Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организационно-правовая форма как источник информации о стратегии фирмы




 

Организационно-правовая форма содержит в себе информацию не только об организационной структуре фирмы, но и об ее возможном поведении в ходе реализации контракта. В этой перспективе анализ организационно-правовой формы оказывается полезным в выборе партнера для совершения сделки. При прочих равных условиях (степень специфичности активов, степень слож­ности сделки и т. д.) исход сделки зависит от особенностей поведения контрагента, предопределяемых его организационно-правовой формой. Говоря более конкретно, отметим возможность получения на основе знания организационно-правовой формы потенциального контрагента информации о существовании залога при совершении сделки, который не фигурирует эксплицитным образом в контракте, и о том, насколько вероятно рассогласование формальной и реальной структуры собственности. Последний аспект особенно важен в связи с непродуктивностью ведения переговоров и согласования условий выполнения контракта с формальными владельцами фирмы, когда реализация контракта зависит от действий реально контролирующих предприятие людей.

 

 

20.2. 1. Формы залога

 

Традиционно для гарантирования выполнения контрактных обязательств стороны сделки используют залог. Залог в денежной форме вносится при заключении сделки одной из сторон для того, чтобы компенсировать потери второй стороны в случае аннулиро­вания контракта или его выполнения ненадлежащим образом. Выражаясь в терминах теории прав собственности, происходит передача ответственности в виде взыскания. Например, в случае предоставления банком кредита он обычно требует внесения залога в качестве гарантии возврата кредита и выплаты процентов по нему. Расчет размера залога в денежной форме в зависимости от условий сделки достаточно легко осуществим, единственная проблема заключается в заведомой неполноте контракта и, следо­вательно, неизбежности конфликта по поводу правомерности отчуждения залога. Поэтому более эффективен залог в натураль­ной форме, отражающий взаимное создание сторонами контракта специализированных активов, хотя этот залог и не оговаривается в контракте. Например, потенциальный покупатель не только об­ладает каналами реализации продукции, но и несет часть расходов по ее производству и послепродажному обслуживанию.

Еще одной формой залога, не фигурирующей эксплицитным образом в условиях контракта, является та доля ответственности, которую в случае невыполнения фирмой обязательств несут ее владельцы согласно нормам Гражданского кодекса РФ. Такая ответственность ограничивается размером уставного капитала в случае ООО, ЗАО и ОАО, причем, учитывая ограничения на число учредителей каждой из этих организационно-правовых форм, минимальные требования к уставному капиталу предъявляются в ООО, максимальные — в ОАО.

Значительно больший объем ответственности владельцев преду­смотрен в отношении остальных организационно-правовых форм. Так, де-факто в качестве залога выступает имущество учредителей, размеры которого не ограничиваются стоимостью внесенных ими вкладов или принадлежащих им акций. Максимален объем от­ветственности, который несут участники полного товарищества, так как роль залога выполняет все принадлежащее им имущество. Нужно ли говорить, насколько сильно владельцы полного товари­щества мотивированы обеспечивать выполнение взятых на себя обязательств? Следом идет такая организационно-правовая форма, как товарищество на вере (коммандитное товарищество), в которой помимо полных товарищей появляются коммандитисты, не­сущие риск убытков лишь в пределах сумм внесенных ими вкла­дов. В обществе с дополнительной ответственностью участники несут ответственность не всем своим имуществом, а в одинаковом для всех размере, кратном стоимости их вкладов. Аналогичный принцип лежит в основе и производственного кооператива. Форма унитарного предприятия, основанного на праве оператив­ного управления, предполагает несение владельцем, федеральными или муниципальными органами власти, субсидиарной ответствен­ности своим имуществом по его обязательствам. Такой же прин­цип, но только в отношении сделок, совершенных во исполнение указаний принципала (другого хозяйственного общества или товарищества), применяется и в рамках дочернего хозяйственного общества. Подчеркнем, что важен не столько размер залога в форме имущества учредителей, сколько стимулы к выполнению контрактных обязательств, создаваемые фактом ответственности владельца своим имуществом за деятельность фирмы. Такие сти­мулы наиболее сильны в полном товариществе, наименее — в ООО, ЗАО и ОАО (рис. 20.2).

 

Полное товарищество Товарищество на вере Общество с дополнительной ответственностью Производственный кооператив Казенное и дочернее предприятия 000, ЗАО и ОАО

 

Интенсивность стимулов к выполнению обязательств

Рис. 20.2

 

