Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функционально-стилистическая характеристика стихотворений Э.Асадова




Л.Шакирова

студентка ФБФиЖ, 1 б/ин

Науч. рук-ль: д.филол.н., проф. Ф.Г. Фаткуллина

 

Эдуард Асадов в своих стихотворениях обращается к лучшим человеческим качествам — к доброте, верности, благородству, великодушию, патриотизму, справедливости. Будучи незрячим, Асадов видел жизнь глубже, проницательнее, живее, чем многие другие. Стихи Асадова сердечные, доходчивые и проникновенные, они пережили своего автора и остаются актуальными в любое время. При жизни Асадов был скромным человеком, однако его имя и творчество было всегда известно и популярно среди молодёжи, которой поэт адресовал свои произведения.

Родился Э.А.Асадов в городе Мерв Туркестанской АССР в семье учителей. В восьмилетнем возрасте написал своё первое стихотворение. С 1939 года жил в Москве. Учился в 38-й московской школе, которую закончил в 1941 году. Асадов ушёл добровольцем на фронт, был наводчиком миномёта, потом помощником командира батареи «Катюш». Воевал на Ленинградском фронте. В ночь с 3 на 4 мая 1944 года в боях за Севастополь под Бельбеком получил тяжелейшее ранение осколком снаряда в лицо. После продолжительного лечения в госпиталях врачи не смогли сохранить ему глаза, и с того времени Асадов был вынужден до конца жизни носить чёрную полумаску на лице. В последние годы жил и работал в писательском посёлке ДНТ Красновидово. Умер 21 апреля 2004 года в Одинцово. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.

Эдуард Асадов — автор 47 книг: «Снежный вечер» («Дым Отечества» (1983), «Сражаюсь, верую, люблю!» (1983), «Высокий долг» (1986), «Судьбы и сердца» (1990), «Зарницы войны» (1995), «Не надо сдаваться, люди» (1997), «Не надо отдавать любимых» (2000), «Не проходите мимо любви. Поэзия и проза» (2000), «Смеяться лучше, чем терзаться. Поэзия и проза» (2001) и другие. Кроме того, Эдуард Асадов писал и прозу (рассказы «Зарницы войны», «Разведчица Саша», повесть «Фронтовая весна»), переводил стихи поэтов Башкирии, Грузии, Калмыкии, Казахстана, Узбекистана. Асадов писал лирические стихи, поэмы (в том числе автобиографическая «Снова в строй», 1948), рассказы, эссе, повесть «Гоголевский бульвар» (сборник «Не смейте бить человека!», Москва: Славянский диалог, 1998).

Асадов разноплановый поэт, он писал на разные темы: он писал о дружбе, о любви, о простых человеческих качествах. Он не только романтик, лирик, но и неплохой комедиограф. Известны такие стихи, как «В землянке», «Пусть меня волшебником назначат», где он во всю силу проявляет свой юмористический талант:

 

Эх, девчата! Чтоб во всем удача,
Чтоб была нетленною краса,
Пусть меня волшебником назначат,
И тогда наступят чудеса.

Но это не просто сухой юмор, направленный на облечение пороков, как это часто бывает. У Асадова он благородный, наполненный искренностью и желанием сделать мир лучше:
Я начну с того, что на планете-
Сразу ни обманов, ни тревог,
Все цветы, какие есть на свете,
Я, как Бог, сложу у ваших ног.
Кроме того, он любил вспоминать и военные годы. Вспоминал он о них с некой жалостью к себе. Безусловно, он жалеет о том, что на его юность выпала такая нелегкая доля. Например, «На пороге двадцатой весны», «Письмо с фронта», «Ленинграду», «Отцы и дети» и т.д.
Поэт любил использовать перекрестную риф му, например: «Ледяная баллада», «У опушки», «Первый поцелуй»… Не редкость в произведениях Асадова и смежная риф ма: «Дорожите, счастьем, дорожите!», «На пороге двадцатой весны»…Но все же преимущественно Асадов писал перекрестной рифмой, но ни коем образом это не делает его стихи скучными или банальными. Его стихи удивляют своей выразительностью, лиричностью и глубиной.. Говоря о стихотворных размерах, нельзя сказать, что автор отдавал какому-то наибольшее предпочтение: он использовал амфибрахи й («Сатана», «Пусть меня волшебником назначат»), анапес т («Все равно я приду на свидание», «Мы решили с тобой дружить»), хорей («Первый поцелуй», «Лесная сказка»), ямб («Письмо с фронта», «Дикие гуси»)…
Для полного представления о творчестве поэта проанализируем стихотворение «Я могу тебя очень ждать»:

 

Я могу тебя очень ждать,
Долго-долго и верно-верно,
И ночами могу не спать
Год, и два, и всю жизнь, наверно!
Пусть листочки календаря,

Облетят, как листва у сада,
Только знать бы, что все не зря,
Что тебе это вправду надо….

В этих строках использована перекрестная рифма, преимущественно открытая (верно-наверно, календаря-не зря). В стихотворении встречаются гротеск (год, и два, и всю жизнь, наверно), сравнение (облетят, как листва у сада), метафора (листочки календаря облетят), анафора (и ночами могу не спать/год и два, и всю жизнь, наверно). Асадов мастерски использует гиперболу (Я могу за тобой идти по чащобам и перелазам/по пескам, без дорог почти,/по горам, по любому пути,/где и черт не бывал ни разу) Данная строфа полностью подверглась гиперболизации. Во второй строфе автор использовал перифраз (пусть листочки календаря,/облетят, как листва у сада). Под этой фразой втор подразумевает какой-то промежуток времени. В данном стихотворении автор очень часто использует сослагательное наклонение (знать бы), которое добавляет эмоциональности, показывает, что герой питает огромную надежду. Сослагательное наклонение помогает открыть внутренний мир автора. Хочется отметить, что стихотворение это он посвятил своей жене, которая часто бывала в разъездах. Удивительно то, что мужчина может быть настолько чувствителен. Если не знать автора стихотворения, смело можно предположить, что оно написано женсщиной. Данное стихотворение уже стало песней, которая поется в основном женским голосом.

Асадов не только талантливый поэт, но и человек, способный на глубокие переживания. Нередко душевный мир поэта и человека не совпадают, но это не тот случай. Он яркий романтик. Его стихи удивительно простые, но в то же время очень сложные. Они подкупают своей лиричностью, мелодичностью, неудивительно, что многие его стихи положены на музыку и уже стали бардовскими песнями. Как можно заметить, почти все творчество Асадова посвящено любовной лирике. У поэта есть свой, неповторимый стиль. Его нельзя сравнить с романтичным или величавым Пушкиным, Блоком или Рождественским. Его стихи не поддаются никакому сравнению. Удивительно, человек с такой не простой судьбой и таким ранимым сердцем мог так легко и беспечно шутить. Асадов не просто поэт, а герой. Он один из немногих, кто не покорился судьбе, и даже после ранения, вслепую, продолжал создавать шедевры. Бесспорно, он один из лучших поэтов 20 века.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 3522; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.