КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Типология прогнозов
Методология прогнозирования и проблема терминологии Важным фактором, затрудняющим создание четкой классификации методов прогнозирования, является нечеткость терминологии (определение понятий приема, процедуры, метода, методики, способа, системы, методологии прогнозирования). С отсутствием общепринятых и однозначно понимаемых терминов столкнулись в свое время и в СССР. Проблема в каком-то смысле была решена на основе разработанного Комиссией по научно-технической терминологии перечня рекомендуемых терминов, утвержденного Комиссией в 1970-х гг. В соответствии с подготовленным им документом «Прогностика (Общие понятия. Объект прогнозирования. Аппарат прогнозирования). Терминология» сформулированы следующие определения. Прием прогнозирования — конкретная форма теоретического или практического подхода к разработке прогноза, одна или несколько математических или логических операций, направленных на получение конкретного результата в процессе разработки прогноза. Процедура прогнозирования — ряд приемов, обеспечивающих выполнение определенной совокупности операций. Метод прогнозирования — сложный прием, упорядоченная совокупность простых приемов и процедур, направленных на разработку прогноза. Методика прогнозирования — упорядоченная совокупность приемов, процедур, операций, правил исследования на основе одного или определенного сочетания нескольких методов. Методология прогнозирования — область знаний о методах, способах, системах прогнозирования. Способ прогнозирования — получение и обработка информации о будущем на основе однородных методов разработки прогнозов, объединенных в единый подход. Система прогнозирования (прогнозирующая система) — упорядоченная совокупность методик и средств их реализации (технических и организационных), предназначенная для прогнозирования явлений и процессов. Кроме того, в указанном перечне терминов содержатся краткие описания-характеристики отдельных методов прогнозирования и прогнозных процедур. Разработка этого документа в некотором смысле позволила упорядочить систему категорий дисциплины, структурировать методологическую базу социального прогнозирования. Указанные термины прогностики можно рассматривать как понятийный словарь теории социального прогнозирования и своего рода методические рекомендации. § 2. Классификация прогнозов и методов прогнозирования Работа по выработке типологии прогнозов имеет значение не только с точки зрения теоретического анализа и систематизации информации в рамках учебной дисциплины. Выработка классификации прогнозов позволяет на упорядоченной основе проводить в жизнь целый ряд методологических принципов прогнозирования, к примеру, принципы согласованности и непрерывности. Кроме то- го, классификация типов прогнозов — один их источников формирования терминологии дисциплины. Возможно выделить сравнительно большое количество прогнозных типологий по различным основаниям, в том числе и сугубо авторские. Ниже приведены самые распространенные и общеупотре-бимые. По цели разработки: — поисковые (исследовательские, изыскательские, трендовые, генетические и т. п.) — прогноз, содержанием которого является определение возможных состояний объекта прогнозирования в будущем; — нормативные (программные, целевые и т. п.) — прогноз, содержанием которого является определение путей и сроков достижения возможных состояний объекта прогнозирования в будущем, принимаемых в качестве цели. По степени точности определения прогнозных значений: — интервальные — прогноз, результат которого представлен в виде доверительного интервала характеристики объекта прогнозирования для заданной вероятности осуществления прогноза; — точечные — прогноз, результат которого представлен в виде единственного значения характеристики объекта прогнозирования без указания доверительного интервала. По периоду упреждения (промежутку времени, на который рассчитан прогноз): — оперативный, как правило, рассчитан на перспективу, на протяжении которой не ожидается существенных изменений объекта исследования, ни количественных, ни качественных, содержит обычно детально-количественные оценки (с периодом упреждения для социальных, научно-технических и экономических объектов до 1 месяца); — краткосрочный — прогноз на перспективу только количественных изменений, содержит, как правило, общие количественные оценки (с периодом упреждения для социальных, научно-технических и экономических объектов от 1 месяца до 1 года); — среднесрочный охватывает перспективу между кратко- и долгосрочным прогнозом с преобладанием количественных изменений над качественными, содержит, как правило, количественно-качественные оценки (с периодом упреждения для социальных, научно-технических и экономических объектов от 1 года до 5 лет); — долгосрочный охватывает перспективу не только количест-венных, но преимущественно качественных изменений, содержит, как правило, качественно-количественные оценки (с периодом упре-ждения для социальных, научно-технических и экономических объ-ектов от 5 до 15 лет); — дальнесрочный (сверхдолгосрочный) охватывает перспекти-ву, когда ожидаются столь значительные качественные изменения, что можно говорить о предвидении лишь самых общих перспектив развития природы и общества, содержит, как правило, общие качественные оценки (с периодом упреждения для социальных, научно-технических и экономических объектов свыше 15 лет). Классификация прогнозов по периоду упреждения ориентиро-вана на деление, принятое в экономическом и управленческом планировании: оперативно-календарное (до 1 месяца), текущее (от 1 месяца до 1 года), перспективное (от 1 года до 5 лет) и долго-срочное (от 5 до 15 лет). По объекту исследования: 1. Естествоведческие: — метеорологические (погода, воздушные потоки и другие ат-мосферные явления); — гидрологические (морские волнения, режим стока воды, па-водков, цунами, штормов, замерзания и вскрытия акватории, другие гидросферные явления); — геологические (залежи полезных ископаемых, землетрясения, срыв лавин и другие литосферные явления); — биологические, включая фенологические и сельскохозяйст-венные (урожайность, заболеваемость и другие явления в растительном и животном мире, вообще в биосфере); — медико-биологические (ныне преимущественно болезни человека); — космологические (состояние и движение небесных тел, га-зов, излучений, всех явлений космосферы); — физико-химические прогнозы явлений микромира. 2. Научно-технические: — в узком смысле (технологические) — перспективы состоя- — в широком смысле (перспективы НТП) — перспективы про 3. Обществоведческие (социальные в широком смысле слова): — социально-медицинские (здравоохранение, включая физическую культуру и спорт); — социально-географические (перспективы дальнейшего освоения земной поверхности, включая Мировой океан); — социально-экологические (перспектива сохранения равновесия между состоянием природной среды и жизнедеятельностью общества); — социально-космические (перспектива освоения космоса); — экономические (перспектива развития народного хозяйства, вообще экономических отношений); — социологические, или социальные в узком смысле (перспектива развития социальных отношений); — психологические (личность, ее поведение, деятельность); — демографические (рост, половозрастная структура, миграция населения); — филолого-этнографические, или лингво-этнологические (развитие языка, письменности, личных имен, национальных традиций, нравов, обычаев); — архитектурно-градостроительные (социальные аспекты расселения, развития города и деревни, жилища, вообще обитаемой среды); — образовательно-педагогические (воспитание и обучение, развитие кадров и учреждений в области народного образования — от детских яслей и садов до университетов и аспирантуры, включая подсистемы повышения квалификации и переподготовки кадров; самообразование взрослых, образование родителей, дополнительное образование и др.); — культурно-эстетические (материально-техническая база искусства, литературы, всей культуры; художественная информация, развитие кадров и учреждений культуры — книжного, журнального, газетного дела, радио и телевидения, кино и театра, музеев и парков культуры, клубов и библиотек, памятников культуры и т. д.); — государственно-правовые, или юридические (развитие государства и законодательства, права и криминологии, вообще правовых отношений); — внутриполитические (внутренняя политика своей и другой страны); — внешнеполитические (внешняя политика своей и другой страны, международные отношения в целом); — военные (военно-технические, военно-экономические, военно-политические, военно-стратегические, военно-тактические, военно-организационные прогнозы). Перечисленные подтипы прогнозов по критерию объекта исследования представляют известную абстракцию. На практике ни один из них в «чистом» виде не существует, т. к. они взаимосвязаны, образуют сложные комплексы. Обычно прогноз разрабатывается в рамках определенной группировки прогнозов в зависимости от цели исследования (целевая группировка прогнозов). Было бы затруднительно, например, дать прогноз развития науки или техники, не располагая данными смежных отраслей (экономики, демографии, культуры и т. д.). Точно так же трудно определить перспективы развития экономики или культуры, не зная перспектив развития науки, техники, народонаселения, градостроительства, народного образования и т. д. Для каждого прогноза желательно привлекать возможно больше данных по смежным направлениям. Сейчас используются лишь некоторые важнейшие для цели исследования. Как показывает опыт, при прочих равных условиях степень достоверности прогноза всегда прямо пропорциональна степени полноты используемого материала по другим отраслям, степени полноты целевой группировки. Целевая группировка слагается из ведущего (профильного) и вспомогательных (фоновых) направлений. В принципе сообразно цели исследования ведущим может стать любое направление. На практике среди целевых группировок выделяется одна наиболее развитая — народно-хозяйственное прогнозирование, где ведущими являются экономическое и социальное прогнозирование, а вспомогательными — научно-техническое и демографическое (остальные направления играют пока что незначительную роль). Необходимость формирования целевых группировок прогнозов диктуется требованиями практики прогнозирования. Ни один науч- ный коллектив не в состоянии разработать прогнозы достаточно высокой достоверности по всем отраслям прогнозирования. Целевая группировка помогает мобилизовать силы специалистов различных областей научных знаний и организовать их оптимальным образом для разработки прогноза. Ведущее направление целевой группировки образует профиль прогноза, который является предметом исследования. Вспомогательные направления составляют прогнозный фон — совокупность внешних по отношению к объекту прогнозирования условий, существенных для решения задачи прогноза. В отличие от профильных, фоновые данные обычно не являются предметом исследования силами одного научного коллектива (т. к. это практически невозможно и нецелесообразно): их либо получают готовыми по заказу из других, достаточно компетентных научных учреждений, либо черпают из имеющейся научной литературы, либо постулируют условно с соответствующими оговорками относительно степени их достоверности. Стандартный прогнозный фон разделяется на научно-технический, демографический, экономический, социологический, социокультурный, организационно-политический, международный. Обычно выбирается несколько подразделений в зависимости от цели и задач разработки прогноза. По уровню прогнозирования: — прогнозы общих тенденций общественного развития; — прогнозы тенденций развития отдельных сфер; — прогнозы социального развития отельных категорий населения. По форме выражения результатов: — количественные — результаты прогнозного исследования представляют собой совокупность количественно определенных показателей, характеризующих объект прогнозирования; — качественные — результаты прогнозного исследования выражены в качественных показателях, описывающих объект прогнозирования. По назначению прогнозов: — общего назначения (систематические, например, метеороло — специального назначения (с указанием потребителей информации); — управленческие (для принятия решений относительно объекта управления). Классификация методов прогнозирования В основе прогнозирования лежат три взаимодополняющих источника информации о будущем: — оценка перспектив развития, будущего состояния прогнозируемого явления на основе опыта, чаще всего при помощи аналогии с достаточно хорошо известными сходными явлениями и процессами; — условное продолжение в будущее (экстраполяция), тенденции закономерности развития которых в прошлом и настоящем достаточно хорошо известны; — модель будущего состояния того или иного явления, процесса, построенная сообразно ожидаемым или желательным изменениям ряда условий, перспективы развития которых достаточно хорошо известны. В соответствии с этим существуют три основных дополняющих друг друга способа разработки прогнозов (в зависимости от них можно пытаться группировать конкретные методы и приемы, используемые для целей прогнозирования): — экспертиза (опрос, анкетирование, интервьюирование) — изучение мнения населения, экспертов с целью упорядочить субъективные оценки прогнозного характера); — экстраполирование и интерполирование (выявление промежуточного значения между двумя известными моментами процесса) — построение динамических рядов развития показателей прогнозируемого явления на протяжении периода основания прогноза в прошлом и упреждения прогноза в будущем; — моделирование — построение поисковых и нормативных моделей с учетом вероятного или желательного изменения прогнозируемого явления на прогнозный период по имеющимся прямым или косвенным данным и масштабах и направленности изменений. Наиболее эффективная прогнозная модель — система уравнений. Существуют и другие виды моделей: сценарии, имитации, графы, матрицы и т. д. Приведенное разделение способов прогнозирования достаточно условно, т. к. на практике они взаимно пересекаются и дополняют друг друга. Ни один из них, взятый сам по себе, не может обеспечить значительную степень достоверности, точности, дальности прогноза. В определенных же сочетаниях они оказываются в высокой степени эффективными. Так, прогнозная оценка обязательно включает элементы экстраполяции и моделирования; процессы экстраполяции невозможны без элементов оценки и моделирования; моделирование подразумевает предварительную оценку и экстраполирование. В практике прогнозирования постоянно применяются 10-15 (а в теории существует свыше полутораста) методов прогнозирования, куда входит несколько методов опроса экспертов, а также несколько способов разработки экстраполяционных и различных других (сценарных, матричных, сетевых, имитационных и т. д.) моделей. Ни один из способов (методов), взятый сам по себе, как правило, не может обеспечить значительную степень достоверности, точности, дальности прогноза, зато их сочетанием можно добиться эффективного результата.
Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 3602; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |