КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Аналитическая записка
ПО Т Ключевая (основополагающая) проблема
собственно основные направления развития и последовательность (приоритетность) достижения целей и решения задач в их рамках. Часто такая оценка проводится экспертным путем, что не исключает использование количественных (например, статистических) методик в процессе сбора и анализа оценок экспертов. В качестве примера количественной методики анализа экспертных оценок в процессе ранжирования целей можно привести следующий алгоритм. 1. Создание рабочей группы (назначение ответственного) по проведению экспертизы. 2. Формирование группы опрашиваемых экспертов (от 10 до 200). 3. Оценка репрезентативности выбранной группы (как среднего арифметического компетентности участников группы). Компетентность определяется по коэффициентам осведомленности (уровень знаний по проблеме, оценка составляется отдельно для каждого эксперта, алгоритм расчетов должен учитывать квалификационные характеристики экспертов, важные для проводимой экспертизы) и аргументированности (структура аргументов, лежащих в основании оценки):
"'a.i "*" "'oc.i где Ла,- и кжЛ — коэффициенты аргументированности и осведомленности мнения г-го эксперта (птах — максимальные значения коэффициентов по совокупности экспертов); т — общее число экспертов. Группу можно считать репрезентативной, если К в интервале от 0,67 до 1. 4. Составляется анкета экспертной оценки и вопросов, предлагаемых экспертам (указание цели опроса; формулировка генеральной цели, проблемы; перечень подцелей, подпроблем; определение перечня средств достижения цели). 5. Сбор мнений экспертов. 6. Обработка результатов: — средняя оценка значимости цели по направлениям. Значимость цели определяется как простая арифметическая средняя из оценок ее значимости всеми экспертами; Таблица 2 Возможная шкала определения коэффициента аргументированности мнения эксперта
— оценка относительной значимости (путем простого нормирования): значимость данной цели делят на сумму значимостей всех целей ее уровня, необходимых для достижения связанной с ней цели более высокого уровня; — оценка относительной важности цели среди всех целей ее уровня, входящих в дерево, а также, отчасти, по отношению к остальным целям, не включенным в одну с ней вертикальную цепочку (произведение относительных значимостей данной подцели и следующей за ней цели более высокого уровня). Чем больше значение, тем, предположительно, приоритетнее цель. Допустимо воспользоваться следующей шкалой оценок относительной важности целей. Таблица 3 Шкала оценки относительной важности целей
Для оценки степени согласованности мнений экспертов можно использовать коэффициент вариации оценок. Помимо ранжирования целей (проблем) в рамках общей сово-купности дерева целей (проблем) охарактеризованная выше мето-дика может применяться в любой ситуации, требующей расстанов-ки приоритетов, оценки важности (анализ альтернатив, распределение ресурсов и т. д.). § 2. Опросные и групповые экспертные методы Интервью Интервью — это целенаправленная беседа (дискуссия) между двумя или более (интервью в фокус-группе) людьми, одним из ко-торых является исследователь, а остальные выступают в качестве источника информации. Понятие «интервью» может означать разные типы сбора данных, тип интервью должен четко соответство-вать цели исследования и «исследовательской стратегии»26. Интервью могут быть формализованными и структурированными с отдельным набором вопросов для каждого интервьюи-руемого или неструктурированными, т. е. в форме обычной беседы. Между этими крайними полюсами находятся все типы интервью, имеющие в той или иной степени признаки как первой из названных разновидностей, так и второй. Структурированные интервью являются стандартизиро-ванными и проводятся с использованием анкет, содержащих зара-нее составленные и идентичные для всех участников вопросы. По-лученные результаты заносятся в стандартную форму в виде заранее оговоренных кодов. Поскольку возможны отклонения при ответе на вопросы даже в одинаковой формулировке (например, при разъяснении смысла вопроса), интервьюер, чтобы исключить воз-можность собственной предвзятости, должен озвучивать вопросы одним и тем же тоном и пр. Частично структурированные и неструктури р ованные интервью являются нестандартизированными. При проведении 26 Общий подход к организации исследования и достижению ответов на по-ставленные в начале исследования вопросы. частично структурированного интервью требуется список тем для обсуждения или вопросов, на которые желательно получить ответ, причем в процессе собеседования возможны изменения, и не только формулировки. Например, в зависимости от места проведения интервью или личности интервьюируемого, некоторые вопросы возможно «опускать», можно менять порядок вопросов. Возможна и формулировка в ходе беседы новых вопросов по мере необходимо-сти. Такая форма ведения интервью предполагает запись (стено-графирование, фиксация тезисов, диктофон). Неструктурированные интервью всегда неформальны. Обычно их проводят, когда требуется глубоко изучить область исследования. Поэтому их часто называют глубинными интервью. Исследователь, как правило, не имеет какого-либо заранее составленного перечня вопросов, но должен четко представлять проблему, которая требует изучения. Во время интервью участнику предоставлена возможность свободного обсуждения любых событий, моделей поведения, точек зрения, связанных с темой исследования. Отсюда такой тип взаимодействия интервьюера и участника часто называют недирективным, а само интервью — информантным, по-скольку его направление во многом определяет интервьюируемый. В отличие от информантного интервью, респондентное интервью полностью «ведет» исследователь, а участник только отвечает на четко сформулированные вопросы. Метод «аналитической записки» (аналитическая экспертная оценка) отчасти схож с заочным интервью. Он предполагает длительную и тщательную самостоятельную работу эксперта, связан-ную с анализом тенденций, оценкой состояния и путей развития объекта прогнозирования. Это дает эксперту полную свободу в ис-пользовании любой необходимой и доступной ему информации об объекте прогнозирования. Свои соображения эксперт оформляет в виде докладной записки в соответствии с заданной или в произвольной форме.
Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 739; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |