную в своем жанре.

САРМЕХАНЕ Поль. Гитарист и композитор–любитель второй половины XIX века. Сеньор Поль, как его называли, входил в ту же фалангу гитаристов–любителей: Махин Алегре, Кануто Эстарриоль, П. Де Ферран, Хосе Рей и многие другие, которые с духовным и неустанным энтузиазмом сохранили среду этого инструмента в столице Каталонии. Одно из сочинений Поля Сармехане было в собрании сочинений для гитары, принадлежавшем маэстро композитору Хосе Ферреру, которая в настоящее время находится в нашей библиотеке. Это произведение – менуэт, приятный и чисто гитарный, певучий и, следовательно, лишенный гармонического дополнения.

САРМИ Т. Композитор, гитарист и мандолинист. Известны его опубликованные «Иоланта», «Ветреная капризница», «Привет дачникам Фьязоле». Эти сочинения тривиального характера, но правильной композиции, можно было приобрести в начале века в крупном миланском издательстве Карита и Янихена.

САРРАБЛО (…). Испанский композитор и гитарист. Крупное парижское издательство Жака Пиза в начале прошлого века выпустило для сольной гитары «Хоту» автора Саррабло в народном стиле и простой формы; и в том же стиле еще четыре произведения, все они без претензий, но, несмотря на это, нравятся.

САРСАПАРИЛЬЯ Хиль Леокадио де. Назовем следующие оригинальные произведения этого композитора, вышедшие в Париже: 24 ноября 1786 года – «Тетрадь» из четырех новых «Тиран», сольных, с музыкой, с гитарным аккомпанементом, сочиненных в современном андалузском стиле, а также другие произведения для различных инструментов (Сальдони, том IV).

САРТОРИ Т. Композитор и гитарист, автор небольшого произведения под названием «Ада», мазурки. Жил во второй половине прошлого века. Это произведение можно было встретить в конце XIX века во франкфуртском издательстве С. А. Андре.

САССО Родерико. Известный итальянский гитарист–любитель. Жил как фабрикант в местности Ро. Человек богатой культуры, ему принадлежал хороший архив сочинений для гитары. Он был меценатом гитаристов. Организовал при помощи миланского журнала «Плектр» в 1920 году конкурс медиаторных и щипковых инструментов (мандолина и гитара). Он дал сумму в две тысячи лир для распределения между участниками конкурса. Как исполнитель имеет в своем репертуаре произведения Мерца, Модзани, Тарреги, Виньяса и др. Он очень уверенно исполняет «Имитацию фортепиано», фантазию этого последнего автора, не лишенную трудности, которую сеньор Сассо выдержано и плавно преодолевает.

САЯЦКИЙ Сергей Спиридонович. 10Известный гитарист–любитель и доктор медицины. Родился в Москве 17 сентября 1850 года. Он так любил гитару, что превратил свой дом в ее храм. По обоюдной симпатии он пригласил к себе жить очень образованного маэстро и известного гитариста А. Соловьева. В доме доктора Саяцкого художественно–гитарные вечера следовали один за другим. Он знакомил гитаристов с гитарной литературой, а они имели возможность продемонстрировать свои способности на инструменте и часто импровизировали дуэты, трио, квартеты и т.д. Знаменитый врач и хороший друг гитары Сергей С. Саяцкий умер в Москве 6 мая 1910 года.

СБОРДОНИ Джиомо. Преподаватель гитары в Брешии и Италии в середине XIX века. Опус 57 Антонио Диабелли «Вариации / на любую тему / для двух гитар» был опубликован издателем – владельцем «Синьором Джакомо Сбордони / профессором гитары и маэстро школы в Брешии». Переложение читается в опусе 57 Диабелли, опубликованном в Милане Джио Рикорди, и которые мы могли посмотреть в крупном собрании сочинений для гитары, принадлежавшем аргентинскому гитаристу–любителю доктору Фернандо Крусу Кордеро.

СВИНЦОВ Василий Иванович. Русский гитарист и композитор. Ученик известного дидакта Сихра. Зут упоминает о нем как об авторе прелюдий и фантазий.

СВОБОДА Аугуста. Композитор, гитарист и автор пособий. Уроженец Богемии. Родился в 1787 году. В начале века жил в Вене, где был музыкантом и гитаристом, преподавал гитару. Выпустил Школу игры на гитаре. Зут упоминает также у этого автора опусы 9 и 10 – «Этюды», опус 47 «Вариации» для сольной гитары; опус 11 «серенады» для двух гитар и квинтеты, трио и т.д. для гитары с другими инструментами.

СЕБАЛЬОС Рамо А. Аргентинский преподаватель и композитор–гитарист. Известно несколько опубликованных в Буэнос–Айресе оригинальных произведений и переложений этого автора. Из них можно отметить произведения на тему аргентинского фольклора, как, например, «Вариации на тему гато», где точно звучат ритмы и оттенки этого прекрасного танца. Мы предполагаем, что это тот же автор, что упоминается в каталогах, но с написанием фамилии через «У»; сообщается, что он выпустил «Гаммы и арпеджио». Как исполнитель Себальос обладает хорошей школой, вкусом и данными, которые выделяют его среди исполнителей, выступавших по радиостанции «Ла Расон» в 1928 году.

СЕВЕДО Пабло. Ученый священнослужитель из Валенсии, прекрасный виуэлист и певец. Писал также стихи, в юности под псевдонимом написал несколько комедий. Читал теологию в университетах Тарраганы и Валенсии; он был настолько образованным человеком, что генерал его ордена, Фрай Хосе Санчес наградил его привилегиями и почестями провинциального падре, но он смиренно попросил, чтобы его освободили от этого высокого поста.

Умер в Валенсии 3 марта 1673 года (Руис де Литори, «Музыка в Валенсии»).

СЕГОВИЯ Торрес Андрес. Концертный исполнитель–гитарист, выдающийся в самом высоком смысле этого слова и скромный композитор. Родился в Линаресе 17 марта 1893 года. Мы смотрим его свидетельство о рождении, где говорится: «Дон Франсиско Моралес Абольес, священник прихода Сан Педро этого города свидетельствует, что на стр. 66 в книге двадцать первой записей о крещении этого приходского архива имеется следующая запись: в городе Хаэн, двадцать четвертого марта тысяча восемьсот девяносто третьего года Я, дон Хуан Гарридо–и–Кесада, священник–коадьютор прихода Сан Педро, с разрешения этого прихода торжественно окрестил мальчика, который, согласно представленному в должной форме свидетельству передо мною и свидетелем Хосе Карпио–и–Мигель Майя, служащим той же церкви, матерью Росой Торрес Крус, родился семнадцатого числа текущего месяца в половине седьмого вечера по адресу Ла Корредера № 94 в городе Линарес, где мать проживает случайно, сын Бонифасио Сегобии–и–Монтеро и Росы Торрес Крус. Дед и бабка со стороны отца Андрес и Мария Франсиско, дед, бабка и отец – уроженцы этого города; мать и бабушка с материнской стороны – из Малаги; отец матери – из Чуррианы. Я дал ему имя Андрес; крестной матерью была Тереса Гранадино, незамужняя, которой я сообщил о духовном родстве и обязательствах. Удостоверяю написанное своей подписью. Священник прихода Хуан Гарридо. Подпись и печать. Дон Ромеро. Подпись. Это дословная копия оригинала, к которому я обращаюсь. Хаэн. Тридцать первого декабря одна тысяча девятьсот тридцатого года. Имеется печать церкви Сан Педро в Хаэне.» Привлекает тот факт, что свидетельство о рождении выдано церковью в Хаэне, а не церковью Линареса, где он родился, а также то, что в приведенном документе фамилия отца написана с буквой В, или SEGOBIA, в то время как и все мы знаем, что он был SEGOVIA. Это интересная деталь биографии и, возможно, важные данные для тех, кто ими заинтересуется.

Мы, даже если и старались, не смогли бы добавить ничего или смогли бы мало добавить к объемному тому похвал его высокому искусству. Знаменитый скрипач Крайслер заявил о Сеговии: «В мире есть только два великих музыканта, Касальс и Сеговия».

Не обращаясь к различным сферам мира музыки, а сфокуссируясь только на выдающихся инструменталистах, имя Сеговия мы можем рассматривать на несколько ступеней выше в храме бесконечной славы, рядом с именами Касальса, Крайслера и др.

Виолончель и скрипка, (соответственно, знание техники на этих инструментах) могут быть платформой, с которой можно по достоинству оценить понятие того, что происходит в области гитары. Соединение двух и более нот в одном звуке (одновременно, в аккорде) дает красоту, равную той, которую получает художник в соединении двух и более цветов, и которая составляет оркестр (соединение скрипки, виолончели, флейты и т.д.). Трели скрипки, протяжки и вибрации виолончели, которые при выделении кажутся сами по себе как эмоциональный корпус, где течет поток чувства партитуры, которую слушают, не дадут такого полного и совершенного чувства красоты, если бы они не звучали на фоне занавеса, (который дают басы и остальная гармоническая часть оркестра), где они выступают как первые фигуры. Роза, освещенная золотым лучом восходящего солнца, на которую мы смотрим на первом плане густой зелени, конкретизирует в себе все чувство от красоты окружения, в котором мы ее видим до такой степени, что когда видение кончается, мы вспоминаем из него только одно – прекрасный цветок. Так мы восклицаем, припоминая в партитуре каденцию скрипки или вибрацию виолончели, но роза, скрипка и виолончель вне подходящего обрамления, как сакраментальная фраза шекспировской драмы, которая не утрачивая значения, имеет совсем другую оценку эмоции и чувства по сравнению с тем, если бы ее оценивали в контексте драмы, к которому она принадлежит.

Выдавать звук или исполнять, в возвышенном смысле, окружение и фразу – это разница, существующая между гитарой и скрипкой или виолончелью, которые мы рассматриваем как инструменты, выступающие отдельно. Гитара самодостаточна в плане наивысшей тонкости, т.к. в ней сочетаются тона арфы, аккорды фортепиано, басы оркестра, протяжки скрипки, вибрации виолончели. Другим инструментам нужны дополнения. Скрипка и виолончель представляют собой только понятие о красоте цветка – гитары; в нашем случае – это роза, освещенная золотым лучом солнца и густая листва. Такой же будет оценка, если мы будем сравнивать гитару Сеговии и виолончель Касальса, или скрипку Крайслера. Конечно, я не собираюсь сравнивать их, я просто хочу определить принцип, результат справедливого анализа значимости инструментов.

Представив личность Сеговии через гитару и изложив мнение знаменитого Крайслера, нас интересует процесс его формирования, как он созрел, развивался и работал, пока не достиг вершин.

В Гранаде с ранних детских лет он играл на гитаре переборы и фальсеты. Открыть этот музыкальный инструмент ему помог друг и ученик Тарреги валенсийский преподаватель и гитарист Пако Санс, которому аплодировали в Буэнос–Айресе в 1912 году. Однажды, когда Сеговия был в Андалузии во время одного из продолжительных турне по Европе этого артиста, он услышал в исполнении скромного Санса что–то из репертуара Тарреги (по данным Санса). Так зерно попало на плодородную почву. Сеговия спрашивает, ведет расследование, анализирует, изучает, понимает провинциальную среду и освобождается от нее, отделяется от регионального полуискусства, и как очарованный, начинает действовать в форме, о которой пишется в газетной заметке: «Сеговия, концертный исполнитель – романтик, который из города в город, из деревни в деревню несет на магических струнах своей гитары чистые раскаты искусства и поэзии, которые эта наша нынешняя бесчувственная публика не оценивает по достоинству» (Бюллетень «Библиотеки Фортеа», январь 1914 год).Он переезжает в Мадрид, затем в Валенсию в 1915 году. Он представляется, борется и побеждает. Платная гитара на концерте для публики не известна в Барселоне, она известна только в салонах скромных любителей, начиненных предрассудками, почитателей того или иного маэстро. Вначале Сеговии все помогают, им восхищаются и аплодируют ему, но, хотя эти оценки и послужили изжитию рахитизма, они не открыли или не смогли увидеть в нем будущего артиста со всемирной славой. Гитарой он завоевал самых крупных представителей изящных искусств и науки в образованном барселонском обществе, где, мы не боимся в этом ошибиться, он получил «пропуск» в музыкальный мир. Во время одной из наших поездок в Барселону в 1916 году мы познакомились с Сеговией, слушали его и подружились с ним. Группа почитателей, куда входили и мы и где было много артистов, предложила ему ужин в «Доме Хуана», скромном ресторане типа парижской таверны. Сеговия там играл. Его решительность, уверенность, дикция, звук и поза по мере исполнения хорошо известного нам репертуара, оправдывали счастливые предсказания, которые сделал отец автора этих строк об этом неординарном явлении: «Это тот артист, который нужен гитаре». Он начинает постоянно давать концерты. Импресарио, хитрецы в этом деле, видят в нем новую возможность извлечения прибыли. Он три раза бывал в Аргентине (все время по контракту), переезжает в Нью–Йорк (импресарио наперебой предлагают ему контракты). Ему аплодируют в Лондоне, Париже, Бостоне, Мехико, Берлине, Брюсселе, Санкт–Петербурге, Стокгольме, Будапеште, Риме, Вене и везде, где бы его ни представляли, он самый лучший артист.

Сеговия – психолог по преимуществу в том, что касается публики. Это один из секретов его триумфа. На концертах он выходит на сцену медленно, величественно, без улыбки, но корректно. Нет резкости в его движениях, нет и аффектированной представительности. После того, как он сел, он призывает зал к молчанию. Когда тишина становится абсолютной, он начинает исполнение, убежденный в том, что присутствующие, для того, чтобы слушать, должны молчать, для чего, они сюда и пришли. В ходе исполнения он требует религиозного молчания приверженцев, малейший шум ему мешает, мягким жестом он приглашает не повторять шума, давая понять, что тот, кто его производит, должен уйти. Он прекращает играть на любом месте произведения, если шум продолжает его беспокоить или отвлекать. Эта моральная сила и постоянная выдержка владеют массой, предрасполагая ее почувствовать всю красоту того, что исполняется. Это настоящий актер, который одержим самим собой, «разговаривает» как у себя дома и одновременно спрашивает публику взглядом, чтобы та, как и он, прониклась переполняющей его радостью или грустью той темы, которую он исполняет. Актер, который боится публики, не может абстрагироваться и дать полное артистическое чувство того, что он исполняет. Так и неспокойный гитарист никогда не сможет выступать как настоящий концертный исполнитель. Сеговия, которому неведом такой страх, уверенный в себе, всей душой приветствует приближение дня своих концертов и заранее испытывает радость от того, как он войдет в контакт с публикой. Это качество, наряду с внутренне присущим ему значением, всегда утверждало его во всех успехах. Легко объяснимо, что нервозность гитариста, не обладающего такими качествами, отрицательно влияет на память и отсутствие тонкого такта, столь необходимых для успеха. И если при этом он все–таки действует, спасаясь силой занятий или исполнительскими возможностями, никогда не принесет публике полное удовлетворение от удовольствия победы и добиваясь только снисходительных аплодисментов, которые в глубине своей – милостыня. Сеговии никогда не надо было подарков, он завоевывает аплодисменты собственными силами, которые почти требует, потому что знает, что его гитара, его искусство и личность имеют преобладающее значение и околдовывают.

Именно поэтому, без школы, без учителей–музыкантов, очень скромного происхождения и в неблагоприятной среде, сильный и неповторимый, он возвышается над потерпевшими поражение гитаристами и бросает им в лицо: «Я счастлив, что не знал Таррегу. Если бы я его знал, я никогда бы не стал тем, что я теперь». Справедливый и глубокий в этой своей независимости, которая показывает нам не только концертного исполнителя, музыканта, но и уверенного, с мужским характером, человека. Его исключительные качества околдовали и привлекли к гитаре мудрецов пятиугольника: Морено Торробу, С. Педреля, Турину, Тансмана, Сирила Скотта, Самазея, Понсе и других, имя которым – легион и заставили их написать для гитары прекрасные музыкальные страницы, где блещут и славят друг друга композитор и исполнитель, и так подтверждается красота инструмента.

Впечатление от исполнения Сеговии на грампластинках, хотя и имеющих большое значение, таково: они страдают отсутствием естественной и активной красоты, которая всегда исчезает при грамзаписи. В звуке, как и в цвете, есть тонкости, которые невозможно заключить в грампластинке, как и на фотографии, потому что они лишь приблизительная копия звука или цвета, всегда устанавливающая план приближения, подчеркивающий плохое и искажающий хорошее. Всю красоту прекрасной женщины совершенно невозможно сконцентрировать на фотографии, точно также как тонкое искусство Сеговии не существует ни на одной из его грампластинок. Великий во всем и постоянно превосходя себя, он сам, возможно не оценил по достоинству весь успех своего последнего турне в Буэнос–Айрес в 1928 году. Он приехал 30 июня и через четыре дня дал свой первый концерт. Затем по два в неделю он дает девять концертов. В короткие перерывы между концертами он выступает в Монтевидео и в провинциях республики. 20 августа он отплыл в Европу, забыв дать объявленный концерт, о котором была договоренность с крупнейшей музыкальной ассоциацией республики.

Между вторым и последним турне по Аргентине был 7–летний перерыв. Почти полное обновление произведений репертуара было важным фактом, пробудившим интерес и обеспечившим восторженный прием. Как прекрасную и красноречивую подробность его большого успеха мы вспоминаем седьмой концерт, состоявшийся 8 августа (вечером, как и остальные). В то же время и совсем недалеко свой четвертый концерт также с интересной программой давал выдающийся пианист Рубинштейн. На шести предыдущих концертах Сеговии, несмотря на то, что они следовали один за другим, все заметили, что в окошке кассы висела табличка «Все билеты проданы». На этом седьмом концерте, который мы вспоминаем, день и час которого совпали с концертом Рубинштейна, мы ожидали, что в этой случайной дуэли гитара проиграет. На концерте пианиста в Оперном театре все места были заняты, но концерт Сеговии был полным успехом в том, что касается публики – полное и абсолютное «заполнение». Названный случай, кроме того, что он особым способом оттеняет личность Сеговии, свидетельствует также о высокой музыкальной культуре буэнос–айресской публики, а в ней преданных поклонников гитары. Это также требовательная публика для тех, кто предстал с тем же инструментом и не добились успеха, о котором мечтали.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 341; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.