КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Теория и методика воспитания. Рамки урока становятся тесными: начинаются поиски более емких и гибких форм коллективного познания
ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Рамки урока становятся тесными: начинаются поиски более емких и гибких форм коллективного познания. Школьный коллектив переходит в новое качественное состояние: он чаще выступает как единое целое, как содружество детей и взрослых, объединенных общими целями и общей ответственностью. У большинства педагогов, родителей и учащихся формируется «чувство школы». Заметно увеличивается внимание ученического коллектива к личности. Педагоги овладевают практикой личностного подхода. На этом этапе доминирует педагогика отношений, поэтому усиливается роль психологических знаний в педагогическом управлении школой. Система накапливает и передает по наследству свои традиции; возникает характерная черта всех хороших воспитательных систем — социальное наследование. Педагогический коллектив тоже переходит в новое качественное состояние: развивается педагогическое мышление, основанное на самоанализе, творчестве и рефлексии. Появляется искренний интерес к педагогической науке. Налаживаются контакты учителей с учеными-педагогами, возникает новый тип учителя-исследователя. В управлении системой все большее участие принимают дети. Административно-приказные формы практически исчезают из арсенала руководства. Возрастает интенсивность процессов самоуправления и саморегуляции. Описанные этапы взяты из книги «Воспитательная система школы», изданной под редакцией Н.Л. Селивановой в 1989 году. Тогда это был опыт единичных школ, курируемых или созданных выдающимися педагогами. За истекшие шесть лет многое изменилось. 3.9.3. Воспитательная система школы как феномен реальной действительности (исторический обзор) Система С.Т. Шацкого. Выдающийся педагог, работая в созданной им колонии «Сетлемент» в Марьиной Роще Москвы, поставил цель создать для детей условия для их всестороннего развития. В течение 1900-1910 гг. он занимался образованием детей, считая, что из различных видов деятельности (трудовая, умственная, эстетическая, гигиеническая, социальная) ведущей является труд. Природная и социальная среда рассматривались как стимул для развития ребенка. Влияние ребенка на среду не исследовалось, да такая цель и не ставилась. Совершенно иначе С.Т. Шацкий сформулировал цель воспитательной работы в 1919-1931 гг. на созданной им в Калужской губернии на базе школы-колонии «Бодрость» Первой опытной станции по народному образованию. Теперь он считал важным не только учитывать и использовать в воспитании явления и факты окружающей среды, но и непосредственно включать учащихся в ее преобразование на основе знаний, полученных в школе. Им был выдвинут лозунг «Изучение жизни и участие в ней с целью ее преобразования». Школа должна была стать центром воспитания в окружающей среде. В состав Первой опытной станции входили все типы образовательных учреждений: детские ясли и сады, начальная и средняя школа, интернат и клубные учреждения. На последнем этапе деятельности этой опытной станции (1929-1931) больше внимания стало уделяться участию школы в преобразовании общественных отношений, в частности, в колхозном строительстве. Идея создания детских колхозов не только вызывала протесты со стороны крестьян, но и была нереальной. Теоретически надуманные цели воспитания деформировали средства и привели к краху воспитательной системы. Система С.М. Ривеса и Н.П. Шульмана отразила поиски педагогов послереволюционной России. В школе-коммуне № 1 г. Одессы педагоги-энтузиасты поставили задачу создать атмосферу детской радости, творчества и труда, глубокого уважения к ребенку и веры в его возможности. Им пришлось работать с самыми обездоленными детьми, сиротами, жившими в приюте. В основу своей деятельности С.М. Ривес и Н.П. Шульман заложили идеи воспитания коллективизма, инициативы, преданности идеалам революции, самостоятельности и самодеятельности детей. Создание сильного, сплоченного коллектива они начали с организации разных интересных дел. Важную роль в жизни коммуны играл труд. В школе преобладало самообслуживание, в которое были включены все дети. Атмосфера ответственности и гуманности сказывалась на поведении ребят: самые тяжелые работы взяли на себя старшеклассники, гордо называвшие себя «кружком чернорабочих». Сильной стороной воспитательной системы являлись взаимоотношения педагогов и детей: воспитатели не давили на детей своим авторитетом, уважали их мнение и исподволь подводили их к педагогически оправданным целям. Они были в постоянном педагогическом поиске. Система одесской школы-коммуны не была лишена недостатков, свойственных тому времени: учение было подчинено внеучебным интересам, труд постижения знаний рассматривался как вторичное явление. Но высокий гуманизм этой системы, разнообразие педагогических средств и высокая эффективность достигнутых результатов делают ее интересной и в наши дни.
Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 761; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |