Наконец, следует утверждение, что справедливое и несправедливое одно и то же. Например, лгать и обманывать справедливо и в отношении врагов, и в отношении друзей, когда последним надо дать лекар- ство. Справедливо украсть у друзей оружие или отнять его силой, когда они хотят покончить с собой. Спра- ведливо клятвопреступление, если оно ведет к спасе- нию родного города. Автор приводит изречение Эсхи- ла: «Бог не отказывается от справедливого обмана» и «Иногда бог одобряет уместно сказанную ложь». Очень любопытно еще его замечание о законности, допусти- мости обмана в творчестве художника и поэта: «В со- чинении трагедий и в живописи тот самый лучший (художник), кто в состоянии создать наиболее правдо- подобную иллюзию».
Можно сказать, что субъективизм и релятивизм софистов совпали со свойственным философии крити- ческим отношением к существующим формам жизни греческого полиса, его общественным установлениям, обычаям и идеологии. Наиболее заметным элементом воззрений софистов в этом отношении был их атеизм. Славу безбожника Приобрел Протагор. В его сочине- нии «О богах» было следующее вступление: «О богах я не могу знать ни того, что они существуют, ни того, что их нет, ни того, каковы они по виду. Ибо многое
препятствует знать (это): и неясность (вопроса), и крат- кость человеческой жизни». За эти слова афиняне сожгли книги Протагора, хотя он, как мы видим, не отрицал прямо существования богов, а лишь выразил сомнение знать это.
Продик, в отличие от Протагора, признавал суще- ствование богов, но предложил далеко не священное, чудесное и сверхъестественное, и значит, не религиоз- ное объяснение появления представлений о богах. По его мнению, богами были признаны те предметы, кото- рые питают человека и приносят ему пользу, а затем и люди-; которые изобрели новые виды пищи, способы защиты или прочие искусства. Так были обожествлены солнце, луна, реки, плоды (хлеб — Деметра, вино — Дионис, вода — Посейдон, огонь — Гефест). Рациона- листическое объяснение появления представлений о богах и религии, как уже было упомянуто в свое время, предложил Критий, считавший понятие бога изобрете- нием законодателей в целях укрепления правопорядка.
В целом воззрения софистов были сколь традици- онными, столь же и нетрадиционными, вступившими в конфликт с общепринятыми и устоявшимися представ- лениями общественности полиса. Отсюда, по-видимо- му, и пошла та неприязнь к софистам, которая выли- лась в мнение, что они-де намеренно запутывают людей, вводят их в заблуждение, обманывают и лгут.
Сократ (470—399 гг. до н. э.) — первый философ- афинянин. Известия о нем сохранили его современни- ки, главным образом, его ученики Ксенофонт и Пла- тон, а также последующие писатели. Согласно их сведениям, он ничего не писал, а излагал свои взгляды устно. Таким образом, данные о Сократе мы черпаем только из свидетельств о нем. Но дело в том, что изоб- ражение Сократа у наших главных источников, Ксе- нофонта и Платона, довольно-таки расходится. Мы присоединяемся к мнению, что наиболее адекватное описание учения Сократа дает Ксенофонт, которого мы и будем придерживаться.
Сократ был философом все того же антропологи- ческого поворота в греческой философии, что и софис- ты. Натурфилософские упражнения он совершенно от- верг и сосредоточился исключительно на вопросах
человеческой жизни. Как пишет Ксенофонт, он не «рас- суждал на темы о природе всего... не касался вопроса о том, как устроен так называемый философами "космос" и по каким непреложным законам происходит каждое небесное явление. Напротив, он даже указывал на глу- пость тех, кто занимается подобными проблемами».
Аргументы Сократа против натурфилософии пока- зывают нам ряд общих черт его воззрений. Во-первых, его религиозность. Он говорил, что познание небесных явлений (космоса) не доставит богам удовольствия, так как они не захотели открыть этого людям. Значит, это дело нечестивое.
Во-вторых, утилитаризм Сократа. От знаний он требовал практического результата, пользы, и этими рамками ограничивал изучение «естественных наук»: геометрию надо знать лишь настолько, чтобы изме- рить участок земли; астрономию — чтобы уметь опре- делять время, и только. А более глубокие знания в ес- тествоведении бесполезны, потому что их все равно не реализовать: ведь человек не властен над явлени- ями природы — это дело богов. «Кто изучает дела человеческие, надеется сделать то, чему научится... думают ли исследователи божеских дел, что они, по- знав, по каким законам происходят небесные явления, сделают, когда захотят, ветер, дождь, времена года и тому подобное... Или же им кажется достаточно толь- ко познавать», — рассуждал Сократ. Кроме того, ув- лечение натурфилософией даже опасно. Он указыва- ет на Анаксагора, который, занявшись подобными изысканиями, сошел с ума.
В-третьих, при осуждении природоведения виден скептицизм Сократа, который признавали уже в древ- ности (Цицерон, например). Вот его типично скептичес- кое мнение о физиках: они не понимают, что космос постигнуть человеку невозможно, о чем свидетельству- ет их несогласие между собой. И он демонстрирует оши- бочность учения Анаксагора о том, что солнце — это раскаленный камень (а именно за это афиняне хотели преследовать Анаксагора по суду), как не согласующе- гося с нашим опытом: на огонь люди могут смотреть, а на солнце не могут; камень, находясь в огне не светит, а солнце — блестящее светило, и т. д.
В-четвертых, его установка на то, что интересы философии должны быть сконцентрированы на чело- веке (антропоцентризм), и поэтому приступать к изу- чению космоса следует только тогда, когда уже доста- точно знают то, что нужно человеку. Исходя из этого, Сократ «всегда вел беседы о делах человеческих: он исследовал, что благочестиво и что нечестиво, что пре- красно и что безобразно, что справедливо и что неспра- ведливо, что благоразумие и что неблагоразумие, что храбрость и что трусость, что государство и что госу- дарственный муж... и так далее». Это свидетельствует Ксенофонт. Еще одним вопросом, занимавшим Сокра- та, было самопознание человека (это обычно отмечают в качестве важного момента). Он призывал людей не столько интересоваться чужими делами, сколько заду- мываться о себе, и обращал их внимание на Дельфий- скую надпись «Познай самого себя». Знание себя, своих способностей, своих слабостей дает людям очень много благ, а заблуждение относительно себя — много несчастий, поучал Сократ.
К рассмотрению вопросов человековедения Со- крат подходил, отталкиваясь от своего утилитаризма, на котором мы несколько задержимся в силу важно- сти этого принципа. О чем бы ни говорил Сократ, обо все он толкует с точки зрения пользы. Он — закон- ченный утилитарист, доходящий до таких вот несколь- ко анекдотических заявлений: всякий хоть и любит себя больше всего, отнимает от своего собственного тела все бесполезное: ногти, волосы, мозоли. Люди благодарят только за принесенную пользу; нужно быть полезным отцу и брату, чтобы заслужить их уваже- ние; быть работником — полезно, а бездельником — вредно. Бесконечное число такого рода сентенций содержится в разговорах Сократа. Отметим только более философски, эстетически значимое: сведение красоты (а равно и блага) к полезности: «Все, чем люди пользуются, считается и прекрасным, и хорошим по отношению к тем же предметам, по отношению к которым оно полезно».
Полезность затем выражается через целесообраз- ность: польза проявляется в целесообразном устройстве предмета и при достижении цели, то есть утилитаризм
смыкается с телеологизмом: «Все хорошо и прекрасно по отношению к тому, для чего оно хорошо приспособ- лено». Навозная корзина может быть прекрасной, если она хорошо сделана для своего назначения. «Одни и те же дома и прекрасны, и целесообразны», — замечает Сократ. Отсюда следует отрицание чистого искусства, искусства ради эстетического чувства любования пре- красным. Сократ заявляет, что картины и разные дру- гие украшения, в отличие от практически используемо- го дома (то есть полезного), «гораздо более отнимают удовольствий, чем доставляют».
Источником целесообразности, а значит, и пользы, является человек в отношении того, что касается изго- товленных им вещей. Но в самом общем виде, по отно- шению ко всему мирозданию и самому человеку таким источником целесообразности являются их создатели — боги. По этой причине утилитаризм и телеологизм Со- крата можно считать религиозным. Боги держат в строй- ном порядке вселенную, где все прекрасно и хорошо, и предоставляют ее в пользование людям. Так что теле- ологизм и утилитаризм ведет к антропоцентризму.
В целом все это можно назвать религиозной антро- пологией, которая ставит человека в почти полную за- висимость от бога. Действительно, согласно Сократу, боги заботливо изготовили все, в чем люди нуждаются: свет; ночь для отдыха; чтобы ночью было видно, они зажгли звезды. Они посылают с неба полезный дождь, с неба даруют свет; из земли производят пищу, дают воду; дали огонь — защитника от холода и темноты. Можно еще долго перечислять все благодеяния богов.
Обратимся теперь к примерам того, как целесооб- разно боги устроили человека. Тот, кто изначала тво- рил людей, утверждает Сократ, для пользы придал им органы, посредством которых они все чувствуют; так как зрение слабо, он защитил его веками. Он насадил также стремление к деторождению и выкармливанию; любовь к жизни и страх смерти. Человеку было дано прямое положение, чтобы лучше видеть и через это уменьшить опасность повредить зрение, слух и рот. Все описанное Сократ считает делом промысла.
Как и многие мыслители того времени, Сократ особенно подчеркивает то, что человек получил от бо-
гов руки и разум — два «эти драгоценных дара». Они взаимодополняют друг друга; существование одного лишается смысла при отсутствии другого. Пример этого: не может действовать, как хочет, человек, име- ющий тело быка, а разум человека; точно в таком же положении оказывается животное, имеющее руки, но лишенное разума. Руки боги дали для исполнения ра- бот. Боги вложили в нас разум, посредством которого мы размышляем о своих чувственных восприятиях, понимаем, на что какая вещь полезна, и придумываем разные средства, благодаря которым пользуемся доб- ром и защищаемся от зла.
Боги дали нам способность речи, которая позво- ляет учиться и участвовать в благах, пользоваться ими сообща с другими; законодательствовать и жить государственной жизнью. Законы, в отличие от со- фистов, Сократ считал установлениями богов. В спо- ре с софистом Гиппием, который соглашался при- знать божеским только ненарушаемый людьми закон, Сократ доказывает, что неизбежность кары, а вовсе не ненарушаемость, есть признак божеского закона. Поэтому даже нарушаемый запрет на интимную связь родителей и детей — это божеский закон, так как за несоблюдение его следует неумолимая распла- та в виде рождения дурных детей. Так в их споре оформляется мысль: неизбежность наказания — это признак того, что законы установили боги. Ведь люди не могут всецело осуществить неизбежность наказа- ния. И кроме того, тот факт, что законы заключают сами в. себе кару для преступающих их, также сви- детельствует о законодателе более совершенном, чем человек, то есть о боге.
Особого внимания, по праву, заслуживает учение Сократа о человеческой душе, так как именно в ней он видел отличие человека от животных, видел сущ- ность человека. Бог позаботился насадить в человеке самую совершенную душу. Это совершенство души оценивается прежде всего с религиозной точки зре- ния: только человеческая душа заметила, что есть боги, создавшие прекрасный мир; среди всех существ толь- ко люди чтят богов. Затем называются и другие при- знаки совершенства души: она способна принимать
меры предосторожности, развивать силу упражнени- ями, работать над изучением чего-либо. Поэтому Со- крат и заключает, что в нас царит душа, которая более, чем что-либо другое, причастна к божеству.
С этими положениями о душе можно связать неко- торые его этические и эстетические соображения, касающиеся того, что живописец и скульптор должны изображать в своих произведениях духовные свойства и состояния души, а также тогр, что любовь духовная имеет превосходство перед любовью плотской. Это одно из знаменитых рассуждений Сократа, утвержда- ющее притом преобладание духовного над телесным в целом. Духовную любовь он выражает в образах цело- мудренного Эрота, который делает людей ласковее и достойнее, и Афродиты небесной, противоположной Афродите всенародной. Любовь к телу насылает Аф- родита всенародная, а любовь к душе, дружбе, к благо- родным подвигам — небесная. Он доказывает (в «Пире» Ксенофонта), что не только люди, но и боги, и герои любовь к душе ставят выше, чем наслаждение телом.
Все приведенные выше положения составляют в совокупности, как мы уже говорили, содержание рели- гиозной антропологии Сократа: боги создают людей, це- лесообразно устраивают их тело, дают совершенную душу, обеспечивают всеми условиями существования. Итог этим представлениям можно подвести словами самого Сократа: «В сравнении с другими существами люди живут, как боги, уже благодаря своему природно- му устройству далеко превосходя их и телом и душой». Центральный пункт этой концепции — отождествление сущности человека с душой, с его нравственным созна- нием — в нашей литературе ранее несколько осужда- ли, что едва ли оправданно, так как человека делает че- ловеком именно нравственное сознание. Может быть, Сократа следует упрекнуть за то, что он не видит в теле органического субстрата души, говорит о зависимости тела от души, но не признает обратного.
Во всей (религиозной) антропологии античности, в том числе и Сократовской, немалое место занимал вопрос о предвидении будущего, которое представля- лось ему в виде знания воли богов, что всегда волнует человека. Он также интересен и в общефилософском
(гносеологическом) смысле. Боги помогают нам и в том, чтобы предвидеть будущее. Даже если человек их не вопрошает, они сами дают указания, что делать и чего не делать. Эти указания даются через гадания. Сократ исходил при этом из всезнания богов, которые знают как слова, так и дела и тайные помыслы людей, чего не было, отмечает Ксенофонт, в народной вере.
Обращение к гаданиям (указаниям, советам богов) Сократ обставлял следующими условиями. К богам нужно обращаться тогда, когда хочешь получить боль- ше, чем может дать человеческий ум. Затем, в тех слу- чаях, когда исход дела неизвестен, иначе говоря, не зависит от самого человека, например, успех в хозяй- ствовании, в государственных делах. Но о том, чем может овладеть человеческий ум, гадать не стоит. Ведь без гаданий становятся хорошим плотником, кузнецом и т. д. Не следует вопрошать богов (оракулов) о том, подводит итог Сократ, «что можно знать посредством счета, меры, веса». Об этом не гадать надо; этому надо учиться. Наконец, молитвы, просьбы к богам имеют и нравственные пределы. Богов надлежит просить о даровании добра — ибо боги знают в чем состоит доб- ро, — а просить золота, серебра, царской власти и тому подобного — это просить о том, исход чего совершен- но неизвестен.
Особенным сократовским моментом в этом уче- нии были его рассказы о том, что «божественный голос (даймон, демон)» дает ему указания, что надо делать и чего не надо делать. За это его стали осуж- дать, как за введение новых божеств. Сократ же не видел в этом ничего особенного: бог предвещает бу- дущее, как ему хочется: словом жрицы в Дельфах, криком птиц, громом и т. д. «Божественный голос» ничем не хуже всего этого.
Этическая (а мы переходим от антропологии к эти- ке) тематика бесед Сократа вращается вокруг оси благо (счастье) — добродетель. В общем смысле благом будет все, что является причиной добра. Поэтому даже смерть может быть благом, как говорил Сократ в «Апологии» Ксенофонта. Подателями (или источниками) благ, кро- ме богов, будут родители по отношению к детям, друзья, правители (царь, стратеги) и даже война.
Доброжелательного человека Сократ определяет как человека, знающего соответствующую доброде- тель и, значит, обладающего ею. Знание становится путем к добродетели и фактически сливается с ней. По словам Сократа, качества, которые называются добродетелью, развиваются благодаря изучению и упражнению.*На основании сказанного приведем Сократовы определения качеств добродетельных лю- дей. Справедлив тот, кто знает постановления зако- нов, касающиеся людей, ибо законное и справедли- вое — одно и то же. Кто знает постановления законов, касающиеся богов, тот благочестив.
Но знание добродетели — это знание особого рода, а именно — мудрость, в отличие от знаний про- фессиональных. Например, Дионисидор — преподава- тель стратегии; но он не учит тому, как отличать хоро- ших воинов от дурных. За это дело берется Сократ, который знает, что лучшие солдаты — честолюбивые. На том основании, что он специалист в вопросах вос- питания (нравственного), Сократ отводит упрек в раз- вращении юношества, который ему бросали, потому что молодые люди слушались его больше, чем родителей. Он заявлял, что ведь и врачей слушаются больше, чем родителей, в вопросах здоровья, и в народном собра- нии — разумных ораторов более, чем родственников.
Таким образом, мудрость и нравственность в пред- ставлении Сократа сливаются: он признавал человека вместе умным и нравственным. Справедливость и вся- кая другая добродетель есть мудрость, утверждал Со- крат. В разделении мудрости (нравственного сознания) и профессиональных сведений скрывается источник интеллектуально-этического аристократизма Сократа, который, по-видимому, традиционно принимают за его антидемократизм, что едва ли правильно. Ведь его выделение «рабских натур» — земледельцев, ремес- ленников и торговцев — связано с тем, что они не зна- ют прекрасного, доброго, справедливого и думают толь- ко о том, чтоб купить подешевле и продать подороже.
Очень большое место в беседах Сократа занимает воздержание (умеренность), которое он называет дра- гоценным благом для человека, основой добродетели. Он всяческим образом показывает благо умеренности
и зло невоздержанности и призывает к уменьшению потребностей. Кто придерживается этого, приближа- ется к божеству, которое вообще не имеет никаких потребностей. А раб чувственных наслаждений дово- дит до позорного состояния и тело, и душу.
В беседах Сократа бросается в глаза еще и то, по- чему-то мало отмечаемое, что в качестве существенного и очень распространенного мотива действий он назы- вает честолюбие, стремление к славе, хотя это — обще- принятое в античности мнение, начиная, может быть, с Гераклита. В связи с этим (славой) надо указать и на многочисленные высказывания Сократа о труде, кото- рый также ведет к достижению нравственного совер- шенства. Он проповедует трудовую мораль, ссылаясь в частности на «ученого Продика», рассказывает о трудо- вых подвигах Геракла (см. об этом выше). Не способный к труду гражданин — ненормальное явление с точки зрения Сократа. Самые лучшие и всего более угодные богам люди — это те, кто хорошо исполняет свою рабо- ту: в области земледелия — земледельческую; на госу- дарственном поприще — государственную.
Из Сократова понимания добродетельности как знания, притом знания особенного в виде мудрости (философии), противопоставленного профессионально- му и обыденному знанию, вытекает такое важное след- ствие: чтобы сделать людей добродетельными, их дол- жен учить мудрец-философ. Этот педагогический смысл мудрости есть второй важнейший аспект антропологи- ческой направленности философии Сократа (помимо первого — изучения человека), который также роднит его с софистами, претендовавшими на роль учителей нравственности. Так что философия Сократа — это истинно «практическая философия»: она не только изу- чает человека, но и учит его.
Итак, Сократ считал, что ничему нельзя научиться без учителя. Только учение мудрецов обогащает добро- детелью; без учения невозможно отличить полезное от вредного. Это приводит его к публичному философство- ванию, а значит, и к широкому общению с людьми. Даже женитьбу на сварливой Ксантиппе он объясняет (юмористически?) тем, что, перенося ее, ему легче будет иметь дело со всеми людьми.
Ясно, что общение приводит его к ораторскому слову, так как все знания, говорит Сократ, мы усваи- ваем при помощи слова и лучшие учителя действуют преимущественно словом (вспомним хвалу слову, воз- даваемую софистами!). Поэтому не случайно Критий, член коллегии Тридцати, как сообщает Ксенофонт, пытался внести в законы статью, запрещающую пре- подавать искусство слова, чтобы поставить препоны Сократу, запретить ему разговаривать с людьми. Со- крат возражал на это с позиции свободы слова и ком- ментировал требование не говорить с людьми как от- каз от справедливости, благочестия и всего подобного. Ксенофонт называет его «другом народа», который любил людей, не брал платы за свои беседы, и всякий уходил от него нравственно улучшенным. Его общества искали те, кто хотел стать благородным человеком и хорошо исполнять свои обязанности по отношению к семье и согражданам. С этим стремлением к общению связано и самоназвание его занятия как «сводниче- ства». Только это сводничество не тел, а душ. Сократ говорил, что он приносит пользу своим сводничеством, так как завлекает людей к философам, к интеллекту- альному общению.
Что же представляла собой беседа (диалектика) Сократа? Согласно описаниям Ксенофонта, это был допрос, в ходе которого Сократ показывал несостоятель- ность ответов ^спрашиваемого (смущал его вопросами) и подводил его (индукция!) к осознанию ошибочности его мнения и тем самым внушал ему свое правильное понимание обсуждаемого вопроса. Можно отметить следующие черты этого допроса. Сократ, подобно сле- дователю или психологу, требовал отвечать без замед- ления и коротко: «да», «нет», то есть говорить то, что на уме. По ходу беседы он обнажал относительность про- тивоположностей и показывал их взаимопревращения друг в друга, чем очень озадачивал оппонента, ставил его в тупик, сбивал с его тезиса. В этом отношении примечателен диалектический разбор справедливости в одной из бесед. Когда были перечислены (приведены) примеры несправедливости к друзьям — ложь, обман, похищение в рабство, — оказалось, что это будет спра- ведливым по отношению к врагам; а потом было пока-
зано, что справедливое к врагам будет справедливым также и в отношении друзей, если эти несправедливо- сти совершены ради их пользы: например, обман вой- ска, чтобы поднять его дух; обман больного, чтобы дать ему лекарство и т. п.
Само рассуждение Сократа по большей части со- стоит просто в приведении отдельных примеров в ка- честве контраргументов против тезисов собеседника, подводящих к нужному умозаключению. Лишь однаж- ды дается более содержательное в логическом отно- шении описание диалектики. Когда люди разделяют предметы по родам, хорошим отдают предпочтение, дурных избегают, они становятся высоконравственны- ми и способными к диалектике. И Сократ поясняет, что само слово «диалектика» произошло оттого, что люди, совещаясь в собраниях, разделяют предметы по родам. В этом же отношении следует отметить, что в ходе собеседования Сократ старается перейти от отдельно- го к общему, получить представление о предмете об- суждения в целом. Это хорошо видно, например, когда он ищет общее в разных занятиях: в управлении хо- ром, домом, в командовании войском, в управлении го- сударством, — и тем самым хочет выработать общее понятие науки управления.
Диалектика Сократа была предназначена для бе- сед по большей части с неискушенными в философии людьми и на обыденные житейские темы, поэтому она включала в себя довольно незамысловатые, но эффек- тивные психологические приемы.
Учительство Сократа не ограничивалось словом, диалектической беседой. Он учил людей добродетели еще и своим примером, своей жизнью. Ксенофонт по- стоянно подчеркивает это. Сократ давал «надежду людям, находящимся в общении с ним, что они, подра- жая ему, станут такими же». Он «являл друзьям обра- зец высоконравственного человека». Тут, наверное, достаточно ограничиться таким «словесным портре- том» Сократа, где он предстает олицетворенной доб- родетелью. Сократ был благочестив: ничего не пред- принимал без воли богов; справедлив: никому не делал вреда; воздержан: не отдавал предпочтения приятному перед полезным; разумен: не ошибался в суждениях о
хорошем и дурном. Эти его качества, как известно, были подтверждены и ответом бога в Дельфах.
Неоднозначность суждений Сократа, порождавшая его расхождения с представлениями части граждан Афин, делает понятным то, что отношение к нему было сходным с отношением к софистам: одни видели в нем лояльного и полезного гражданина полиса, другие — «подрывателя устоев», изобретателя недопустимых новшеств. Последние и определили его печальную судьбу: осуждение на казнь.
i § 2. Атомистика Демокрита ________
Демокрит — выходец из фракийского города Абде- ры (460—370 гг. до н. э.). Впоследствии жил в Афинах. Из его трудов сохранились скудные отрывки, но и они свидетельствуют о широчайших научных интересах их автора — от космологии до сельского хозяйства, что с полным основанием позволило К. Марксу назвать Де- мокрита «первым энциклопедическим умом среди гре- ков». И все же утрата Демокритовых сочинений не дает в полной мере оценить богатство его идей. Демокрит был одним из основателей научно-философского направле- ния, получившего название атомизма или атомистичес- кого материализма. Историческая традиция называет его предшественника в этом деле — Левкиппа. Однако о Левкиппе и его творчестве источники сообщают столь мало (произведения его не сохранились), что уже в древности сомневались в реальном существовании та- кого философа. Но как бы там ни было, доктрина ато- мизма известна нам главным образом в том виде, кото- рый придал ей Демокрит. Это положение согласуется с тем, как в источниках изображается роль Левкиппа и Демокрита в создании атомистического учения. По мнению Цицерона, Левкипп заложил его основы, а Демокрит обстоятельно толковал остальные вопросы.
Итак, Демокрит вслед за Левкиппом, исходившим из философских воззрений элеатов, принял в качестве первоначал всего сущего «бытие» (το δν) или «полное» (το πλήρες), иначе говоря, тело, вещество и «небытие» (το μη δν) или «пустое» (то κενόν), иначе — «место» (τόπος),
вместилище, пространство. Пустоту он описывал так: бесконечное пустое пространство, в котором нет ни верха, ни низа, ни середины, ни конца, ни края.
В сравнении с элеатами это означало переход Де- мокрита на позиции эмпиризма и согласование начал (соответственно, теории, гипотезы) с миром опыта. Ведь допустив пустоту в качестве начала, признав ее суще- ствующей в действительности, он, во-первых, теорети- чески оправдал эмпирические факты множественности и движения вещей, так как и то, и другое можно объяс- нить, если принять существование пустоты. Во-вторых, благодаря принятию пустоты он сблизил, согласовал начало — «бытие» («полное») с миром чувственно вос- принимаемых вещей. Ведь пустота создает многое тем, что разделяет, и является условием движения, вследствие чего единое и неподвижное бытие (тело), о котором гово- рили элеаты, распалось на множество тел, разделенных пустотой и движущихся в ней, т. е. совпало, слилось в этом отношении с тем, что дано нам в ощущениях. Таким об- разом, Демокрит признал множественность и движение характеристиками не только чувственно воспринимае- мой реальности, но также и начала — «бытия» («полно- го»), что и позволило ему преодолеть, хотя бы частично, противоречия между ними, которые сохранялись в фи- лософии элеатов, и убедительно толковать данные опы- та. Левкипп и Демокрит заявляли, что при принятии бесконечного числа начал (т. е. множественности «бы- тия») разумно объясняются все состояния и сущности, отчего и как что возникает. По выражению источника, для объяснения чувственных явлений они прибегали к бесконечным формам.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление