Родина Гераклита — ионийский город Эфес. Вре- мя жизни— конец VI— начало V в. до н. э. Из его сочинений сохранились лишь отдельные фрагменты. Как и милетские философы-ученые, Гераклит не огра- ничивался одной фюсиологией. Не случайно одно из названий его произведения — «Знание нравов, упоря- доченность образа [жизни], единого для всех». Древ- ний комментатор, грамматик Диодот утверждал, что Ге- раклит писал не о природе, а о государстве; природа же у него была лишь примером. В древности также де- лили книгу Гераклита на три части: о вселенной, о го- сударстве, о божестве. Есть и современные попытки (С.Н. Муравьев) реконструировать содержание сочине- ния Гераклита. Предполагаемый план Муравьева: вве- дение (о возможности познания), теория познания, за- кон тождества расходящихся, система мира. С.Н. Муравьев попытался также восстановить начало со- чинения эфесского мудреца. По его предположению, оно начиналось так: «Быть ли знанию о богах, о том, каков порядок единый, всего [многообразия вещей]? Правды преступники не побоялись бы, кабы не так. Ведь самый знающий знает, как отвращать от кажу- щихся [знаний]; да и Правда, конечно, настигнет стро- ителей и свидетелей [знаний, заведомо] ложных. [Даже] Солнцу не преступить своих мер: иначе Эри- нии, Правды блюстительницы, отыщут его».
Фрагменты сочинения Гераклита, дошедшие до нас, трудны для понимания и нередко не имеют обще- принятой интерпретации в литературе. К этому должен быть готов всякий, кто приступает к изучению герак- литовской философии. И дело здесь не только в том, что фрагменты вырваны из первоначального контек- ста и включены последующими античными авторами в свои книги, исходя из их собственного понимания, но и в том, что сам Гераклит не особенно стремился к ясному выражению своих мыслей, к тому, чтобы «быть легко читаемым и удобопонятным» (слова Аристотеля). Вот автохарактеристика Гераклитова стиля: «и не го- ворить, и не скрывать, а намекать». Эта особенность его языка, темнота речи были отмечены еще древни-
ми, за что и закрепилось в прозвище Гераклита — Темный. Цицерон пишет, что Гераклит намеренно гово- рил непонятно и получил прозвание σκοτεινός (Темный) оттого, что слишком темно изложил учение о природе. В наши дни некоторые ученые связывают трудности ис- толкования Гераклита не только с его стремлением к эзо- теризму и с его иератическим стилем речи, но и с его поэтическим, образным мышлением и языком (мыш- лением смыслообразами, по определению Ф.Х. Кесси- ди). Они читают его фрагменты, как стихи, метафоры которых не столь легко однозначно истолковать и пе- ревести на язык философских категорий.
Придерживаясь милетского (научно-философс- кого) направления мысли, Гераклит объявил нача- лом всего огонь: космос не создали ни бог, ни чело- век, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем. Космос — это непосредственно небо, мир звезд и молний.
Как писал Цицерон, «греки удачно назвали кос- мосом небо, украшенное с таким разнообразием». Употребление слова κόσμος указывает на эстетичес- кое отношение Гераклита к природе, так как древ- нейшее значение его — «украшение» (ср. нынешнее «косметика»). Сравнение мира с украшением также подчеркивает его огненную природу, поскольку ук- рашение, как правило, блестит и сверкает, «горит».
Вполне в духе милетцев Гераклит называл огонь вечно живым (вспомнил их гилозоизм) и тем самым ус- транял из вселенной покой и неподвижность как свой- ства мертвых. Так он вводит в свою философию идею вечного движения, изменения, превращения подобно все тем же милетцам.
Историк философии Г. Кирк пишет: «Все досок- ратовские мыслители поражены господством измене- ния в мире нашего опыта. Гераклит не был исключе- нием. Однако он выразил универсальность изменения, вероятно, более ясно, чем его предшественники».
Вместе с огнем живет (движется, изменяется, об- новляется) и все в мире. Солнце ежедневно новое, считает Гераклит. Все течет (πάντα ρει — приписывае- мая ему известная формула), как река, в которую не- возможно войти дважды, ведь на входящего текут все
новые и новые воды. Движение — основа жизни, су- ществования, бытия, вещей. И κυκεών (смесь) разлага- ется, если его не встряхивать, сказано у Гераклита. В процессе изменения вещи сохраняют свое существо- вание и свою идентичность (тождественность), т. е. в известном смысле и в известных пределах покоятся. На этот счет есть фрагмент Гераклита: «сменяясь, от- дыхает». Такое толкование доктрины Гераклита об из- менении кажется наиболее адекватным. В частности, его разделяет упомянутый выше Г. Кирк. Он считает, что Гераклит сочетал постоянное изменение в мире как целом с вещами, имеющими временные периоды ста- бильности. Для Гераклитовой теории изменения было важно, что огонь — это мировой порядок как целое. Но части этого костра (например, горы и скалы) являются временно погасшими.
Итак, огонь живет, изменяется. В основном это изменение заключается в том, что космический огонь то вспыхивает, то гаснет. Иными словами, он, как жи- вая природа, рождается, умирает, затем вновь возрож- дается. Из огня при его потухании возникают главные составляющие космоса: воздух, вода, земля. Огонь че- рез воздух превращается в воду, которая есть как бы семя мирообразования и названа морем. Из последне- го же, в свою очередь, возникают земля, небо и то, что между ними.
В истории философии существуют разные объяс- нения того, почему Гераклит выбрал началом огонь. Укажем на гипотезу A.B. Лебедева, согласно которой Гераклит избрал в качестве первоначала огонь, потому что рассматривал возникновение космоса по аналогии с плавкой золотого песка и отливкой из него украше- ний. Это техноморфная модель космогонии (τέχνη — искусство, ремесло). В своей космогонии Гераклит пользовался металлургической метафорикой (термино- логией). У него встречаются такие, например, слова, как πρηστήρ (кузнечный мех) и διαχέεται (расплавляется), именно в космогонических фрагментах. В человечес- ких ремеслах он искал аналогию с естественной рабо- той космоса. Гипотеза A.B. Лебедева привлекательна тем, что позволяет убедительно объяснить многие фраг- менты в соответствии с принятой точкой зрения. При-
ведем пример прочтения A.B. Лебедевым приведенно- го нами ранее фрагмента о космосе — живом огне: «Этот мир — украшение [из огня — золота] не создал, не сделал ни божественный, ни человеческий мастер». Смысл фрагмента, следовательно, тот, что мастером (τεχνίτης— ремесленник), сделавшим мир — украше- ние, является сам огонь.
Изменение — фундаментальное свойство огня и всего возникшего, о котором мы говорили, — имеет, по представлению Гераклита, закономерный характер. Существует «единый божественный закон», и все со- вершается по определению судьбы и необходимости. Закон означает упорядоченный ход изменений, что выражалось понятием «мера», соответствующим изве- стному девизу греков «Ничего чрезмерно». Космичес- кий огонь вспыхивает и гаснет не как попало, а мерами. За соблюдением меры в движении Солнца (небесного огня) следят Дике и Эринии. Без этого закономерного порядка «прекраснейший космос (украшение) словно слиток, отлитый как попало». В связи с чем укажем еще на одно значение слова κόσμος — «строй, порядок», также свидетельствующее об эстетизации природы, представляемой в виде соразмерного целого, «мирос- троя». По Г. Дильсу, первому издателю фрагментов досократиков, слово κόσμος у первых философов зна- чит «строение», а не «мир».
Мировой закон означает рациональность бытия, существование некоего смысла и цели происходящих событий, обозначенных знаменитейшим термином философии Гераклита — словом «логос» (λόγος — сло- во, разум, смысл и т. п.). Логос существует не сам по себе, как от всего отрешенная мысль и мудрость, а в виде разумного небесного огня — молнии (напомина- ние о Зевсе) и Солнца. Всем управляет перун, говорит Гераклит, вечный разумный огонь. Солнце — также разумное пламя морского происхождения. Оно уста- навливает переходы и времена года. Разумность огня видна еще и в том, что он «все обоймет и всех рассу- дит». Итак, логос правит вселенной: «Все совершает- ся по этому логосу». Согласно логосу, идет превраще- ние огня в составляющие мира — воду, землю и воздух — и их последующее возвращение в первона-
чальное состояние, в огонь при мировом пожаре, разгорании огня.
Следовательно, «логический» ход изменений Ге- раклит представлял себе как циклический процесс, что соответствовало первоначальным наблюдениям древ- них круговорота и повторяемости в природе и челове- ческой жизни. Круговое движение — это, во-первых, возвращение к прежнему состоянию, или взаимообра- щение свойств. «Ведь это, изменившись, есть то, и обратно, то, изменившись, есть это», «Все произошло из огня и в огонь все разрешается»; холодное стано- вится теплым, теплое — холодным и т. п. (примеры из фрагментов Гераклита).
Во-вторых, попеременное движение то вверх, то вниз, присущее всему: и божественному, и челове- ческому. Таков путь огня, путь вверх — избыток огня, мировой пожар, «рождение огня» (по Аристотелю); путь вниз — недостаток огня, возникновение мира. Это соответствует обычному мнению о простран- ственном расположении огненного неба (верх) и земли (низ).
Весьма заметным в воззрениях Гераклита являет- ся указание на то, что бытие соткано из противополож- ностей. «И все возникает по противоположности», — пишет Диоген Лаэртский. День — ночь, зима — лето, война— мир, изобилие— голод— вот их примеры. Противоположности сосуществуют, образуя единство в рамках или вселенной, или отдельной вещи (день и ночь — одно; путь вверх и вниз — один и тот же; путь валяльного винта, прямой и кривой — один и тот же). Как считает Филон (I в. н. э.), положение о едином, состоящем из двух противоположностей, Гераклит по- ставил во главу своей философии и гордился им как новым открытием.
Гераклит пришел к весьма нетривиальной мысли о том, что противоположности не только исключают и разрушают друг друга, но также предполагают одна другую и создают некоторое противоречивое целое: «враждующее соединяется, из расходящихся — пре- краснейшая гармония»; «расходящееся само с собой согласуется». Обобщенно это выражено в формуле: «Логосу внимая, мудро признать, что все— едино».
Принцип-единства противоположностей возводится в ранг вселенского закона — логоса.
Противоположности способны сменять друг друга или переходить одна в другую, взаимопревращаться. Влажное становится сухим, сухое влажным. Перехо- дам противоположностей всегда сопутствует противо- речие, борьба. Гераклит говорит об универсализме борьбы: «Война всеобща... все происходит через борь- бу и по необходимости». Он смотрит на борьбу как на закон бытия, считает ее неизбежной и в этом смысле справедливой. «Правда — борьба»,— вот его слова. Это отличает его от Анаксимандра, Дике которого не со- вместима с борьбой.
Гераклит — один из немногих ранних философов, чьи гносеологические воззрения нам известны. Он- тологические предпосылки его гносеологии — род- ство человека с космосом, что и обусловливает позна- ние. Человеческая душа имеет огненную природу. Она— «сухое сияние». Душа также приобщается к логосу. Вселенский логос проникает в человека через душу — дыхание. Она наполняется «глубоким» и «са- мовозрастающим логосом», благодаря чему человек приобщается к рациональности мира, делается разум- ным, способным познавать в соответствии с принци- пом греков: подобное стремится к подобному или подобное познается подобным. Открывается также возможность познания через самопознание. Гераклит познавал мир, вопрошая душу, так как она — высшая фаза мирового процесса.
Раздумья Гераклита о познании в основном каса- лись вопросов, какое знание считалось истинным, в чем заключается подлинная мудрость. Внимание к этому вопросу было обусловлено тем, что философы - ученые не только стремились отмежеваться от мифо- логии и обыденного сознания, но и соревновались между собой за исключительное обладание истиной.
Всякого рода знаниям понаслышке, перенятым от народных певцов и толпы, и безоглядной вере Герак- лит противопоставляет личное знание дела, непосред- ственный опыт человека. Он предпочитает то, что «можно увидеть, услышать и изучить». Но лучше всего видеть: «Глаза более точные свидетели, чем уши». Че-
ловек в достаточной мере обеспечен органами чувств, чтобы познавать мир. В этом должен убедить предла- гаемый Гераклитом мысленный эксперимент: «Если бы все существующее превратилось в дым, ноздрями его можно было бы распознать». Однако органы чувств, глаза и уши, могут быть «плохими свидетеля- ми», если у людей «грубые психеи», если они слышат, но не понимают смысла услышанного. Такие люди подобны глухим. К разряду таких людей можно, по- видимому, отнести «опьяневшего мужа», у которого «психея влажна», т. е. потеряла свои лучшие качества сухого сияния («психеям смерть— стать водою»). Затем тех, кто верит народным певцам, обманывает- ся вместе с ними, и тех, кто исполнен веры в рели- гиозные обряды, ведь молиться статуям богов и геро- ев — это все равно что беседовать с домами, замечает Гераклит. Истинная (философская) религия таким лю- дям неведома. Человек в полной мере познает не тог- да, когда он ощущает, а тогда, когда он мыслит. Мыш- ление — «великое достоинство», ведущее к истине и мудрости. В понимании Гераклита, это означает при- общение человека к «всеобщему логосу» (мировому ра- зуму), познание его, что позволяет преодолеть ошибки органов чувств, субъективизм пристрастий и достичь объективной истины. Возможно, именно на преодоле- ние субъективизма и достижение объективного знания направлены многочисленные высказывания Геракли- та, в которых он предлагает судить обо всем в сравне- нии; учитывать обстоятельства; различие субъектов по- знания; оценки и действия; многосторонность объекта и многое другое т. п. Приведем некоторые примеры: прекраснейшая обезьяна отвратительна по сравнению с человеческим родом; болезнь приятным делает здо- ровье; ослы золоту предпочли бы солому.
С этих гносеологических позиций Гераклит гово- рит о подлинной мудрости. Предпосылка мудрости — знание. «Очень много должны знать мужи-филосо- фы», — утверждает он. Но этого мало. Нужно еще и разумение. Поэтому Гераклит уточняет роль знания: «Многознание не научает быть умным». «Умный» философ, действительный мудрец — тот, кто следует логосу, «прислушивается к природе»; кто постиг «скры-
тую гармонию», «природу, которая любит скрываться», и единство противоположностей. Защиту истины и ее конечную победу гарантирует Правда. Уже говорилось, что Правда настигнет лжецов.
В качестве лжемудрецов во фрагментах Гераклита названы Гесиод (не разумел, что день и ночь — одно), Ксенофан (зато, что учил о неподвижном боге), Пифа- гор (возможно, за теорию метемпсихоза) и др. Из этих полемических выпадов ясно, что настоящая мудрость1 содержится в учении самого Гераклита. Он говорит о себе, что разъясняет каждую вещь согласно ее приро- де и показывает, какова она.
Как уже говорилось, Гераклит писал не только о природе, но и об обществе. Социально-этические воз- зрения эфесца были откликом на борьбу между арис- тократами и демократами, что шла в его родном городе, да и вообще характерна для истории греческих поли- сов. Сам Гераклит был сторонником аристократии, про- тивопоставлял «немногим хорошим» «многих плохих». Он осуждает эфесцев, изгнавших Гермодора, «мужа, наилучшего среди них». «Один мне — тьма, если он наилучший» — сказано в одном из фрагментов.
Порицание толпы и прославление наилучших лю- дей имеют не только политический, но и этический смысл и даже психологический. Ведь «наилучшей пси- хеей» Гераклит считает «сухую» душу. Тогда как души черни — «влажные». Термину άριστοι (наилучшие, бла- городные эвпатриды) он придает этическую окраску. Наилучший не тот, кто родовит и богат, а тот, идеал которого «вечная слава», т. е. воинская доблесть и сла- ва справедливого правителя. Лучшие люди — те, кто предпочитает вечную славу преходящим вещам. Толпа же насыщается подобно скоту, находит счастье в теле- сных удовольствиях. Среди «многих плохих» Гераклит осуждает и тех, кто погряз в ложных верованиях, лже- священнодействиях, лжетаинствах, — волхвов, вакхан- тов, менад.
Рассматривая общественную жизнь, Гераклит ука- зывал на большую роль насилия в формировании ее структур. Он говорил, что война — отец всего и царь — определила одним быть богами, другим — людьми; одним быть рабами, а другим — свободными. В заявле-
ниях такого рода скрыты социоморфные корни поня- тия борьбы как общефилософского принципа Герак- лита.
Однако он не думал раздувать гражданскую вой- ну, а, напротив, стремился к достижению социального мира на основе установления законов. Показательны в этом отношении его слова об «общем для всех» городе, о том, что «народ должен сражаться за закон, как за свои стены». Закон — это «стены города», защищаю- щие людей от чьего бы то ни было произвола. Все обя- заны подчиняться общему закону и «гасить своеволие скорее, чем пожар». По мнению некоторых авторов, политическим идеалом Гераклита была эсимнетия (αϊσυμνητεία) — выборная тирания (монархия). Подчи- нение одному человеку (наилучшему) он возводит в закон.
Утверждению покоя в обществе вполне могла слу- жить также его концепция вечного изменения и един- ства противоположностей. Она указывала на эфемер- ность победы одной из соперничающих партий и тем самым звала их к компромиссу. А взаимозаключающим морально-политическим воззрениям людей она проти- вопоставляла высший синтетический взгляд бога, сни- мающий все противоречия, приводящий противополож- ности к единству. У бога все справедливо, говорил Гераклит, лишь люди считают одно справедливым, другое — несправедливым. Высказывания Гераклита свидетельствуют о том, что он старался встать выше узкосословной точки зрения и выразить интересы все- го полиса.
У Гераклита не было прямых продолжателей. Но его идеи привлекали многих античных философов, ученых и писателей. Да и современные философы и историки философии уделяет эфесскому мудрецу не- мало внимания.
i § 4. Философы в Злее ________
Выходцы из Ионии способствовали распростране- нию научно-философских идей в других областях гре- ческой ойкумены, и прежде всего в южно-италийских
3 Звиревич В. Т.
колониях греков. Значительную роль в этом сыграли Пифагор и Ксенофан.
Ксенофан (VI — начало V в. до н. э.) родом из горо- да Колофона, что севернее Эфеса, последние годы жизни провел в Элее (лат. Велия), фокейской колонии в Италии (область Лукания) и считается предтечей философов, живших в этом городе. Ксенофан был по- этом-сказителем (рапсодом). Его сочинения, в том чис- ле философская поэма «О природе», не сохранились.
В одной части мировоззрение Ксенофана — ти- пично ионийская натурфилософия (если принимать традицию без сомнений). Он считал началами землю и воду: «Земля и вода есть все, что рождается и рас- тет». Все возникло из земли и в нее обратится в конце концов. Сначала земля была смешана с морем, но со временем освободилась от влаги. В качестве доказа- тельств этого Ксенофан ссылался на находки рако- вин в горах, отпечатки морских животных и растений на камне.
Люди также родились из земли и воды. Гибнут они всякий раз, когда земля погружается в море и стано- вится грязью. Но затем она снова полагает начало рождению, и такое чередование бывает во всех мирах.
Другая сторона мировоззрения Ксенофана пред- ставлена его теологией, вернее сказать, теокосмологи- ей. Она вырастает из предпринятой им критики тра- диционных религиозно-мифологических верований в том их виде, в каком они представлены в поэмах Го- мера и Гесиода. Во-первых, Ксенофан резко отверг ан- тропоморфное представление о богах во всех его ас- пектах. Богам не следует приписывать физические (биологические) характеристики людей. Смертные ду- мают, пишет он, будто боги рождаются, имеют одежду, голос и телесный образ, как и они. Эфиопы говорят, что их боги курносы и черны, а фракияне считают своих богов голубоглазыми и рыжеволосыми. Затем, не- допустимо приписывать богам человеческий образ жизни и сопутствующие ему пороки: воровство, пре- любодеяние и взаимный обман. Ксенофан полагает, что не должно воспевать ни сражения титанов, гигантов и кентавров — вымыслы прежних времен,— ни неисто- вые междоусобицы, в которых нет ничего хорошего.
Во-вторых, Ксенофан несколько ограничил поли- теизм во имя монотеизма. Возможно, он считал, что политеизм некоторым образом разрушает понятие бога как такового. Действительно, когда богов много, да еще у каждого народа свои особенные разнообразные боги, то становится неясным, что же такое бог вообще, каков он. Поэтому Ксенофан предпочел вести речь о некоем высшем «едином (одном) Боге», по-видимому, для все- го человечества: «Единый Бог, величайший между бо- гами и людьми, не подобный смертным ни внешним видом, ни мыслью». Свое представление о таком «не- человеческом» Боге он выразил через его отождеств- ление со вселенной, по терминологии источников, «всем» (παν). Вот формула этого тождества: «Бог (θεός) сросся со всем (παν)». Она указывает на пантеизм Ксенофана не только по содержанию, но и по форме, терминологически. Таким образом, основная категория философии Ксенофана — «все», «вселенная». Это «все» идентифицируется с Богом.
Отсюда вытекает единство характеристик вселен- ной и Бога. Бог есть тело, повсюду однороден, имеет форму шара. Он вечен, нерожден и неуничтожим, не- изменяем, всегда подобен себе. Это одно из важней- ших качеств Бога-вселенной — неизменяемость, тож- дественность себе, стабильность, наконец, просто неподвижность в прямом смысле слова. Как пишет Ксенофан, всегда он (Бог) пребывает на одном и том же месте, никуда не двигаясь; переходить с места на место ему не подобает. Таковы физические парамет- ры Бога-мира.
Помимо этого, Бог-вселенная наделяется если не физиологической жизнью (Бог не дышит), то психичес- кой, способностью познания, хотя и не имеет органов чувств. Итак, он «видит, мыслит и слышит» «всем сво- им существом». Он есть «ум, мышление и вечность». Вся его мощь — в разуме: «без усилия силой ума он (Бог) все потрясает». Ксенофан гносеологизирует Бога- природу, наделяет сознанием, что типично для панте- истов. Бог — это мыслящая (познающая) природа.
Пантеизм Ксенофана стал предпосылкой новой — элейской — линии в древнегреческой философии, от- личной от ионийской, так как наряду с конкретно-чув-
3*
ственным миром он стал говорить о некоем абстракт- ном «мире вообще» в виде единого Бога.
Раздвоение учения Ксенофана на натурфилософию и метафизику (теокосмологию) ставит вопрос о том, как совместить эти части учения, как объяснить их при- сутствие в одном учении. Можно это объяснить гносе- ологическими взглядами Ксенофана, которому были свойственны скептицизм и агностицизм. Он не позво- лял ему признать ни результаты чувственного позна- ния, ни результаты размышления; не позволял догма- тизировать ни свои, ни чужие воззрения. Перейдем к гносеологии Ксенофана.
Согласно свидетельствам, он считал, что ощуще- ния ложны и вместе с ними и сам разум обманывает. А вот слова самого Ксенофана: что касается истины, то нет ни одного человека, который знал бы ее относи- тельно богов и всего прочего. Ибо если бы даже слу- чайно кто-нибудь и высказал подлинную истину, то он и сам, однако, не знал бы об этом. Только мнение — удел всех. Впрочем, Ксенофан, видимо, не был после- дователен и в своем скептицизме, о чем свидетельству- ет следующее высказывание: «Не от начала все откры- ли боги смертным, но постепенно, ища, [люди] находят лучшее».
Ксенофан был не только поэтом-философом. Он еще поэт-сатирик, осмеивавший народную религию и мифологию, о чем мы уже говорили, а также общепри- нятые жизненные и нравственные ценности и идеалы, о чем мы скажем теперь. Ксенофан осуждает культ физической силы и красоты, роскошь и увлечение Олимпийскими играми. Заслуги философа, правителя города, оратора предпочтительнее успехов атлета, по- бедившего на состязаниях в Олимпии. Совершенно бессмысленным и несправедливым называет он обы- чай отдавать предпочтение телесной силе перед полез- ной мудростью. Ведь если бы среди народа оказался хороший кулачный боец, это нисколько не улучшило бы благосостояние города. В результате рождаются такие формулы интеллектуального аристократизма Ксенофана: «мудрость гораздо лучше силы людей и лошадей», «большинство слабее ума». Ксенофан — основоположник мнения о необходимости мудрости и
ораторского искусства для управления государством (полисом), которое развивали последующие греческие философы и которое впоследствии стало аксиомой античных этико-политических учений.
Первым философом — уроженцем Элей был Пар- менид (конец VI — середина V в. до н. э.). Он философ- ствовал в стихотворной форме, как и Ксенофан. Со- хранились фрагменты его философской поэмы «О природе». Во введении описывается поездка Пармени- да на колеснице под водительством дев Солнца в цар- ство богини Правды (Дике). В первой части излагается учение об истинном бытие, а во второй — натурфило- софия. Традиционное философское толкование мета- фор введения — гносеологическое. В его образах ви- дят описание пути познания. Например, согласно древнему комментарию Секста Эмпирика, кони — не- разумные стремления души; путешествие по дороге бо- жества — умозрение, указывающее путь к познанию; девы Солнца — органы зрения, и т. д.
В 70-х годах итальянский историк А. Капицци пред- ложил конкретно-историческое толкование образов проэмия (введения) и социоморфное понимание неко- торых положений онтологии Парменида. Археологи- ческие раскопки в Элее обнаружили связь картин про- эмия е топографией города: «дорога божества» — дорога через Элею к городским воротам; движение к свету — подъем вверх по склону холма, «девы Гелиа- ды» — тополя, растущие вдоль дороги, и т. д. Сама поездка к воротам Дике — посредническая миссия Парменида, законодателя, примирившего граждан и установившего между ними справедливые отношения («справедливый» по-гречески δίκαιος).
Учение Парменида, если говорить о нем в целом, представляет собой связь взаимодополняющих друг друга гносеологических и онтологических положений, исходным среди которых является различение позна- вательных возможностей чувств и разума, ощущений и мышления, т. е. разделение чувственного и рацио- нального моментов в знании.
Подобно своему учителю Ксенофану, Парменид не доверял ощущениям. Они дают не знание (истину), а лишь мнение (δόξα), которое может быть ложным. Сле-
довательно, мнение есть высказывание о том, что толь- ко кажется, но в действительности не существует. Пар- менид назвал это «небытием» (το μη δν — несуществу- ющее).
Итак, небытие не существует как действительность, но существует в качестве некоей кажимости и видимо- сти, в качестве мира наших ощущений. Швейцарский ученый Р.Шерер так формулирует точку зрения Пар- менида на этот вид реальности: «...Эмпирический мир не истинен, но это наш мир».
Небытие, или мир, соответствующий «мнению смер- тных», — это природа, описанная в духе ионийской натурфилософии. Природными началами являются огонь (тепло) и земля (холод) или свет и ночь (тьма). Из их смешения состоит все вплоть до человеческой души. Вселенная представляет собой концентрические крути или венцы (Парменид употребляет слово στεφάνη — ве- нок) огненные, твердые и темные и смешанные из све- та и тьмы, чередующиеся между собой.
Посреди них богиня Правды (Дике) — Необходи- мость (Ανάγκη), которая всем управляет и является при- чиной всякого рождения. В этом мире чувств наличе- ствуют пустота, множество и движение. Вещи родились, ныне существуют и однажды погибнут. Таким, возмож- но, было содержание второй части поэмы, называемой издателями «Путь Мнения». Теперь перейдем к «Пути Истины». Истинное знание, в отличие от ощущений, дает мышление. Оно приводит к знанию, адекватному тому, что существует в действительности, «бытию» (то öv), по терминологии Парменида. Исходя из этого, он говорил о тождестве мышления и бытия. Оно означает следую- щее: то, что существует, мыслимо, и то, что можно по- мыслить, существует. А таково — бытие, значит, только бытие существует. Небытие же нельзя мыслить, следо- вательно, оно не существует. Говоря словами самого Парменида, «есть бытие, а небытия вовсе нету».
В литературе этот тезис рассматривается в каче- стве онтологической формулировки логических законов тождества («бытие есть») и противоречия («небытия нет»). Как пишет Р. Шерер, если следовать Пармени- ду, то невозможно никакое суждение, кроме суждения идентичности: А есть А.
Что же представляет собой бытие, т. е. истинный мир Парменида? С внешней стороны по форме оно — «прекруглый Шар», поверхность которого образует пределы, границы мира. С внутренней — нечто еди- ное, т. е. непрерывное (сплошное), однородное (совер- шенно не структурированное), «подобное глыбе». Это означает, что бытие повсюду равно себе, равномерно распределено по всему объему вселенского шара. На- конец, бытие неподвижно и неизменно. Оно не рож- дается и не гибнет, всегда в настоящем (вечно), не движется, покоясь в себе, пребывает на одном месте. Могучая Ананкэ не позволяет бытию выйти за его пределы, «держит в оковах границ». Поэтому Парме- нид считает лишь «именем» возникновение, гибель и перемещение.
Итак, «бытие» Парменида — это, по сути дела, то же самое, что шаровидное «единое все», Бог Ксенофа- на. Оно является также полным (лишенным пустоты), неделимым (единым) и неподвижным. Картину такого единого, полного (сплошного), неподвижого мира со- здает именно разум. Действительно, мышление, соглас- но своей природе, превращает, например, многое в единое (обобщает); изменяющиеся вещи фиксирует в «неподвижных» («вечных») понятиях. Если учитывать толкование А.Капицци, то надо иметь в виду не только гносеологические, но и социально-политические исто- ки, онтологии Парменида. По его мнению, характери- стики сущего (öv) становятся понятны только в том случае, если они относятся к полису: «Коль скоро го- сударство «есть», то оно «существует», и главным ус- ловием его существования является сплоченность, не отторжимость его частей, не допускающая «пустоты». Таким образом, однородность (όμοιότης) сущего — это политическая сплоченность граждан.
Как и в случае с Ксенофаном, у Парменида также имеет место противоречие между натурфилософией и онтологией. Оно проистекает из противопоставления чувственного и рационального знания.
В общем, философию Парменида характеризует постановка проблем чувственного и рационального, бытия и небытия, единого и многого, покоя и движе- ния и т. д. Его собственное решение известно: все пе-
речисленное — взаимоисключающие противоположно- сти. И поэтому, как уже было отмечено, он утверждает: «Бытие ведь есть, а ничто не есть». Тем самым он явно полемизирует с Гераклитом, требовавшим признать движение, единство бытия и небытия и т. п.
Отвергая действительность множества, движения, пустоты, Парменид, как и Ксенофан, отрывал бытие от конкретно-чувственной реальности и превращал его в абстракцию, в понятие бытия. Эта — элейская — ли- ния в философии означала зарождение метафизики — учения о некоем вечном и неподвижном умопостигае- мом (интеллигибельном) бытие, которое оказывается трансцендентным миром.
Среди последователей Парменида наиболее попу- лярным в дальнейшем стал Зенон Элейский (1-я пол. vb. до н. э.). Он знаменит тем, что разрабатывал спо- собы доказательства основоположений своего предше- ственника, вследствие чего Аристотель назвал Зенона «изобретателем диалектики (διαλεκτική)», т. е. искусст- ва рассуждения (логики).
Зенон исходил из традиционной установки элеа- тов на то, что нельзя доверять свидетельствам орга- нов чувств о действительном существовании мира, в котором наличествуют пустота, множество вещей и движение, тем более что это противоречило понятию истинного бытия с прямо противоположными характе- ристиками. Как отмечает В.Я. Комарова в монографии о Зеноне, отношение к чувственным восприятиям ока- зывается двояким после того, как понятие бытия в фи- лософии уже не ограничивали чувственно восприни- маемым бытием. С одной стороны, мыслители доверяют им, когда те свидетельствуют о вещах и их качествах, с другой стороны, считают их обманчивыми, когда те приходят в противоречие с понятием вечных первона- чал. Сомнение Зенона в истинности ощущений можо увидеть в аргументе под названием «Просяное зер- но». Человек не воспринимает шума от падения одного зерна, но слышит шум медимна (мера объе- ма) падающих зерен. Однако на основе отношения между величинами медимна зерен и одного зерна можно сказать, что таково же соотношение и между производимыми ими шумами. Следовательно, если
шумит медимн проса, то, вопреки ушам, должно шуметь и одно просяное зернышко. Гносеологичес- кие выводы из этого аргумента:
1) Чувства не дают надежного знания. Так, нам ка- жется, что зерно не производит шума, хотя на деле иное. Поэтому нельзя доказывать, ссылаясь на данные органов чувств. Отчасти Зенон прав. Орга- ны чувств весьма далеки от совершенства, в час- тности, из-за наличия порога возбуждения, что фактически он и использует в этом аргументе.
2) Источником надежного знания является разум. Он устанавливает действительное положение дел (зер- но шумит), опровергая органы чувств. Поэтому для доказательства нужны только доводы разума. С известными оговорками такую позицию можно принять, так как подобные ситуации — разум утверж- дает истину вопреки чувствам — нередко складывают- ся в истории науки. Вспомним стихотворение A.C. Пуш- кина «Движение»:
«Ведь каждый день пред нами солнце ходит, Однако ж прав упрямый Галилей».
Зенон, стало быть, настаивает на том, что в сужде- ниях о реальности нужно основываться не на чувствах, а на разуме, т. е. применять диалектику (логику). Что же представляет собой его диалектика, которую у нас раньше обыкновенно называли «негативной»? Зенон доказывает методом от противного. Он утверждает умозрительные тезисы Парменидовой онтологии через отрицание общепринятых эмпирических мнений о бытие. Зенон показывает, что допущение существова- ния небытия, а значит, пустоты, множества и движе- ния, при попытке это доказать приводит к разного рода логическим нелепостям и парадоксам. Из чего вытека- ет истинность прямо противоположных утверждений о существовании только бытия, сплошного (непрерыв- ного), единого и неподвижного. Рассуждения Зенона о пустоте, множестве и движении получили название «апорий» (απορία — затруднение, недоумение). Апория, именуемая «О месте места», — это аргумент против мыслимости пустоты (места). Если всякое сущее в ме- сте, то и место будет в месте, и так до бесконечности.
Не получается никакого заключения. Допущение мно- жества, считает Зенон, приводит к разного рода про- тиворечивым следствиям, т. е. логически несостоятель- но. Например, «если есть много (сущих), они и велики, и малы: велики — настолько, что бесконечны по вели- чине, а малы — настолько, что не имеют никакой вели- чины». Эта епихерема связана скорее всего с рассуж- дением о делении сущего, результатом которого будет либо бесконечное число предельных величин, либо бес- следное исчезновение сущего и разложение в ничто.
Особенно же знамениты апории Зенона о движе- нии: «Дихотомия (деление надвое)», «Ахиллес», «Стре- ла» и «Стадий». Содержание рассуждения «Дихото- мии»: тело проходит какое-либо расстояние, если дошло до его половины. Затем это условие применяется к прохождению оставшейся половины пути, затем поло- вины половины (четверти) и т. д. до бесконечности, по- скольку предполагается бесконечная делимость про- странства. Но раз число половин половинок пути беспредельно, то следует вывод, что путь пройти нельзя и доказать движение невозможно.
Апория «Ахиллес»: пока Ахиллес добегает до того места, где находилась черепаха в начале движения, про- ходит некоторое время и черепаха успевает от него от- ползти. И так повторяется каждый раз, до бесконеч- ности. Хотя отрезки времени и расстояния все более и более уменьшаются, но не обращаются в ничто в силу бесконечной делимости величин, и значит, Ахиллес не сможет догнать черепаху. Таким образом, и в этом слу- чае мы не доказали факта движения (перемещения) Ахил- леса. В двух рассмотренных апориях неудача осмыслить движение связана с представлением о бесконечной де- лимости пространства и времени. Естественно, напраши- вается предположение, что движение можно логически обосновать, если исходить из его конечной делимости (атомарности). На этой предпосылке построена апория «Стрела».
Летящая стрела в каждый отдельный неделимый отрезок (мгновение) времени, в каждое отдельное «теперь» терминологии древних занимает равное ее длине пространство и, следовательно, не движется ни в отдельное «теперь», ни в течение всего времени
полета. Летящая стрела покоится. Стало быть, и конеч- ная разделенность пространства, а в качестве ее не- делимого элемента выступает величина движущегося тела, и времени (неделимые мгновения) не может слу- жить основанием для доказательства движения.
В апории «Стадий» представлена следующая си- туация. Равные по величине равнообъемные тела, (на- пример, кубы) B2ß! и ПГ2 движутся в противополож- ных направлениях мимо равных им неподвижных тел АА с равной скоростью.
АА B2Bi Π Π
Как сообщают древние комментаторы (Аристотель и Симшшкий), в качестве предпосылки рассуждения в «Стадии» Зенон принимает в общем-то абстрактно верное, бесспорное положение, что движущиеся тела при равенстве скоростей проходят равные расстояния за равное время. Но конкретное рассмотрение движе- ния тел опровергает исходную посылку и показывает нечто прямо противоположное и, на первый взгляд, абсурдное: движущиеся тела при равных скоростях в равное время преодолевают разные (неравные) рассто- яния. Получается это так. Представим следующее (за начальным) положение тел:
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление