Уро-
| Название
| Основной
диагностический
| Дополнительные
диагностические
|
вень
| уровня
| признак
| признаки
|
|
| не может выполнять
| не осознает содержание
|
|
| учебные действия -
| учебных действий и не
|
| отсутствие
| как таковые,
| может дать отчета о них,
|
| учебных
| может выполнять
| ни самостоятельно, ни с
|
| действий
| лишь отдельные
| помощью учителя (за
|
| как целостных
| операции без их
| исключением прямого
|
| единиц
| внутренней связи
| показа) не способен выполнять
|
| деятельности
| друг с другом или
| учебные действия,-
|
|
| копировать внешнюю
| навыки образуются
|
|
| действий
| с трудом и оказываются
|
|
|
| крайне неустойчивыми
|
|
выполнение учебных действий в сотрудничестве с учителем
| содержание действий и их операционный состав осознаются, приступает к выполнению действий, однако без внешней помощи организовать свои действия и довести их до конца не может, в сотрудничестве с учителем работает относительно успешно
| может дать отчет о своих действиях, но затрудняется в их практическом воплощении, помощь учителя принимается сравнительно легко, эффективно работает при пооперационном контроле, самостоятельные учебные действия практически отсутствуют
|
|
неадекватный перенос учебных действий
| ребенок самостоятельно применяет усвоенный способ действия к решению новой задачи, однако не способен внести в него даже небольшие изменения, чтобы приноровить его к условиям конкретной задачи
| усвоенный способ применяет «слепо» не соотнося его с условиями задачи, такое соотнесение и перестройку действия может осуществлять лишь с помощью учителя, а не самостоятельно, при неизменности условий способен успешно выполнять действия самостоятельно
|
|
адекватный перенос учебных действий
| умеет обнаружить несоответствие новой задачи и усвоенного способа, пытается самостоятельно перестроить известный ему способ, однако может это правильно сделать только при помощи учителя
| достаточно полно анализирует условия задачи и четко соотносит их с известными способами, легко принимает косвенную помощь учителя, осознает и готов описать причины своих затруднений и особенности нового способа действия
|
|
самостоятельное построение учебных действий
| решая новую задачу, самостоятельно строит новый способ действия или модифицирует известный ему способ, делает это постепенно, шаг за шагом и в конце без какой-либо помощи извне правильно решает задачу
| критически оценивает свои действия, на всех этапах решения задачи может дать отчет о них, нахождение нового способа осуществляется медленно, неуверенно, с частым обращением к повторному анализу условий задачи, но на всех этапах полностью самостоятельно
|
|
обобщение учебных действий
| опирается на принципы построения способов действия и решает новую задачу «с хода», выводя новый способ из этого принципа, а не из модификации известного частного способа
| овладевая новым способом, осознает не только его состав, но и принципы его построения (т.е. то, на чем основан), осознает сходство между различными модификациями и их связи с условиями задач
|