КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Субъекты исторического процесса
«Историю могут вынести только сильные личности, слабых же она совершенное подавляет» [240]. Если верно то, что все существующее в истории существует только по отношению к личности, то тем более верно то, что понять историю можно только как историю человеческих деяний. Так, В. С. Соловьев рассматривает общественную динамику как «двойной процесс усовершенствования», имея в виду «несомненно существующее и существенное различие» активных лиц, к коим он относит лучших людей, героев, двигателей истории, и пассивных - толпы, большинства. Хотя в «истинном» (идеальном) обществе должна быть гармония личности и общества, однако в неидеальной действительности отношение «человек – общество» неравновесно: общество подавляет слабую личность («отливает в свою данную фактическую форму всякую слабую личность»), тогда как сильная личность, оказывая противостояние подавляющему воздействию общества, способствует социальным изменениям. «Общественный прогресс есть деяние личности нравственно сильной, совершенствующей социальную среду, и он же вместе с тем есть благодеяние для личности нравственно слабой, совершенствуемой и освобождаемой чрез влияние на нее этой улучшенной общественной среды»[241]. Похожие идеи высказывает и А.Тойнби, который, рассматривая общественную динамику как проблемы роста и распада цивилизаций, возлагает всю ответственность на человека, полагая, что в основе этих процессов следует искать отношения человека и общества. «Рост означает… что растущая личность или цивилизация стремится создать свое собственное окружение, породить своего собственного возмутителя спокойствия и создать свое собственное поле действия. Иными словами, критерий роста - это прогрессивное движение в направлении самоопределения, а движение в сторону самоопределения - это прозаическая формула чуда самовыражения Жизни… Общество не является и не может быть ничем иным, кроме как посредником, с помощью которого отдельные люди взаимодействуют между собой. Личности, а не общества создают человеческую историю… Благодаря внутреннему развитию Личности Человек обретает возможность совершать творческие акты, что и обусловливает рост общества. Таким образом, распространение индивидуального творческого мастерства на макрокосм является следствием творческих преобразований в области микрокосма, а этот процесс есть поступательное движение во внутреннем самоопределении»[242]. Итак, на одном «полюсе» общества находится масса, обезличенная и бездуховная, на другом - духовно одаренные личности, великие люди, составляющие творческое меньшинство общества. Это и есть «активный, свободный и властный человек, - человек, способный обещать»[243].
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 570; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |