КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Не красный. Не круг
Формирование графического навыка Параллельно изучению следующего раздела программы проводится подготовительная и основная работа по обучению написанию цифр. Материал для нее находится в конце первой и второй частей учебника-тетради. Учитель самостоятельно определяет объем соответствующей работы на уроке. Особенность предлагаемой методики заключается в использовании дефектных образцов и в требовании оценки учащимися качества написанных ими знаков. Так, при обучении написанию цифры 1 учитель записывает ее на доске. Учащиеся называют ее. Сообщается, что при письме цифр нужно стараться вести ручку безотрывно, проводить только одну линию в одном направлении. Вместе с детьми определяется, что цифру 1 нужно начинать писать с «носика». Далее учитель показывает маршрут движения внутри клетки, поясняя его. На тренировочной странице учебника учащиеся обводят образцы цифры. Обращается внимание на то, что среди образцов есть неправильные — «ловушки». Их обводить не надо. На этот раз они отмечены точками. Важно самим не сделать таких неточностей в написании. При написании других цифр дети должны сами отмечать точкой неправильные образцы. Затем при самостоятельном написании цифр время от времени предлагается «поймать точкой» свою неточность, а правильно написанные цифры отметить положительной оценкой — «знаком улыбки» Можно предлагать оценивать сначала каждую цифру, потом выборочно: «Найдите и отметьте три самые правильные цифры, три самые неточные. Теперь попробуйте написать цифры без этих неточностей». Проверяя работу ученика, учитель одобряет ее именно за правильность самооценки, а не за качество написанных цифр. (Как знак одобрения может быть использована та же «улыбка», проставленная на поле рядом со строчкой.) В этом случае дети охотно ищут свои ошибки, а значит, постепенно избавляются от них.
В этом разделе дети знакомятся с отрицательной формой описания предметов. 1. Вводная задача. Игра «Угадай фигуру». На фланелеграфе и на партах набор фигур, различающихся по форме и цвету.
Как и раньше, требуется угадать загаданную учителем фигуру за наименьшее число вопросов. Так как фигуры отличаются только цветом и формой (и не расположены в ряд), то «хорошими» будут вопросы о форме и цвете фигур. Однако теперь учитель дает ответы в отрицательной форме. Например: Д. Какой формы эта фигура? У. Она не квадрат. Д. Какого цвета эта фигура? У. Она не красного цвета. После каждого ответа учителя дети убирают лишние фигуры. Так, после первого ответа убираются квадраты, а после второго — фигуры красного цвета. В результате остаются только желтый круг и синий треугольник. Теперь можно задать любой вопрос о цвете или форме, и любой ответ (в отрицательной или положительной форме) позволит отгадать искомую фигуру. 2.* (Более трудный вариант игры «Угадай фигуру».) Задания аналогичны предыдущему, только загадывают фигуру и отвечают на вопросы в отрицательной форме сами дети. Используются небольшие наборы фигур, отличающихся только цветом и формой. 3. Учебник, ч. 1, с. 6. Упр. 1 — 3. В упр. 1 надо нарисовать две фигуры, которые отличаются от заданной по одному признаку и не отличаются по другому. В упр. 2 во всех случаях фигуры разбиты на группы по форме. Только в первом случае разбиение на группы отвечает на вопрос о форме фигур в положительной форме (квадраты, круги, треугольники), а в других — в отрицательной (квадраты и не квадраты во втором случае, треугольники и не треугольник в третьем случае). 4. У детей на партах набор фигур, различающихся по форме и цвету. Учитель предлагает описание фигуры, а дети должны выбрать из своего набора подходящую фигуру: «Покажите красную фигуру, но не треугольник». (Красный круг.) «Покажите не желтый квадрат». (Синий квадрат.) «Покажите желтую фигуру, но не круг». (Желтый квадрат, желтый треугольник.) И т. п.
1.5. Размер. Больше? Меньше? В этом разделе уточняются представления о размере. Выявляется относительный характер этого признака. В отличие от цвета и формы, нельзя определить размер отдельного предмета, т. е. сказать, маленький он или большой. Чтобы это сделать, надо сравнить этот предмет с другим: если предмет маленький, то только по сравнению с другим — большим. Таким образом, различить (сравнить) предметы по размеру — это значит определить, какой из них больше, а какой меньше (установить между ними отношение «больше — меньше»). Кроме того, в этом разделе рассматривается упорядочивание предметов по размеру, т. е. расположение их в ряд по возрастанию или убыванию. 1. Вводное задание. На фланелеграфе горизонтально расположены фигуры, различающиеся по форме, цвету и размеру.
Дети должны описать фигуры по их расположению. У. Какие фигуры находятся правее синего треугольника? Д. Большой красный квадрат, большой зеленый круг, маленький желтый треугольник. У. Какие фигуры находятся слева от синего треугольника? Д. Маленький красный квадрат, большой желтый круг. У. Какие фигуры находятся между синим треугольником и зеленым кругом? Д. Большой красный квадрат. Учитель убирает левый квадрат и добавляет справа красный квадрат большего размера, чем оставшийся квадрат. После этого он повторяет последний вопрос: «Какие фигуры находятся между синим треугольником и зеленым кругом?» Некоторые дети сразу замечают противоречивость ситуации и затрудняются с ответом, другие дают правильный в новой ситуации ответ: «Маленький красный квадрат». Учитель драматизирует ситуацию: У. Как же так? Сначала вы об этой фигуре сказали, что это большой красный квадрат, а теперь что это маленький красный квадрат. Так какой же на самом деле это квадрат, большой или маленький? В ходе обсуждения детьми этой проблемы выявляется, что в обоих случаях фигура описана правильно, поскольку данный квадрат большой по сравнению с убранным (первый случай) и маленький по сравнению с добавленным (второй случай). Точнее сказать, что данный квадрат больше убранного и меньше добавленного. 2. На фланелеграфе одна фигура (например, желтый круг). У. Какого цвета эта фигура? Д. Желтого. У. Какой она формы? Д. Круг. У. А какого она размера? Оказывается, что нельзя ответить на этот вопрос. Учитель добавляет еще одну фигуру (например, зеленый круг большего размера). У. А теперь вы можете ответить? Д. Да, она маленькая. Учитель добавляет еще одну фигуру (например, синий круг, который меньше желтого). У. А теперь что вы скажете о ее размере: она маленькая или большая? По мере поступления детских ответов учитель добавляет, если нужно, еще фигуры (круги), вынуждая детей изменять (уточнять) свои ответы, например: Желтый круг меньше зеленого и больше синего. В итоге делается следующий вывод: «Про одну фигуру нельзя сказать, большая она или маленькая. Определить размер фигуры можно, только сравнив ее с другой: одна фигура больше или меньше другой, а не одна большая, а другая маленькая». 3. Учебник, ч. 1, с.7. Упр.1. 4. У детей наборы из пяти треугольников, отличающихся друг от друга цветом и размером. Один ребенок работает у доски, а остальные за партами. Учитель предлагает детям взять зеленый треугольник и положить его перед собой. Затем взять синий треугольник и сравнить его с зеленым. Выясняется, что синий треугольник больше зеленого. Учитель предлагает положить синий треугольник справа от зеленого. После этого выбирается красный треугольник и сравнивается с зеленым и синим. Он больше зеленого треугольника и меньше синего. Учитель спрашивает у детей, куда его лучше положить. Лучше всего его положить между зеленым и синим треугольниками, тогда сразу видно, что он больше одного и меньше другого. Далее с детьми обсуждается, как расположены треугольники. Устанавливается, что треугольники расположены по порядку от меньшего к большему: чем больше, тем правее. После этого учитель предлагает поместить в этот ряд оставшиеся треугольники. Дети делают это, обосновывая свои действия. Учитель может участвовать в этой работе, предлагая неправильные варианты размещения треугольников и вынуждая детей отвергать их. В заключение учитель предлагает детям по-другому расположить треугольники - наоборот, от большего к меньшему. 5.Учебник, ч. 1,с. 6. Упр. 2, 3.
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 2419; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |