КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Указания по подготовке к текущему контролю знаний, к промежуточной и итоговой аттестациям 2 страница
Основа русской классической философии зиждется на православии, что нашло свое отражение в понимании того, что есть развитие общества, куда оно должно привести, каковы его закономерности. 12 Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения // Американская социологическая мысль. М., 1996. С. 494-526. Согласно П. А. Лаврову, развитие в сути своей есть движение в сторону улучшения общества — прогресс. Сущность общественного прогресса — «рост социальной солидарности». В свою очередь, достижение идеала невозможно без коренных преобразований наличной действительности, которые раз за разом ведут человеческое общество по пути прогресса. Идеал общественного развития — достижение социальной справедливости, которая «будет достигнута посредством социалистической революции»13. Определяя условия общественного развития на его пути к идеалу, Н. К. Михайловский говорит о типе и степени развития. Под типом развития он понимал сумму различных способностей индивида. По его мнению, индивид, пользующийся почти исключительно одной способностью, доводит ее до высокой степени совершенства, но все другие его способности подвергаются атрофированию. Таким образом, общий тип развития индивида понижается. Опираясь на эту концепцию, Михайловский выступает против теории общественной эволюции Спенсера, подвергая критике взгляды последнего на общество как на единый организм. Основываясь на выводах зоолога Бэра, Михайловский указывает, что организм развивается, растет и совершенствуется посредством физиологического разделения труда, и, таким образом, источником исключительной сложности организма является дифференциация органов и тканей. Каждый орган выполняет в совершенстве какую-либо особую функцию, полезную для всего организма, который благодаря этому становится сложной индивидуальной сущностью. Михайловский оспаривает положение, высказанное Спенсером, о том, что общество развивается благодаря разделению труда и специализации его членов, утверждая, что специализация приводит к регрессу личности. Степень развитости, достигнутая личностью в результате развития какой-либо одной способности за счет других, может быть очень высока, но общий уровень развития этой личности тем не менее понижается. В подобном процессе развития общество «старается подчинить и разбить личность». Оно превращает человека из отдельной личности в свой собственный орган. Узкие специалисты перестают понимать внутреннюю жизнь представителей 13 Лосский Н. О. История русской философии: Пер. с англ. М: Советский писатель, 1991. С. 73. других специальностей. Таков источник равнодушия, даже враждебности и, наконец, утери счастья. Стремясь избежать таких нежелательных последствий, «личность, повинуясь тому же закону развития, борется, или, по крайней мере, должна бороться за сою индивидуальность, за самостоятельность и разносторонность своего ◊Я"». Таким образом, то, что означает прогресс в жизни организма, является регрессом в жизни общества. «Прогресс, — утверждал Михайловский, — это постепенное приближение к целостности неделимых...», наиболее возможному и многостороннему разделению труда между органами тела и в то же время «постепенное приближение» к наименее возможному разделению труда между людьми. Михайловский давал следующую классификацию периодов общественного развития: объективно антропоцентрический — отсутствие кооперации и потом слабые зачатки простого сотрудничества; экономический — преобладание общественного разделения труда; субъективно антропоцентрический — период простого сотрудничества. Последний он намечает в качестве идеала развития общества и относит к будущему14. Михайловский критиковал дарвинистов. Они, говорил он, переносят на человеческое общество законы борьбы за существование, но как приспособление к окружающей среде, так и естественный отбор не представляют человеческих идеалов. «Наоборот, приспособляй к себе условия окружающей тебя жизни, не дави неприспособленных, ибо в борьбе, подборе и полезных приспособлениях заключается гибель и твоя, и твоего общества»15. Концепция развития Л. П. Карсавина также резко отличается от позитивистской концепции прогресса. Человеческое общество рассматривается им во всеединстве сущности, стремящейся раскрыть потенциально заложенное в себе самом. Во всеединстве любой момент развития признается качественно равноценным любому другому и ни один из них не рассматривается как средство или стадия перехода к решающему концу; эмпирически моменты имеют различную ценность в соответствии со степенью, до которой всеединство раскрывается в них. История любого индивида содержит момент са- 14 Кондратьев Н. Д. Основные учения о законах развития общественной жизни 15 Там же. С. 75-76. мого полного раскрытия всеединства, является апогеем его развития. Критерий для определения этого апогея может быть найден путем исследования религиозного характера данного индивида, имея в виду его «специфическое отношение к абсолюту» (к истине, добродетели, красоте). Поскольку историческое развитие как целое есть божественный человеческий процесс, критерий его приближения к идеалу должен быть найден в личности, наиболее полно выражающей абсолют в эмпирической сфере, а именно в Иисусе. Вся история человечества, таким образом, — это «эмпирическое становление и гибель христианской Церкви». Поэтому историческая наука должна быть религиозной и, более того, православной16. Многие русские религиозные философы интересуются вопросом о сущности исторического процесса. Они подвергают критике позитивистские теории и указывают на невозможность осуществления совершенного общественного строя в условиях земного существования. Причем акцент в определении того, что является прогрессивным направлением общественного развития, делается ими не на научно-техническом аспекте общественного развития, который полагается ими в большинстве своем не являющимся определяющим для развития человеческого общества, а на сфере духовного человека, системе этических, нравственных и эстетических ценностей. Всякий общественный строй осуществляет лишь частичные улучшения и в то же время содержит новые недостатки и возможности для злоупотреблений. Печальный опыт истории показывает, что весь исторический процесс сводится лишь к подготовке человечества к переходу от истории к ме-таистории, т. е. к «грядущей жизни» в Царстве Божием17. § 3. Развитие идей о будущем общества во второй половине XX в. Развивавшиеся параллельно на Западе теории постиндустриального общества (например, концепции общественного развития Д. Белла, У. Ростоу, концепция трех волн Элвина Тоффлера18 и др.) также базируются на идеях эволюции, прогресса и стадийности Кондратьев Н. Д. Указ. соч. С. 359. Там же. С. 474-475. Тоффлер Э. Третья волна. М.: Изд-во «ACT», 1999. 784 с. развития. В процессе развития человеческого общества их авторы выделяют три последовательных стадии: традиционная (аграрное общество, результат аграрной революции), индустриальное общество (наступившее с развитием капитализма) и постиндустриальное общество (плод дальнейшего развития цивилизации). Вкратце суть данных концепций выглядит следующим образом. По мнению У. Ростоу, индустриальное общество приходит на смену традиционному, «основанному на доньютоновской науке и технике и на доньютоновском отношении к миру». Вследствие «регулярного и систематического использования возможностей, порождаемых современной наукой и техникой», аграрное производство традиционных обществ было заменено индустриальным. В свою очередь на смену индустриальному приходит постиндустриальное общество. С точки зрения Д. Белла, эта метаморфоза обусловлена качественно новой ролью науки и техники. Американский ученый полагает, что главенствующую роль в новом укладе будет играть не индустриальное производство, а информация. Экономико-техницистское мышление, наука и техника стали определяющими факторами исторического процесса. Другим не менее важным фактором стали экологические последствия развития техногенной цивилизации. Этот аспект получил широкое освещение в деятельности Римского клуба. Таким образом, тенденции развития НТР и ее последствия являются в технологически детерминированной футурологии главным предметом прогностического процесса. Задолго до 1943 г., который можно считать официальной датой появления футурологии, уже существовали теории, выводящие будущую картину мира, исходя из развития научно-технической сферы. Со времен Ф. Бэкона человек хотел с помощью техники покорить природу, надеялся достичь царства свободы. Тем не менее своего наибольшего могущества техника достигла к середине XX столетия. Успехи естественных наук и порожденных ею технологий были особенно очевидны на фоне кризиса гуманитарного знания и, в частности, философии. Несмотря на это, нужно признать, что технологически детерминированная футурология имеет глубокие корни в философии истории. Ведь футурология — это та же самая история. Только история не прошлого, а предполагаемого будущего. Как и всякое историческое знание, она имеет собственное направление движения. В философии истории можно выделить два таких направления — линейное и цикличное. Фома Аквинский сравнивал первое направление с летящей стрелой, а второе — с собакой, пытающейся схватить себя за хвост и от того кружащейся на месте. Исходя из этих идей, современная футурология выстраивает представления о будущем. Линейная история представляет собой непрерывный и необратимый процесс движения времени вперед. Данный тип восприятия истории родился в лоне западной цивилизации. В основе такого подхода лежит идея прогресса. При этом сама цель, конечная точка прогресса, не так уж важна: главное — «сам процесс». Впервые внере-лигиозная теория линейного прогресса достаточно отчетливо была сформулирована в эпоху Просвещения и с тех пор прочно осела в умах западных мыслителей, в том числе футурологов. Необходимо заметить, что прогнозирование будущего в русле данной традиции доминирует и по сей день. Понимание линейного прогресса в качестве столбовой дороги для всего человечества заложено в основание идеологии глобализации. Одним из адептов этого направления является А. Тоффлер. Американский ученый, разделяющий опасения по поводу разрушительного воздействия техногенной цивилизации, тем не менее смотрит в будущее с оптимизмом. Выход из создавшегося положения автор «Футурошока» видит в развитии (прогрессе) все той же технологии. На основе новой, в данном случае информационной, технологии