Настоящий тематический план ориентирован на студентов дистанционной формы обучения. Количество часов по сравнению с приведенным планом может быть частично сокращено в соответствии с действующим учебным планом по дисциплине. Суммы итогового количества часов по темам и общего количества часов раздела могут не совпадать по причине двойного учета часов семинарских занятий.
Наименование разделов и тем
Распределение часов по разделам и темам
Всего
Лекции
Практ. работа
Самост. работа
Всего по дисциплине
ПО
Раздел I. Понятие и познавательные основы социально-экономического прогнозирования
—
Тема 1.1. Эволюция концепций общественного развития
Тема 1.2. Социально-экономическое прогнозирование в системе научного знания
Раздел П. Методология социально-экономического прогнозирования
Тема 2.1. Методологическая основа современного социально-экономического прогнозирования
4,5
0,5
Наименование разделов и тем
Распределение часов по разделам и темам
Всего
Лекции
Практ. работа
Самост. работа
Тема 2.2. Классификация прогнозов и методов прогнозирования
Тема 2.4. Модели временных рядов как инструмент прогнозирования
22,5
0,5
Тема 2.5. Основы эконометрического моделирования
Тема 2.6. Разработка индикаторов
22,5
0,5
Тема 2.7. Метод «затраты-выпуск» и модель межотраслевого баланса
Тема 2.8. Технология прогнозного исследования
Раздел III. Отраслевые основы социально-экономического прогнозирования
Тема 3.1. Прогнозирование социо-демографического развития
Тема 3.2. Прогнозирование экономического развития
Тема 3.3. Государственное прогнозирование социально-экономического развития
Содержание лекционного курса
Шифр
раздела,
темы
Номер лекции
Содержание лекции
Кол-во часов
I
Понятие и познавательные основы социально-экономического прогнозирования
1.1
Общественное развитие как основной объект
изучения прогностики. Динамика концепций общественного развития: особенности воззрений по поводу развития общества периода античности, в Средние века и эпоху Возрождения, концепции общественного развития Нового времени (с середины XVII по начало XX в.). Концепции общественного развития в XX в.
.
.2
Управление и прогнозирование. Понятие и назначение прогноза в управлении. Прогнозирование, планирование, программирование. Исходный этап развития прогностики: конец XIX — начало XX в. Футурология и формирование прогностики как научной дисциплины. Современная социальная прогностика как отрасль науки. Структура прогностики. Социально-экономическое прогнозирование как направление прогностики. Развитие отечественной прогностики. Прогностика в СССР и современной России
Теория Н. Д. Кондратьева как методологическая основа научного социально-экономического прогнозирования. Основные подходы в сфере социального прогнозирования: системный, генетический, исторический, сценарный, целевой, диалектический. Методологические принципы прогнозирования социально-экономического развития: системность, историчность, вариантность, согласованность, верифицируемость, адекватность, рентабельность, непрерывность. Термины прогностики
0,5
Шифр
раздела,
темы
Номер лекции
Содержание лекции
Кол-во часов
2.2
Типология прогнозов: по цели разработки (поисковый, нормативный, комплексный прогнозы), по периоду упреждения, по целевому объекту (проблема соотношения целевого и фонового прогноза), по степени «точечности» прогнозных значений (дискретности представления результата), по форме выражения результатов, по качеству прогнозируемых характеристик (одномерный, многомерный прогнозы), по ареалу прогноза (локальный, региональный, межрегиональный, общегосударственный, межгосударственный прогнозы) и др. Методологическая база современного социально-экономического прогнозирования: основные общие подходы и принципы. Классификация методов прогнозирования. Логико-интуитивные и формализованные математические методы прогнозирования в государственном управлении
0,5
2.3
Логико-интуитивные методы прогнозирования: общая характеристика. Логические методы ситуационного анализа в прогнозировании: метод SWOT-анализа, метод аналитических записок, метод сценариев, метод дерева целей. Опросные методы и групповые методы работы экспертов: «мозговой штурм», метод интервью, метод Дельфи
2.4
Понятие временного ряда, виды временных рядов. Понятие и разновидности моделей на основе временных рядов. Виды уравнений временного тренда: прямолинейный, параболический, гиперболический, экспоненциальный, логарифмический, логистический. Определение типа уравнения тренда, наиболее адекватного тенденции временного ряда. Особенности прогнозирования на основе трендовых моделей. Сезонность
0,5
Шифр
раздела,
темы
Номер лекции
Содержание лекции
Кол-во часов
2.5
Понятие эконометрической модели. Виды эконометрических моделей. Принципы и методы отбора факторов модели. Понятие регрессионного анализа. Парная линейная регрессия. Параметры уравнения регрессии и их оценки, необходимые свойства оценок. Понятие о методе наименьших квадратов. Понятие множественной линейной регрессии. Нормальная линейная регрессионная модель. Нахождение параметров модели множественной линейной регрессии. Допущения применения метода наименьших квадратов. Проверка истинности параметров уравнения парной линейной регрессии. Проверка истинности параметров уравнения множественной линейной регрессии. Коэффициент детерминации R2 линейной регрессионной модели. Скорректированный R2. Значимость коэффициента детерминации. Корреляционный анализ в эконометрической моделировании. Понятие гомоскедастичности и гетероскедастичности остатков линейной регрессионной модели. Критерий (тест) Голдфелда-Квандта. Понятие автокорреляции остатков регрессионной модели. Авторегрессионая функция. Критерий Дарбина-Уотсона. Ограничения применения критерия Дарбина-Уотсона. Понятие и смысл опасности мультиколлинеарности факторов регрессионной модели. Оценка мультиколлинеарности факторов. Нахождение переменных, отвечающих за наличие мультиколлинеарности факторов в модели. Определение интервала предсказывания парной линейной регрессии. Интервал предсказывания значения зависимой переменной в модели множественной регрессии
Шифр
раздела,
темы
Номер лекции
Содержание лекции
Кол-во часов
2.6
Понятие индикатора. Пороговое значение индикатора. Виды индикаторов. Система индикаторов социального и экономического развития. Экономические барометры (барометры деловой активности). Методология использования индикаторов для целей прогнозирования
0,5
2.7
Принципиальная схема межотраслевого баланса (МОБ). Квадранты баланса. Основные тождества межотраслевого баланса. Виды соотношений, учтенных в балансе. Модель «за-траты-выпуск» (модель Леонтьева). Матрица А технологических коэффициентов (технологическая матрица модели). Система уравнений модели «затраты-выпуск», матричная форма записи системы. Матрица (Е - А) модели. Решение системы уравнений модели при заданных величинах конечного потребления для нахождения величин валовых выпусков отраслей, матрица (Е - А)"1 модели (матрица технологических коэффициентов полных затрат). Продуктивность в модели Леонтьева. Учет импорта (экспорта) в модели «затраты-выпуск». Учет занятости в межотраслевой модели. Цены в системе межотраслевых связей. Определение цен продукции с помощью матрицы ((Е - А)_1)т. Основные допущения модели. Фондоемкость производства в модели «затраты-выпуск» (модель Леонтьева). Инвестиционные затраты: коэффициенты капиталоемкости прироста основных производственных фондов. Матрица коэффициентов капитальных затрат. Полная структурная форма динамической межотраслевой модели «затраты-выпуск». Экзогенные и эндогенные переменные модели
Шифр
раздела,
темы
Номер лекции
Содержание лекции
Кол-во часов
2.8
Общая последовательность операций по разработке прогноза. Предпрогнозная ориентация. Разработка технического задания на прогноз. Уточнение объекта исследования. Периоды основания, упреждения прогноза. Составление
программы исследования: основные этапы работы, основные элементы программы исследования как документа. Исходная модель прогнозируемого объекта. Прогнозные гипотезы. Определение перечня прогнозных показателей. Прогнозная ретроспекция в исследовании. Модель прогнозного фона. Особенности поискового прогнозирования. Особенности технологии нормативного прогнозирования. Синтез прогнозов. Верификация прогноза. Выработка рекомендаций для управления. Проблема достоверности прогноза. Причины ошибок прогнозирования. Корректировка прогноза
III
Отраслевые основы социально-экономического прогнозирования
3.1
Учет динамики населения: показатели рождаемости, смертности, миграции, естественного и механического прироста. Понятие демографической нагрузки. Особенности методологии демографических прогнозов. Прогнозирование занятости населения. Структурные характеристики занятости и учет их динамики. Прогнозирование создания новых рабочих мест. Роль региональных демографических прогнозов в прогнозировании трудовых ресурсов. Основные показатели уровня жизни населения: социальные стандарты (бюджет прожиточного минимума и социальная защита), характеристика доходов населения (заработная плата и иные доходы), расходы населения (потребительские расходы и сбережения, обязательные платежи). Основные факторы динамики уровня жизни. Прогнозирование развития социального комплекса
Шифр
раздела,
темы
Номер лекции
Содержание лекции
Кол-во часов
3.2
Особенности прогнозирования экономического развития. Основные учетные и прогнозные показатели. Показатель ВНП: понятие, учет и прогноз. Система национальных счетов. Эко-нометрические методы в прогнозировании экономики. Макроэкономическое моделирование. Прогнозирование цен и инфляции: особенности и основные методы. Прогнозирование развития сферы финансов. Сводный финансовый баланс. Государственные финансы. Прогнозирование динамики кредитно-денежной системы. Платежный баланс страны. Прогнозирование изменений в валютно-финансовой сфере. Прогноз инвестиций и капитальных вложений: основные задачи и методология. Научно-техническое прогнозирование: особенности объекта. Научно-технический прогресс и общественное развитие, взаимосвязь научно-технических и других видов прогнозов. Задачи научно-технического прогнозирования. Прогнозирование НТП. Прогнозирование НИОКР внедренческой деятельности. Особенности методологии прогнозирования в научной и научно-технической сфере. Прогнозирование внешнеэкономической деятельности (макроуровень). Прогнозирование развития АПК и сельского хозяйства. Основные характеристики системы показателей, задачи и методология. Прогнозирование развития транспорта и связи: система показателей и вопросы прогнозирования тенденций развития. «Экологическое» прогнозирование: вопросы управления природно-ресурсным комплексом и прогнозирование в сфере защиты окружающей среды
Шифр
раздела,
темы
Номер лекции
Содержание лекции
Кол-во часов
3.3
Системы государственного социально-экономического прогнозирования за рубежом: особенности организации государственных прогнозных работ, государственное прогнози-
Современная система государственного прогнозирования в Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством. Государственные прогнозы, концепции и государственные программы социально-экономического развития Российской Федерации. Особенности разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и региональных прогнозов социально-экономического развития. Состав прогнозных документов. Этапы прогнозных работ. Прогноз социально-экономического развития и бюджетный процесс в России
Итого за семестр
Всего по дисциплине
Перечень практических (семинарских) занятий
Шифр раздела
Номер и название практического занятия
Кол-во часов
Формы
и средства
контроля
II
Практическое занятие № 1. Методологи-ческая основа и классификация методов прогнозирования. Логико-интуитивные
Т, практ. р-та
методы прогнозирования
II
Практическое занятие № 2. Формализо-ванные математические методы прогно-зирования в государственном управлении
Т, практ. р-та (реш-е задач)
II
Практическое занятие № 3. Технология прогнозного исследования
Т, практ. р-та
III
Практическое занятие № 4. Прогнозиро-вание социодемографического развития
Т, практ. р-та
III
Практическое занятие № 5. Прогнозиро-вание экономического развития
Т, практ. р-та
III
Практическое занятие № 6. Государст-венное прогнозирование социально-экономического развития
Т
Итого за семестр
Т, КР
Всего по дисциплине
Примечание: практические (семинарские) занятия как вид аудиторной нагрузки учебным планом по дисциплине не предусмотрены. Тем не менее студентам рекомендуется самостоятельная проработка вопросов, включен-ных в планы семинарских занятий.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление