КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Указания по подготовке к текущему контролю знаний, к промежуточной и итоговой аттестациям 1 страница
Примерная тематика самостоятельных работ 1. Основные тенденции развития образования (на территории региона или муниципального образования). 2. Основные тенденции демографического развития (на территории региона или муниципального образования). 3. Основные тенденции развития рынка труда и занятости (на территории региона или муниципального образования). 4. Основные тенденции развития сельского хозяйства (на территории региона или муниципального образования). 5. Основные тенденции развития промышленности (на территории региона или муниципального образования). 6. Прогноз развития проблемной ситуации в сфере социально-экономического развития (на территории региона или муниципального образования). 7. Прогнозирование последствий принятия управленческих решений в сфере государственного и муниципального управления (на территории региона или муниципального образования). В течение семестра, изучая дисциплину, студент может быть подвергнут промежуточным испытаниям. Целью их является проверка успешности усвоения материала курса. Проводиться они могут в различной форме: тестирование, опрос, коллоквиумы, выполнение самостоятельных работ (в том числе, письменных) и т. п. По завершении семестрового курса проводится итоговая аттестация. Примерные вопросы, с которыми может столкнуться студент на тестировании по дисциплине, приведены в разделе «Задания для контроля» настоящего учебного пособия. При подготовке к тестированию желательно повторить соответствующие разделы теоретической части учебного пособия. Указания к промежуточной аттестации с применением балльно-рейтинговой системы оценки знаний студента Цель внедрения балльно-рейтинговой системы оценки успеваемости — индивидуализация оценки знаний, различных видов учебной деятельности студента путем введения более дифференцированной шкалы измерения успеваемости (в диапазоне от 0 до 100), стимулирование самостоятельной работы учащихся. Текущая семестровая аттестация проводится в 3 этапа: — первый (по окончании первого раздела) предполагает, в том числе, завершающее тестирование (опрос); — второй (по результатам второго раздела) предполагает в конце также решение задач и выполнение самостоятельной работы; — третий — аттестация (итоговый зачет по дисциплине) — связан с выполнением контрольного самостоятельного задания, также предполагает и итоговое тестирование (опрос). На изучаемую дисциплину с учетом зачета в одном семестре отводится максимум 100 зачетных единиц. При этом до 45 баллов студент может получить за текущую работу в семестре. Итоговое контрольное испытание может оцениваться в 55 баллов. Минимальный балл, который требуется набрать студенту для успешной сдачи зачета, составляет 75. Количество максимальных баллов за каждый вид учебной деятельности студентов определяет ведущий преподаватель, выделяя при этом обязательные задания и задания по выбору. При этом он может ориентироваться на представленные ниже примерные цифры. Количество максимальных баллов за каждую текущую аттестацию по дисциплине (примерно)
Виды контрольных испытаний в процентах от общего балла в рамках одной текущей аттестации (примерно)
Теоретические материалы Раздел I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ При изучении учебного материала раздела необходимо особое внимание уделить пониманию сущности прогностики как комплексной научно-практической дисциплины, уяснить систему отрасли и ее основные задачи. Приведенная в разделе краткая характеристика развития воззрений по поводу будущего общества позволяет составить первоначальный исходный набор теоретических гипотез о направленности и закономерностях социального развития. Кроме того, ознакомление с основными этапами развития современной прогностики как в России, так и за рубежом дает возможность получить первые ориентиры в массиве важнейших теоретических работ по дисциплине. В процессе изучения материалов по главам раздела постарайтесь составить собственные классификации периодов развития прогностики, схемы структуры дисциплины и т. п., что будет способствовать более полному и комплексному усвоению материала. Глава 1. ЭВОЛЮЦИЯ КОНЦЕПЦИЙ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ § 1. Античность и Средневековье: от анализа цикличности к идее прогресса Феномен изменений всегда интересовал человека. Не существовало на протяжении всей человеческой истории такой цивилизации, которая не пыталась бы предвидеть свое будущее. Ниже будет рассмотрена краткая история появления и развития различных взглядов на явление общественного развития и историю человеческого общества. Будет рассмотрена эволюция воззрений в основном в рамках европейской философской и социологической традиции, но даже с учетом этого выделены лишь некоторые определяющие, основные моменты, которые позволят наиболее явно проиллюстрировать исторические тенденции развития взглядов на проблему. На ранних этапах развития человеческого общества «длительность» времени, по-видимому, вообще не осознавалась. Концепции прошлого и будущего как чего-то, отличного от настоящего, возникли не сразу. Осознавалось лишь одно время — настоящее. Повторяющиеся раз за разом события жизни наталкивали на мысль, что так, как есть — это всегда. Позже появилось представление о прошлом, первоначально — как о «другом» времени, в котором свершаются великие и волшебные события. Формирование представлений о будущем находилось в тесной связи с эволюцией мифологии от примитивных мифов-сказок, истолковывающих явления природы, к мифам, объясняющим установление родовых нравов и обычаев, затем происхождение людей и мира в целом, а также судьбу умерших. Но прежде, чем человек осознал существование иного времени, не тождественного настоящему, он предполагал возможность существования иного мира, куда уходят «усопшие» и где они продолжают существовать. Первые представления о причинно-следственной связи событий стали основой понимания существования не как состояния, а как процесса. В представления о существующем настоящем добавился динамический элемент. Но при этом события развертываются однообразно, в соответствии с «порядком вещей». Античных философов Греции и Рима мало беспокоил точный смысл истории, и их способ мышления был существенным образом «неисторичным». Идея прогресса была им либо незнакома, либо занимала их в незначительной мере, что во многом роднит их и с восточными мыслителями. Аристотель, впрочем, говорил о грядущих катастрофах, которые приведут постепенно человечество к примитивному состоянию, затем последует новая эволюция, высокий уровень цивилизованности, вплоть до уже достигнутого, затем вновь катастрофа, и так до бесконечности. Все повторится, как это было в прошлом. В общем, говоря о древнем времени, почти безотносительно конкретного региона, можно сказать, что первые наблюдения человека за ходом исторического процесса, общественного развития приводят к утверждению в традиции того времени представления о цикличности общественного развития: подобно тому, как в окружающей природе повторяется долгоиграющий цикл рождения-взросления-расцвета-угасания-смерти, так и в развитии общества, общественных процессов, повторяются схожие стадии. Однако уже тогда возникает мысль о возможности не абсолютной тождественности последующих циклов предыдущим (например, у Гераклита Эфесского, у которого представление о цикличности развития выражается в сравнении протекания природных и общественных процессов с горением огня, ритмично вспыхивающем и притухающем, представление о поступательном движении — в сравнении развития мира с течением реки1). Можно утверждать, что идея прогресса в развитии общества берет свое начало еще в древнем времени (софисты, затем Демокрит и Эпикур), хотя нельзя назвать ее господствовавшей. В большей мере для древнего времени типичны именно циклические концепции (в числе таковых одной из наиболее разработанных является теория общественных циклов, сформулированная в трудах Полибия). Причем наиболее часто это концепции регрессивных циклов, описывающие общественное развитие как переход от «золотого века» к упадку. В нашем сознании понятие развития вплотную связано с понятием процесса и прогресса. Раз есть развитие, значит, есть движение чего-нибудь от простого к сложному и историческая перспектива этого движения. В отличие от этого, основная идея «Дао-де-дзин» Лао-цзы — идея возврата в Дао, к гармонии. Идеал государства, проникнутого этой идеей, — возврат из текущего хаоса к естественности «золотого века»2. Для Конфуция идеал «золотого века» как желаемого направления развития общества также актуален, но он, в отличие от автора 1 Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / 2 Лукьянов А. Е. Лао-цзы и Конфуций: философия Дао. М.: Восточная литера «Дао-де-дзин», не призывает к возврату в него, он говорит о движении к новому «золотому веку», сущность которого остается прежней — гармония естественного состояния, но приобретает иной общественный масштаб. Идеал общественного устройства — создание единого государства-семьи, возвращающее общество к «естественным» родоплеменным отношениям на более высоком уровне общности и единства3. Оба вышеуказанных автора в своих трудах апеллируют к одному из значительных произведений китайской культуры — «И-цзин» (Книга перемен) (XII-VII вв. до н. э.). Текст Книги перемен являет собой плод длительных наблюдений ее составителей за логикой развития различных социальных процессов и представляет, пожалуй, наиболее древний трактат, специально посвященный проблематике развития. Ключевыми моментами этого трактата можно назвать движение, изменение, цикличность. Причем описанная в тексте «И-цзин» логика развития применима ко многим социальным процессам. В сути своей «И-цзин» описывает процесс развития какого-либо социального нововведения, от момента зарождения идеи до угасания импульса развития, порожденного внедрением и эксплуатацией его результатов. Угасание дает возможность повторить подобный цикл другому новшеству и так далее. Представления о цикличности изменений, повторяемости фаз роста-упадка, оформленные в «И-цзин», характерны и для всей восточной традиции, как религиозной, так и внерелигиозной. Основная господствовавшая длительное время концепция общественного развития, сложившаяся в рамках индуистской культуры, буддизма, джайнизма, представляет историю общества как постоянное повторение цикла регресса (охватывающего длительное время), в процессе которого общество деградирует от «золотого века» к «концу света». Затем происходит гибель старого и сотворение нового мира, и процесс повторяется снова. Поскольку в качестве основного вектора развития видится регресс, то наивысшим благом для человека является возможность разорвать круг повторений, выйдя 3 Лукьянов А. Е. Лао-цзы и Конфуций: философия Дао. М: Восточная литература РАН, 2000. С. 257. за границы несовершенного мира, в котором доминирует постепенная «порча», достигнуть неизменной стабильности — «нирваны». Иное понимание общественного развития сложилось в более поздних концепциях социальных изменений — иудаистской, христианской и мусульманской. Например, в библейском послании понимание истории выражено не циклической теорией, а осознается как прямолинейный процесс. По истечении времен сбудутся события, уже предрешенные и необратимые, разрешающие и освобождающие смысл истории4. Данное представление о процессе развития человеческого общества прослеживается у всех философов, воспитанных в лоне христианской традиции. Подобное представление о предрешенности происходящей человеческой истории еще называют провиденциализмом5. Например, Аврелий Августин мыслит развитие человечества в поступательном движении к максимальному совершенству, прежде всего нравственному, к эпохе торжества божественной благодати. Смысл истории — нравственный прогресс, движение от «Града земного» к «Граду Божиему», в котором несовершенство первого противопоставляется совершенству второго, причем и сам Блаженный Августин, и большинство мыслителей, придерживавшихся этой исторической концепции, приходят к выводу о недостижимости подобного совершенства в рамках дольнего мира, достижение высшей ступени развития человека и общества осуществится лишь по завершении земной истории. Для христианской традиции вообще характерно представление о начальности и конечности развития, и не только человеческого общества, но и мира в целом. Однако и эта концепция линейно-поступательного развития претерпела с течением времени некоторые изменения. С XII в. наряду с данной возникла новая концепция истории, имевшая в качестве отправной точки концепцию троичности, которая обозначила переход от идеи «бегства от мира», ухода от земного существования, к идее «христианского завоевания мира». Согласно этой концепции, история делится на три эпохи: эпоху Отца, эпоху Сына и 4 Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: В 4 т. 5 Канке В. А. Философия. Исторический и систематический курс: Учеб. для ву эпоху Духа Святого. В первую из них христианская истина дана человечеству в виде божественного Закона, которому достаточно просто подчиняться. Во вторую эпоху — в виде божественного Откровения, предполагающего достижение взаимной любви Бога и человека. Затем следует ожидать наступления третьей эпохи, когда начнется прямое действие божественного в земной истории. Эта новая эпоха будет знаменовать собой начало подлинного духовного освобождения человечества. Основная концепция общественного развития в христианстве выражена в эсхатологии — учении о конце света. Характерной чертой периода Возрождения стало четкое оформление мысли о рациональном социальном конструировании (утопии Томаса Мора и Томазо Кампанеллы), что, кстати, отчасти является возвратом к размышлениям античных авторов о наилучшем общественном устройстве, а равно к утопическим идеям, развивавшимся вместе или в рамках христианства. Утопические концепции будущего, которое должно стать либо идеалом, либо логическим итогом социального развития, появившиеся в эпоху Возрождения, наложили значительный отпечаток на всю последующую динамику концепций общественного развития и будущего. Именно в утопических взглядах в западном обществе сформировалось представление об иных, нежели чем божественное провидение, детерминантах социального развития. Следует отметить один момент, получивший в дальнейшем развитие в концепциях управления развитием, — постулирование творческой сущности человека, который может сам своей волей двигать развитие общества. § 2. Формирование прогрессистских концепций будущего В период Европейского Возрождения и Просвещения на волне освоения античного культурного наследия вновь выдвинулись на первый план концепции циклов общественного развития. Но представления о цикличном движении человеческого общества «по кругу» постепенно перерождаются в идею «спирального» хода развития, когда последующие этапы циклов развития уже не вполне идентичны имевшим место ранее. Это время ознаменовалось появлением двух концептуально важных моментов во взглядах на развитие общества. Первым стало формулирование понятия закона общественного развития. Вторым — появление основанной на этом понятии концепции эволюционизма. В качестве еще одной, третьей характерной черты представлений о направленности общественного развития и о будущем, можно выделить утверждение и господство идеи общественного прогресса, зародившейся еще во времена античности. Говоря о формулировании понятия закона общественного развития, следует, прежде всего, упомянуть Рене Декарта и Огюста Конта. Декарт, в частности, одним из первых сформулировал закон развития явлений от простого к сложному, положенный в основу концепции развития общества Герберта Спенсера. Огюст Конт, исходя из существования законов общественного развития, создал свою концепцию динамики человеческого общества. Развитие человеческих обществ имеет в своей основе закон трех стадий: первая — телеологическая: человек олицетворяет предметы и явления природы, видит в них произвольные действия богов и индивидуальных существ; вторая — метафизическая: воображаемые боги вытесняются понятием общих сущностей, первопричин и целей, к которым сводятся отдельные явления; третья — позитивная: развитие научного мышления, в котором вымыслы теологии и отвлеченности метафизики заменяются познанием действительных законов природы, т. е. постоянной фактической связи наблюдаемых явлений в их сосуществовании и последовательности. Преобразование цивилизации в рамках всех трех стадий в позитивном смысле обусловлено в особенности развитием промышленности и науки, на которых основана организация управления в нормальном обществе. Контом выделялись и некоторые стадии развития общества, соответствующие этим трем законам: фетишизм (ему соответствует дикое общественное состояние), политеизм (разделение труда и рабовладельческие общества), монотеизм (социально-политическая система христианства, точнее, католицизма), затем — разделение и борьба духовной и светской властей, подготовившая метафизическую стадию, достигшую кульминации в эпоху Великой французской революции. В телеологической стадии светская власть принадлежит военным, духовная — жрецам, в метафизической первая от военных переходит к законникам, а вторая — отвлеченным мыслителям (метафизикам), а затем — к литераторам и публицистам. В позитивной стадии руководство практическими делами должно принадлежать промышленному классу (банкиры, торговцы, ремесленники и земледельцы), а нравственный авторитет должен представляться учеными, точнее — позитивными философами, выражающими высшую ступень умственного развития человечества6. Концепция общественного развития Гегеля является сочетанием провиденционализма и эволюционизма (в смысле поступательного развития сообразно неким законам). Наиболее полная и целостная концепция эволюции человека и общества была разработана как раз в диалектической философии Гегеля, который впервые сформулировал идею эволюции в виде законов всеобщего развития, описал источники, движущие силы эволюции, ее форму и направленность. История общества развивается согласно предзаданной сущности человека и человечества, движущая сила развития — дух. Историческое движение общества осуществляется в соответствии с определенными законами, аналогичными природным. Главное их отличие от природных законов: люди являются и их исполнителями, и теми, кто способен познать их. Основной закон общественного развития — движение от меньшего совершенства к большему, т. е. прогресс. Согласно Гегелю, в мировой истории развития общества действует закономерность, объединяющая историю человечества в единый взаимосвязанный процесс, в котором участвуют страны, регионы, народы. Всемирная история — в целом однолинейный процесс прогрессивного развития общества, в котором все «отклонения» от генеральной линии на самом деле не являются таковыми, а тоже имеют некий смысл для всеобщего прогресса. Историческая реализация в процессе развития общества, предначертанного сущностью человека, сопровождается ростом самосознания народов и личностей, принадлежащих к ним, но лишь тех народов, которые проявили себя как исторические, т. е. обнаружившие в себе способность к созданию своей миссии, судьбы в процессе развития человечества. История в своей сути есть кумулятивный процесс: достижения прошлых этапов не утрачиваются на последующих, и, одновремен- 6 Философский словарь Владимира Соловьева. Ростов н/Д: Феникс, 1997. С. 211-214. но, прошлый этап не может существовать иначе как в составе более высокого этапа исторической эволюции. Исторический процесс в основной своей линии не может быть обращен вспять7. Во многом гегелевское понимание общественного прогресса стало исходным пунктом для всех прогрессистских теорий общественного развития. Развиваемый и используемый Гегелем метод диалектики описывает логику процесса развития (три основных закона диалектики). Этот метод (и производное от него понимание логики протекания общественных процессов) и после Гегеля активно использовался различными авторами при рассмотрении феномена общественного развития. Например, в соответствии с воззрениями А. Либерта, самую жизнь составляют разногласия, напряженности, неспокойствия (противоречия), характеризующие всякую исторически общественную и культурную систему. Действительность как таковая, пишет А. Либерт, по своему содержанию всегда состоит в глубокой борьбе с чем-нибудь или кем-нибудь. Более того она, действительность, нуждается в этой борьбе, «чтобы развивать и исполнять закон диалектики и смысл своего содержания». Первая же объективация диалектики есть история8. Воззрения Гегеля, а равно Канта, Фихте, Шеллинга сформировали направление философской мысли, основные акценты которого сосредоточены на изучении и на анализе исторического процесса, — философию истории, впервые проявившей себя в работах Вольтера, если говорить о философии истории в ее современном понимании. Их основной вклад — специфический подход к анализу исторических явлений и процессов, во многом преобладающий и в настоящее время. Методология анализа истории исходит из наличия в нем объективных закономерностей, не являющихся исключительно результатом Божиего промысла. Вместе с тем одним из авторов, внесшим определяющий вклад в формирование понятия общественного прогресса, является Сен-Симон. В соответствии с его воззрениями, в истории действует за- 7 Шаповалов В. Ф. Основы философии. От классики к современности: Учеб. 8 Современные зарубежные концепции диалектики / Ред. В. А. Лекторский. кон прогресса, однако он не имеет линеарного характера. Философ также говорит о периодах общественного развития — органическом и критическом. Пока общество развивается на прочном основании однажды установленных принципов, оно органично. Как только обнаруживаются признаки неустойчивости этих признаков (в сфере идей, ценностей, технических новшеств), так общество входит в критическую фазу развития. Движение общественных наук вперед, к новой органической эпохе, Сен-Симон полагает немыслимым без позитивной науки9. Значительное влияние на эволюционизм как концепцию общественного развития оказала концепция биологической эволюции (в частности, наибольшее влияние оказал дарвинизм). Мировоззренчески и методологически эволюционная идея стала «богом» для мышления XX в. Возникла новая «идеология» эволюции, «универсальный эволюционизм», который охватывает все сферы естествознания, обществоведения и культуры, претендуя на окончательное решение всех философских и мировых вопросов. Эволюционная картина мира служит методологической основой совокупности концепций прогресса и технократических религий, уповающих на то, что все существующие проблемы можно решить на путях ускорения темпов эволюции. В общем можно сказать: «Мы эволюционируем — значит существуем». Это влияние ощущается в концепциях общественного прогресса, сформулированных Гербертом Спенсером и Толкотом Парсон-сом (которые, правда, скорее являются социологами, чем философами). По Спенсеру, общество развивается благодаря происходящим в нем процессам социальной дифференциации и интеграции. Основная закономерность общественного развития (точнее, прогресса) — переход от простого к более сложному. Отсюда условием прогрессивного развития общества является повышение его сложности и приспособляемости как единого целого вследствие разделения труда и специализации отдельных его членов. Согласно Спенсеру, эволюция может закончиться только с установлением величайшего совершенства. Вселенная развивается к лучшему10. 9 Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: В 4 т. 10 Там же. С. 211-212. Аналогично, в смысле усложнения структуры общества как основной тенденции, понимает общественное развитие и Эмиль Дюрк-гейм. Он различает два типа общественной организации или солидарности: механическую и органическую. Первая вытекает из сходства членов группы, вторая — из их различий. Первая предполагает относительную аморфность общества, вторая — дифференцирован-ность его и разделение труда. В процессе развития органическая организация общества сменяет механическую. Причиной этого служит рост плотности общества. Уплотнение общества усиливает жизненную конкуренцию, и это обстоятельство с необходимостью вызывает рост разделения труда и органическую солидарность. Если возрастает плотность общества, то органическая солидарность сменяет механическую, вызывая к жизни и все последствия этой смены11. Взгляды Парсонса на процесс общественной эволюции, равно как и воззрения Спенсера, во многом коррелируют с положениями теории органической (т. е. биологической) эволюции. Хотя его взгляды на общественное развитие обладают определенными особенностями, подходя к концепциям конструирования реальности. Для него процесс общественного развития является именно эволюцией, а не прогрессом в том смысле, в каком его понимают, движением к «лучшему» человеческому обществу. Среди процессов изменения наиболее важными для эволюционной перспективы являются процессы, усиливающие адаптивную способность либо внутри общества путем порождения нового типа структуры, либо через культурное проникновение и вовлечение других факторов в комбинации с новым типом структуры, внутри других обществ и, возможно, в более поздние периоды. Чтобы дифференциация способствовала сбалансированности, большей развитости системы, каждая вновь выделившаяся подсистема (например, производящая организация в приведенном выше примере) должна увеличивать адаптивную способность при осуществлении своей первичной функции в сравнении с осуществлением этой функции в предшествующей структуре. Состояние любого данного общества и, более того, системы связанных обществ (таких как античные общества городов-госу- 11 Кондратьев Н. Д. Основные учения о законах развития общественной жизни // Избранные сочинения / Ред. колл. Л. И. Абалкин и др.; сост. В. М. Бонда-ренко, В. В. Иванов, С. Л. Комлев и др. М: Экономика, 1993. С. 103. дарств Среднего и Ближнего Востока) является многосоставной результирующей прогрессивных циклов, включающих процессы изменения. Этот результат в контексте любого более общего процесса будет порождать веерообразный спектр типов, которые варьируются в соответствии с различными ситуациями, степенью интеграции и функциональным положением в более широкой системе. Некоторые варианты внутри какого-то класса обществ, имеющих общий спектр сходных характеристик, будут более, чем другие, склонны к дополнительному эволюционному развитию. Другие могут быть так блокированы внутренними конфликтами или иными помехами, что будут с трудом себя поддерживать или даже разрушаться. Но среди этих последних могут быть общества, наиболее созидательные в плане порождения компонентов, имеющих долговременную значимость. Где-то среди разнообразного населения обществ возникает «прорыв» процесса развития. Такой прорыв обеспечивает обществу новый уровень адаптивной способности в некоторых жизненно важных отношениях, изменяя тем самым свою конкурентоспособность по сравнению с другими обществами в системе. Говоря шире, такая ситуация открывает все четыре возможности для обществ, не вовлеченных непосредственно в процесс инновации. Во-первых, инновация может быть просто разрушена более сильными, хотя и менее развитыми соперниками. Если инновация является только культурной, ее трудно разрушить полностью, и она может приобрести огромное значение даже после того, как разрушено общество, ее породившее. Во-вторых, уровни конкурентоспособности могут быть выравнены посредством адаптации инноваций. Третьим вариантом является установление изолированной ниши, в которой общество может продолжать сохранять относительно неизмененной свою старую структуру. Последней возможностью является потеря социетальной идентичности через дезинтеграцию или поглощение большей социетальной системой. Эти возможности являются типовыми, созидающими многие сложные комбинации и переходы12.
Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 341; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |