Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Указания по подготовке к текущему контролю знаний, к промежуточной и итоговой аттестациям 1 страница




Примерная тематика самостоятельных работ

1. Основные тенденции развития образования (на территории региона или муниципального образования).

2. Основные тенденции демографического развития (на терри­тории региона или муниципального образования).

3. Основные тенденции развития рынка труда и занятости (на территории региона или муниципального образования).

4. Основные тенденции развития сельского хозяйства (на тер­ритории региона или муниципального образования).


5. Основные тенденции развития промышленности (на терри­тории региона или муниципального образования).

6. Прогноз развития проблемной ситуации в сфере социально-экономического развития (на территории региона или муниципаль­ного образования).

7. Прогнозирование последствий принятия управленческих ре­шений в сфере государственного и муниципального управления (на территории региона или муниципального образования).

В течение семестра, изучая дисциплину, студент может быть подвергнут промежуточным испытаниям. Целью их является про­верка успешности усвоения материала курса. Проводиться они мо­гут в различной форме: тестирование, опрос, коллоквиумы, выпол­нение самостоятельных работ (в том числе, письменных) и т. п. По завершении семестрового курса проводится итоговая аттестация.

Примерные вопросы, с которыми может столкнуться студент на тестировании по дисциплине, приведены в разделе «Задания для контроля» настоящего учебного пособия.

При подготовке к тестированию желательно повторить соответ­ствующие разделы теоретической части учебного пособия.

Указания к промежуточной аттестации с применением балльно-рейтинговой системы оценки знаний студента

Цель внедрения балльно-рейтинговой системы оценки успе­ваемости — индивидуализация оценки знаний, различных видов учебной деятельности студента путем введения более дифференци­рованной шкалы измерения успеваемости (в диапазоне от 0 до 100), стимулирование самостоятельной работы учащихся.

Текущая семестровая аттестация проводится в 3 этапа:

— первый (по окончании первого раздела) предполагает, в том числе, завершающее тестирование (опрос);

— второй (по результатам второго раздела) предполагает в конце также решение задач и выполнение самостоятельной работы;

— третий — аттестация (итоговый зачет по дисциплине) — свя­зан с выполнением контрольного самостоятельного задания, также предполагает и итоговое тестирование (опрос).


На изучаемую дисциплину с учетом зачета в одном семестре отводится максимум 100 зачетных единиц. При этом до 45 баллов студент может получить за текущую работу в семестре. Итоговое контрольное испытание может оцениваться в 55 баллов. Мини­мальный балл, который требуется набрать студенту для успешной сдачи зачета, составляет 75.

Количество максимальных баллов за каждый вид учебной дея­тельности студентов определяет ведущий преподаватель, выделяя при этом обязательные задания и задания по выбору. При этом он может ориентироваться на представленные ниже примерные цифры.

Количество максимальных баллов за каждую текущую аттестацию по дисциплине (примерно)

 

1 аттестация 2 аттестация 3 (итоговая) аттестация Итого
15 баллов 30 баллов 55 баллов 100 баллов

Виды контрольных испытаний в процентах от общего балла в рамках одной текущей аттестации (примерно)

 

Виды контрольных испытаний Максимальная доля
Работа на практических (семинарских) занятиях  
Самостоятельная работа (решение задач, выполне­ние заданий)  
Тестирование  
Реферат(ы) (доклад(ы))  
Прочие  
Итого максимально 100%

Теоретические материалы

Раздел I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОГО

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ

При изучении учебного материала раздела необходи­мо особое внимание уделить пониманию сущности прогностики как комплексной научно-практической дисциплины, уяснить систему отрасли и ее основные задачи.

Приведенная в разделе краткая характеристика развития воз­зрений по поводу будущего общества позволяет составить первона­чальный исходный набор теоретических гипотез о направленности и закономерностях социального развития. Кроме того, ознакомле­ние с основными этапами развития современной прогностики как в России, так и за рубежом дает возможность получить первые ори­ентиры в массиве важнейших теоретических работ по дисциплине.

В процессе изучения материалов по главам раздела постарай­тесь составить собственные классификации периодов развития про­гностики, схемы структуры дисциплины и т. п., что будет способст­вовать более полному и комплексному усвоению материала.

Глава 1. ЭВОЛЮЦИЯ КОНЦЕПЦИЙ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

§ 1. Античность и Средневековье: от анализа цикличности к идее прогресса

Феномен изменений всегда интересовал человека. Не сущест­вовало на протяжении всей человеческой истории такой цивилиза­ции, которая не пыталась бы предвидеть свое будущее. Ниже будет


рассмотрена краткая история появления и развития различных взглядов на явление общественного развития и историю человече­ского общества. Будет рассмотрена эволюция воззрений в основном в рамках европейской философской и социологической традиции, но даже с учетом этого выделены лишь некоторые определяющие, основные моменты, которые позволят наиболее явно проиллюстри­ровать исторические тенденции развития взглядов на проблему.

На ранних этапах развития человеческого общества «длитель­ность» времени, по-видимому, вообще не осознавалась. Концепции прошлого и будущего как чего-то, отличного от настоящего, воз­никли не сразу. Осознавалось лишь одно время — настоящее. По­вторяющиеся раз за разом события жизни наталкивали на мысль, что так, как есть — это всегда.

Позже появилось представление о прошлом, первоначально — как о «другом» времени, в котором свершаются великие и волшеб­ные события. Формирование представлений о будущем находилось в тесной связи с эволюцией мифологии от примитивных мифов-сказок, истолковывающих явления природы, к мифам, объясняющим уста­новление родовых нравов и обычаев, затем происхождение людей и мира в целом, а также судьбу умерших. Но прежде, чем человек осознал существование иного времени, не тождественного настоя­щему, он предполагал возможность существования иного мира, куда уходят «усопшие» и где они продолжают существовать.

Первые представления о причинно-следственной связи событий стали основой понимания существования не как состояния, а как процесса. В представления о существующем настоящем добавился динамический элемент. Но при этом события развертываются одно­образно, в соответствии с «порядком вещей».

Античных философов Греции и Рима мало беспокоил точный смысл истории, и их способ мышления был существенным образом «неисторичным». Идея прогресса была им либо незнакома, либо занимала их в незначительной мере, что во многом роднит их и с восточными мыслителями. Аристотель, впрочем, говорил о гряду­щих катастрофах, которые приведут постепенно человечество к примитивному состоянию, затем последует новая эволюция, высо­кий уровень цивилизованности, вплоть до уже достигнутого, затем вновь катастрофа, и так до бесконечности. Все повторится, как это было в прошлом.


В общем, говоря о древнем времени, почти безотносительно конкретного региона, можно сказать, что первые наблюдения чело­века за ходом исторического процесса, общественного развития приводят к утверждению в традиции того времени представления о цикличности общественного развития: подобно тому, как в окру­жающей природе повторяется долгоиграющий цикл рождения-взросления-расцвета-угасания-смерти, так и в развитии общества, общественных процессов, повторяются схожие стадии. Однако уже тогда возникает мысль о возможности не абсолютной тождествен­ности последующих циклов предыдущим (например, у Гераклита Эфесского, у которого представление о цикличности развития вы­ражается в сравнении протекания природных и общественных про­цессов с горением огня, ритмично вспыхивающем и притухающем, представление о поступательном движении — в сравнении разви­тия мира с течением реки1). Можно утверждать, что идея прогресса в развитии общества берет свое начало еще в древнем времени (софисты, затем Демокрит и Эпикур), хотя нельзя назвать ее гос­подствовавшей. В большей мере для древнего времени типичны именно циклические концепции (в числе таковых одной из наибо­лее разработанных является теория общественных циклов, сформу­лированная в трудах Полибия). Причем наиболее часто это кон­цепции регрессивных циклов, описывающие общественное развитие как переход от «золотого века» к упадку.

В нашем сознании понятие развития вплотную связано с поня­тием процесса и прогресса. Раз есть развитие, значит, есть движе­ние чего-нибудь от простого к сложному и историческая перспек­тива этого движения. В отличие от этого, основная идея «Дао-де-дзин» Лао-цзы — идея возврата в Дао, к гармонии. Идеал государ­ства, проникнутого этой идеей, — возврат из текущего хаоса к ес­тественности «золотого века»2.

Для Конфуция идеал «золотого века» как желаемого направле­ния развития общества также актуален, но он, в отличие от автора

1 Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов /
Ред. и авт. вступ. ст. А. Ф. Лосев; пер. с древнегреч. М. Л. Гаспарова. М.: Мысль,
1998. С. 335; Асмус В. Ф. Античная философия. М.: Высш. шк., 1976. С. 33-34.

2 Лукьянов А. Е. Лао-цзы и Конфуций: философия Дао. М.: Восточная литера­
тура РАН, 2000. С. 29-30.


«Дао-де-дзин», не призывает к возврату в него, он говорит о движе­нии к новому «золотому веку», сущность которого остается преж­ней — гармония естественного состояния, но приобретает иной об­щественный масштаб. Идеал общественного устройства — создание единого государства-семьи, возвращающее общество к «естествен­ным» родоплеменным отношениям на более высоком уровне общно­сти и единства3.

Оба вышеуказанных автора в своих трудах апеллируют к одно­му из значительных произведений китайской культуры — «И-цзин» (Книга перемен) (XII-VII вв. до н. э.). Текст Книги перемен являет собой плод длительных наблюдений ее составителей за логикой развития различных социальных процессов и представляет, пожа­луй, наиболее древний трактат, специально посвященный пробле­матике развития. Ключевыми моментами этого трактата можно на­звать движение, изменение, цикличность. Причем описанная в тек­сте «И-цзин» логика развития применима ко многим социальным процессам.

В сути своей «И-цзин» описывает процесс развития какого-либо социального нововведения, от момента зарождения идеи до угасания импульса развития, порожденного внедрением и эксплуа­тацией его результатов. Угасание дает возможность повторить по­добный цикл другому новшеству и так далее.

Представления о цикличности изменений, повторяемости фаз роста-упадка, оформленные в «И-цзин», характерны и для всей восточной традиции, как религиозной, так и внерелигиозной. Ос­новная господствовавшая длительное время концепция обществен­ного развития, сложившаяся в рамках индуистской культуры, буд­дизма, джайнизма, представляет историю общества как постоянное повторение цикла регресса (охватывающего длительное время), в процессе которого общество деградирует от «золотого века» к «концу света». Затем происходит гибель старого и сотворение ново­го мира, и процесс повторяется снова. Поскольку в качестве основ­ного вектора развития видится регресс, то наивысшим благом для человека является возможность разорвать круг повторений, выйдя

3 Лукьянов А. Е. Лао-цзы и Конфуций: философия Дао. М: Восточная литера­тура РАН, 2000. С. 257.


за границы несовершенного мира, в котором доминирует постепен­ная «порча», достигнуть неизменной стабильности — «нирваны».

Иное понимание общественного развития сложилось в более поздних концепциях социальных изменений — иудаистской, хри­стианской и мусульманской. Например, в библейском послании понимание истории выражено не циклической теорией, а осознает­ся как прямолинейный процесс. По истечении времен сбудутся со­бытия, уже предрешенные и необратимые, разрешающие и освобо­ждающие смысл истории4. Данное представление о процессе разви­тия человеческого общества прослеживается у всех философов, воспитанных в лоне христианской традиции. Подобное представле­ние о предрешенности происходящей человеческой истории еще на­зывают провиденциализмом5. Например, Аврелий Августин мыслит развитие человечества в поступательном движении к максимальному совершенству, прежде всего нравственному, к эпохе торжества бо­жественной благодати. Смысл истории — нравственный прогресс, движение от «Града земного» к «Граду Божиему», в котором несо­вершенство первого противопоставляется совершенству второго, причем и сам Блаженный Августин, и большинство мыслителей, придерживавшихся этой исторической концепции, приходят к вы­воду о недостижимости подобного совершенства в рамках дольнего мира, достижение высшей ступени развития человека и общества осуществится лишь по завершении земной истории. Для христиан­ской традиции вообще характерно представление о начальности и конечности развития, и не только человеческого общества, но и ми­ра в целом.

Однако и эта концепция линейно-поступательного развития претерпела с течением времени некоторые изменения. С XII в. на­ряду с данной возникла новая концепция истории, имевшая в каче­стве отправной точки концепцию троичности, которая обозначила переход от идеи «бегства от мира», ухода от земного существова­ния, к идее «христианского завоевания мира». Согласно этой кон­цепции, история делится на три эпохи: эпоху Отца, эпоху Сына и

4 Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: В 4 т.
Т. 2. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997. С. 21.

5 Канке В. А. Философия. Исторический и систематический курс: Учеб. для ву­
зов. 4-е изд., перераб. и доп. М: Логос, 2002. С. 55.


эпоху Духа Святого. В первую из них христианская истина дана человечеству в виде божественного Закона, которому достаточно просто подчиняться. Во вторую эпоху — в виде божественного От­кровения, предполагающего достижение взаимной любви Бога и человека. Затем следует ожидать наступления третьей эпохи, когда начнется прямое действие божественного в земной истории. Эта новая эпоха будет знаменовать собой начало подлинного духовного освобождения человечества.

Основная концепция общественного развития в христианстве выражена в эсхатологии — учении о конце света.

Характерной чертой периода Возрождения стало четкое оформле­ние мысли о рациональном социальном конструировании (утопии То­маса Мора и Томазо Кампанеллы), что, кстати, отчасти является воз­вратом к размышлениям античных авторов о наилучшем обществен­ном устройстве, а равно к утопическим идеям, развивавшимся вместе или в рамках христианства.

Утопические концепции будущего, которое должно стать либо идеалом, либо логическим итогом социального развития, появив­шиеся в эпоху Возрождения, наложили значительный отпечаток на всю последующую динамику концепций общественного развития и будущего. Именно в утопических взглядах в западном обществе сформировалось представление об иных, нежели чем божественное провидение, детерминантах социального развития.

Следует отметить один момент, получивший в дальнейшем раз­витие в концепциях управления развитием, — постулирование твор­ческой сущности человека, который может сам своей волей двигать развитие общества.

§ 2. Формирование прогрессистских концепций будущего

В период Европейского Возрождения и Просвещения на волне освоения античного культурного наследия вновь выдвинулись на первый план концепции циклов общественного развития. Но пред­ставления о цикличном движении человеческого общества «по кру­гу» постепенно перерождаются в идею «спирального» хода разви­тия, когда последующие этапы циклов развития уже не вполне идентичны имевшим место ранее.


Это время ознаменовалось появлением двух концептуально важных моментов во взглядах на развитие общества. Первым стало формулирование понятия закона общественного развития. Вто­рым — появление основанной на этом понятии концепции эволю­ционизма. В качестве еще одной, третьей характерной черты пред­ставлений о направленности общественного развития и о будущем, можно выделить утверждение и господство идеи общественного прогресса, зародившейся еще во времена античности.

Говоря о формулировании понятия закона общественного раз­вития, следует, прежде всего, упомянуть Рене Декарта и Огюста Конта. Декарт, в частности, одним из первых сформулировал закон развития явлений от простого к сложному, положенный в основу концепции развития общества Герберта Спенсера.

Огюст Конт, исходя из существования законов общественного развития, создал свою концепцию динамики человеческого общества. Развитие человеческих обществ имеет в своей основе закон трех стадий: первая — телеологическая: человек олицетворяет предметы и явления природы, видит в них произвольные действия богов и инди­видуальных существ; вторая — метафизическая: воображаемые боги вытесняются понятием общих сущностей, первопричин и целей, к ко­торым сводятся отдельные явления; третья — позитивная: развитие научного мышления, в котором вымыслы теологии и отвлеченности метафизики заменяются познанием действительных законов приро­ды, т. е. постоянной фактической связи наблюдаемых явлений в их сосуществовании и последовательности. Преобразование цивилиза­ции в рамках всех трех стадий в позитивном смысле обусловлено в особенности развитием промышленности и науки, на которых осно­вана организация управления в нормальном обществе. Контом выде­лялись и некоторые стадии развития общества, соответствующие этим трем законам: фетишизм (ему соответствует дикое обществен­ное состояние), политеизм (разделение труда и рабовладельческие общества), монотеизм (социально-политическая система христианст­ва, точнее, католицизма), затем — разделение и борьба духовной и светской властей, подготовившая метафизическую стадию, достиг­шую кульминации в эпоху Великой французской революции. В те­леологической стадии светская власть принадлежит военным, духов­ная — жрецам, в метафизической первая от военных переходит к законникам, а вторая — отвлеченным мыслителям (метафизикам),


а затем — к литераторам и публицистам. В позитивной стадии руко­водство практическими делами должно принадлежать промышлен­ному классу (банкиры, торговцы, ремесленники и земледельцы), а нравственный авторитет должен представляться учеными, точнее — позитивными философами, выражающими высшую ступень умствен­ного развития человечества6.

Концепция общественного развития Гегеля является сочетанием провиденционализма и эволюционизма (в смысле поступательного развития сообразно неким законам). Наиболее полная и целостная концепция эволюции человека и общества была разработана как раз в диалектической философии Гегеля, который впервые сформулиро­вал идею эволюции в виде законов всеобщего развития, описал ис­точники, движущие силы эволюции, ее форму и направленность. Ис­тория общества развивается согласно предзаданной сущности чело­века и человечества, движущая сила развития — дух. Историческое движение общества осуществляется в соответствии с определенными законами, аналогичными природным. Главное их отличие от природ­ных законов: люди являются и их исполнителями, и теми, кто спосо­бен познать их. Основной закон общественного развития — движе­ние от меньшего совершенства к большему, т. е. прогресс.

Согласно Гегелю, в мировой истории развития общества дейст­вует закономерность, объединяющая историю человечества в еди­ный взаимосвязанный процесс, в котором участвуют страны, регио­ны, народы. Всемирная история — в целом однолинейный процесс прогрессивного развития общества, в котором все «отклонения» от генеральной линии на самом деле не являются таковыми, а тоже имеют некий смысл для всеобщего прогресса.

Историческая реализация в процессе развития общества, пред­начертанного сущностью человека, сопровождается ростом само­сознания народов и личностей, принадлежащих к ним, но лишь тех народов, которые проявили себя как исторические, т. е. обнару­жившие в себе способность к созданию своей миссии, судьбы в процессе развития человечества.

История в своей сути есть кумулятивный процесс: достижения прошлых этапов не утрачиваются на последующих, и, одновремен-

6 Философский словарь Владимира Соловьева. Ростов н/Д: Феникс, 1997. С. 211-214.


но, прошлый этап не может существовать иначе как в составе бо­лее высокого этапа исторической эволюции. Исторический процесс в основной своей линии не может быть обращен вспять7.

Во многом гегелевское понимание общественного прогресса стало исходным пунктом для всех прогрессистских теорий общест­венного развития. Развиваемый и используемый Гегелем метод диалектики описывает логику процесса развития (три основных за­кона диалектики).

Этот метод (и производное от него понимание логики протека­ния общественных процессов) и после Гегеля активно использовал­ся различными авторами при рассмотрении феномена обществен­ного развития. Например, в соответствии с воззрениями А. Либерта, самую жизнь составляют разногласия, напряженности, неспокойст­вия (противоречия), характеризующие всякую исторически общест­венную и культурную систему. Действительность как таковая, пи­шет А. Либерт, по своему содержанию всегда состоит в глубокой борьбе с чем-нибудь или кем-нибудь. Более того она, действитель­ность, нуждается в этой борьбе, «чтобы развивать и исполнять за­кон диалектики и смысл своего содержания». Первая же объекти­вация диалектики есть история8.

Воззрения Гегеля, а равно Канта, Фихте, Шеллинга сформиро­вали направление философской мысли, основные акценты которого сосредоточены на изучении и на анализе исторического процес­са, — философию истории, впервые проявившей себя в работах Вольтера, если говорить о философии истории в ее современном понимании. Их основной вклад — специфический подход к анали­зу исторических явлений и процессов, во многом преобладающий и в настоящее время. Методология анализа истории исходит из нали­чия в нем объективных закономерностей, не являющихся исключи­тельно результатом Божиего промысла.

Вместе с тем одним из авторов, внесшим определяющий вклад в формирование понятия общественного прогресса, является Сен-Симон. В соответствии с его воззрениями, в истории действует за-

7 Шаповалов В. Ф. Основы философии. От классики к современности: Учеб.
пособие для вузов. 2-е изд., доп. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. С. 246-248.

8 Современные зарубежные концепции диалектики / Ред. В. А. Лекторский.
М: Наука, 1987. С. 28-31.


кон прогресса, однако он не имеет линеарного характера. Философ также говорит о периодах общественного развития — органиче­ском и критическом. Пока общество развивается на прочном ос­новании однажды установленных принципов, оно органично. Как только обнаруживаются признаки неустойчивости этих признаков (в сфере идей, ценностей, технических новшеств), так общество входит в критическую фазу развития. Движение общественных на­ук вперед, к новой органической эпохе, Сен-Симон полагает не­мыслимым без позитивной науки9.

Значительное влияние на эволюционизм как концепцию обще­ственного развития оказала концепция биологической эволюции (в частности, наибольшее влияние оказал дарвинизм). Мировоз­зренчески и методологически эволюционная идея стала «богом» для мышления XX в. Возникла новая «идеология» эволюции, «уни­версальный эволюционизм», который охватывает все сферы естест­вознания, обществоведения и культуры, претендуя на окончатель­ное решение всех философских и мировых вопросов. Эволюционная картина мира служит методологической основой совокупности кон­цепций прогресса и технократических религий, уповающих на то, что все существующие проблемы можно решить на путях ускоре­ния темпов эволюции. В общем можно сказать: «Мы эволюциони­руем — значит существуем».

Это влияние ощущается в концепциях общественного прогрес­са, сформулированных Гербертом Спенсером и Толкотом Парсон-сом (которые, правда, скорее являются социологами, чем филосо­фами). По Спенсеру, общество развивается благодаря происходя­щим в нем процессам социальной дифференциации и интеграции. Основная закономерность общественного развития (точнее, про­гресса) — переход от простого к более сложному. Отсюда услови­ем прогрессивного развития общества является повышение его сложности и приспособляемости как единого целого вследствие разделения труда и специализации отдельных его членов. Согласно Спенсеру, эволюция может закончиться только с установлением величайшего совершенства. Вселенная развивается к лучшему10.

9 Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: В 4 т.
Т. 4. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997. С. 117.

10 Там же. С. 211-212.


Аналогично, в смысле усложнения структуры общества как ос­новной тенденции, понимает общественное развитие и Эмиль Дюрк-гейм. Он различает два типа общественной организации или соли­дарности: механическую и органическую. Первая вытекает из сход­ства членов группы, вторая — из их различий. Первая предполагает относительную аморфность общества, вторая — дифференцирован-ность его и разделение труда. В процессе развития органическая ор­ганизация общества сменяет механическую. Причиной этого служит рост плотности общества. Уплотнение общества усиливает жизнен­ную конкуренцию, и это обстоятельство с необходимостью вызывает рост разделения труда и органическую солидарность. Если возраста­ет плотность общества, то органическая солидарность сменяет меха­ническую, вызывая к жизни и все последствия этой смены11.

Взгляды Парсонса на процесс общественной эволюции, равно как и воззрения Спенсера, во многом коррелируют с положениями теории органической (т. е. биологической) эволюции. Хотя его взгля­ды на общественное развитие обладают определенными особенно­стями, подходя к концепциям конструирования реальности. Для не­го процесс общественного развития является именно эволюцией, а не прогрессом в том смысле, в каком его понимают, движением к «лучшему» человеческому обществу. Среди процессов изменения наиболее важными для эволюционной перспективы являются про­цессы, усиливающие адаптивную способность либо внутри общест­ва путем порождения нового типа структуры, либо через культур­ное проникновение и вовлечение других факторов в комбинации с новым типом структуры, внутри других обществ и, возможно, в бо­лее поздние периоды. Чтобы дифференциация способствовала сба­лансированности, большей развитости системы, каждая вновь вы­делившаяся подсистема (например, производящая организация в приведенном выше примере) должна увеличивать адаптивную спо­собность при осуществлении своей первичной функции в сравне­нии с осуществлением этой функции в предшествующей структуре.

Состояние любого данного общества и, более того, системы связанных обществ (таких как античные общества городов-госу-

11 Кондратьев Н. Д. Основные учения о законах развития общественной жиз­ни // Избранные сочинения / Ред. колл. Л. И. Абалкин и др.; сост. В. М. Бонда-ренко, В. В. Иванов, С. Л. Комлев и др. М: Экономика, 1993. С. 103.


дарств Среднего и Ближнего Востока) является многосоставной ре­зультирующей прогрессивных циклов, включающих процессы из­менения. Этот результат в контексте любого более общего процесса будет порождать веерообразный спектр типов, которые варьируются в соответствии с различными ситуациями, степенью интеграции и функциональным положением в более широкой системе. Некоторые варианты внутри какого-то класса обществ, имеющих общий спектр сходных характеристик, будут более, чем другие, склонны к допол­нительному эволюционному развитию. Другие могут быть так бло­кированы внутренними конфликтами или иными помехами, что бу­дут с трудом себя поддерживать или даже разрушаться. Но среди этих последних могут быть общества, наиболее созидательные в плане порождения компонентов, имеющих долговременную значи­мость. Где-то среди разнообразного населения обществ возникает «прорыв» процесса развития. Такой прорыв обеспечивает обществу новый уровень адаптивной способности в некоторых жизненно важных отношениях, изменяя тем самым свою конкурентоспособ­ность по сравнению с другими обществами в системе. Говоря шире, такая ситуация открывает все четыре возможности для обществ, не вовлеченных непосредственно в процесс инновации. Во-первых, инновация может быть просто разрушена более сильными, хотя и менее развитыми соперниками. Если инновация является только культурной, ее трудно разрушить полностью, и она может приобре­сти огромное значение даже после того, как разрушено общество, ее породившее. Во-вторых, уровни конкурентоспособности могут быть выравнены посредством адаптации инноваций. Третьим вари­антом является установление изолированной ниши, в которой об­щество может продолжать сохранять относительно неизмененной свою старую структуру. Последней возможностью является потеря социетальной идентичности через дезинтеграцию или поглощение большей социетальной системой. Эти возможности являются типо­выми, созидающими многие сложные комбинации и переходы12.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 341; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.