КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Проблема существования объективных законов истории
Специфика исторического познания К. Поппер различает обобщающие науки (теоретические), интересующиеся универсальными законами (физика, биология, социология и т.д.), и исторические, интересующиеся конкретными, специфическими событиями. Соответственно альтернативой объективному закону, представляющему высшую форму естественнонаучного знания, оказывается смысл истории. «Познание социально-исторического мира не может подняться до уровня науки путем применения индуктивных методов естественных наук. …Историческое познание не имеет своей целью представить конкретное явление как случай, иллюстрирующий общее правило <…> …Идеалом здесь должно быть понимание самого явления в его однократной и исторической конкретности»[188]. Другими словами, мы встречаемся с противоположностью генерализирующего (естественнонаучного) и индивидуализирующего (исторического) путей познания мира. К. Поппер подчеркивает, что как не может быть никаких исторических законов, так нет и унифицирующих теорий. В истории постоянно возникает проблема неисчерпаемости предмета исследования[189]. Лишь в том случае, когда история рассматривается «частично», то есть как история политической власти, либо история экономических отношений, либо история технологии, возможно создание теории. С этим же связана и проблема выделения существенного. В генерализирующих науках существенное совпадает с общим. Соответственно в естествознании всякий объект рассматривается как экземпляр общего родового понятия, и с этой точки зрения объекты естествознания взаимозаменяемы. В индивидуализирующем познании существенное связывают с ценностью. Культурная ценность определяет выбор исторически значимого - таков принцип исторического мышления. «Исторически важным и значительным считается не только то, что способствует, но и то, что мешает реализации культурных благ»[190]. (Заметим, что это в определенной мере аналогично тому, что под биологически значимым понимают как то, что способствует, так и то, что препятствует реализации потребностей организма.) Ту же самую мысль о противопоставлении систематики природы физиогномике истории, о противоположности науки, вырабатывающей представления об общем, и исторического познания, связанного с постижением индивидуального, высказывает О. Шпенглер, понимая историческое познание как искусство портрета, перенесенное в духовную сферу, когда требуется глаз художника, способный разглядеть за конечным - бесконечное[191]. В историческом познании возможна лишь индивидуализация, тогда как в научном - генерализация. Основной категорией исторической логики оказывается индивидуальная тотальность [192], которая представляет собой исторически значимое жизненное целое. Как определить эту значимость? Г. Риккерт соотносит исторически значимое с общезначимостью культурной ценности, понимая под ней то, что признано либо всеми людьми вообще, либо всеми членами культурного общения[193]. Такими индивидуальными тотальностями являются индивиды, коллективные индивидуальности, культуры; все они обладают признаками однократности, исконности. Их нельзя дедуцировать, можно лишь, чувствуя, понять.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 658; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |