КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социально-экономическое 1 страница
Л Ипц где ИПЦ^! — индекс потребительских цен в прогнозируемом периоде; ИПЦ^ — индекс потребительских цен предшествующего периода. Однако для характеристики инфляции в условиях несбалансированной экономики только лишь индекса потребительских цен недостаточно. Необходимо учитывать скрытую инфляцию, или неудовлетворенный спрос. В этих условиях индекс инфляции (/и) можно рассчитать по формуле: где /р — индекс потребительских цен; Ксн — коэффициент скрытой инфляции, или неудовлетворенного спроса. В свою очередь, коэффициент скрытой инфляции может быть определен как ДС н J д Кс.н. =1 + —^ИЛИ Ксн =—, где ДСн — прирост неудовлетворенного спроса или вынужденных сбережений; /д — индекс денежных доходов населения; /то — индекс товарооборота и услуг. Альтернативным методом определения индекса инфляции I является метод, основанный на использовании индексов расходов, доходов и цен: Л = —дх Jp, где /д — индекс доходов; /рс — индекс расходов; Jp — индекс цен. Если /рс = /д, то /и = Jp, т. е. если расходы растут только в соответствии с доходами, то инфляция целиком определяется динамикой цен. Если /рс < /д, то помимо цен на инфляцию влияет формирование избыточных (нереализуемых) доходов. Если /рс > /д, то инфляция будет меньше, чем рост цен. Этот метод является приближенным. Главное его достоинство — наличие информации в центральных планирующих органах: баланса денежных доходов и расходов населения и других данных. Можно прогнозировать уровень инфляции, базируясь на данных изменения денежной массы. Исходя из классического уравнения денежного обмена (Мд1/ = PQ), уровень цен определяется как М/ Р = ——, Q где Р — уровень цен; Мд — денежная масса; V — скорость денежного обращения; Q — количество реальных товаров и услуг. Следовательно, индекс роста цен /р можно представить как соотношение индексов денежной массы /м, скорости денежного обращения Jv и реального ВВП Jq. Учитывая, что инфляция происходит в силу влияния множества факторов, целесообразно прогнозные расчеты осуществлять на основе многофакторных моделей с применением корреляционно-регрессионного метода, позволяющего установить наличие корреляционной связи между прогнозируемой инфляцией и влияющими на нее факторами, определить форму связи, сформировать уравнение и на его основе осуществить прогноз инфляции. Среди важнейших факторов следует выделить: изменение курса валюты, рост денежной массы, изменение ставки рефинансирования национального банка. При этом по каждому фактору необходимо учитывать временной лаг. При изменении ситуации временной лаг меняется. Изменчивость временного лага является одним из фундаментальных макроэкономических факторов. Знание временной связи между инфляцией и ее факторами позволяет осуществить более точное прогнозирование инфляционных процессов и умело управлять ими. Распространенным методом прогнозирования инфляции является расчет ее уровня на основе дефлятора ВВП. Сущность этого метода состоит в следующем. На основе данных по инфляции в предшествующем периоде и учета влияния факторов в прогнозируемом периоде определяется инфляция на определенный прогнозируемый период. Выделяются следующие факторы: изменение денежных доходов, субсидий, экспортных и импортных цен ближнего и дальнего зарубежья, процентных ставок по кредитам и депозитам и др. Схема методики расчета уровня инфляции представлена ниже. По каждому фактору определяются его прогнозируемая величина и изменение. Затем данные в абсолютном выражении по соответствующему фактору в периоде, предшествующем прогнозируемому, делятся на ВВП в том же периоде и этот результат умножается на процентное изменение фактора в прогнозируемом периоде по сравнению с предшествующим. Результаты по каждому фактору суммируются и, исходя из уровня инфляции предшествующего периода и влияния факторов, рассчитывается инфляция в прогнозируемом периоде. Поскольку инфляционные процессы проявляются при росте цен, прогнозирование инфляции должно осуществляться в сочетании с прогнозированием индексов изменения цен. Таблица 8 Расчет уровня инфляции
Примечание: t — предшествующий период; t + 1 — прогнозируемый период; И — импорт, Э — экспорт, ЧОП — чистый остаточный продукт. § 3. Прогнозирование развития сферы финансов Для осуществления государством своих функций по регулированию финансовых ресурсов необходимо располагать информацией о финансовых потоках в экономике, которые формируют ресурсы финансов. Такую информацию может предоставить сводный фи- нансовый баланс, при составлении которого даются характеристика объема средств, их распределения и использования, оценка финансовых взаимоотношений между секторами экономики. Это позволяет определить тенденции и закономерности, складывающиеся в финансовых взаимоотношениях между секторами экономки, оценить эффективность налоговой и кредитной политики государства. Сводный финансовый баланс — инструмент государства, позволяющий определить оптимальные пропорции в распределении и расходовании финансовых ресурсов, достичь сбалансированности финансовых ресурсов с затратами. Он включает в себя: баланс денежных доходов и расходов населения; государственный финансовый баланс; кредитно-денежный баланс; баланс платежный; финансовый баланс нефинансового сектора экономики (предприятий — производителей продукции и услуг). Сводный финансовый баланс позволяет получить целостное представление о процессах образования, пополнения и использования финансовых ресурсов внутри страны, а также о финансовых взаимоотношениях с внешним миром. Финансовые ресурсы экономики формируются как совокупность финансовых ресурсов секторов. Они создаются преимущественно в нефинансовом и финансовом секторах и выступают в форме прибыли, дохода и амортизационных отчислений. Финансовые ресурсы нефинансового сектора могут быть пополнены за счет субсидий государства, кредитов банков. В качестве привлеченных средств финансовых учреждений могут выступать средства государственного бюджета в форме капитальных вложений государственным учреждениям, средства предприятий, населения. Финансовые ресурсы сектора государственных учреждений формируются за счет централизованных средств государственного бюджета, ресурсов фондов социальной защиты населения, занятости и прочих внебюджетных фондов. Основным источником финансовых ресурсов государства являются налоги. В секторе экономики «Домашние хозяйства» в финансовые ресурсы включаются доходы, получаемые от ведения домашних хозяйств, индивидуального предпринимательства, собственности в форме дивидендов и процентов и др. В секторе домашних хозяйств предусматривается расходование финансовых средств на уплату налогов (подоходного, земельного, на недвижимость), обязательных платежей, добровольных взносов, на прирост вкладов, приобретение ценных бумаг и потребление. Эти параметры представляют собой статьи расходной части баланса денежных доходов и расходов населения. Финансовые ресурсы сектора «Остальной мир» формируются из доходов, получаемых от экспорта продуктов и услуг, субсидий на производство и импорт, предпринимательского дохода, дохода от собственности, других доходов и поступлений. Финансовые ресурсы сектора «Остальной мир» используются на уплату налогов на производство и импорт, конечное потребление домашних хозяйств, находящихся за границей, на долгосрочные вложения в производство и расходы, связанные с отчуждением доходов от собственности. В формировании сводного финансового баланса особое значение имеет денежно-кредитный баланс. Реально формирующиеся в народном хозяйстве доходы становятся финансовыми ресурсами и могут быть использованы в этом качестве лишь в том случае, если они представлены соответствующими денежными средствами. Поэтому динамика денежной массы в обращении должна соответствовать динамике изменения финансовых ресурсов. Использование финансовых ресурсов государственного сектора осуществляется через расходные части государственного бюджета и внебюджетных фондов. Государственный бюджет играет главную роль в определении экономических факторов, влияющих на совокупный выпуск и доход. Следовательно, необходимы прогнозы доходов, расходов и отдельных финансовых статей, формирующих бюджет. При прогнозировании доходов можно применять методы экстраполяции, однако результаты таких расчетов могут быть весьма неточными, т. к. базируются на основе прошлого развития без учета эволюции налоговой базы. Более надежный прогноз достигается построением функциональных зависимостей. Такие построения требуют принятия решения о степени дезагрегированности, а также выбора соответствующих расчетных налоговых баз. Необходимо проанализировать различия между основными налоговыми категориями, дезагрегировать группу налогов в случае, если их базы принципиально различны. Для налога на добавленную стоимость налоговой базой является величина добавленной стоимости, на прибыль — сумма налогооблагаемой прибыли, акцизов — сумма продаж товаров, на кото- рые установлен акциз, и т. д. Прирост суммы налогов может быть связан с ростом как налоговой базы, так и налогообложения (например, с увеличением ставок налогов). Первый вид изменений принято называть автоматическим эффектом, а второй — дискреционным. Автоматический эффект измеряется при помощи коэффициента эластичности. Например, устанавливается соотношение темпов прироста налоговых доходов с темпами прироста ВВП. При этом принимается условие, что налоговая система не изменялась в течение сравниваемого периода. Для учета дискреционного влияния необходимо располагать информацией о том, в каком году были изменены налоговые системы, а также определить абсолютный размер влияния этих изменений на сумму налоговых доходов. Для этих целей применяется метод пропорциональных корректировок, основанный на данных о фактических налоговых поступлениях и расчетном уровне воздействия дискреционных мер. Неналоговые поступления обычно включают в себя доходы от пользования имуществом, пошлины и сборы. Прогноз их величины осуществляется аналогичным методом, а также на основе информации финансирующих организаций. В отличие от доходов государства при прогнозировании правительственных расходов существует гораздо меньше возможностей определить их уровень, опираясь только на обычные экономические соотношения. Это является следствием политической природы процесса принятия решений по государственным расходам. Однако можно рассматривать эндогенное определение некоторых основных показателей в рамках экономической классификации расходов. Так, выплаты процентов по кредитам будут определяться их величиной и размерами государственного долга. Безвозмездные отчисления (трансферты) могут быть соотнесены с уровнем экономической деятельности. Заработная плата рабочих и служащих, вероятнее всего, подвергается влиянию со стороны государственной политики в области доходов населения, цен и давления на рынке труда. Анализ прошлых соотношений между предположениями и реальными результатами указывает на размер ошибок в подобных прогнозах и дает возможность внесения определенных корректировок в проводимые расчеты. Прогнозы финансирования дефицита обычно проводятся по трем основным направлениям: внешнее финансирование, внутреннее небанковское заимствование, внутреннее заимствование у банковской системы. Важной задачей при разработке кредитно-денежных прогнозов или программ является увязка предложения денег со спросом на них в соответствии с контрольной цифрой инфляции и оценкой темпов ее роста. Сопоставление прогнозов спроса на деньги и предложения денег позволяет сделать заключение о степени сбалансированности денежного обращения. Обязательства банковской системы перед другими секторами экономики носят название денежных агрегатов. Они являются важным фактором, влияющим на уровень цен, объем производства, состояние платежного баланса, в связи с чем их прогноз имеет важное значение. Для этих целей применяется денежный баланс. Денежные агрегаты представляют собой эквивалент и, по определению, должны равняться сумме внешних нетто-активов и чистого внутреннего кредита. Таблица 9 Схема денежного баланса
Прогнозирование спроса на деньги может быть выполнено статистическими методами с использованием соответствующей выборки данных за предыдущие периоды. Важно оценить скорость обращения денег. Для прогнозирования спроса на деньги можно использовать уравнение регрессии: у = а0 +alxl +a2zt, где Û — реальные кассовые остатки; a0, a 1, a2 — коэффициенты; х1 — обязательная переменная (учитывает соотношение количества денег и ВВП); zt — переменная «вмененных издержек» (выражает степень предпочтения наличных денег прочим активам). Важным является также прогноз кассовых оборотов, который характеризует движение денежной наличности и отражает перемещение денежной массы из сферы обращения в кассы банковских учреждений и выдачу наличных денег предприятиям, учреждениям, населению. Исходным моментом при прогнозировании предложения денег является определение денежной базы, которая включает наличные деньги, депозиты и меняется в зависимости от изменения активов банковской системы. На величину предложения денег оказывают влияние увеличение (уменьшение) денежной базы, соотношения между массой наличных денег и вкладами до востребования, а также корректировка норм резервных денег для банков. Прогнозирование предложения денег предполагает выявление тренда, прогноз денежной базы и получение прогнозных оценок норм резервов. Прогнозирование размеров чистых внешних активов непосредственно связано с перспективным состоянием платежного баланса и наличием внешнего финансирования. Величина чистого внутреннего кредита может быть вычислена в виде остатка, что вытекает из тождества Мб = Ачз +КЧВ, где Мб — массив банковской системы; Ачз — чистые заграничные активы банковской системы, включая чистые международные резервы государственного сектора; Кчв — чистый внутренний кредит, предоставляемый банковской системой. Расчетная величина чистого внутреннего кредита должна соответствовать изменениям состояния других секторов экономики. Например, увеличение кредита должно соответствовать запланированному увеличению объемов производства. Распределение кредита между правительством, государственными предприятиями, населением осуществляется с учетом приоритетов политики государства. Прочие статьи в денежном балансе по своей природе являются труднопредсказуемыми. Факторы, которые оказывают значительное влияние на эту переменную, включают увеличение акционерного капитала банков, изменение оценки чистых внешних активов, а также прибыли и убытков банковской системы. Платежный баланс характеризует экономические связи государства с внешним миром. В нем фиксируются данные о внешнеэкономических операциях страны с другими странами за определенный период времени, отражаются операции по импорту, экспорту, полученным займам от иностранных партнеров и предоставленным им кредитам, инвестициям, иностранным трансфертам и платежам правительства. Основу счетов платежного баланса образуют отношения между торговыми результатами и кредитными потоками. Счета платежного баланса уникальны тем, что отражают реальные и финансовые потоки между данной страной и всем остальным миром. Таблица 10 Схема платежного баланса
В связи с тем что прогнозы внешнего сектора включают взаимосвязи с остальным миром, должны приниматься во внимание тенденции в мировой экономике. Например, стоимость экспорта и импорта зависит от цены товаров на мировых рынках и уровня эконо- мической активности в странах-партнерах. Процентные ставки на международных рынках являются важным фактором, определяющим чистые процентные поступления на текущий счет, а вместе с процентными ставками на внутреннем рынке они заметно влияют на объем и направление потоков капитала. Кроме того, при прогнозе платежного баланса необходимо обеспечить увязку с другими макроэкономическими показателями. При прогнозировании важно сочетание прогнозного результата по текущему счету с допустимыми значениями притока капитала для покрытия дефицита. Так, проблемы с обслуживанием иностранного долга возникают, когда эти средства используются неэффективно или только для внутреннего потребления. Объем экспорта той или иной страны зависит от желания иностранцев покупать у нее (спрос на экспорт), а также от стимулирования и способности резидентов поставлять товары для продажи за границу (предложение экспорта). Эмпирические формулы для функций, описывающих предложение на экспорт, основываются на следующем упрощенном урав- нении:
С э /D ^
= / V в / где Сэ — стоимость экспорта в национальной валюте; Рэ — цена экспорта в национальной валюте; Рв — внутренние цены; Мэ — производственные мощности, приходящиеся на экспортный сектор экономики; YB — объем внутреннего спроса. Спрос на экспорт зависит от уровня доходов и расходов в странах, являющихся торговыми партнерами, а также от цены экспортных товаров по отношению к цене товаров, производимых в самих этих странах. Функция спроса на экспорт: (' v г>\ С э. 7 м Р э — = у —,— р э ур м р з где Сэ — стоимость экспорта в национальной валюте; Ум — мировой спрос, выраженный в национальной валюте; Рэ — цена экспорта в национальной валюте; Ря — мировая цена в национальной ва- люте; Р3 — цена заменителей импорта для торговых партнеров, выраженная в национальной валюте. Уравнение отражает спрос на экспорт в виде функции мирового спроса на товары той или иной страны и ее конкурентоспособность. Построение соответствующей шкалы и определение таких переменных, как цены, требует информации о доходах страны, являющейся торговым партнером, а также взвешенных соответствующим образом цен. Использование концепции малой страны позволяет прогнозировать объем импорта на основе факторов спроса. Цены на импорт (в иностранной валюте) должны определяться на основании анализа мировых цен, рынков и тенденций в странах — конкретных торговых партнерах. Уравнение спроса на импорт описывается следующим образом: С и _ (y в р и ^ где Си — стоимость импорта; Ри — цена за импорт в национальной валюте; YB — внутренний доход (или спрос на внутреннем рынке); Рв — внутренние цены. Прогнозирование услуг имеет определенные особенности, поскольку они образуют довольно неоднородную группу операций. Так, грузовые и страховые поступления и платежи связаны, соответственно, с движением экспорта и импорта. Поступления и платежи, связанные с туризмом, могут зависеть от таких переменных, как доход и конкурентоспособность в области цен. Доходы от инвестиций в результате прямых и иных капиталовложений необходимо разграничить. Доход от прямых инвестиций зависит от накопленных в прошлом иностранных инвестиций и может реализовываться только после значительного срока в связи с правовыми ограничениями на репатриацию средств. В случае же дохода от прочих инвестиций выплата процентов и поступления отражают сумму и стоимость прошлых и настоящих предоставленных и полученных иностранных займов, а также уровень международных резервов. Переводы зарплаты работников часто являются основными компонентами частных односторонних трансфертов. Можно провести разграничение между общим заработком работающих в стране пребывания и той суммой, которая репатриируется. При прогнозировании финансового счета необходимо различать три основные категории: прямые инвестиции, перемещения средне-и долгосрочного капитала и краткосрочные перемещения. Объем прямых инвестиций связан с наличием инвестиционных возможностей и перспективами быстрого экономического роста. Наличие четких сформированных правил и положений представляет собой составную часть климата, благоприятного для инвестиций, точно так же, как и заслуживающая доверия политика правительства, направленная на достижение стабильности макроэкономических показателей. Для планирования притока государственного средне- и долгосрочного капитала можно использовать информацию, содержащуюся в проектах бюджета и планах развития, а также поступающую из стран-инвесторов. Доступ многих стран к международным займам ограничен и склонен изменяться в зависимости от условий, преобладающих на международных рынках капитала. Перемещения краткосрочного капитала могут иногда очень быстро реагировать на различные условия финансовых рынков в разных странах. В условиях отсутствия ограничений на перемещение капитала происходит взаимозаменяемость национальных (внутренних) и иностранных ценных бумаг, при этом важную роль играют различия ставок процента. Необходимо отметить, что импорт в любую страну создает предложение валюты этой страны на рынках валютных обменов, а экспорт из нее приводит к спросу на ее валюту. Операция валютного обмена — это купля-продажа валюты различных стран. Цена, по которой осуществляется такой обмен, называется курсом обмена валют. Таким образом, валютный курс — это цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежных единицах других стран. Такая цена может устанавливаться исходя из соотношения спроса и предложения на определенную валюту в условиях свободного рынка либо быть регламентированной решением правительства или его главным финансово-кредитным органом (центральным банком). Спрос и предложение валюты зависят от экспорта и импорта. Увеличение экспорта ведет к росту стоимости валюты этой страны. Увеличивается стоимость валюты и при уменьшении импорта. Вме- сте с тем воздействие экспорта и импорта на величину обменного курса взаимозависимы. Степень воздействия увеличивающегося экспорта на обменный курс зависит от реакции импорта на этот курс, и наоборот. Реагирование экспорта и импорта на изменения цены зависит от доступности конкурирующей альтернативы. Если большое количество стран конкурируют в экспортировании товаров и услуг, то величина экспорта будет очень чувствительной даже к небольшим изменениям обменного курса. Если в стране есть свои национальные товары и услуги, которые могут заменить импортные, то небольшое увеличение в цене импорта приведет к заметному воздействию на величину импорта этих товаров и услуг. Потоки международных кредитов могут полностью компенсировать воздействие международной торговли на обменный курс. Значительное увеличение импорта может финансироваться займами у экспортирующих стран. Это не изменит курс обмена. При прогнозировании валютного курса используются методы экспертных оценок и статистические методы. В мировой практике широкое распространение получили многофакторные модели. Уравнение для прогноза курса валют строится с учетом факторов, влияющих на его формирование. § 4. Прогнозирование инвестиционной деятельности и капитальных вложений Прогнозирование инвестиций — сложный, многоступенчатый процесс изучения вероятностных сторон вложения капитала в ту или иную сферу экономики в будущем. На основе многовариантных прогнозных расчетов устанавливаются реально осуществимые темпы развития инвестиционной сферы, определяются плановые показатели инвестиций, формируются их структура, перечень целевых программ и инвестиционных проектов, подлежащих практической реализации в плановом периоде. Прогнозирование инвестиций предполагает: — осуществление количественного и качественного анализа тенденций инвестиционных процессов, существующих проблем и новых явлений; — альтернативное предвидение будущего развития отраслей народного хозяйства как возможных объектов вложения капитала; — оценку возможностей и последствий вложения средств в ту или иную сферу экономики. Разрабатываются кратко-, средне- и долгосрочные прогнозы. Краткосрочный прогноз служит для выработки тактики инвестирования и оценки возможных вложений в краткосрочные финансовые инструменты. Он разрабатывается с учетом влияния кратковременных факторов, выявленных в процессе анализа краткосрочных колебаний на рынке инвестиций. Среднесрочный прогноз предназначен для корректировки стратегии инвестиционной деятельности и обоснования вложений в относительно небольшие по капиталоемкости объекты реального инвестирования и долгосрочные финансовые инструменты. Долгосрочный прогноз связан, прежде всего, с выработкой стратегии инвестиционной деятельности и вложением средств в крупные капиталоемкие объекты реального инвестирования. Инвестиционное прогнозирование должно осуществляться на уровне страны в целом (макроуровень), отраслей и подотраслей, регионов (мезоуровень), отдельных компаний и фирм (микроуровень). При планировании инвестиций должны соблюдаться принципы целенаправленности и приоритетности, которые требуют построения иерархии общественных потребностей и формирования приоритетных направлений инвестиционной политики. Процесс прогнозирования инвестиций можно условно подразделить на три этапа: 1) прогнозирование возможных инвестиционных потоков; 2) прогнозирование потребности в инвестициях; 3) оценка экономической эффективности использования инвестиций с учетом факторов инвестиционного риска. В связи с переходом к применению международной Системы национальных счетов необходимы изучение и анализ взаимосвязи показателей инвестиционной сферы с макроэкономическими показателями. Основа теории взаимосвязи показателей представлена в кейнсианском уравнении: y = c+g+i + (e-m). Возможные инвестиционные потоки (ресурсы) можно определить по доле инвестиций в ВНП. Нормативная величина инвестиций определяется путем умножения нормативной доли инвестиций в ВНП на прогнозируемый объем ВНП.
Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 400; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |