Уровень
| Название уровня
| Основной диагностический признак
| Дополнительные диагностические признаки
|
| отсутствие цели
| предъявляемое требование осознается лишь частично. Включаясь в работу, быстро отвлекается или ведет себя хаотично, не знает, что именно надо делать. Может принимать лишь простейшие (не предполагающие промежуточных целей)
требования
| плохо различает учебные задачи разного типа, отсутствует реакция на новизну задачи, не может выделять промежуточные цели, нуждается в пооперационном контроле со стороны учителя, не может ответить на вопросы о том, что он собирается делать или что сделал
|
| принятие практической задачи
| принимает и выполняет только практические задачи (но не теоретические), в теоретических задачах не ориентируется
| осознает, что надо делать и что он уже сделал в процессе решения практической задачи и может ответить на соответствующие вопросы; выделяет промежуточные цели; в отношении теоретических задач не может дать отчета о своих действиях и не может осуществлять целенаправленных действий
|
| переопределение познавательной задачи в практическую
| принимает познавательную задачу, осознает ее требование, но в процессе ее решения подменяет познавательную задачу практической
| охотно включается в решение познавательной задачи и отвечает на вопросы о ее содержании; возникшая познавательная цель крайне не устойчива, при выполнении задания ориентируется лишь на практическую ее часть и фактически не достигает познавательной цели
|
| принятие познавательной цели
| принятая познавательная цель сохраняется при выполнении учебных действий и регулирует весь процесс их выполнения, четко выполняет требование познавательной задачи
| охотно осуществляет решение познавательной задачи, не изменяя ее (не подменяя практической задачей и не выходя за ее требования), четко может дать отчет о своих действиях после выполнения задания
|
| переопределение практической задачи в познавательную
| столкнувшись с новой практической задачей, самостоятельно формулирует познавательную цель и строит действия в соответствии с ней
| невозможность решить новую практическую задачу объясняет именно отсутствием адекватных способов, четко осознает свою цель и структуру найденного способа и может дать о них отчет
|
| самостоятельная постановка новых учебных целей
| самостоятельно формулирует новые познавательные цели без какой-либо стимуляции извне, в том числе и со стороны новой практической задачи, цели выходят за пределы требований программы
| по собственной инициативе выдвигает содержательные гипотезы, учебная деятельность приобретает форму активного исследования, активность направлена на содержание способов действия и их применение в различных условиях
|