КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Метод Дельфи
Мозговой штурм «Мозговой штурм», или «мозговая атака» (от англ. brainstor-ming), ценен именно как метод генерации идей и вариантов разви-тия событий: он дает количество разнообразных идей в 2-4 раза больше, чем тогда, когда эксперт принимает решение один. Для того чтобы применение мозгового штурма было эффективным, необходимы знания его специфики. Использование этого метода вызвано тем, что: — при обычном обсуждении проблем возникновению новаторских идей препятствуют контролируемые механизмы сознания; — поток идей сковывается под давлением стереотипных форм принятия решений; — оригинальные идеи рождаются в процессе побуждения к свободным ассоциациям. Мозговой штурм обычно проходит в два этапа: 1) генерация идей группы экспертов и их звукозапись и/или стенографирование (максимальная продолжительность — 45 минут); 2) оценка идей путем прослушивания/просмотра записей и группировки мнений. Основной принцип проведения мозгового штурма — отсутствие критики, разделение этапа генерации и оценки идей. Размер группы должен быть около 8-15 человек плюс модератор (ведущий) (большее количество, обычно, неэффективно, слабоуправляемо, может вызвать хаос). Необходимым условием использования метода является создание неформальной атмосферы, раскрепощение участников. Однако сложно создать такие условия в деловой обстановке, кроме того, метод не исключает появления абсурдных идей, ухода от проблемы. Для применения метода, таким образом, важное значение имеет «квалификация» ведущего, задачами которого являются создание и поддержание обстановки свободы выражения мыслей и безусловного внимания к инициативе каждого (возможно, побуждение к участию), недопущение проявления «лидеров мнения», «заглушающих» других участников, пресечение критики на этапе генерации идей, обеспечение фиксации всех поступивших предложений ото всех участников, отслеживание ситуации «ухода от проблемы». Основным недостатком разовых опросов экспертов, как и дискуссии, является низкая их эффективность (в смысле соотношения затрачиваемых усилий и полезного результата). Это вызвало разработку заочного варианта «метода соотнесенной оценки», получившего название методика «Дельфи» или «дельфийская техника». Метод Дельфи в своей основе содержит идею о потенциальной возможности самообучения экспертов при проведении заочного опроса в несколько туров. Гарантируется соблюдение анонимности респондента (во избежание «давления авторитетов» и опасения за свою репутацию в случае неожиданных ответов). Респондентам предоставляется возможность знакомиться с материалами предыдущего тура и последовательно уточнять свои оценки по мере изучения новых аргументов. Процедура опроса экспертов по методике «Дельфи» заключается в анкетировании экспертов с помощью опросных листов или внешних устройств ЭВМ в несколько туров с обработкой результатов в каждом туре и информированием экспертов об этих результатах. На практике обычно ограничиваются четырьмя турами. В первом туре опроса эксперты дают свои ответы без аргументирования. Ответы обрабатываются с целью выделения среднего и крайних мнений, экспертам сообщаются эти мнения. Во втором туре опроса они пересматривают и при желании изменяют ответы, данные в первом туре. Кроме того, эксперты должны объяснить, почему они изменили или не изменили свои ответы. Полученные после второго тура новые средние и крайние мнения, а также вся аргументация с сохранением анонимности сообщается экспертам и проводится третий тур опроса, в ходе которого эксперты снова пересматривают ответы и аргументируют свое решение. Последующие туры аналогичны. Как правило, после третьего или четвертого туров опроса ответы экспертов перестают изменяться, что и является сигналом к прекращению опросов. Такая процедура позволяет экспертам учесть обстоятельства, которыми они пренебрегли или о которых не были осведомлены. По решению ведущего опрос обоснование могут предоставлять лишь эксперты, мнения которых сильно отличаются от мнения большинства. Необходимость обоснования мнений вынуждает тех экспертов, у которых нет твердого убеждения в собственной правоте, помещать свои ответы вблизи от среднего мнения. В то же время эксперты, которые смогли обосновать свои «особые» ответы, несмотря на новую информацию, придерживаются своих первоначальных взглядов. Иногда образуются две группы экспертов с различными мнениями. Это свидетельствует о наличии двух различных подходов, что может объясняться, например, существованием двух различных научных школ. Дальнейшее проведение опроса в таком случае, как правило, лишь подтверждает создавшееся положение, тогда рассмотрение разных позиций требует глубоких исследований и не может быть результатом экспертизы. Однако и здесь опрос полезен, поскольку отчетливо выявляет позиции, точки зрения и их аргументацию, что позволяет вести дальнейшее исследование проблемы. Распространились и упрощенные вариации «дельфийской техники» («мини-Дельфи»), позволяющие собрать оценки двух-трех туров за несколько дней, или даже часов. Особенно упрощается техника сбора оценок при использовании информационных технологий подключения экспертов к работе. Имеется еще несколько разновидностей заочного опроса экспертов, но все они занимают то, или иное, как бы промежуточное положение между простейшим разовым анкетированием и сложнейшей «дельфийской техникой». Важно отметить, что экспертиза в области прогнозирования имеет свою специфику и предъявляет особые требования к специалистам, которые определяют перспективы развития общества, отдельных социальных групп, явлений, процессов: — во-первых, необходимо быть аналитиком; — во-вторых, уметь находить связи и зависимости между процессами и факторами, определяющими их развитие; — в-третьих, не только прогнозировать на основе существующих тенденций, но и предвидеть развитие «скачкообразное» с учетом влияния возможных различных факторов (допустим, рыночной экономики: процессов коммерциализации, изменений в сфере услуг, образования, культуры, нравственности и т. д.). Глава 3. ФОРМАЛИЗОВАННЫЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ
Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 611; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |