Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Онтология журналистики как средства конструирования сознания аудитории




Гизатуллин Д.Э

студент 4 курса ФБФиЖ БашГУ, г. Уфа

Научный руководитель: Галлямов А.А.

к.ф.н., доцент БашГУ, г. Уфа

 

 

Современная журналистика – явление сложное и многогранное. Журналистика как деятельность является очень важным инструментом взаимодействия и даже существования постиндустриального общества в том виде, каком оно сейчас нам представлено. Так, ликвидация института журналистики, включая такие околожурналистские явления, как блоги, приведет к разрушению всей структуры глобальной системы функционирования современного общества. Человек окажется в глухой информационной изоляции от остального мира. Таким образом, современные СМИ играют главную роль в создании у аудитории информационной картины мира.

Благодаря развитию науки, человек все больше узнает о функционировании таких явлений, как сознание и язык, которые тесно связаны с журналистикой, поскольку СМИ, как и человек, используют язык в качестве основного инструмента сообщения информации. Остальные виды контента, используемые журналистикой, – фото, видео и звук – играют скорее вспомогательную и часто даже второстепенную роль при сообщении информации. Использование журналистикой языка в современной науке уже довольно подробно рассмотрено и изучено, однако многие моменты все еще остаются неясными из-за сложности самого языка как явления.

Относительно того, что именно такое язык, мнения ученых расходятся. В данной статье под языком понимается естественная знаковая система, используемая человеком для общения, то есть передачи информации. Информацию, то есть некое знание, человек получает прежде всего с помощью пяти органов чувств: зрение, слух, обоняние, вкусовой орган и осязание. Кроме того, новая информация также возникает в результате мышления.

Человек мыслит с помощью образов. Возможно, что именно такая форма мышления сложилась исключительно эволюционно ради эффективности обработки человеком информации и быстроты реагирования на внешние раздражители. Образы в нашей голове представляют собой не просто образ какого-то объекта, а сложную и удивительно скомпонованную совокупность всех возможных знаний и представлений об объекте, имеющихся у отдельного человека. Так, подумав о дереве, вызвав образ дерева в своем сознании, человек мгновенно получает все то, что у него накопилось об этом дереве, а именно: 1) внешний образ дерева, то есть его пространственно-временную форму и структуру; 2) знание о дереве, которое необходимо для отличия дерева от других объектов; 3) историю дерева, или же совокупность опыта, связанного с предыдущими знакомствами этого человека с деревом; 4) знание о цели дерева, то есть для чего оно существует, и знание алгоритма поведения, то есть те действия, которые можно и возможно выполнять с деревом; 5) отношение к этому дереву (стоит заметить, что самое распространенное отношение – нейтральное, то есть не вызывающее практически никаких эмоций). Таким образом, образ какого-то объекта включает в себя сложную совокупность знаний об объекте, его истории, алгоритмов действий и правил поведения и отношения к нему. При этом эти образы не статичны и не дискретны, а, наоборот, динамичны и находятся во взаимоотношениях, благодаря чему человек собственно и имеет возможность оперировать образами.

Именно для передачи этих образов и необходим язык, который является знаковой системой. Знак – это выражение означаемого через означающее, внутреннего через внешнее [1, С. 142]. Если внешнее в языковом знаке – это звук, физическое явление, то внутреннее – это образ, явление скорее идеальное, так как образ не передается вместе со звуком. Образ, или же означаемое в языковом знаке, находится во внутреннем мире человека, в его сознании. Обмениваясь языковыми знаками, люди не передают мыслительные образы, а обращаются к ним, то есть образ не заложен в, например, слове, а хранится в сознании человека, и при столкновении с языковым звуком в сознании человека возникает образ, знаком которого этот языковой звук и является. Таким образом, с помощью языка человек обращается к сознанию другого человека и вызывает у него определенные образы, знаками которого и является язык.

Образы человеческого мышления не статичны, и при обращении к ним они могут изменяться. Именно язык служит основным средством для изменения людьми этих образов друг у друга. Любое языковое общение что-то изменяет в сознании человека, а именно в пространстве некоего образа. Более того, с помощью языка этим образы могут и создаваться. Так, рассказ о том, что где-то в экзотической стране есть дерево, чьи плоды растут не на ветвях, а на стволе, создаст у воспринимающего этот рассказ человека образ этого дерева, в сознании возникнет новый образ, который будет сконструирован языковым сообщением об этом дереве. Еще одно сообщение, например, что это дерево способно вырасти только в очень влажной среде, изменит сложившийся образ об этом дереве в сознании человека путем переконструирования уже имеющейся информации и добавления новой информации. Таким образом, посредством языка происходит изменение, обогащение и конструирование сознания [2, С. 366].

Журналистика представляет собой практику сбора, интерпретации информации о событиях, темах и тенденциях современной жизни, её представления в различных жанрах и формах, и последующего распространения на массовую аудиторию. Журналистика рассказывает человеку об актуальной, значимой стороне окружающего его мира, то есть создает современное глобальное информационное поле, или же медиаполе, из которого человек получает ту информацию, которую не имеет возможности получить при межличностном общении, и осуществляет она это с помощью языка. Следовательно, журналистика создает и изменяет образы о современности, которые человек не имеет возможности получить из межличностного общения, и медиаполе, созданное журналистами, содержит в себе образы актуальных событий и явлений, происходящих в мире. Таким образом, журналист не просто рассказывает, не просто сообщает информацию, а изменяет сознание аудитории.

В 21 веке, когда процессы информационной глобализации стали явью и играют огромную роль в функционировании современного общества, необходимо понимать, что журналистика берет на себя ответственность за постоянное конструирование сознания своей аудитории и создает в их внутреннем мире образ современности. Именно благодаря этому возможна реализация такой функции журналистики, как актуализация мировоззрения социальных групп средствами подбора фактов, оценок и комментариев, которые злободневны и значительны в данное время.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. – М., Изд-во МГУ, 1982. – 478 с.

2. Хюбнер К. Истина мифа. – М., Изд-во «Республика», 1996. – 448 с.

© Д.Э. Гизатуллин, 2014

 

В. Гречачин,

студент 4 курса ОЖ ФБФиЖ.

Научный руководитель: к.филол.н., доцент А. Галлямов

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 500; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.