Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория и методика воспитания. А. С. Макаренко требовал в воспитательной работе соблюдения нескольких условий ближней и средней дали:




ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

А.С. Макаренко требовал в воспитательной работе соблюдения нескольких условий ближней и средней дали:

- цель должна вызывать у воспитуемого интерес и будить ини­циативу;

- воспитателю необходимо проявлять неподдельную заинтере­сованность в достижении цели воспитанниками;

- так как воспитание осуществляется в процессе труда, то ва­жен фактор соревновательности, однако в соревновании дол-жны^участвовать равные, а не слабый и сильный;

- цель должна быть посильной для понимания и возможностей воспитанника и в то же время требовать значительных лич­ных усилий.

Стадии развития коллектива:

1. Воспитание взаимной требовательности в коллективе, причем не рывками, а планомерно, поэтапно; трудовые микрогруппы при этом формируются по принципу «кто с кем хочет».

2. Формирование демократических органов управления коллек­тивом.

3. Формирование единогласия и единоначалия, т.е. обществен­ного сознания.

4. Становление традиций коллектива проявление дарований че­ловека.

В наши дни у концепции А.С. Макаренко находится немало и сторонников, и противников. Но если учесть, что его система фор­мировалась в специфических условиях детских трудовых колоний, приходится в любом случае признать ее значимость. В 80-е годы система нашла яркое воплощение на московском заводе «Чайка» под руководством педагога Карманова. Итоги этой большой работы отражены в статье Синицына «Учение и труд» на страницах журна­лов «Наш современник», 1982, № 1, 2.

Система Ф.Ф. Брюховецкого формировалась в школе № 58 г. Крас­нодара с 1943 года. Возрождение школы в освобожденном от фаши­стов городе требовало немало усилий молодого учителя. Он смог организовать и полуголодных детей, и родителей на раскорчевку и обработку закрепленного за школой 4-гектарного земельного участ­ка, на совместный созидательный труд и учителей, и детей. В шко­ле своими силами были созданы столовая, стадион, возведен памят­ник погибшим на войне. В суровых условиях послевоенных лет от­ношения педагогов и воспитанников представляли собой единый порыв, единое дыхание.

В основу воспитательной системы Брюховецкого были заложены идеи А.С. Макаренко, реализованные с учетом специфики массовой школы послевоенных лет. Это опора на традиции, педагогический

коллектив как единое целое, как коллектив единомышленников, серьезная трудовая деятельность, проведение общих торжеств и празднеств. Трудовая деятельность была в числе ведущих. Сплочен­ность коллектива проявлялась и в отношении к учебно-воспитатель­ному процессу, и в его организации. На всем протяжении обучения обеспечивался его высокий уровень, что гарантировало поступле­ние учеников в любой столичный вуз. Причины коренились не только в обычных мотивах познавательной деятельности, сильном составе учителей и ориентации на получение образования, но и в тесной связи обучения со всей жизнью школы. Дети дорожили честью клас­са, школы и не могли подвести коллектив своим нерадивым отно­шением к учебе.

Воспитательная система Ф.Ф. Брюховецкого отличалась высоким демократизмом. Это находило отражение в функциях дежурных клас­сов, которые становились подлинными хозяевами школы: организо­вывали внеурочную жизнь детей, улаживали конфликты между ними, давали учителям возможность отдохнуть в перерывах. В коллективе установился стиль требовательности в сочетании с доброжелательно­стью и бережным отношением к индивидуальности.

Система В.А. Сухомлинского сформировалась в конце 50-х — на­чале 60-х годов в Павлышской сельской школе на Украине. Стре­мясь воспитать человека, Сухомлинский добивался у него сплава ин­теллекта, эмоций и деятельности. Он признавал воспитывающее воз­действие коллектива, но в центре внимания был живой человек с его своеобразием, радостями и горестями. В своей педагогической прак­тике он применял индивидуальное воспитание, в котором учитыва­лось соотношение общественных, коллективных и личных интере­сов. В его воспитательной системе категория личности занимает цен­тральное место. Ребенок — активный и самодеятельный индивид, который должен жить полнокровной и интересной жизнью.

Для Сухомлинского было характерно воспитание у учащихся об­щечеловеческих ценностей и гуманистических идеалов. По его мне­нию, школа — это то место, где ребенок должен ощущать «счастье полноты своей духовной жизни, радость труда и творчества». Уче­ние должно напряженным, но радостным трудом. Для того, чтобы ученик хотел учиться, он должен уметь учиться.

Видное место в педагогической системе Сухомлинского занима­ли категории красоты, творчества. Воспитывать красотой — это учить детей тонким наблюдениям окружающей природы, глубокому про­никновению в мир искусства, воспитывать в них стремление свои­ми руками творить прекрасное вокруг себя. Существенную часть системы Павлышской школы составляли народные традиции.244




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 378; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.