Следующей формой залога, имплицитно присутствующего при совершении сделки, является денежная оценка репутации учреди­телей и торговой марки самого предприятия. Речь идет о репутации участников и фирмы в целом в коммерческих кругах, в том числе среди потенциальных партнеров и потребителей, производи­мых ею товаров и услуг. «Ключевым понятием здесь является капитализированная стоимость торговой марки: фирма стремится сохранить стоимость принадлежащих ей торговых марок». Таким образом, поддержание репутации перестает зависеть от исключи­тельно социальных санкций, действие которых локализовано и Персонифицировано. Репутация имеет рыночную цену, так как Она содержит в себе дополнительную информацию о надежности Потенциального партнера и его стратегии поведения. Более того, Экономический субъект или фирма готовы платить за создание репутации в форме затрат на рекламу. «Реклама есть метод предо­ставления потенциальным покупателям знаний о продавцах. Очевидно, что этот инструмент очень важен для ликвидации Неосведомленности, сравнимый по силе с использованием книги вместо устного доклада для передачи знаний». Итак, реклама помогает сохранить преимущества неформального института, ре­путации, в режиме обезличенного взаимодействия, являя собой пример успешной эволюции института. Организационно-правовая форма некоторых предприятий, В первую очередь полного товарищества и товарищества на вере, тоже создает предпосылки для преобразования социальной репу­тации в рыночную торговую марку. Действительно, фирменное название полного товарищества и товарищества на вере должно содержать либо имена всех полных товарищей, либо имя не менее чем одного полного товарища с добавлением слов «и компания». Поэтому хозяйственные товарищества наиболее привлекательны в качестве коммерческих партнеров, ведь в качестве залога при заключении сделки с ними фигурирует не только личное имущество учредителей, но и их социальная репутация, приобретающая форму торговой марки. В связи с этим выглядело бы обоснованным пре­доставление хозяйственным товариществам налоговых льгот и льгот при регистрации. Дифференциация цены подчинения закону в зависимости от организационно-правовой формы предприятия способна стать эффективным инструментом косвенного госу­дарственного регулирования экономики, работая на повышение контрактной культуры и, следовательно, на снижение трансакционных издержек.

 

20.2.2. Формы рассогласования формальной и реальной структуры собственности

 

Организационно-правовая форма также содержит в себе ин­формацию о возможных вариантах рассогласования формальной, зафиксированной законом, и реальной конфигурации пучка прав собственности. Эта информация особенно ценна в отношении предприятий переходного типа (предприятий П), функционирующих на основе рекомбинированной собственности. Эвристическим образом можно сформулировать следующие зависимости между организационно-правовой формой и вероятностью рассогласования формальной и реальной структуры прав собственности.

Во-первых, чем менее четко специфицированы правомочия в законе (критерий 1 из предыдущего параграфа), тем выше веро­ятность оппортунизма агентов (исполнительного органа) и при­своения ими функций контроля над деятельностью фирмы. Во-вторых, чем меньшее число механизмов решения проблемы принципала—агента допускается к использованию организационно-правовой формой предприятия (критерий 4), тем выше вероят­ность реального контроля со стороны агентов. К примеру, в ЗАО число акционеров достаточно велико, что обусловливает возник­новение проблемы безбилетника при использовании ими меха­низма «голоса», но в то же время механизм «выход» тоже не функционирует ввиду того, что акции ЗАО не котируются на фон­довом рынке. В-третьих, чем выше трансакционные издержки на перераспределение легально зафиксированных правомочий, тем выше вероятность рассогласования формальной и неформальной структуры собственности. Разумно предположить, что наиболее заинтересованные в обладании тем или иным правомочием в конечном счете получат его, но не легальным, а внелегальным способом. Косвенно оценить величину трансакционных издержек, связанных с обменом правомочий, например, в ОАО позволяет отслеживание активности сделок с его акциями на фондовом рынке. Следует учитывать также трансакционные издержки, воз­никающие в результате ограничения законом сделок по обмену правомочиями (критерий 3). Так, в ООО преимущественным пра­вом покупки доли участника обладают другие участники, а для отчуждения этой доли третьему лицу должен пройти срок в три месяца после отказа других участников от ее покупки. Суммируя вышесказанное, заметим, что наибольшая вероятность рассогла­сования формальной и реальной структуры собственности характерна (по мере убывания) для обоих типов унитарных пред­приятий, ЗАО, ООО и ОАО. Именно во взаимоотношениях с такими фирмами гарантий выполнения контракта, предоставляемых формальными владельцами, недостаточно и требуются дополни­тельные усилия по заключению «неформального» контракта с реальными владельцами, которыми чаще всего являются агенты-управляющие.

Выводы. В условиях не нулевых трансакционных издержек распределение пучка правомочий оказывает влияние на эффек­тивность функционирования предприятия. Следовательно, закреп­ленное в Гражданском кодексе РФ распределение правомочий, характерное для той или иной организационно-правовой формы, экономически значимо. Чтобы оценить степень оптимальности различных конфигураций прав собственности, были использованы шесть критериев: степень спецификации прав собственности в законе, распределение права владения и права на остаточную стоимость, наличие ограничений на обмен правомочиями, вари­анты решения проблемы принципала и агента, степень разделения и перенесения рисков и степень аккумулирования капитала. Данные критерии могут быть использованы при выборе партнера для совершения сделки, когда доступна только информация, каса­ющаяся его организационно-правовой формы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 595; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.