Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Таможенные посты




Прямое управление

– Главное управление по координации налоговой службы (Copat);

– Главное инспекционное управление (Coger);

– Главное координационное управление (Copav).

 

Органы специальной компетенции:

– Управление по сбору налогов(Cosit);

– Ревизионное управление (Cofis);

– Таможенное управление (Coana);

– Научно-исследовательский центр (Copei).

 

Децентрализованные подразделения:

Региональные подразделения;

Региональные управления по контролю и надзору (10 регионов);

Таким образом, существующая система таможенного администрирования отвечает требованиям не только самой таможенной службы, но Казначейства и других органов в сфере экономики и внешней торговли, обеспечивая высокую степень взаимодействия между государственными структурами всех уровней.

Необходимо отметить, что реформы налоговых органов Бразилии преследовали много целей, но в первую очередь учитывалась социальная ориентированность. С изменением подходов к налогообложению и сбору налогов стало развиваться и социальное обеспечение в Бразилии. Первоначально этим вопросом занимались сразу несколько органов. Первый нормативно-правовой акт по социальному обеспечению появился в 1923 г., он регулировал создание социального фонда для работников железнодорожного транспорта. С тех пор социальное и, особенно, пенсионное обеспечение населения Бразилии максимально приблизилось к европейским стандартам. В 2007 г. Секретариат федеральных доходов был объединен с Секретариатом социального обеспечения в единый орган, что также сделано в целях дальнейшего укрепления социальной защищенности бразильцев.

Основные исторические вехи
развития таможенной службы Бразилии

  Создание Королевского казначейства – первого государственного налогового органа, обеспечивавшего также сбор таможенных пошлин
  Создание Финансового совета при Королевском казначействе
  Создание Министерства финансов
  Создание территориальных органов налоговой и таможенной службы
  Появление Главного управления государственных доходов – особого подразделения налоговой службы
  Главное управление национального казначейства берет на себя функции налоговой службы
  Создание Федерального агентства по обработке информации (SE‑PRO)
  Разделение территории страны на 10 налоговых округов, введение индивидуального номера налогоплательщика – физического лица (CPF) и номера налогоплательщика – юридического лица (СGC)
  Создание Секретариата федеральных доходов
  Перевод Секретариата федеральных доходов из Рио-де- Жанейро в новую столицу – г. Бразилиа
  Впервые в ведомственных актах лев используется в качестве эмблемы службы по сбору налога и доходов (рис. 2)
  Впервые стали использоваться налоговые декларации для физических лиц
  Создано 18 судебных подразделений в составе Секретариата федеральных доходов
  Создание Центра поддержки налогоплательщиков, внедрение интегрированной системы контроля внешней торговли (SISCOMEX)
  Открытие официального сайта Секретариата федеральных доходов
  Создание портала RECEITANET – системы позволяющей подавать через сеть Интернет налоговые декларации
  Открытие веб-сайта «Leãozinho» (маленький лев) – как части национальной образовательной программы в сфере финансов и налогообложения
  Создание электронного Центра поддержки налогоплательщиков (e‑CAC)
  Создание первого договора купли-продажи в электронной форме с помощью Национальной цифровой бухгалтерской системы (SPED)
  Реформирование Службы федеральных доходов.

Налоговая система Бразилии

В Конституции Бразилии представлены правовые основы налоговой системы государства, определены компетенция и иерархия органов государственной власти в рамках федерации (общегосударственный уровень, штаты, федеральный округ и муниципалитеты), а также установлены общие принципы и правила налогообложения.

Федеральная налоговая система Бразилии имеет одну особенность: налоговые органы на всех уровнях государственного управления (федерация, штаты и муниципалитеты) имеют относительную автономию, что порождает многократное дублирование функций (табл. 1).

 

Таблица 1

Структура налоговых органов

Уровень Налоговые органы
Федерация Секретариат федеральных доходов Бразилии Государственная судебно-финансовая служба Совет налогоплательщиков
Штаты 27 отдельных налоговых органов, подчиняющихся правительствам штатов и федерального округа
Муниципалитеты Более 5 500 органов, подчиняющихся правительствам муниципалитетов

 

При рассмотрении международного опыта деятельности таможенных органов можно сделать вывод о том, что чаще всего таможенные органы включены в состав налоговых, однако они четко выделены из подразделений внутренних доходов. В Бразилии же складывается особая ситуация, т. е. очень большая протяженность государственной границы (18 000 км.) и недостаток людских ресурсов требуют выработки особых решений и подходов. В истории Бразилии имеется достаточно много примеров, когда подразделение по сборам внутренних налогов принимало на себя функции по координации и планированию деятельности таможенного подразделения, в том числе и по борьбе с контрабандой.

В 1934 г. Управление таможенных доходов было подчинено Главному управлению национального казначейства, а позже реорганизовано в соответствующее подразделение. В то же время был создан Высший налоговый совет – судебное учреждение, уполномоченное рассматривать дела, связанные с деятельностью таможенного департамента. В 1957 г. появился новый государственный орган – Совет по таможенной политике, основной задачей которого являлось консультирование Министерства финансов при решении вопросов о ставках налогов, пошлин, налоговых и таможенных номенклатур и др.

В 60-е гг. XX в. была создана Национальная служба надзора в сфере таможенных доходов (SENAFRA), основной задачей которой стал контроль за исполнением таможенного законодательства в так называемой вторичной зоне – аналог посттаможенного аудита. В 1968 г., после того, как Главное управление национального казначейства реформировали, Департамент таможенных доходов закрыли, его функции были переданы Секретариату федеральных доходов и сокращены до функции надзора за деятельностью налоговой системы. Руководство системой таможенного контроля, тем не менее, не является новым делом в структуре налоговых органов Бразилии, которая время от времени должна уделять пристальное внимание деятельности таможен. Структура, существующая в настоящее время, для Бразилии является идеальной с точки зрения интеграции таможенной системы, федеральных доходов и иных органов государственной власти, регулирующих экономику.

Служба федеральных доходов

Служба федеральных доходов (далее – СФД) – орган государственной власти, уполномоченный в сфере взимания налогов (законодательство Бразилии к налогам относит также и таможенные пошлины, называя их «таможенные налоги»). Он подчинен Министерству финансов Бразилии. СФД имеет гораздо больше полномочий, чем аналогичные органы других государств: все обязательные отчисления, которые в соответствии с нормативно-правовыми актами уплачивают физические и юридические лица (внутренние налоги (налог на доходы, страхование и кредиты), налоги и пошлины, взимаемые при осуществлении внешней торговли, социальные платежи на обеспечение пенсионеров, инвалидов и т. д. с 2005 г. собирает этот орган.

Возглавляет СФД секретарь, который назначается на должность министром финансов с одобрения Президента Бразилии. Конгресс при этом не имеет никаких полномочий.

С 1994 по 2001 г. во время президентства Фернандо Энрике Кардосо секретарем СФД был Эверардо Макиель, который занимался реформированием всех технологических и административных процедур, вызвавших существенное увеличение объема собираемых налогов. В настоящее время Эверардо Макиель является главным консультантом СФД, а среди специалистов в сфере налогообложения он пользуется огромным авторитетом.

В 2002 г. секретарем СФД стал преемник Э.Макиеля, поэтому реформирование этого государственного органа продолжилось без каких-либо затруднений. В 2008 г. секретарем СФД впервые за всю историю этого ведомства стала женщина – Лина Виэра. СФД контролирует функционирование очень важной и объемной системы (CPF), которая является базой данных бразильских налогоплательщиков. Каждое лицо, платящее налоги в Бразилии, имеет собственный идентификационный номер, называемый также CPF. Он имеет огромное значение, так как используется практически в любой деятельности((коммерческой, финансовой, административной и т. д.)

Служба федеральных доходов уполномочена взимать налоги с внешней торговли, поэтому в каждом пункте пропуска через границу Бразилии работают сотрудники СФД, проверяя пассажиров и грузы, пересекающие границу, и собирая импортные и экспортные налоги (т. е. пошлины). СФД имеет достаточно большое количество подразделений:

1) Superintendência – десять таких отделений распределены по стране, каждое контролирует по два штата;

2) Delegacias – находятся в каждом городе больших и средних размеров, предназначены для приема налогоплательщиков;

3) Agências – располагаются в маленьких городах Бразилии;

4) Delegacias de Julgamento – специализированные учреждения, рассматривающие жалобы налогоплательщиков в случае несогласия с суммой налогов, подлежащих уплате;

5) Alfândegas и Inspetorias – таможни, находящиеся в каждом международном порту и аэропорту.

Модернизация деятельности Службы федеральных доходов

С 2004 по 2007 г. СФД проводила много мероприятий, призванных ускорить внешнюю торговлю, а также эффективней бороться с таможенными преступлениями. Среднее время, которое тратилось на таможенное оформление, сокращалось с каждым годом за счет упрощения и гармонизации таможенных процедур. Интенсивное использование информационных технологий повысило эффективность системы управления рисками, сократило время выпуска товаров и позволило успешнее бороться с таможенными правонарушениями. За этот период активно велась работа по подписанию различных международных договоров в таможенной сфере (Киотская конвенция), а также развивалось международное сотрудничество СФД как с международными организациями, так и с таможенными администрациями других стран.

В декабре 2007 г. Палата внешней торговли Бразилии представила на рассмотрение Правительства новые принципы и правила внешней торговли, которые бы позволили участникам внешнеэкономической деятельности (далее – ВЭД) тратить меньше времени и средств на прохождение таможенных формальностей. Палата внешней торговли Бразилии при разработке новых правил ставила следующие задачи: сократить административные барьеры, упростить таможенные процедуры, увеличить прозрачность деятельности государственных
органов и повысить безопасность на границах страны. Усилия Правительства Бразилии были направлены на:

 сокращение времени таможенного контроля за счет совершенствования системы управления рисками;

 совершенствование правового регулирования деятельности уполномоченных экономических операторов;

 сокращение издержек на осуществление ВЭД;

 развитие систем и технологий обмена данными между органами пограничного контроля.

С этого момента было сделано еще несколько значительных шагов, среди них – создание в марте 2008 г. Технической группы содействия торговле.

В 2008 г. Правительство Бразилии проделало огромную работу в плане совершенствования таможенного законодательства:

 внесло на рассмотрение в конгресс поправки в законодательство в связи с ратификацией стамбульского протокола (Карнет Ата);

 ликвидировало лицензирование импорта самолетов и запчастей к ним;

 сократило число товаров, которые подлежат обязательному контролю при внутреннем транзите;

 всесторонне пересмотрело законодательство в области лицензирования по сферам деятельности каждого агентства нетарифного контроля в целях исключения дублирования и повышения эффективности;

 внедрило siscomex – информационную систему внешней торговли для повышения качества лицензирования;

 запустило программное обеспечение siscomex, позволяющее принимать электронные документы;

 всесторонне оценило кадровый потенциал государственных органов, работающих на границе Бразилии с целью оптимизации их штатной численности.

В настоящее время работа ведется по следующим направлениям:

 в рамках siscomex для органов нетарифного контроля создаются инструменты системы управления рисками;

 разрабатываются более эффективные правила проведения таможенного контроля продукции, сделанной из дерева, упаковки с элементами дерева, включая получение сертификата, подтверждающего, что все деревянные изделия подверглись соответствующей обработке.

Правовая основа налоговой системы Бразилии

Раздел 6 Федеральной Конституции Бразилии регулирует общественные отношения, связанные с бюджетным устройством и налоговой системой страны. Он разделен на следующие подразделы: общие принципы, ограничения в сфере налогообложения, федеральные налоги, налоги штатов, муниципальные налоги, распределение денежных средств.

На федеральном уровне также стоит выделить еще один важный нормативный акт – Декрет 70/235, регулирующий рассмотрение налоговых споров. Иными словами, этот нормативный акт регламентирует процесс подачи жалобы налогоплательщиком в СФД в случае несогласия с величиной начисленных налогов. Это заявление будет рассмотрено в одном из департаментов по работе с жалобами СФД по процедурам, предусмотренным в Декрете. Стоит отметить, что на любой стадии рассмотрения налоговых споров налогоплательщик может обратиться с иском в суд, т. е. инициировать судебное разбирательство.

Среди проблем налогового законодательства Бразилии стоит выделить следующий: субъекты федерации имеют некоторую автономию по налоговым вопросам, в связи с этим существует очень большое количество разнообразных правовых актов, регулирующих процедуру установления, начисления и взимания налогов.

Участие Бразилии в региональном таможенном союзе МЕРКОСУР

Бразильская таможенная служба активно сотрудничает и имеет соглашения о взаимодействии с Аргентиной, Колумбией, Коста-Рикой, Кубой, Сальвадором, Гаити, Мексикой, Гондурасом, Панамой, Испанией, Уругваем, а также двустороннее соглашение с Францией. Бразилия активно применяет Соглашение ВТО об оценке таможенной стоимости, параллельно применяя свои методы ведения данной деятельности.

Парадокс заключается в том, что политика неолиберализма привела к созданию гигантских таможенных союзов. Даже Европейское экономическое сообщество, считающееся наиболее успешным примером международного экономического сотрудничества, кажется некоторым огромной протекционисткой таможенной стеной, ограждающей европейских производителей. Страны Латинской Америки отреагировали на закрытие европейских портов созданием схожих механизмов: НАФТА (во главе с США) и МЕРКОСУР (Общий рынок стран Южного полушария), объединивший Бразилию, Аргентину, Парагвай, Уругвай.

В общей сложности площадь всех стран – членов МЕРКОСУР составляет 12 млн. кв.км с населением 263 млн. человек. Это основное интеграционное объединение в Южной Америке, в рамках которого сосредоточилось почти 2/3 всей экономической деятельности данного региона. Начало общему рынку было положено с заключения Асунсьонского соглашения 1991 г. Его целью являлось развитие свободной торговли между четырьмя странами. В 1994 г. в Оуро Прето был подписан еще один договор, расширивший полномочия МЕРКОСУР и трансформировавший его в таможенный союз.

Боливия, Чили, Колумбия, Эквадор и Перу являются ассоциированными членами МЕРКОСУР, что означает их возможность вступать в любые договоры о свободной торговле, не участвуя в данном Таможенном союзе. Венесуэла подписала соглашение о вступлении в МЕРКОСУР в 2006 г. и ожидает его утверждения парламентами Парагвая и Бразилии.

Положительные моменты участия в МЕРКОСУР

Наиболее существенным моментом в его функционировании является действие общего тарифа и общей торговой политики в отношении третьих стран, не входящих в данный Таможенный союз. Также в рамках МЕРКОСУР страны-члены координируют свою деятельность на различных международных экономических саммитах и иных мероприятиях.

Основным преимуществом для государств – членов МЕРКОСУР является то, что на их территории, во-первых, действует общий таможенный тариф, т. е. они конкурируют с другими странами как единое целое; во-вторых, между ними установлена свобода движения товаров, лиц, услуг и капиталов, а также не действуют запреты и ограничения экономического характера. Все это стимулирует развитие экономик каждой из стран – членов МЕРКОСУР.

В странах Таможенного союза стран Южной Америки провозглашена свобода конкуренции. Также в целях обеспечения экономического роста государства-участники координируют свою политику в следующих сферах: макроэкономика, внешняя торговля, сельское хозяйство, промышленность, налоги, обмен валют, капитальные вложения, таможенные процедуры, транспортная инфраструктура и коммуникации. Более того, страны-члены находятся в процессе унификации и гармонизации законодательств, основываясь на взаимных правах и обязанностях, установленных в Асунсьонском договоре. Государства-участники предоставляют товарам, произведенным в других странах МЕРКОСУР, всевозможные привилегии и преимущества в соответствии с принципом наибольшего благоприятствования. Споры, возникающие по экономическим вопросам, разрешаются между участниками Союза в установленном порядке.

Объединение в Таможенный союз МЕРКОСУР принесло очень много пользы: 1) государства-участники могут более эффективно конкурировать со странами с развитыми экономиками, такими как, например, страны Европейского союза и государствами, подписавшими Северо-американское соглашение о свободной торговле; 2) переговоры с третьими странами могут вестись от имени всего Таможенного союза стран Южной Америки; 3) введение свободной торговли между странами-членами позволило увеличить экономический рост, повысить экспорт товаров и капиталов.

Структура МЕРКОСУР

Высшим органом, принимающим важнейшие решения в рамках
МЕРКОСУР, является Совет по общему рынку, состоящий из министров иностранных дел и экономического блока правительств стран-членов. Комитет общего рынка является исполнительным органом МЕРКОСУР. В его компетенцию входит контроль выполнения Асунсьонского соглашения, а также принятие резолюций, развивающих решения Совета по общему рынку. Высший орган МЕРКОСУР может выступать с инициативой изменения условий торговли, макроэкономической политики или начала переговоров по торговым вопросам с третьими странами и интеграционными объединениями, разрешать споры, создавать и руководить работой вспомогательных органов МЕРКОСУР (такие структуры создаются по определенным направлениям деятельности Союза: коммерческая и таможенная деятельность, технические стандарты, налоговая и валютная политика в сфере торговли, транспорт, промышленность и технологии, сельское хозяйство, энергетика, трудовое законодательство, социальное обеспечение).

Объединенный парламентский комитет – еще одна структура в рамках МЕРКОСУР, которая может осуществлять консультирование, а также участвовать в принятии решений Советом. Подобные полномочия вытекают из необходимости наиболее глубокой интеграции законодательств стран-членов. Парламентский комитет также взаимодействует с представителями бизнес-сообщества и различными государственными органами в целях повышения эффективности своей деятельности.

Комиссия по вопросам торговли – орган МЕРКОСУР, отвечающий за консультирование Совета по общему рынку по многим вопросам торговой и таможенной политики: образование зон свободной торговли, определение страны происхождения товаров, противодействие нелегальной торговле, ликвидация торговых ограничений, гармонизация торгового законодательства, защита потребителей и предоставление льгот и поощрений.

Проблемные вопросы

Очевидно, что процессы интеграции всегда связаны с определенными сложностями, которых не смог избежать и Таможенный союз стран Южной Америки. В 1999 г. Аргентина высказала свое негодование по поводу излишне высокой конкурентоспособности бразильской автопромышленности из-за очень благоприятных тарифов на ввоз стали. Этот вопрос был разрешен в 2000 г. заключением двустороннего соглашения. В 2006 г. Аргентина сорвала выполнение проекта Уругвая по строительству двух целлюлозных комбинатов на ее границе. Основной причиной таких действий являлась озабоченность Аргентины, связанная с охраной окружающей среды и привлекательностью для туристов этого региона, несмотря на то, что это был самый крупный иностранный инвестиционный проект Уругвая за всю его историю. Дело в пользу Уругвая разрешил Международный суд ООН.

В 2001 г. Аргентина выступила с заявлением о необходимости изменения общего тарифа в отношении нее по многим видам товаров. Основной причиной подобного шага стало ухудшение экономической ситуации в стране. На первоначальном этапе государства – члены МЕРКОСУР согласились с ее заявлением, но позже Аргентина получила отказ. Впоследствии остальные страны по примеру Аргентины также выступали с заявлениями об изменении общего тарифа.

Отсутствие согласия в сфере предоставления фермерских кредитов и тарифов на промышленные товары блокировало процесс заключения договора между МЕРКОСУР и Европейским союзом, который, несмотря на это, заявлял о своем интересе в развитии Таможенного союза стран Южной Америки. В 1995 г. МЕРКОСУР и ЕС подписали Межрегиональное соглашение о сотрудничестве, обеспечившее политический диалог на регулярных встречах представителей сторон. В настоящее время ЕС вкладывает большие средства в развитие МЕРКОСУР по Региональной программе ЕС. С 2007 по 2013 г. Таможенному союзу будет выделено 50 млн. евро на развитие институтов, унификацию своего законодательства с законодательством ЕС, а также на повышение роли гражданского общества в интеграционных процессах Южной Америки.

В декабре 2004 г. МЕРКОСУР подписал соглашение о сотрудничестве с Андским торговым сообществом (Колумбия, Эквадор и Венесуэла), также было опубликовано совместное сообщение о намерениях в отношении экономической интеграции всего Южно-Американского региона. Таможенный союз стран Южной Америки имеет соглашения о создании зон свободной торговли с Боливией, Чили и Перу, а также рамочное соглашение с Мексикой. Перспективы МЕРКОСУР зависят от успехов интеграции, т. е. он мог бы начать интеграцию с зонами свободной торговли Северной и Южной Америки, однако противником этому выступают США.

Несмотря на некоторые послабления в финансовой и внешнеэкономической политике Бразилии, имевшие место в течение последних десяти лет, тарифные барьеры все еще остаются слишком жесткими, а компаниям приходится сталкиваться с очень сложной системой таможенного оформления. Более того, дополнительные препятствия развитию экономики страны создает запутанность налогового законодательства Бразилии, которое не может обеспечить достойную охрану прав предпринимателей. Несмотря на либерализацию таможенной политики, условия для осуществления бизнеса в Бразилии все еще являются сложными, что создает затруднения для экспортеров. Другими словами, ведение коммерческой деятельности в Бразилии требует больших усилий и глубоких познаний законодательства.

 

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

(По 1 части)

1. Каковы взгляды ведущих экспертов ВТамО на роль и место института таможни в экономическом развитии стран в XXI веке?

2. Каковы основные предпосылки создания таможенных союзов?

3. Какие экономические интеграционные объединения Европейского региона вы знаете?

4. Какие экономические интеграционные объединения Азиатско-Тихоокеанского региона вы знаете?

5. Какие экономические интеграционные объединения Центральной и Северной Америки, вы знаете?

6. Какие экономические интеграционные объединения Африканского региона вы знаете?

7. Каковы этапы создания таможенного союза Европы, правовые и организационные основы его функционирования?

8. Каковы особенности таможенного администрирования в странах Евросоюза?

9. Каковы тенденции развития института таможни в Европейском регионе?

10. Каковы этапы создания таможенного союза Латинской Америки МЕРКОСУР, правовые и организационные основы его функционирования?

11. Каковы особенности таможенного администрирования в странах региона (на примере Бразилии)?

12. Каковы тенденции развития института таможни в странах Латинской Америки?

 

Список использованных источников

 

1. www.wcoomd.org;

2. www.wto.org;

3.


[1] Перская В.В. Экономическая идеология и внешнеэкономическая политика России. М.: Анкил, 2007. - 161-164.

[2] www.wcoomd.org/customwebsites/?lid=

[3] Приложение к Документу ВТамО SCOO90E1a, июнь 2008 (перевод с английского языка)

[4] Декларация тысячелетия ООН

[5] http://siteresources.worldbank.org/INTTLF/Resources/lpichart2010.pdf




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 3106; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.074 сек.