КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Введение. Обучение математике. 1 класс: Пособие для учителя четырехлетней начальной школы (Система Д
С. Ф. Горбов, Г. Г. Микулина, О. В. Савельева Обучение математике. 1 класс: Пособие для учителя четырехлетней начальной школы (Система Д. Б. Элькони-на — В. В. Давыдова). — 2-е изд. — М.: Вита-Пресс, 2002. — 128 с. - ISBN 5-7755-0438-0 В пособии содержится методический комментарий к учебнику: Давыдов В. В., Горбов С. Ф., Микулина Г. Г., Савельева О. В. Математика. 1 класс. Показано, как с помощью системы учебных задач развить у ребенка способность действовать не по образцу, а самостоятельно, как научить его находить новые способы действия, изобретать собственные средства для достижения целей обучения. Подробно рассказано о том, как через построение графических и знаковых моделей раскрыть детям основные свойства математических отношений и таким образом ввести в мир математических понятий. Пособие будет полезно студентам педвузов и педучилищ, а также учителям, работающим по другим программам. Учебное издание Горбов Сергей Федорович Микулина Генриетта Глебовна Савельева Ольга Владимировна ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКЕ В 1 КЛАССЕ (Система Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова) Пособие для учителя четырехлетней начальной школы Лицензия ИД № 02033 от 13.06.00 Издательство «Вита-Пресс». 107140, Москва, ул. Гаврикова, 7/9. Тел. 264-83-00, 265-70-87, 264-51-32 E-mail: vitapress@garnet.ru 127410, Москва, Алтуфьевское ш., д. 35, стр. 1
© ООО Издательство «Вита-Пресс», 2001 © Художественное оформление. ООО Издательство «Вита-Пресс», 2001 Все права защищены
В соответствии с принципами развивающего обучения по системе Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова настоящий курс математики ставит своей целью формирование у школьников предпосылок теоретического мышления. Он ориентирован главным образом на формирование научных (математических) понятий, а не только на выработку практических навыков и умений, и предполагает организацию обучения в форме развернутой учебной деятельности детей по постановке и решению ими системы учебных задач. Основной задачей курса является формирование у детей понятия действительного числа, опирающегося на понятие величины. Поэтому даже натуральное число, изучением которого ограничивается начальная школа, рассматривается как отношение величин. Обучение начинается с изучения признаков предметов. Действуя с различными предметами, пытаясь найти предмет, равный данному по некоторому признаку, дети выделяют такие параметры вещей, которые являются величинами, т. е. свойства, для которых можно установить отношения «равно», «больше», «меньше». При этом выделение каждой конкретной величины (длины, площади, объема, массы и количества) в первую очередь связано с овладением детьми определенным способом сравнения вещей и лишь во вторую со словом-термином. Результаты сравнения величин фиксируются сначала на чертежах соответствующими отношениями отрезков, а затем с помощью буквенных записей вида А = С, А>Б, Б<А. В ситуации, когда невозможно выполнить непосредственное (путем прикладывания полосок бумаги, переливания воды и т. п.) сравнение величин, дети открывают новый способ сравнения с помощью мерки и числа. Таким образом, число вводится как инструмент измерения. Измеряя величины различными мерками, дети обнаруживают, что числовая характеристика величины зависит не только от этой величины, но и от выбранной мерки, т. е. она относительна. Вводятся стандартные единицы измерения длины, массы, объема. Процесс измерения-отмеривания величины отражается в специальной модели — числовой прямой. Далее дети обнаруживают, что предметные измерения при особых условиях могут быть заменены действиями с числами на числовой прямой. Если уже измерили одну величину и известно, на сколько мерок она больше или меньше другой, то значение этой другой величины можно узнать с помощью числовой прямой. Таким образом, вводятся действия сложения и вычитания чисел как присчет и отсчет на числовой прямой. Действия с числами описываются выражениями. В дальнейшем ставится задача получения результатов сложения и вычитания при мысленном движении по числовой прямой. Так начинается этап формирования навыка вычислений. Специальные предметные задачи позволяют ввести отношение целого и частей для величин. Дети обнаруживают, что целое можно найти, сложив части, а часть — вычтя из целого другую часть. Таким образом расширяется смысл арифметических действий сложения и вычитания. Отношение целого и частей фиксируется и изучается с помощью чертежей. Работа с этими моделями позволяет учащимся понять, как простой текст («рассказ») преобразуется в несколько задач, каждую из которых можно рассматривать как задачу поиска значения целого или части. Навык вычислений формируется на основе действий присчета и отсчета (с числами в пределах 20) и через освоение состава чисел (в пределах первого десятка). Описанное содержание присутствовало и в трехлетнем курсе обучения математике. В новом его варианте перенесены на второй год обучения разделы, связанные с изучением принципов: а) построения и решения уравнений и б) позиционной записи многозначных чисел. С одной стороны, сокращены разделы, посвященные изучению свойств отношений величин (входящие в дочисловой период обучения), хотя, как и раньше, с буквенным обозначением величин учащиеся работают до введения понятия числа. С другой стороны, теперь во вводном разделе дети знакомятся не только с такими признаками предметов, как цвет, форма, размер, но и с взаимным расположением предметов в пространстве (слева, внизу и т. д.), учатся находить объект по отрицательной характеристике: не красный, не ниже и т.п. Кроме того, больше внимания уделено преобразованиям предметов и связанным с ними изменениям или сохранению тех или иных величин. Расширен геометрический материал. Форма учебника-тетради позволяет, с одной стороны, представить логику учебного предмета, а с другой — обеспечить выполнение учащимися действий по усвоению этой логики. Последнее обстоятельство особенно важно при организации обучения в форме развернутой учебной деятельности, при которой логика предмета не может задаваться в виде готовых образцов, как это имеет место в традиционной системе обучения, а должна открываться самими школьниками. Одним из основных методических требований курса является организация действий учащихся, таких, как подбор или изготовление объектов, равных или неравных по заданному параметру, измерение величин, выполнение разного рода построений. При этом операции с реальными или рисованными объектами должны быть как бы повторены на условном графическом или знаковом материале, в результате чего создается модель изучаемого объекта, фиксирующая его сущность. Определенные пространственные ориентиры для выполнения таких действий должны быть заданы не в словесной, а в графической или знаковой форме. Эту возможность обеспечивает форма учебника-тетради. Во многие упражнения заложена «ловушка» — задание, на первый взгляд обычное, но на самом деле либо не имеющее решения, либо допускающее разные решения, либо требующее уточнения. На полях учебника-тетради такие задания отмечены специальным знаком. Как показывает опыт, дети с удовольствием ищут «ловушки». Но кроме повышения учебной мотивации, эта работа важна для формирования у детей контрольных действий и полноценного представления об условиях выполнения того или иного способа действия. Предусматривается, что вычислительные умения складываются на основе понятий, однако процесс перевода умений на уровень навыка имеет свои особенности. Сначала школьник учится «понимать», а затем «запоминать». Такое различие фиксируется тем, что вычислительные разделы представлены отдельным блоком в конце третьей тетради. При этом они содержат достаточно большое число упражнений, которые имеют разнообразную и часто занимательную форму. В ряде заданий ученикам предлагается работать парами, при этом дети учатся выделять трудные для себя случаи и тренироваться в преодолении трудностей. Отдельным же блоком даются и упражнения по выработке графических навыков (тетради 1 и 2). В процессе их выполнения учащиеся оценивают, проставляя специальные значки, заданные образцы написания цифр (среди которых обязательно есть неправильные) и свои собственные записи, выделяют цифры, требующие дополнительной отработки. При подготовке к уроку учитель должен обязательно прочитать методические указания к разделам, а не ограничиться лишь просмотром страниц учебника. Текст методического пособия раскрывает содержание каждого раздела учебника и описывает способы постановки и решения учебной задачи. В общих чертах обучение организуется следующим образом. Сначала перед учащимися ставится предметная задача, поиск решения которой убеждает детей в том, что прежний способ действия в похожих ситуациях теперь оказывается или невозможным, или слишком трудоемким. В результате выполнения определенного предметного преобразования обнаруживается отношение, лежащее в основе нового класса задач и определяющее новый и при этом общий для всего класса способ действия. В процессе фиксации произведенных предметных действий в условной (модельной) форме происходит абстрагирование отношения. Посредством преобразования модели изучаются свойства выделенного отношения, на основе которых учащиеся выводят систему частнопрактических задач, решаемых общим способом. Самые первые шаги в постановке учебной задачи чрезвычайно трудно представить в учебнике. Ведь учебник содержит готовые образцы решений, а нужно, чтобы дети сами открывали способы действия. Как это сделать, и описывает методическое пособие. Нередко процесс взаимодействия учителя и учеников передается в пособии с помощью прямой речи. Показывается, как можно организовать в классе дискуссию, как учитель должен сам «ошибаться» и отстаивать неправильный ход рассуждения, чтобы дети аргументированно опровергли его. Учителю предоставлена свобода в построении урока и определении объема материала, который будет на уроке пройден. Вместе с тем указано примерное число уроков, отводимое на каждую тему, при этом предусмотрен некоторый запас учебного времени на проведение контрольных работ и на непредвиденные обстоятельства.
Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 7238; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |