Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методологические принципы современного социально-экономического прогнозирования




Особенности социально-экономического прогнозирования как вида познавательно-практической деятельности, вытекающие из его предпосылок, обусловливают особенности методологии, используе­мой в изучении общества с целью выявления закономерностей и для формирования прогнозов.

Активно используемыми являются общенаучные методы ин­дукции и дедукции. Оба метода могут использоваться и для выве­дения закономерностей, и для составления собственно прогнозов. Однако сама сфера социально-экономических дисциплин обуслов­ливает ограниченность этих методов (которые можно считать базо­выми методами познания окружающей действительности) примени­тельно к изучению общественных явлений. Это заставляет исполь­зовать в сфере социально-экономического прогнозирования как ос­новные другие подходы и методы, в сути своей являющиеся, скорее, индуктивными, но в то же время ощутимо отличающиеся от клас­сической индукции.

Среди общих подходов, используемых в сфере социально-экономического прогнозирования, можно назвать:

исторический (историке-сравнительный) подход, пред­полагающий изучение исторических типов прогнозируемого объек­та, явления, которые формируются под влиянием конкретно-истори­ческих факторов, присущих определенной эпохе, периоду. С помо­щью сравнения выделенных типов осуществляется анализ их сущно­стных характеристик и закономерностей, связывающих действующие на них факторы и изменения свойств изучаемых объектов;

системный — высокоинтегрированный подход к изучению объектов и явлений, в рамках которого предполагается обобщенное полное представление объекта как совокупности взаимодействую­щих частей и взаимоувязанных свойств. Подобное обобщенное представление объекта изучения обусловливает особый подход к определению совокупности методов его изучения. Системный под­ход предполагает активное использование межотраслевого подхода в процессе выбора методов изучения объекта. Последние «подби­раются» так, чтобы максимально полно ответить на интересующие исследователя вопросы. В рамках системного подхода к организа-


ции и осуществлению прогнозного исследования можно выделить комплексный, функционально-структурный и ситуационный подхо­ды. Комплексный подход подразумевает взаимосвязанность, взаи­мообусловленность, разносторонность, широту исследовательского охвата объекта и предмета исследования. Функционально-струк­турный подход рассматривается как основа системного подхода и предполагает обособление изучаемого объекта (предмета изучения) от прочих объектов действительности, выделение в его рамках час­тей и определение их взаимосвязей, изучение функций объекта и его частей, с одной стороны, как их ролей в составе единого целого, с другой стороны — как каналов взаимодействия с окружающей их средой. Ситуационный подход представляет собой развитие сис­темного подхода применительно к практике решения управленче­ских задач. Объектом изучения является ситуация как совокупность факторов и условий, оказывающих влияние на достижение постав­ленных актором целей, взаимосвязь целей, потребностей и интересов задействованных в процессе управления субъектов;

генетический подход, состоящий в отслеживании возмож­ных направлений и этапов будущего развития объекта, явления, опираясь на оценку исходного настоящего состояния и выявленные закономерности развития. Этот подход предполагает учет инерци­онных моментов, имеющих корни в прошлом и настоящем, оказы­вающие влияние на будущее. Связь и последовательность явлений рассматривается от прошлого к настоящему и далее в будущее;

диалектический метод, предполагающий анализ объекта изучения с точки зрения выделения «противоборствующих» тен­денций развития, тезиса и антитезы. Применительно к методологии изучения подразумевает соединение в единое целое процедур дока­зывания и опровержения гипотез;

целевой подход, основанный на выделении цели и воз­можных путей ее достижения в будущем;

сценарный подход, подразумевающий разработку логиче­ски и методологически обоснованной поливариантной картины бу­дущего с последующей оценкой вероятностей реализации того или иного варианта развития событий.

Среди основных методологических принципов прогнозирования можно выделить:


системность — полнота и точность в описании изучаемо­го объекта, предполагающая выделение всех существенных для це­лей прогнозного исследования характеристик объекта прогнозиро­вания и связанных с ним объектов и явлений. Применительно к методике исследования системность как принцип предполагает чет­кую логическую организацию методов и этапов исследования, ве­дущую к значимым и объяснимым результатам;

историчность (подкрепленный принципом социального детерминизма ) — ориентированность на изучение конкретных закономерностей, условий их развертывания, требующая подкреп­ления предвидения глобальных изменений систематическим про­гнозированием частных явлений и процессов. Принцип социального детерминизма предполагает учет многообразия связей и зависимо­стей, имеющих место в общественной жизни. Наличие множествен­ных причинно-следственных связей в общественной жизни, подчас носящих сложный характер, существование которых воплощается в закономерностях общественного развития, которые носят неиндиви­дуальный глобальный и вероятностный характер;

согласованность (сбалансированность и пропорцио­нальность) — непротиворечивость и сочетаемость поисковых и нормативных прогнозов, отраслевых прогнозов и общего прогноза развития общества, прогнозов различного периода упреждения. Сбалансированность означает оправданные логически, с точки зре­ния характеристик объекта и целей исследования, объемы работ и материалов по различным направлениям прогнозных исследований;

вариантность прогноза — принцип, ориентирующий разработчика прогноза на определение различных вариантов разви­тия прогнозируемых явлений в условиях различных значений и комбинаций факторов и обстоятельств. Вариантность — неизбеж­ный принцип осуществления прогнозных разработок, поскольку прогноз в своей основе — вероятностное суждение и его истин­ность не является абсолютной;

верифицируемость прогноза — «проверяемость» результа­тов прогнозирования. Означает обязательность проверки разработан­ных прогнозов на точность, надежность, достоверность и обоснован­ность. Кроме того, прогнозы должны быть проверяемы, поскольку это повышает уровень доверия к результатам прогнозного исследо­вания, проясняя методологию и методику авторов прогноза;


адекватность прогнозирования — принцип, тесно свя­занный с такой необходимой характеристикой прогнозов, как их истинность. Результаты прогнозного исследования должны давать информацию о будущем именно того объекта, который является профильным объектом прогноза, используемые методы исследова­ния должны соответствовать объекту и целям исследования. Про­гноз должен подтверждаться на практике;

рентабельность прогнозирования — разработка прогно­за должна быть оправдана с точки зрения потребности в нем и окупаемости затраченных усилий и ресурсов;

непрерывность прогнозирования — работа по составле­нию прогнозов будущего объекта не должна иметь разовый харак­тер, если объект прогнозирования обладает высокой изменчиво­стью, затрагивающей, в том числе, и признаки, и свойства внешней среды. Прогнозы различного срока упреждения должны взаимно дополнять друг друга, осуществляться с определенной периодично­стью (повторяться), долгосрочные прогнозы должны подкрепляться результатами средне- и краткосрочного прогнозирования. Прогно­зирование должно существовать как динамическая система, спо­собная в любой момент дать достаточно адекватный ответ на то, как будет развиваться объект.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 1486; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.