Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 4. Методология педагогики и методы педагогических исследований




ДЕ № 1. Общие основы педагогики

Вопрос № 1. Актуальность исследования определяется…

  1. логичностью обоснования его важности
  2. важностью для развития педагогической науки
  3. своевременностью и значимостью исследуемой проблемы для практики
  4. соответствием образовательной парадигме на данном этапе развития педагогики

 

Вопрос 2. Выявление социально-психологических взаимоотношений членов учебной группы в количественных параметрах осуществляется при помощи метода…

 

  1. изучения документов
  2. наблюдения
  3. социометрии
  4. беседы

 

Вопрос № 3. К видам педагогического эксперимента относятся…

 

  1. формирующий
  2. констатирующий
  3. психологический
  4. опосредованный

 

Вопрос № 4. Экзистенциализм как методологический подход в педагогике школы раскрывается следующим утверждением…

 

  1. чтобы достичь эффекта воспитания, нужно подобрать действенные стимулы
  2. воспитание должно быть очищено от мировоззренческих идей
  3. наука бессильна определить цели воспитания
  4. цель воспитания - христианская нравственность

 

Вопрос № 5. Методы педагогического исследования могут быть разделены на …

 

  1. общие и частнонаучные
  2. теоретические и эмпирические
  3. методы обучения и методы воспитания
  4. словесные и наглядные

 

Вопрос № 6. К теоретическим методам педагогического исследования относится…

  1. моделирование, синтез, сравнительно-исторический анализ, индукция
  2. сравнение, наблюдение, тестирование, корреляция
  3. обобщение, эксперимент, ранжирование, наблюдение

Вопрос № 7. Метод педагогического исследования, позволяющий превратить качественные факторы в количественные ряды, называется…

  1. экспериментом
  2. диагностированием
  3. шкалированием
  4. регистрацией

Вопрос № 8. Метод массового сбора материалов при помощи специальных опросников называется…

  1. наблюдением
  2. анкетированием
  3. контрольной работой
  4. экспериментом

Вопрос № 9. К эмпирическим методам педагогического исследования относятся…

1. синтез, анализ

2. ранжирование, шкалирование

3. анкетирование, обобщение

4. эксперимент, наблюдение

 

 

ГЛОССАРИЙ:

Актуальность исследования – необходимость и своевременность изучения и решения проблемы для дальнейшего развития теории и практики обучения и воспитания. Актуальные исследования дают ответ на наиболее острые в данное время вопросы, отражают социальный заказ общества педагогической науке, указывают на важнейшие противоречия, имеющие место в практике. Актуальность характеризует степень расхождения между спросом на научные идеи и практические рекомендации для удовлетворения той или иной потребности и предложениями, которые может дать наука и практика в настоящее время.
Анализ – (от греч. analysis - разложение, расчленение), рассмотрение, изучение чего-либо, основанное на расчленении (мысленном, а также частично и реальном) предмета, явления на составные части, определение входящих в целое элементов. Термин «анализ» часто служит синонимом исследования вообще. Анализ неразрывно связан с синтезом - в процессе анализа новые стороны предмета выявляются через включение их в разные контексты.
Анкетирование – метод массового сбора материала с помощью анкеты.
Беседа – метод исследования, применяемый для получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении. Проводится по заранее намеченному плану; ведется в свободной форме без записывания ответов
Изучение документов – (личных дел учащихся, медицинских карт, классных журналов, ученических дневников, протоколов собраний) – метод, вооружающий исследователя некоторыми объективными данными, характеризующими сложившуюся практику организации педагогического процесса
Индукция – (от лат. inductio - наведение), переход от единичного знания об отдельных предметах данного класса к общему выводу о всех предметах данного класса; один из методов познания. Основой индукции являются данные, полученные путём наблюдения и эксперимента. Однако для построения научной теории только индуктивных обобщений недостаточно, так как сделанные путём индуктивного умозаключения выводы часто оказываются ложными после открытия новых фактов. Поэтому индуктивный метод познания должен дополняться аналогией, дедукцией, сравнением и т.д.
Констатирующий эксперимент – устанавливает реальное состояние дел в педагогическом процессе.
Корреляция – взаимосвязь между двумя факторами, выраженная в количественной форме.
Моделирование – метод создания и исследования моделей (мысленных или материально реализованных систем, адекватно отображающих предмет исследования и способных замещать его так, что изучение модели позволяет получить новую информацию об этом объекте). Преимущество метода – целостность предоставления информации.
Наблюдение – целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь получает фактический материал. При этом ведутся записи (протоколы) наблюдений. Наблюдение проводится по заранее намеченному плану с выделением конкретных объектов наблюдения. Виды наблюдения; включенное (исследователь становится членом наблюдаемой группы) и невключенное, открытое и скрытое, сплошное и выборочное.
Педагогическая диагностика – исследовательская процедура, направленная на выяснение условий и обстоятельств, в которых будет проткать педагогический процесс, с целью получить представление о причинах, которые будут способствовать или препятствовать достижению намеченных результатов. Применяется для дальнейшего целеполагания в педагогическом процессе.
Ранжирование – математический метод обработки эмпирических данных; расположение собранных данных в определенной последовательности - в порядке убывания или нарастания каких-либо показателей, и определение места в этом ряду каждого исследуемого
Регистрация – выявление определенного качества у явлений данного класса и подсчет количества по наличию или отсутствию данного качества (например, количество успевающих и неуспевающих учеников)
Синтез – (от греч. synthesis - сочетание, составление), соединение элементов, свойств (сторон) изучаемого объекта в единое целое (систему). Синтез - одна из основных мыслительных операций. В процессе мышление понятие формируется путём синтезирования отдельных существенных признаков предметов и явлений.
Социометрия – совокупность методов и приемов, направленных на получение и анализ количественных данных о структуре и функционировании небольших человеческих коллективов.
Сравнительно-исторический анализ – метод исследования, позволяющий выявить с помощью сравнения общее и особенное в исторических явлениях, ступени и тенденции их развития.
Формирующий эксперимент – (он же преобразующий, развивающий) подразумевает организацию для определения условий (методов, форм и содержания образования) развития личности школьника или детского коллектива.
Шкалирование – математический метод обработки эмпирических данных; введение цифровых показателей в оценку отдельных сторон педагогических явлений (например, оценка успеваемости: 5 – отлично, 4 – хорошо, и т.д.)
Эксперимент – исследовательская деятельность с целью изучения причинно-следственных связей в педагогических явлениях, при которой происходит: 1) моделирование изучаемого явления и условий его протекания; 2) активное воздействие исследователя на явление; 3) измерение отклика, результатов педагогического воздействия. Виды эксперимента: естественный (в обычных условиях), лабораторный (в искусственно созданных условиях); констатирующий и формирующий.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1653; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.