Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие стратегии. Функции миссии и целей в организации. Стратегическое и ситуативное управление




Понятие стратегического менеджмента

Стратегии оздоровления предприятия.

Инструменты стратегического управления.

Понятие стратегического менеджмента.

Стратегический менеджмент

Тема 2

Методы изучения менеджмента

Методы изучения менеджмента: научный подход и опытный подход к менеджменту. Дескриптивная и нормативная теория менеджмента.

 

Вопросы:

1. Какие виды управления осуществлял на своем острове Робинзон Крузо?

2. Деятельность кого из перечисленных ниже лиц можно отнести к менеджменту: капитан корабля, министр, участник общего собрания акционеров, преподаватель в студенческой группе, президент компании, антрепренер рок-звезды, председатель правления банка, главный врач больницы, председатель городской думы, руководитель космического полета? Обоснуйте свой ответ, определяя задачи, функции и инструменты управления каждого из названных вами в качестве менеджеров лиц.

3. Опишите структуру деятельности менеджера.

4. Прокомментируйте признаки организации.

5. Укажите и обоснуйте, чем отличаются представления о природе организации в рамках механической и органической модели.

6. Укажите, какие функции менеджера становятся доминирующими на разных этапах жизненного цикла организации.

7. Прокомментируйте связь основных предметов менеджмента.

8. Опишите поведение Кота в сапогах с точки зрения менеджмента.


 

Вопросы к усвоению:

1. Что собой представляют цели организации, и чем они определяются?

2. Что такое стратегическое управление?

3. Принципы стратегического управления.

4. Перечислить элементы стратегии предприятия.

5. Структура бизнес-плана.

6. Перечислить стратегии оздоровления предприятия.

 

В классическом менеджменте под стратегией понимается детальный всесторонне разработанный план, направленный на достижение поставленных перед организацией целей[2]. Разработка стратегических планов существенно различается в зависимости от «уровня» организационной структуры организации. Обычно различают стратегию на корпоративном уровне и стратегию отдельных бизнес-единиц организации (СБЕ). Корпоративный уровень – это высший уровень организации, на котором определяется ее общая стратегия. Уровень бизнес-единицы – это уровень, на котором определяется стратегия в отношении продуктов и рынков данной бизнес-единицы.

Ключевым понятием корпоративной стратегии является понятие «видения» будущего организации [3]. Корпоративное «видение» – это ясное, выраженное текстуально представление о будущем организации, ее идеальный образ. Оно определяет общее направление деятельности организации, расширяет представление о ней. В отличие от «миссии» организации (которая «включается» в видение) видение означает не то, что нужно сделать, а то, к чему следует стремиться. В идеале корпоративное видение – это такой образ организации, который должен вдохновлять работников и сотрудников, инвесторов и клиентов.

«Видение» будущего организации включает в себя три важных элемента:

1. Основополагающие ценности организации;

2. Миссия организации;

3. Стратегические долгосрочные цели организации.

 

Основополагающие ценности организации – это «философия фирмы», т. е. основные ценности и принципы ведения дел, принятые в организации.

Миссия предприятия – есть социально-значимая функция предприятия. Миссия выражает роль организации, связанную с тем, что она удовлетворяет некую общественную потребность. Поскольку организация всегда создается для удовлетворения какой-то общественной потребности, то можно сказать, что миссия организации есть основная общая стратегическая цель организации. В заявлении, в котором определяется миссия бизнес-единицы (или всей организации), обычно указывается сфера ее деятельности (рынки и соответствующие товары). Нужно также отметить, что миссия организации несет не только внешнюю, но и внутреннюю смысловую нагрузку, поскольку определяет, чем является организация для работающих в ней людей.

Поэтому все стратегические цели организации определяются ее миссией. Миссия организации может поменяться только в случае диверсификации бизнеса. Если у предприятия меняется миссия, то происходит и смена ее стратегических целей.

Стратегические долгосрочные цели – это стратегические плановые показатели деятельности, которые должна достичь организация в целом, чтобы реализовать свое корпоративное видение и миссию. Обычно для коммерческой организации различают следующие виды целей, каждый из которых предполагает свою стратегию достижения, свои достоинства и недостатки:

· прибыль – фирма стремится к максимизации прибыли в долгосрочной перспективе;

· объем продаж – когда размеры получаемой прибыли удовлетворяют фирму, она может сосредоточить свои усилия на поддержании или увеличении объема продаж, даже если при этом прибыльность не достигнет максимального уровня;

· доля рынка – фирма может остановить свой выбор на поддержании или увеличении своей доли на рынке, иногда поступаясь более высокими доходами, если на карту поставлены статус или престиж фирмы в отрасли;

· сбыт товарных единиц. Показатель объема продаж из-за влияния инфляционных процессов отнюдь не всегда отражает реальное положение дел. Поэтому фирма может сосредоточиться на поддержании или увеличении количества продаваемых единиц продукции;

· качество. Фирма может отдавать предпочтение поддержанию или повышению качества своих товаров, особенно если в прошлом оно было плохим;

· благополучие сотрудников. Фирма может признавать первостепенную значимость своих сотрудников, заявляя о своем стремлении создать им перспективы для карьерного роста и хорошие условия работ;

· социальная ответственность. Фирма может ставить перед собой цели, связанные с «выполнением» социальных обязанностей перед потребителями, сотрудниками, акционерами и т. д.

Стратегические долгосрочные цели предприятия определяются, прежде всего, собственниками организации и ключевыми менеджерами компании, исходя из его миссии и конкретных условий существования предприятия на рынке.

Функции целей предприятия:

· выражают философию организации, концепцию ее деятельности и развития;

· составляют основу выработки стратегии развития предприятия;

· цели составляют основу критериев для выделения проблем, принятия решений, контроля и оценки результатов;

· выступают регулятором текущей деятельности;

· выступают организатором персонала;

· являются элементом имиджа фирмы.

В классическом менеджменте различают ситуационное и стратегическое управление. Ситуационное управление – управление в условиях, когда ситуация управления определяется внешними условиями и полностью не контролируется. Образно можно сказать, что не мы управляем ситуацией, а ситуация управляет нами. Принципы ситуационного управления следующие:

· принцип реактивности: причина поведения организации определяется условиями, а не целями;

· принцип каузальности: причина поведения определяется «прошлым» организации. Трактовка причины как совокупности обстоятельств, предшествующих во времени событию и вызывающих его;

· принцип редукционизма: поведение организации зависит от поведения низовых ее звеньев: деятельность элементов определяет результат деятельности системы.

В отличие от этого стратегическое управление – это управление самими ситуациями или, точнее, созданием самих ситуаций через управление деятельностью. При стратегическом управлении ситуация управления определяется целью, а не внешними условиями. Принципы стратегического управления следующие:

· принцип активности: причина поведения определяется целями, а не условиями. Поведение организации определяется ее целями, а не условиями;

· принцип саморазвития: причина поведения организации находится в «будущем»;

· принцип иерархичности: поведение элементов организации определяется целями и поведением самой организации.

Противопоставление ситуационного и стратегического управления относительно. В реальности имеет место их сочетание с приоритетом стратегического управления.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 973; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.