Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Метод дерева целей




Метод сценариев

Метод сценариев (или метод анализа «если..., то...») использу-ет ситуационный подход к прогнозированию и принятию стратеги­ческих решений. Метод базируется на итеративной (повторной) по-следовательности построения сценариев с целью выбора подходя-щего варианта. Сценарий — это гипотетическая картина последо-вательного развития в пространстве и во времени событий, составляющих эволюцию исследуемой системы. Целью метода яв-ляется получение логически научно обоснованного прогноза (обыч-но для принятия решения).

При построении сценария учитываются внутренние и внешние факторы. Из внутренних и внешних факторов можно выделить ак-тивные факторы, которые используются для управления системой (управляющие факторы). Остальные могут служить ограничениями (естественными — определяются конечностью различного вида ре­сурсов и законами развития, нормативными — связаны с правами и обязанностями субъектов социальных систем).

При построении сценариев выбирается сценарный индикатор — это критичный к предельным состояниям системы параметр (крите-рии оптимальности системы — допустимый минимум продукта, до-


пустимый максимум затрат). В рамках метода используется проце­дура определения гарантированного прогноза, т. е. определение гра-ниц, за которые развитие системы выйти не может по объективным причинам, т. е. область допустимых знаний. Для определения облас-ти допустимых знаний задаются возможные значения параметров факторов, положительно влияющих на развитие системы, и значения факторов, препятствующих ее развитию (как минимальные: наименее благоприятные или наиболее вредящие — зависит от описываемого признака и точки зрения; так и максимальные: наиболее благоприят-ствующие или наименее вредящие). В этих условиях оценивается идеальное из допустимых состояний системы, т. е. ее потенциал. Для определения нижнего предела развития системы поступают наоборот.

Возможно построение графической диаграммы событий в виде блочной схемы, графика.

Дерево целей (аналогично разрабатывается дерево проблем) — метод структуризации задач, проблем, целей для их разукрупнения и конкретизации. Построение дерева целей и задач заканчивается на уровне определения исполнителей. В процессе построения дере­ва целей нередко используются алгоритмы совместной работы экс­пертов, но, все же, в основе метода — не групповая работа как та­ковая, а особая логика рассуждения.

Для структуризации может применяться метод диаграмм сродства, когда цели группируются с помощью перемещения це­лей, написанных на самоклеющихся блоках и помещенных на ка-кой-то поверхности (столе, письменной доске и пр.). Объектом диа-грамм сродства является также распределение целей и функций по блокам организационной структуры. При построении дерева целей применяется системный анализ, основанный на учете внутренних и внешних факторов. Внешний анализ направлен на наиболее полное выявление эффектов по всем направлениям, связанным с решением поставленной проблемы. Для этого проблема «подвешивается» к завершающим целям и проводится количественная оценка эффек-тов от их реализации. Внутренний анализ проблемы предполагает построение дерева проблем. При анализе проблем использованы критерии: новизна, возможность решения, значимость, сложность,


напряженность, которые могут оцениваться экспертно и количест-венным показателем, например, для напряженности:

где Ni — желаемый уровень удовлетворения потребности; tii(t) — текущий уровень удовлетворения потребности.

Процесс построения дерева целей является сложным, итера-тивным. На первом этапе на базе разработанного сценария строит-ся первоначальный вариант дерева целей. Затем (возможно, с по-мощью экспертных опросов) производится уточнение структуры де­рева целей и задач. Каждый этап этого процесса также представля-ет собой многошаговую циклическую экспертную процедуру, число шагов которой равно количеству уровней (порядку) дерева целей. На каждом шаге процесса определяется состав элементов соответ-ствующего уровня дерева целей и задач.

Принцип «дерева» наиболее полно соответствует реальной сис­теме как социальных проблем, так и социальных целей, какими они предстают в социальной действительности, где что-то является ключевым (для проблем) или конечным (для целей), а остальное — производным различных порядков от ключевого или конечного.

В идеале оба «дерева» должны обеспечивать дезагрегацию про-блем и целей на все более детальные составляющие предыдущего уровня, получение производных различных порядков, логически вытекающих одна из другой, и выявление существенно новых про-блем или, соответственно, достижение уже выявленных.

Теоретический инструмент исследования проблемно-целевых ситуаций можно представить в виде «проблемно-целевого ромба», вершины которого составляют конечная цель (самоцель) — с одной стороны, и ключевая (основополагающая) проблема — с другой, а оба ребра на разных уровнях соответствуют целям и проблемам различных порядков.

Линия соприкосновения идет по самому нижнему, самому конкретному, детализированному, дезагрегированному уровню каж-дого «дерева», где достижение какой-то частной, конкретной цели подразумевает решение соответствующей частной, конкретной про-блемы. Но дальше логика построения того и другого «дерева» при-обретает своеобразие. «Дерево целей» строится как бы «сверху


вниз»: определяется конечная цель и самоцель системы, затем — производные от нее цели второго порядка, без достижения которых невозможно достичь конечной, затем — производные цели третьего и последующих порядков, обусловливающие достижение предыду­щих, и т. д., вплоть до нижнего, максимально конкретизированного, дезагрегированного уровня. «Дерево проблем» логически начинает­ся именно с последнего.

Графически это можно изобразить в виде проблемно-целевого ромба, ориентирующего исследователя на комплексный подход к изучению целей и проблем всех порядков как единой иерархиче­ской системы.


Рис. 4. Проблемно-целевой ромб

Наиболее сложным вопросом является ранжирование целей и проблем в рамках одного уровня, которое позволяет определить

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 571; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.