КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Теоретические материалы
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ Рабочая программа дисциплины.............................................. 8 Пояснительная записка................................................... 8 Содержание дисциплины.............................................. 10 Рекомендации по самостоятельной работе обучающегося... 21 Календарно-тематический план................................... 21 Методические рекомендации по отдельным видам Раздел I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ.............................................. 36 Глава 1. Эволюция концепций общественного развития...... 36 § 1. Античность и Средневековье: от анализа цикличности к идее прогресса............ 36 § 2. Формирование прогрессистских концепций будущего................................................................. 41 § 3. Развитие идей о будущем общества во второй половине XX в........................................................ 50 Глава 2. Социально-экономическое прогнозирование в системе научного знания....................................... 57 § 1. Зарождение и развитие современной прогностики 57 § 2. Отечественная прогностика.................................. 69 Резюме........................................................................... 80 Вопросы для самопроверки......................................... 82 Раздел П. МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ.............................................. 84 Глава 1. Общая характеристика методологии современного социально-экономического прогнозирования......... 85 § 1. Основа методологии современного социально-экономического прогнозирования....... 85 § 2. Классификация прогнозов и методов прогнозирования................................... 94 Глава 2. Логико-интуитивные методы прогнозирования..... 102 § 1. Логические методы ситуационного анализа...... 103 § 2. Опросные и групповые экспертные методы....... 112 Глава 3. Формализованные математические методы прогнозирования в государственном управлении. 116 § 1. Модели временных рядов.................................... 118 § 2. Эконометрическое моделирование..................... 129 § 3. Разработка индикаторов...................................... 153 § 4. Метод «затраты-выпуск» и модель межотраслевого баланса.................................................................. 160 Глава 4. Технология прогнозного исследования.................. 173 § 1. Составление программы исследования.............. 173 § 2. Исходная модель и ее анализ.............................. 181 § 3. Модель прогнозного фона................................... 190 § 4. Поисковый прогноз.............................................. 194 § 5. Нормативный прогноз......................................... 202 § 6. Верификация прогноза. Выработка рекомендаций для управления..................................................... 213 Резюме......................................................................... 216 Вопросы для самопроверки............................................ 218 Раздел III. ОТРАСЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО- Глава 1. Прогнозирование социодемографического развития....221 § 1. Демографическое прогнозирование.................... 221 § 2. Прогнозирование труда и занятости.................. 224 § 3. Прогнозирование динамики уровня жизни населения.............................................................. 228 § 4. Вопросы прогнозирования и стратегического планирования развития социального комплекса 230 Глава 2. Прогнозирование экономического развития......... 233 § 1. Прогнозирование экономического роста и темпов развития экономики.............................. 233 § 2. Прогнозирование динамики цен и инфляции..... 244 § 3. Прогнозирование развития сферы финансов...... 250 § 4. Прогнозирование инвестиционной деятельности и капитальных вложений...................................... 260 § 5. Прогнозирование НТП и развития инноваций.... 268 § 6. Прогнозирование внешней торговли.................. 270 § 7. Прогнозирование развития агропромышленного комплекса.............................................................. 278 § 8. Прогнозирование развития транспорта и связи. 283 § 9. «Экологическое» прогнозирование.................... 289 Глава 3. Государственное социально-экономическое прогнозирование: основы организации.................. 295 § 1. Государственное социально-экономическое § 2. Государственное социально-экономическое прогнозирование в Российской Федерации......... 303 Вопросы для самопроверки........................................ 320 Заключение.............................................................................. 322 Практикум................................................................................ 327 Задания для контроля............................................................. 344 Тесты для самоконтроля............................................. 344 Ключи к тестам для самоконтроля............................ 348 Вопросы для подготовки к зачету.............................. 348 Глоссарий................................................................................. 352 Список источников информации.......................................... 358 ПРЕДИСЛОВИЕ Учебное пособие по дисциплине «Социально-экономическое прогнозирование» предназначено для изучения в рамках подготовки студентов по специальности «Государственное и муниципальное управление». Курс рассчитан на один семестр, итоговая форма контроля — зачет. Для сдачи зачета необходимо пройти тестирование, возможно введение и иных дополнительных контрольных испытаний (в соответствии с утверждаемым учебным планом и/или по усмотрению ведущего преподавателя). Основой изучения дисциплины в рамках заочной формы обучения с применением дистанционных технологий является собственная активность студента в течение периода обучения. В содержание работы входят учебно-методические материалы, призванные помочь обучающемуся в приобретении знаний и навыков в сфере анализа и прогнозирования социально-экономических явлений и процессов. Представленные в учебном пособии теоретические материалы — в первую очередь, базовый ориентир, а не исчерпывающий справочник по предмету, поиск и изучение литературы и источников — неотъемлемая обязательная часть обучения. В настоящее время прогностика — самостоятельная научная отрасль, задача которой заключается в развитии научной методологии исследования динамики общественного развития, выработке суждений о возможных будущих состояниях изучаемых объектов. Именно поэтому особое внимание уделяется концепции так называемого «технологического прогноза», выработанной в 1960-80-е гг. на базе работ и достижений отечественных и зарубежных авторов. Основанное на научном методе прогнозирование сегодня является действенным инструментом изучения тенденций и предсказания возможных направлений развития, разнообразные рациональные методики и алгоритмы выработки прогнозов составляют исходный пункт планирования, суть предплановых работ. Квалифицированный управленец должен владеть методологией проведения прогнозных исследований, ясно представлять себе специфику прогнозной деятельности и уметь прогнозировать развитие ситуации. Современная философия и наука обладают развитым ин- струментарием, который может быть успешно использован для этих целей. Достаточно сказать, что на текущий момент существует более 200 различных методов анализа и прогнозирования динамики социально-экономических объектов. Заложить фундамент, достаточный для использования хотя бы некоторых из них и самостоятельного освоения в случае необходимости каких-либо иных методов и методик прогнозирования, — главная задача курса. Наилучший вариант построения учебного процесса — обучение в ходе выполнения студентом самостоятельной работы, связанной с изучением и прогнозом развития какого-либо социально-экономического явления. Выполнение самостоятельных исследовательских работ, возможные темы которых обозначены в пособии, таким образом, крайне желательно. Студент может сам выбрать направление своего прогнозного исследования, ориентируясь на общие методические указания, сформулированные для такого рода задания. Начать работу над ним можно с начала семестра, по мере необходимости осваивая соответствующие разделы курса. По окончании курса выполненная работа также может стать основанием для выставления зачета по дисциплине. Методические материалы РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ Пояснительная записка Учебное пособие «Социально-экономическое прогнозирование» предназначено для методического обеспечения изучения методов и технологии осуществления прогностической деятельности в государственном и муниципальном управлении. Прогнозные исследования составляют значительную часть в общем объеме предплановых работ. Более того предвидение в управлении не исчерпывается исключительно необходимостью подготовки обоснованных и адекватных действительности планов и программ действий, прогнозирование — неотъемлемая составляющая процедур управленческого мониторинга, отслеживания последствий реализации принятых решений, а также выработки корректирующих мер. Описанные в учебном пособии методы, приемы и техника прогнозирования могут быть непосредственно применены в процессе государственного и муниципального управления. Основные задачи дисциплины: — ознакомить студентов с теоретической основой социального прогнозирования, методологии прогнозирования; — охарактеризовать особенности методов социального прогнозирования и техники прогнозного исследования; — ознакомить студентов с существующей в государственном управлении в России системой разработки социально-экономических прогнозов; — изучить методологию и методику прогнозной работы, которые могут быть использованы для целей государственного и муниципального управления; — сформировать навыки разработки управленческих прогнозов. Дисциплина «Социально-экономическое прогнозирование» базируется на материале, изучаемом в рамках следующих дисциплин: «Математика», «Экономическая теория (Политэкономия)», «Общая теория статистики», «Социально-экономическая статистика», «Математические модели в государственном управлении», «Информационные системы управления», «Система государственного и муниципального управления», а также тесно связана с дисциплинами: «Социология», «Исследование социально-экономических процессов», «Разработка управленческих решений», «Стратегический менеджмент», «Планирование и прогнозирование развития муниципального образования», «Планирование и программирование развития региона». Курс состоит из 3 разделов. Содержание лекционного курса не полностью совпадает по структуре с теоретическими материалами по дисциплине в силу различности задач, которые решаются этими частями учебного пособия. Рекомендуется обязательно помимо данного учебного пособия пользоваться при изучении описанных в нем методов и другой литературой (например, указанной в списке источников информации). Изучение курса предполагает выполнение самостоятельных заданий, в том числе решение расчетных задач. Учебное пособие содержит практикум, в котором задачи сгруппированы по разделам теоретической части. В процессе изучения дисциплины желательно выполнение заданий исследовательского типа (в виде прогнозного исследования по выбранной студентом проблематике). Итоговая форма контроля — зачет. Для сдачи зачета необходимо пройти тестирование (или собеседование). Может быть предусмотрена необходимость решения задач по применению различных методов прогнозирования (по усмотрению ведущего преподавателя). Зачет может быть выставлен и по результатам проведенного студентом самостоятельного прогнозного исследования (по усмотрению ведущего преподавателя). Предполагается, что после изучения курса студент получит первоначальные базовые знания, позволяющие ему: — определять возможности применения того или иного из описанных методов прогнозирования в данном конкретном случае; — иметь представление об информации, необходимой для применения избранного метода прогнозирования или построения прогнозной модели; — применять в практике управления методы и модели, описанные в учебном пособии, для прогнозирования динамики социально-экономических явлений и процессов; — продолжить приобретение новых знаний в данной сфере. Содержание дисциплины
Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 504; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |