КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
У дошкольников
ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ Лекция № 12 Методика обучения Наглядный материал Предварительная работа Методика обучения моделированию с помощью геометрических фигур Дидактические игры Методика формирования умения определять форму окружающих предметов Работа ведется на протяжении всего времени обучения. Важно на каждом этапе правильно выбирать предметы для paccматривания, учитывая уровень развития детей. Рекомендуемая последовательность выбора наглядности при определении объемной формы: 1) предметы с ярко выраженной цельной формой; 2) предметы примерно похожие на ту или иную фигуру; 3) части предметов; 4) изображения объемных предметов на рисунках; 5) задания по представлению (без наглядности).
Последовательность усложнения наглядного материала для определения плоской формы та же, но требует тщательного подбора других предметов.
«Собери машинку», «Подбери по форме», «Сложи узор», «На что похоже?», «Из чего сделан дом?», «Домино», «Лото» и др. Замечание: используем в работе рисунок, лепку, аппликацию. После ознакомления с плоскими геометрическими фигурами учим составлять из двух фигур одну и делить фигуры на 2 равные части (см. раздел «Величина»): — Сложи квадрат пополам двумя способами. Какие фигуры получились? Сколько? — Составь из двух маленьких треугольников один большой треугольник. — Составь из двух треугольников квадрат. Модели геометрических фигур (бумажные, пластмассовые деревянные), счетные палочки, геометрическая мозаика, наборы «Учись считать». Фабричные и самодельные игры типа «Танграм»: «Пифагор», «Монгольская игра», «Колумбово яйцо», «Вьет намекая игра», «Волшебный круг», «Пентамино» и др. (см. «Занимательные дидактические игры по математике для дошкольников» Михайловой 3. А.). В подготовительной группе (можно раньше) учим моделировать геометрические фигуры из бумаги, рисовать на бумаге (чистой и в клетку), выкладывать из палочек (см. задачу 4). Формируем умение составлять геометрические фигуры других фигур, например в процессе игр типа «Танграм».
Последовательность работы: 1. Рассматривание, называние и сравнение составных частей по форме, цвету, размеру. 2. Составление из двух фигур одной. 3. Составление узоров по образцу с «выделенными» частями. 4. Составление узоров по силуэту. 5. Составление произвольных картинок. Содержание понятия «ориентировка в пространстве» В понятие пространственной ориентации входит оценка расстояний, размеров, формы, взаимного положения предметов и их положения относительно ориентирующегося. Пространственная ориентировка осуществляется на основе непосредственного восприятия пространства и словесного обозначения пространственных категорий (местоположения, удаленности, пространственных отношений между предметами). В более узком значении выражение «пространственная ориентировка» имеет в виду ориентировку на местности: • определение «точки стояния» («Я нахожусь справа отдома»); • определение местонахождения объектов относительно ориентирующегося («Шкаф находится слева от меня»); • определение расположения предметов относительно друг друга («Мяч лежит под столом»). При передвижении человека пространственная ориентировка происходит постоянно: • постановка цели и выбор маршрута движения (направление); • сохранение направления движения и достижение цели. В период раннего детства ребенок ориентируется в пространстве на основе чувственной системы отсчета (по сторонам собственного тела). В дошкольном возрасте ребенок овладевает словесной системой отсчета по основным пространственным направлениям: вперед — назад, вверх — вниз, направо — налево. В школьные годы дети овладевают новой системой отсчета — по сторонам горизонта: север, юг, запад, восток. Система работы (предложенная Т. А. Мусейибовой) по развитию у дошкольников пространственных представлений включает: 1) ориентировку «на себе» (знание собственного тела); 2) ориентировку «на внешних объектах» (выделение различных сторон предметов: передней, тыльной, верхней, нижней, боковой); 3) освоение и применение словесной системы отсчета по основным направлениям: вперед — назад, вверх — вниз, направо — налево; 4) определение расположения предметов в пространстве «от себя»; 5) определение собственного положения в пространстве; 6) определение пространственного размещения предметов относительно друг друга; 7) определение расположения предметов на плоскости. Работа с самыми маленькими детьми начинается с ориентировки в частях своего тела (голова, ноги, руки и др.) и соответствующих им пространственных направлениях (голова — наверху, ноги — внизу, руки — по бокам и т. д.). На основе знания своего тела, т. е. ориентировки «на себе», становится возможна ориентировка «от себя»: умение правильно показывать и называть направление, двигаться в нужную сторону, указывать положение предмета относительно себя. Старших дошкольников знакомят с правилами уличного движения: по какой стороне тротуара следует идти, как переходить улицу, обходить стоящий транспорт, входить и выходить и него и др. «Выпускники» детского сада должны уметь свободно ориентироваться на листе бумаги (чистом и в клетку). В процессе обучения дети усваивают значение предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения.
В развитии пространственных представлений особую роль играют прогулка, экскурсии, подвижные игры, физкультурные упражнения, практическая ориентировка в групповой комнате и других помещениях детского сада. Специальные занятия по математике уточняют, упорядочивают, расширяют и систематизируют детские представления.
Дата добавления: 2014-12-07; Просмотров: 626; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |