Уровень
| Название
уровня
| Основной диагностический признак
| Дополнительные диагностические признаки
|
|
отсутствие контроля
| учебные действия не контролируются, не соотносятся со схемой, допущенные ошибки не замечаются и не исправляются даже в отношении многократно повторенных действий
| не умеет обнаружить и исправить ошибку даже по просьбе учителя в отношении неоднократно повторенных действий, часто допускает одни и те же ошибки, некритически относится к исправленным ошибкам в своих работах и не замечает ошибок других учеников
|
|
контроль на уровне
непроизвольного внимания
| В отношении многократно повторенных действий может, хотя и не систематически, неосознанно фиксировать факт расхождения действий и непроизвольно запомненной схемой, заметив и исправив ошибку, не может обосновать своих действий
| действую как бы неосознанно, предугадывает правильное направление действий, часто допускает одни и те же ошибки, сделанные ошибки исправляет неуверенно, в малознакомых действиях ошибки допускает чаще, чем в знакомых, и не исправляет
|
|
потенциальный контроль на уровне произвольного внимания
| при выполнении нового действия введенная его схема осознается, однако затруднено одновременное выполнение учебных действий и их соотнесение со схемой; ретроспективно такое соотнесение проделывает, ошибки исправляет и обосновывает
| в процессе решения задачи не использует усвоенную схему, а после ее решения, особенно по просьбе учителя, может соотнести его со схемой, найти и исправить ошибки; в многократно повторенных действиях ошибок не допускает или легко их исправляет
|
|
актуальный контроль на уровне
произвольного внимания
| непосредственно в процессе выполнения действия ученик ориентируется на усвоенную им обобщенную его схему и успешно соотносит с ней процесс решения задачи, почти не допуская ошибок
| допущенные ошибки обнаруживаются и исправляются самостоятельно, правильно объясняет свои действия; осознанно контролирует процесс решения задачи другими учениками; столкнувшись с новой задачей, не может скорректировать применяемую схему, не контролирует ее адекватность новым условиям
|
|
потенциальный рефлексивный контроль
| решая новую задачу, успешно применяет к ней старую, неадекватную схему, однако с помощью учителя обнаруживает неадекватность схемы новым условиям и пытается внести в действие коррективы
| задания, соответствующие схеме, выполняются уверенно и безошибочно. Без помощи учителя не может обнаружить несоответствие усвоенной схемы новым условиям
|
|
актуальный рефлексивный контроль
| решая новую задачу, самостоятельно обнаруживает ошибки, вызванные несоответствием схемы и новых условий задачи, и самостоятельно вносит коррективы в схему, совершая действия безошибочно
| успешно контролирует не только соответствие выполняемых действий их схеме, но и соответствие самой схемы изменившимся условиям задачи, в ряде случаев вносит коррекции в схему действий еще до начала их фактического выполнения
|
| | | | |