КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Педагогика начального образования. Ровки и регулирования. Под непосредственным наблюдением автора при первых признаках старения системы ее компоненты обновляются
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ ровки и регулирования. Под непосредственным наблюдением автора при первых признаках старения системы ее компоненты обновляются, ибо они не могут быть вечными. Меняется социальная ситуация, усложняются задачи школы, приходят новые поколения учащихся, существенные изменения происходят в семье — все это должно быть учтено. Поэтому система, как динамичное, развивающееся явление, как бы обрекает ее участников на постоянный поиск. 3.9.4. Воспитательная система класса (опыт работы учителя Ростовской СШ № 15 Л. И. Токарской) Так уж сложилось, что модулем воспитательной системы всегда считается школа в целом. Однако, как и во всем в жизни, в педагогической практике случаются уникальные явления, не вписывающиеся в сложившиеся стереотипы. В Северо-Кавказском регионе известна, например, ученическая бригада им. Ю. Гагарина в ст. Новопавловской Ставропольского края, где в течение нескольких лет выработались особые межличностные отношения, свои производственные принципы и ценностные ориентиры. Аналогично можно выделить и воспитательную систему педагога Л.И. Токарской, прошедшей путь от школьного вожатого до заместителя директора школы по воспитательной работе. То, что мы популяризируем сейчас на курсах повышения квалификации классных руководителей в ИПК, талантливым педагогом было разработано, апробировано и практиковалось более 15 лет назад. Что особенно важно — система прошла апробацию в условиях многонациональной неэлитарной периферийной школы, где учатся представители 30 национальностей. Мы ничего не скажем нового, если сформулируем один из первых принципов работы Л.И. Токарской как личностный подход в воспитании. Дело в сущности интерпретации этого подхода. В классе любой ребенок знает, что он «самый, самый...». Именно с изучения индивидуальности каждого ребенка и диагностики его личностных возможностей начинает свою работу педагог, принимая новый 5-й класс. Установление личных контактов, сближение учащихся начинается с первого дня: посещение фотоателье для коллективного снимка. В этих условиях весьма важно, чтобы дети смогли по-достоин-ству оценить друг друга. В классе оформляется стенд с индивидуальными фотографиями, под которыми только положительные эпитеты: • Саша Иванов — самый спокойный; • Лена Петрова — самая артистичная; • Миша Вострецов — самый быстрый;246 • Рома Коренюк — самый рассудительный... Найти эти эпитеты помогают и сами учащиеся, и педагоги начальных классов. Дети получают первый урок — увидеть в человеке хорошее, даже если он тебе не друг. Следующий урок — анкета. Вопросы обычно такие: • На необитаемом острове вас двое. Ты... Кто с тобой? Почему? | • Ты летишь в космос. Можешь взять одну вещь. Какую? По- I чему? | • Мы идем в поход. Кого выберем командиром? Почему? | • Сколько человек и кто именно был у тебя на дне рождения? к • Какое дело тебе по душе: • организатор группы; • учебный сектор; • редколлегия; • культмассовый сектор; • экологическая работа (трудовой сектор). Затем детям объясняется организационная структура класса. Он делится на микрогруппы по 5 человек, что поможет ребятам лучше узнать и заботиться друг о друге, даст возможность быстрее разрешать межличностные конфликты. Групповая организация класса способствует формированию терпимости к представителям различных этнических и конфессиональных групп и возникновению дружбы в коллективе. Навыки, полученные в процессе групповой организации коллектива, включают умение слушать, становиться на общую точку зрения, правильно общаться, разрешать конфликты и работать сообща. Многолетний педагогический опыт дает основательное право утверждать, что при групповой организации класса значительно легче и быстрее усваиваются нравственные принципы. В результате анкетирования учитель выявляет лидеров. Обычно это сложные личности, но с ними интересно работать. Затем комплектуются группы по желанию ребят. При этом их нужно заинтересовать поручениями, четко формулировать как обязанности, так и ограничивающие условия. Каждый ученик должен ясно представлять, за что он отвечает и кто ему подчиняется. Каждый должен понять, что свобода — это вовсе не вседозволенность, чувствовать ответственность перед коллективом. Состав групп периодически меняется. В дальнейшем он формируется по принципу «Счастливый случай». По принципу лотереи учащиеся вытаскивают бумажку с номером группы, а уж потом «разбирают» поручения, чтобы выполнить их, не подводя товарищей. Дети попадают в ситуацию, когда они не чувствуют себя объектом воспитания, не ощущают педагогической нарочитости. Ребенок
Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 389; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |