КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Организационно-правовая форма как источник информации о стратегии фирмы
Организационно-правовая форма содержит в себе информацию не только об организационной структуре фирмы, но и об ее возможном поведении в ходе реализации контракта. В этой перспективе анализ организационно-правовой формы оказывается полезным в выборе партнера для совершения сделки. При прочих равных условиях (степень специфичности активов, степень сложности сделки и т. д.) исход сделки зависит от особенностей поведения контрагента, предопределяемых его организационно-правовой формой. Говоря более конкретно, отметим возможность получения на основе знания организационно-правовой формы потенциального контрагента информации о существовании залога при совершении сделки, который не фигурирует эксплицитным образом в контракте, и о том, насколько вероятно рассогласование формальной и реальной структуры собственности. Последний аспект особенно важен в связи с непродуктивностью ведения переговоров и согласования условий выполнения контракта с формальными владельцами фирмы, когда реализация контракта зависит от действий реально контролирующих предприятие людей.
20.2. 1. Формы залога
Традиционно для гарантирования выполнения контрактных обязательств стороны сделки используют залог. Залог в денежной форме вносится при заключении сделки одной из сторон для того, чтобы компенсировать потери второй стороны в случае аннулирования контракта или его выполнения ненадлежащим образом. Выражаясь в терминах теории прав собственности, происходит передача ответственности в виде взыскания. Например, в случае предоставления банком кредита он обычно требует внесения залога в качестве гарантии возврата кредита и выплаты процентов по нему. Расчет размера залога в денежной форме в зависимости от условий сделки достаточно легко осуществим, единственная проблема заключается в заведомой неполноте контракта и, следовательно, неизбежности конфликта по поводу правомерности отчуждения залога. Поэтому более эффективен залог в натуральной форме, отражающий взаимное создание сторонами контракта специализированных активов, хотя этот залог и не оговаривается в контракте. Например, потенциальный покупатель не только обладает каналами реализации продукции, но и несет часть расходов по ее производству и послепродажному обслуживанию. Еще одной формой залога, не фигурирующей эксплицитным образом в условиях контракта, является та доля ответственности, которую в случае невыполнения фирмой обязательств несут ее владельцы согласно нормам Гражданского кодекса РФ. Такая ответственность ограничивается размером уставного капитала в случае ООО, ЗАО и ОАО, причем, учитывая ограничения на число учредителей каждой из этих организационно-правовых форм, минимальные требования к уставному капиталу предъявляются в ООО, максимальные — в ОАО. Значительно больший объем ответственности владельцев предусмотрен в отношении остальных организационно-правовых форм. Так, де-факто в качестве залога выступает имущество учредителей, размеры которого не ограничиваются стоимостью внесенных ими вкладов или принадлежащих им акций. Максимален объем ответственности, который несут участники полного товарищества, так как роль залога выполняет все принадлежащее им имущество. Нужно ли говорить, насколько сильно владельцы полного товарищества мотивированы обеспечивать выполнение взятых на себя обязательств? Следом идет такая организационно-правовая форма, как товарищество на вере (коммандитное товарищество), в которой помимо полных товарищей появляются коммандитисты, несущие риск убытков лишь в пределах сумм внесенных ими вкладов. В обществе с дополнительной ответственностью участники несут ответственность не всем своим имуществом, а в одинаковом для всех размере, кратном стоимости их вкладов. Аналогичный принцип лежит в основе и производственного кооператива. Форма унитарного предприятия, основанного на праве оперативного управления, предполагает несение владельцем, федеральными или муниципальными органами власти, субсидиарной ответственности своим имуществом по его обязательствам. Такой же принцип, но только в отношении сделок, совершенных во исполнение указаний принципала (другого хозяйственного общества или товарищества), применяется и в рамках дочернего хозяйственного общества. Подчеркнем, что важен не столько размер залога в форме имущества учредителей, сколько стимулы к выполнению контрактных обязательств, создаваемые фактом ответственности владельца своим имуществом за деятельность фирмы. Такие стимулы наиболее сильны в полном товариществе, наименее — в ООО, ЗАО и ОАО (рис. 20.2).
Интенсивность стимулов к выполнению обязательств Рис. 20.2
Следующей формой залога, имплицитно присутствующего при совершении сделки, является денежная оценка репутации учредителей и торговой марки самого предприятия. Речь идет о репутации участников и фирмы в целом в коммерческих кругах, в том числе среди потенциальных партнеров и потребителей, производимых ею товаров и услуг. «Ключевым понятием здесь является капитализированная стоимость торговой марки: фирма стремится сохранить стоимость принадлежащих ей торговых марок». Таким образом, поддержание репутации перестает зависеть от исключительно социальных санкций, действие которых локализовано и Персонифицировано. Репутация имеет рыночную цену, так как Она содержит в себе дополнительную информацию о надежности Потенциального партнера и его стратегии поведения. Более того, Экономический субъект или фирма готовы платить за создание репутации в форме затрат на рекламу. «Реклама есть метод предоставления потенциальным покупателям знаний о продавцах. Очевидно, что этот инструмент очень важен для ликвидации Неосведомленности, сравнимый по силе с использованием книги вместо устного доклада для передачи знаний». Итак, реклама помогает сохранить преимущества неформального института, репутации, в режиме обезличенного взаимодействия, являя собой пример успешной эволюции института. Организационно-правовая форма некоторых предприятий, В первую очередь полного товарищества и товарищества на вере, тоже создает предпосылки для преобразования социальной репутации в рыночную торговую марку. Действительно, фирменное название полного товарищества и товарищества на вере должно содержать либо имена всех полных товарищей, либо имя не менее чем одного полного товарища с добавлением слов «и компания». Поэтому хозяйственные товарищества наиболее привлекательны в качестве коммерческих партнеров, ведь в качестве залога при заключении сделки с ними фигурирует не только личное имущество учредителей, но и их социальная репутация, приобретающая форму торговой марки. В связи с этим выглядело бы обоснованным предоставление хозяйственным товариществам налоговых льгот и льгот при регистрации. Дифференциация цены подчинения закону в зависимости от организационно-правовой формы предприятия способна стать эффективным инструментом косвенного государственного регулирования экономики, работая на повышение контрактной культуры и, следовательно, на снижение трансакционных издержек.
20.2.2. Формы рассогласования формальной и реальной структуры собственности
Организационно-правовая форма также содержит в себе информацию о возможных вариантах рассогласования формальной, зафиксированной законом, и реальной конфигурации пучка прав собственности. Эта информация особенно ценна в отношении предприятий переходного типа (предприятий П), функционирующих на основе рекомбинированной собственности. Эвристическим образом можно сформулировать следующие зависимости между организационно-правовой формой и вероятностью рассогласования формальной и реальной структуры прав собственности. Во-первых, чем менее четко специфицированы правомочия в законе (критерий 1 из предыдущего параграфа), тем выше вероятность оппортунизма агентов (исполнительного органа) и присвоения ими функций контроля над деятельностью фирмы. Во-вторых, чем меньшее число механизмов решения проблемы принципала—агента допускается к использованию организационно-правовой формой предприятия (критерий 4), тем выше вероятность реального контроля со стороны агентов. К примеру, в ЗАО число акционеров достаточно велико, что обусловливает возникновение проблемы безбилетника при использовании ими механизма «голоса», но в то же время механизм «выход» тоже не функционирует ввиду того, что акции ЗАО не котируются на фондовом рынке. В-третьих, чем выше трансакционные издержки на перераспределение легально зафиксированных правомочий, тем выше вероятность рассогласования формальной и неформальной структуры собственности. Разумно предположить, что наиболее заинтересованные в обладании тем или иным правомочием в конечном счете получат его, но не легальным, а внелегальным способом. Косвенно оценить величину трансакционных издержек, связанных с обменом правомочий, например, в ОАО позволяет отслеживание активности сделок с его акциями на фондовом рынке. Следует учитывать также трансакционные издержки, возникающие в результате ограничения законом сделок по обмену правомочиями (критерий 3). Так, в ООО преимущественным правом покупки доли участника обладают другие участники, а для отчуждения этой доли третьему лицу должен пройти срок в три месяца после отказа других участников от ее покупки. Суммируя вышесказанное, заметим, что наибольшая вероятность рассогласования формальной и реальной структуры собственности характерна (по мере убывания) для обоих типов унитарных предприятий, ЗАО, ООО и ОАО. Именно во взаимоотношениях с такими фирмами гарантий выполнения контракта, предоставляемых формальными владельцами, недостаточно и требуются дополнительные усилия по заключению «неформального» контракта с реальными владельцами, которыми чаще всего являются агенты-управляющие. Выводы. В условиях не нулевых трансакционных издержек распределение пучка правомочий оказывает влияние на эффективность функционирования предприятия. Следовательно, закрепленное в Гражданском кодексе РФ распределение правомочий, характерное для той или иной организационно-правовой формы, экономически значимо. Чтобы оценить степень оптимальности различных конфигураций прав собственности, были использованы шесть критериев: степень спецификации прав собственности в законе, распределение права владения и права на остаточную стоимость, наличие ограничений на обмен правомочиями, варианты решения проблемы принципала и агента, степень разделения и перенесения рисков и степень аккумулирования капитала. Данные критерии могут быть использованы при выборе партнера для совершения сделки, когда доступна только информация, касающаяся его организационно-правовой формы.
Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 624; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |