Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1. Педагогика как наука




ДЕ № 1. Общие основы педагогики

Введение

 

Данные «Методические указания» предназначены в помощь студентам СПб ГТИ, сдающим интернет-экзамен по предмету «Педагогика и психология».

«Указания» состоят из 38 тем, в каждой из которых имеется от 5 до 10 тестовых вопросов, а также глоссарий. Глоссарий содержит термины, понятия и персоналии, встречающиеся в формулировке тестовых вопросов. Вопросы, в свою очередь, либо заимствованы из демонстрационной версии интернет-экзамена, либо разработаны самостоятельно и включают важнейшие термины и определения из данной темы предмета.

Самостоятельная работа с «Методическими указаниями» строится по следующему алгоритму. Вы отвечаете на вопросы, пользуясь информацией, полученной в глоссарии по данной теме, а также литературой (список литературных источников указан в конце «Указаний»).

Вопросы имеют как простую форму (в этом случае они могут содержать от 1 до 3 правильных вариантов ответа), например:

 

Вопрос № 4. Изучение психики посредством устного общения называется методом…

  1. наблюдения
  2. тестов
  3. анкеты
  4. беседы

 

так и сложную, например:

 

Вопрос № 1. Установите соответствие между познавательным процессом и его характеристикой:

 

обобщенное и опосредованное отражение существенных связей и отношений действительности 1. восприятие
закрепление, сохранение и воспроизведение опыта 2. воображение
построение новых целостных образов действительности путем переработки содержания сложившегося опыта 3. мышление
формирование образа предмета или явления, непосредственно воздействующего на органы чувств 4. память

 

 

В этом случае вам следует переставить понятия во втором столбца таким образом, чтобы они соответствовали определениям, указанным в первом столбце. Тогда правильным ответом будет: 3, 4, 2, 1, то есть:

 

обобщенное и опосредованное отражение существенных связей и отношений действительности 3. мышление
закрепление, сохранение и воспроизведение опыта 4. память
построение новых целостных образов действительности путем переработки содержания сложившегося опыта 2. воображение
формирование образа предмета или явления, непосредственно воздействующего на органы чувств 1. восприятие

 

Желаем Вам успешной сдачи интернет-экзамена!

С. В. Карпухин, Е. А. Ливач

 

Вопрос № 1. Предметом педагогики как науки является...

 

1. целенаправленно организуемый педагогический процесс

2. противоречия, закономерности, отношения, технологии организации осуществления воспитательного процесса

3. методы организации педагогического процесса

4. совокупность правил воспитания и обучения детей

 

Вопрос № 2. К функциям педагогики как науки НЕ относят…

 

  1. научно-обоснованное целеполагание и планирование системы образования
  2. внедрение результатов педагогических исследований в практику
  3. анализ, обобщение, интерпретация и оценка педагогического опыта
  4. изучение биологических факторов развития личности

 

Вопрос № 3. Основоположником научной педагогики в России является…

 

  1. А.С. Макаренко
  2. Я.А. Коменский
  3. К. Д. Ушинский
  4. Н. К. Крупская

 

Вопрос № 4. Возникновение педагогики как науки определил(а)…

 

  1. забота родителей о счастье детей
  2. биологический закон сохранения рода
  3. объективная потребность в подготовке человека к жизни и труду
  4. прогресс науки и техники

 

Вопрос № 5. Наука, изучающая закономерности влияния социальной среды на формирование личности, называется ____________ педагогикой.

 

  1. общей
  2. коррекционной
  3. сравнительной
  4. социальной

 

Вопрос № 6. Выдающимися отечественными педагогами ХХ века являются…

 

  1. К.Д. Ушинский
  2. А.И. Солженицын
  3. А.С. Макаренко
  4. В.А. Сухомлинский

Вопрос № 7. Первые университеты появились…

  1. в Древней Греции в III в. до н.э.
  2. в России в XVIII в.
  3. в Западной Европе в XII-XIII вв.
  4. в Древнем Риме в I в.

 

Вопрос № 8. В структуру педагогических наук НЕ входит…

 

  1. дошкольная педагогика
  2. дидактика
  3. сравнительная педагогика
  4. педагогическая психология

Вопрос № 9. Установите соответствие научной дисциплины и её содержания

1. изучает специфику народного воспитания, накопленный и отраженный в национальной культуре опыт воспитания А) этнопедагогика
2. изучает особенности воспитания и обучения детей с отклонениями в физическом, психическом и умственном развитии Б) теория воспитания
3. изучает процесс формирования личности и коллектива, закономерности, принципы, отношения, методы его осуществления В) дефектология
4. изучает процесс обучения, содержание образования, принципы, формы, способы и средства реализации целей обучения Г) теория обучения

 

Вопрос № 10. Раздел педагогики, разрабатывающий систему образования людей пенсионного возраста, называется...

 

  1. специальной педагогикой
  2. педагогикой третьего возраста
  3. коррекционной педагогикой
  4. социальной педагогикой

ГЛОССАРИЙ:

Андрогогика (антропогогика) – наука о воспитании взрослых.
Гуманистическая педагогика – система научных теорий, утверждающая воспитанника в качестве активного, сознательного, равноправного участника педагогического процесса.
Дидактика (теория обучения) – отрасль педагогики, наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах, организации, системах и технологиях, достигнутых результатах (продуктах).
Дошкольная педагогика – отрасль педагогики, изучающая закономерности воспитания детей дошкольного, в том числе и раннего, возраста; тесно связана с детской психологией, возрастной анатомией и физиологией, педиатрией, гигиеной, а также с рядом др. наук.
Коменский Ян Амос – (1592-1670) чешский педагог и просветитель, основатель педагогики как науки, автор книги «Великая дидактика» (1654). Предложенные Коменским принципы, формы, методы обучения (например, классно-урочная система) составляют основу педагогической теории.
Крупская Надежда Константиновна – (1869-1939) советский политический и общественный деятель, исследователь проблем формирования советской школы, организации внеклассной воспитательной работы, пионерского движения.
Макаренко Антон Семёнович – (1888-1939) советский педагог, автор концепции создания и руководства детским коллективом, методики трудового воспитания, исследователь проблем семейного воспитания, автор книги «Педагогическая поэма».
Общая педагогика – базовая научная дисциплина, изучающая общие закономерности воспитания человека, разрабатывающая основы педагогического процесса в учебных учреждениях всех типов.
Педагогика – наука, изучающая закономерности, принципы, методы, средства и формы организации педагогического процесса как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни.
Педагогика третьего возраста – отрасль педагогической науки, разрабатывающая систему образования, ​развития, воспитания людей пенсионного возраста.
Педагогическая психология – отрасль психологии, изучающая психические явления, возникающие в условиях целенаправленного педагогического процесса; разрабатывает психологические основы обучения и воспитания. Педагогическая психология тесно связана как с общей и детской психологией, так и с педагогикой; включает два раздела — психологию воспитания и психологию обучения.
Педагогический процесс – специально организованное взаимодействие обучающего и обучаемого; целью этого взаимодействия является передача старшими и освоение младшими социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе.
Солженицын Александр Исаевич – (1918-2008) русский писатель, публицист, поэт, общественный и политический деятель, лауреат Нобелевской премии. Получил широкую известность, помимо литературных произведений (как правило, затрагивающих острые общественно-политические темы), также историко-публицистическими произведениями об истории России XIX—XX веков.
Социальная педагогика – отрасль педагогики, исследующая воздействие социальной среды на воспитание и формирование личности; разрабатывающая систему мероприятий по оптимизации воспитания личности с учетом конкретных условий социальной среды.
Специальная (коррекционная) педагогика (дефектология) – совокупность наук о воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии: слепых – тифлопедагогика, глухонемых и глухих – сурдопедагогика, умственно отсталых – олигофренопедагогика.
Сравнительная педагогика – отрасль педагогики, изучающая особенности образования, воспитания и обучения в конкретных социальных системах (культурах, государствах, нациях).
Сухомлинский Василий Александрович – (1918-1970) советский педагог, директор школы, исследователь проблем морального воспитания молодежи, автор книги «Сердце отдаю детям».
Теория воспитания – часть педагогики, изучающая закономерности, ​содержание, методы, средства, условия воспитательной работы.
Университет – высшее учебное заведение, которое реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по широкому спектру направлений подготовки; выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования.
Ушинский Константин Дмитриевич – (1824-1870) «Учитель русских учителей», крупнейший русский педагог, автор работ «Человек как предмет воспитания», «О пользе педагогической литературы», учебника «Родное слово». Ему принадлежит знаменитый афоризм «Воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни».
Этнопедагогика – наука, предметом изучения которой является народная ​педагогика как традиционная практика воспитания и обучения, ​исторически сложившаяся у различных этносов.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1625; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.