Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Траектория развития фирмы




Лекция № 18 ТИПОЛОГИЯ ФИРМ

 

 

Было бы неправильным объяснять возникновение и распрост­ранение тех или иных моделей внутрифирменной структуры только их сравнительной эффективностью в решении проблемы принципала и агента. Вполне реальна ситуация, когда потребность в развитии новой внутрифирменной структуры возникает, однако так и остается нереализованной. Альфред Чандлер приводит в качестве примера ситуацию, сложившуюся в начале века в электро­технической промышленности. Несмотря на практически одно­временное появление первых электротехнических предприятий в Великобритании, Германии и Соединенных Штатах, лидирующее Положение на мировых рынках вскоре заняли лишь германские (AEG) и американские («General Electric») производители. Более ТОГО, британские фирмы оказались вытесненными со своего национального рынка: AEG в этот период продавала в Британии больше своих продуктов, чем любая из английских фирм. Британским Производителям, заключает Чандлер, «не удалось развить организационные качества, необходимые для конкуренции на равных С германскими и американскими фирмами».

Следовательно, при объяснении внутрифирменной структуры Необходимо учитывать не только динамику трансакционных из­держек (в первую очередь издержек мониторинга и предупреждения Оппортунизма), но зависимость организации от предшествующей траектории развития (organizational path-dependency), по аналогии д «эффектом исторической обусловленности развития» в динамике Институтов. Речь идет об интерпретации организационного разви­тия фирмы как ее движения по особой траектории структурных Изменений. Анализ «эффекта исторической обусловленности раз­вития» в развитии организации требует дополнения и частичного пересмотра тех аргументов, которые были сформулированы отно­сительно динамики институтов.

Во-первых, в рамках организации функции, аналогичные тем, Которые выполняет идеология на институциональном уровне, переходят к организационной культуре. «В любой организации: предприятии, профсоюзе или политической партии, существует общая когнитивная составляющая, организационное знание». Организационная культура материализуется в нормах, правилах и традициях, на основе которых строятся взаимоотношения прин­ципала и агентов. Интерпретативная функция организационной культуры заключается в ее использовании агентами для оценки обоснованности решений принципала при наступлении тех или иных непредвиденных обстоятельств. «Организационная культура дает ex ante подчиненным представление о том, как организация будет реагировать на те или иные непредвиденные обстоятельства, строго говоря, благодаря ее существованию организация получает свою идентичность». Таким образом, однажды сформировав­шаяся организационная культура препятствует изменению типа взаимоотношений принципала и агента.

 

Организационная культура — совокупность норм, пра­вил и традиций, регулирующих взаимодействия членов организации, являющаяся отражением их коллективных знаний и опыта.

 

Рассмотрим в качестве примера организационной культуры выдержки из «конституции» (совокупности формальных и нефор­мальных норм), на основе которой строят свои отношения между собой и клиентами работники магазина спортивной одежды «Спорт Мастер», расположенном на проспекте Мира в Москве:

 

Глава 1. Основы внутреннего устройства Статья 6, Магазин «Спорт Мастер» — социальный мага­зин, политика которого направлена на создание условий, наиболее приемлемых для клиентов и обеспечивающих до­стойную жизнь и свободное развитие работников.

Глава 2. Права и обязанности работников

Статья 81. Все равны перед начальством.

Статья 82. Начальство гарантирует равенство прав работ­ников независимо от пола, возраста и занимаемой долж­ности.

Статья 12. Каждый работник имеет право на приобрете­ние любой понравившейся ему в магазине вещи со скидкой.

Статья 13. Каждый работник имеет право на получение премии в процентном выражении в зависимости от его объ­ема продаж.

Статья 151, Каждый работник имеет право на хорошую добрую шутку,

Статья 152. Шутка не должна ущемлять достоинство на­чальства и клиентуры.

Глава 4, Менеджер-консультант

Статья 20. В случае возникновения коллизионной ситуа­ции менеджер-консультант обязан воздерживаться от прямой конфронтации с клиентом.

Глава 5. Кладовщик

Статья 27, Кладовщик должен иметь хорошие отношения со всеми менеджерами-консультантами.

 

Во-вторых, важное место в повседневном функционировании организации занимает рутина. Рутина определяется в данном кон­тексте как «запоминание действия через его регулярное повторе­ние» (remember by doing). Рутина играет центральную роль в обес­печении информационного обмена между членами организации: она лежит в основе их способности получать, интерпретировать, формулировать и передавать сообщения. Каждая организация имеет свой «организационный диалект», ни в одной организации не говорят ни на «чистом» английском, ни на «чистом» русском языке. Например, вряд ли кто-либо за пределами высшей школы эконо­мики поймет, что означают фразы «найти на Гнезде», «он не из Вышки», «прогулять КПЗ». Не поймет тот, кто регулярно не ходит в одно из ее зданий в Большом Гнездниковском переулке, кто регулярно не имеет дело с предметом «Конституционное право зарубежных стран», т. е. тот, кто исключен из рутины повседнев­ной жизни ВШЭ. Далее, осуществление контроля существенно облегчается, если процедура контроля приобретает характер рути­ны. Продолжая пример университетской жизни, отметим, что рутинный характер контроля посещаемости студентов (в начале или в конце семинара) предотвращает прогулы, мотивированные лишь надеждой на то, что в этот раз проверить посещаемость забудут. Итак, способствуя решению проблемы принципала и агента через снижение информационной асимметрии внутри организа­ции и облегчение контроля, рутина в то же самое время приводит к воспроизводству уже сложившихся взаимоотношений ее участ­ников.

Движение по заданной траектории предполагает накопление и закрепление на основе организационной культуры и рутин опре­деленного типа взаимоотношений принципала и агентов. Поэтому важно знать ту ситуацию, в которой начинается организационное развитие, — она содержит в зародыше все варианты последующей эволюции. Ведь может случиться так, что «унитарная фирма в Нестабильной среде имеет очень плохие показатели с точки зрения

экономии трансакционных издержек, но она же оказывается более эффективной и жизнеспособной, чем фирма с гибкой организаци­онной структурой, в условиях стабильности». Следовательно, внутрифирменная структура, сформировавшаяся в условиях нестабильности и задавшая траекторию последующего развития фирмы, обусловит потери в будущем, когда внешняя среда стаби­лизируется. Парадокс заключается в том, что в долгосрочной пер­спективе наиболее выгодной может оказаться неоптимальная в краткосрочной перспективе структура. Именно этот парадокс иллюстрирует пример послевоенного развития японских фирм, начинавших свою эволюцию с высокой степени интеграции и централизации структуры, которая обусловила потери на первом этапе и преимущества на последующих.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 879; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.