мир (с точки зрения Тоффлера) сможет продолжить путь своего бесконечного совершенствования. Надо сказать, что Тоффлер отнюдь не одинок в своих прогнозах. Довольно внушительное, как по количеству, так и по именам, направление рисует будущее в оптимистических тонах. При этом каждый пытается придумать собственную технологию прогресса человечества. Так, например, Г. Кан призывает не обращать особого внимания на проблемы, порождаемые техникой, т. к. все это издержки роста человечества до уровня «супериндустриальной» цивилизации. В том же духе рассуждает Дж. Гэлбрейт. Благотворное влияние «прогрессирующей» техники он видит в появлении нового поколения менеджеров (техноструктуры), которые в своей деятельности будут ориентироваться не на получение прибыли, а на общественные интересы. Футурологические концепции будущего и общественного развития, сформировавшиеся на Западе, к которым можно отнести и принадлежащие Тоффлеру и Беллу, все же не являются полностью однородными и солидарными в отношении понимания смысла истории общества: концепции прогрессистские полемизируют с теориями циклического развития, которые, в свою очередь, часто видят развитие общества как постепенный регресс. Наряду с концепциями всемирного общественного прогресса, предполагающими поступательное постадийное развитие всего человечества по направлению к лучшему (более совершенному), развивались и концепции, в полной мере воплощавшие в себе идеи о цикличности развития, некоторые из них ставили под сомнение существование человеческой цивилизации как единого целого. Речь идет, например, о концепциях локальных цивилизаций Н. Я. Данилевского (теория культурно-исторических типов), Освальда Шпенглера, Алекса Тойнби (собственно теория локальных цивилизаций) и ряда других философов и социологов. Теория локальных цивилизаций исходит из того, что истории развития человеческого общества как изначально единого процесса не существует, есть лишь история возникновения, развития и упадка отдельных локальных цивилизаций. История человечества складывается из своеобразной истории локальных цивилизаций. На любом этапе развития человечества существует цивилизационная множественность мира, причем различные цивилизации могут находиться на различных стадиях развития. Более того, единой типологии таких стадий может и не быть, для каждой цивилизации их набор и последовательность могут различаться. По-иному выглядят горизонты грядущего в прогнозах футурологии, рассматривающей будущее в парадигме цикличной философии истории. Подобное понимание исторического процесса было характерно для Востока и дохристианского Запада. Мифология Древней Греции (по крайней мере, в изложении Гесиода) предусматривает последовательную смену веков — Золотого, Серебряного, Бронзового и Железного. В конце каждого такого цикла человечество ожидал конец света и последующее возрождение. История, рассматриваемая в подобной перспективе, не имеет развития. Она изначально ограничена рамками чередующихся циклов. Циклический сценарий истории был типичен для традицией- ных обществ Востока. Там возникали огромные, могущественные империи, которые, достигнув максимальных границ развития, разрушались. На их место приходили новые образования, которые, дойдя до тех же границ развития, канули в небытие. Новое и Новейшее время являлось периодом господства про-грессистских взглядов на развитие общества. Толкование истории современного мира футурологами находится под влиянием идеи линейного движения времени. Сохранению этого положения способствует аналогичная традиция в философии истории. Данное статус-кво невозможно нарушить, не поколебав прогрессистского толкования развития человечества. Для того чтобы получить качественно большее разнообразие футурологических построений, необходимо выдвинуть альтернативы существующей философии истории. Философская критика теорий прогресса ведется отнюдь не с целью лишить людей надежды на улучшение будущего. Напротив, речь идет о том, чтобы обратить внимание на настоящее, которое и предуготовляет это будущее. В самом деле, почему упование на будущее должно вызывать энтузиазм у живущих здесь и сейчас? Из числа всех поколений, прошлых, будущих и настоящих, выбирается какое-то одно (в неопределенном будущем!), которому и достанутся все плоды труда предыдущих поколений. Настоящее поколение, таким образом, просто должно принести себя в жертву будущему (что, вероятно, оправдано с точки зрения рассмотрения общества как единого организма). И так множество раз. Основной посылкой концепции прогресса, прослеживающейся практически у всех придерживающихся ее авторов, является непоколебимая вера в неизбежность лучшего будущего (в том смысле, в котором его понимает тот или иной из них). Помимо этого для теорий прогресса характерен следующий парадокс: они, уповая на будущее, в действительности не заботятся всерьез о его наступлении. Прогресс мыслится как гарантированный прогресс. То есть, что бы ни происходило, все равно светлое будущее наступит. Кроме того, классические теории прогресса провоцируют конфликт поколений. Каждое последующее поколение, проникнутое ими, считает себя заведомо лучше предыдущего, поскольку оно появилось в более позднюю, а значит, более прогрессивную эпоху. Важным вопросом, проистекающим из критики теорий прогресса, становится вопрос о направлении развития общества, о смысле истории. Очевидно, что, если гарантированного лучшего будущего не существует, то взгляд на исторический процесс и общественное развитие должен коренным образом измениться. XX век, особенно вторая его половина, привел к появлению критики прогрессистских теорий развития, развившихся в рамках «антифутурологической волны». Истоком формирования идейной основы «антифутурологии» стали нарастающие проблемы в развитии человеческих обществ по всему миру, объединяющихся все большим количеством экономических, культурных, политических связей. При этом обнаружилось значительное расхождение прогнозов, дававшихся еще недавно, с реальной действительностью. Более того, значительные расхождения наблюдались между прогнозами, сделанными на основе разной методологии и методик. «Антифутурологическая волна» 1960-х гг. в дальнейшем лишь усилилась в связи с тревогой по поводу резкого ухудшения экологической ситуации, которое к 1970-м гг. достигло угрожающих масштабов, и прогнозы ее динамики были вовсе неутешительны. Это вызвало к жизни «экологическую волну», породившую не только множество дискуссий, публикаций, правительственных организаций по охране окружающей среды и общественных природо-защитных организаций, но активизировавшую исследования причин и тенденций НТП и его последствий. Публикации Р. Фолка «Наша планета в опасности» (1971), М. Ситрона и Б. Бартока «Переоценка технологии в динамической среде» (1974) и ряд других положили начало кампании по переоценке роли технологии, вылившуюся в «технологическую волну», суть которой сконцентрировалась в качественно иной концепции НТП как управляемого объекта. Активизировалась критика науки и ученых, «игнорирующих» беды человечества, связанные с развитием науки и техники, науки и технологий, породивших гонку вооружений и оружие массового поражения, экологические бедствия, демографический и информационный «взрывы» и т. п. Оба течения, — «экологическая волна» и «переоценка технологий», — как бы слились воедино. Появилось и третье направление — «апокалипсическое», его авторы подвергали сомнению совместимость социальных последствий НТР и дальнейшее существование человечества, спорными были только сроки грядущей катастрофы. В рамках подобных представлений часть футурологов строит прогнозы будущего. Основанием для их позиции служит доклад Римского клуба «Пределы роста», в котором современная экономика, порожденная наукой и техникой, рассматривается как главная угроза человечеству. Основная опасность исходит от безудержной экспансии потребительского общества, уничтожающего экологию планеты. В качестве средства для предотвращения будущих катастроф выдвигается теория «нулевого прироста», т. е. человечеству предлагается самоограничить потребности. Иными словами, лимитировать свое развитие. Естественно, что реализовать подобное в границах существующей системы нереально ввиду слишком большого числа субъектов, заинтересованных в дальнейшем росте экономики. Заставить человечество вернуться вновь к своим истокам призывает экофашизм. Это движение ставит своей целью с помощью диктатуры ввести железные рамки, лимитирующее дальнейшее развитие техногенной цивилизации. Очевидные методологические недочеты концепции «нулевого роста» вызвали к жизни идею «органического роста» с большой дифференциацией социальных норм в зависимости от района земного шара и различных аспектов общественной жизни. Основная посылка «органического роста» — компенсация продолжения роста там, где это будет признано целесообразным, его свертыванием в тех регионах и/или сферах, где это будет признано необходимым. Автор термина «футурология» — Флехтхейм — предложил свой вариант выхода из кризиса, основанный на циклическом понимании истории. По мнению немецкого ученого, необходимо отказаться от концепции линейной истории. Своим идейным предшественником Флехтхейм называет Шпенглера, который рассматривал историю как совокупность замкнутых в себе культур, проходящих цикл рождения, расцвета и смерти. Флехтхейм видит перспективы футурологии в продолжении изучения «горизонтальных явлений» таких культур. Он отказывается от примитивизма линейных про-грессистских концепций исторического развития. Приблизительно с 1970-х гг. развивается направление по изучению личностно-индивидуальной перспективы человека в условиях меняющейся социальной и природной среды. Оно возникло под влиянием работ Э. Тоффлера, Бертрана де Жювенеля, Юнга, Кларка и др. Преобладающим мотивом в настоящих концепциях общественного развития является акцентирование внимания на возможности и необходимости управление общественным развитием, моделирование общественного развития, концепции социального конструирования реальности А. Шюца, Т. Лукмана, П. Бергера19, программирование развития общества20, экономическое программирование21. Глобалистика и альтернативистика как динамично развивающиеся и в настоящее время направления, обозначая важные глобальные проблемы современности, обрисовывают их эволюцию не как предопределенное их собственной природой явление, а как управляемый процесс. Глава 2. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ
Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 412; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |