Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подходы СМИ в отражении событий 20 февраля на Украине




 

Когда в сознании двух людей при коммуникативном акте один и тот же предмет вызывает разные образы, следовательно, и отношение к предмету у этих двух не будет схожим. Хотя предмет никогда не перестает быть самим собой. Тут удивляться нечего, с этим мы сталкиваемся каждый день в общении с людьми. Другое дело, когда один из собеседников не хочет или не может даже предположить возможность другого виденья предмета. Его сознание находится в строгих рамках определенной системы мышления, который не допускает чего-то инородного. Такого рода общение не будет продуктивным и приятным.

Сегодняшние события в СМИ, связанные с ситуацией на Украине, хорошо демонстрируют различие европейского типа мышления и российского. А именно, речь пойдет о работе европейских и российских журналистов на территории неспокойной Украины. Здесь будут проанализированы репортажи датированные 20 февраля 2014 года различных СМИ. Но для начала разберемся в особенностях типов мышления.

Петров выделил 3 типа социальных структур: а) лично-именной тип (охотничье, "первобытное" общество); б) профессионально-именной (традиционное земледельческое общество, "развивающееся" общество); в) универсально-понятийный (общество европейской культурной традиции). Для каждого из этих видов социальных структур свойственен определенный тип мышления, который основывается на особенностях социального наследования и передачи знания. Сегодня Индия – ярчайший пример профессионально-именной социальной структуры. Отдельно взятый индус принадлежит определенной касте. С уверенностью можно сказать, что его сын, внук, отец, дед принадлежали той же касте. Он освоил профессию или набор профессий, типичных для этой касты. Знания он получил от отца, который в свою очередь получил их от деда. В условиях профессионально-именной структуры общества не существует социальной мобильности. Для отдельно взятого человека есть один набор знаний и один набор профессий. Его система мышления была сформирована предками еще за долго до его рождения. Таким образом этот человек живет в мифе.

Что мы понимаем под мифом? Хюбнер определил миф как систему мышления и опыта. Лосев пошел дальше и назвал миф реальностью для мифического сознания. Вернемся к индусу, который живет в мифе. Для его мышления свойственна определенная система, которая создавалась поколениями. Эта система и лежит в основе его восприятия мира, в формировании его реальности. Поскольку знание и опыт передаются от поколения к поколению, для всех представителей рода миф остается неизменным и только укрепляется в сознании. Разве нужна социальная мобильность индусу, другие достижения общества европейской культурной традиции, если он живет сильным мифом предков? В его сознании просто нет таких категорий. Для индуса есть миф и одна единственная реальность.

В свою очередь общество европейской культурной традиции использует другие принципы наследования и передачи знания и опыта. Представитель универсально-понятийного типа мышления может освоить любое знание и любую профессию. Ему всего лишь необходимо, например, открыть книгу, по средствам которой осуществляется передача знания. Категории, которыми мыслит представитель общества европейской культурной традиции, позволяют его сознанию воспринимать реальность объективно, с точки зрения универсального научного знания, которое верифицируемо.

Так подходы, используемые западными СМИ для освещения ситуации на Украине, отличаются объективностью и достоверностью. Особенность западного подхода заключается в том, что в основе их восприятия Украины лежат социологические, политологические и культурологические категории: Украина – суверенное государство со своей культурой и нацией. В то время как российские журналисты придерживаются мифического виденья Украины. Это очевидный показатель того, что СМИ воспринимают свою аудиторию, находящейся на этапе перехода от профессионально-именной социальной структуры к универсально-понятийной. Российские СМИ пользуются сложившемся поколениями мифом об Украине: это территория (не европейское государство), которая находится на краю России, «у края». Более того, Украина входила в состав СССР, и многие позволяют себе придерживаться позиции, что Россия может претендовать на территорию независимого государства, что никого кроме России Украина не должна брать в партнеры. Подход Российских СМИ основывается на мифе, который создает мифическую реальность и не дает возможность объективного виденья ситуации и отбора фактов. Журналисты могут даже не замечать других фактов, которые противоречат этой мифической реальности. Не стоит забывать, что всегда есть вероятность намеренной фальсификации фактов.

Для начала стоит привести яркие примеры фальсификации фактов российскими СМИ. 2 марта «Первый канал» рассказал об "усилении потока мигрантов из Украины в Россию" и проиллюстрировал это сообщение кадрами автомобильных очередей на пропускном пункте "Шегини-Медика", который находится на границе Украины и Польши. Как сообщается в сюжете, за последние две недели "убегая от беспорядков" из Украины в Россию выехали уже около "140 тысяч человек". В то время как, по словам общественного активиста Виталия Уманецна, на российско-украинской границе «все спокойно». 2 марта Украинские СМИ поймали на лжи своих российских коллег о том, что украинские военные в Крыму массово складывают оружие и принимают российское гражданство. В свою очередь в руководстве ВСУ заверили, что все военные в Крыму верны своей присяге и будут отстаивать интересы украинского народа до последнего патрона. 20 февраля «Россия-24», собирая критические мнения о противостоянии на Украине, допустила оплошность, позвонив крымскому депутату Леониду Пилунскому, который неожиданно для журналистов заявил, что «власти сами нагнетают ситуацию в Крыму», а «майдановские структуры» не представляют в регионе никакой угрозы. Речь депутата в прямом эфире оборвалась прямо посреди фразы — ведущая, запнувшись, объяснила это неполадками со связью. Без сомнения, фальсификацией фактов занимались и европейские СМИ, но только лишь в редких случаях.

«20 февраля в Киеве, несмотря на объявленное перемирие, снова начались столкновения между протестующими и правоохранительными органами. В этот раз они сопровождались многочисленными жертвами: по разным оценкам, погибли более 70 человек, еще 600 пострадали. Многие получили огнестрельные ранения, хотя ни одна сторона открыто не признается в использовании боевых патронов, предпочитая обвинять в кровопролитии противника. Кто именно виноват в нарушении перемирия и развязывании на улицах Киева самых жестоких с начала протестов боев, неизвестно» - пишет Lenta.ru в статье «Так называемые демонстранты» 21.02.2014.

Все репортажи 20 февраля крупнейших российских СМИ имели тенденцию возлагать вину за кровопролитие на протестующих. МИД РФ в свою очередь заявил, что основную ответственность за столкновения в Киеве несут «радикалы-боевики», призывающие к свержению власти, а «Беркут» защищает свои позиции без огнестрельного оружия.

В вечернем выпуске новостей «Первого канала» http://www.1tv.ru/newsvideoarchive/pd=20.02.2014 акцентируют внимание аудитории на потери среди украинских военнослужащих. Так же показали видеоролик, на котором видно, как неизвестные стреляют из окон в неизвестном направлении. Журналист первого канала назвала неизвестных протестующими, которые ведут огонь по украинским военнослужащим.

Доказать то, что боевыми патронами на улицах Киева стреляли только протестующие, а «Беркут» отбивался от них резиновыми пулями и светошумовыми гранатами, попытался и телеканал НТВ. В выпуске новостей http://www.ntv.ru/peredacha/chp/m23900/o225936/показывая кадры «Радио Свобода», на которых люди в экипировке правоохранительных органов и с желтыми повязками на рукавах стреляют из боевого оружия, телеканал заметил: «Если приглядеться, становится понятно: мятежники просто используют экипировку захваченных в заложники сотрудников «Беркута». Показанные на видео автоматы Калашникова, как заявили на НТВ, давно не используются в МВД Украины, но хранятся на складах, которые как раз были разграблены протестующими, а желтые повязки же используются ими для опознания своих. Телеканал отметил, что переодетые «боевики» в провокационных целях ведут стрельбу по своим. Заявлению НТВ о том, что на улицах Киева протестующие маскируются под бойцов отряда «Беркут» и используют оружие, снятое с вооружения, противоречат кадры видеоролика государственного англоязычного канала RussiaTodayhttp://www.youtube.com/watch?v=p1tnwr8m_YU

Несомненно, что доля пропаганды в репортажах высокая. Как и крупнейшие электронные, печатные российские СМИ поддерживают позицию правительства.

Западные издания были очень осторожны в своих оценках и пытались дать объективную картину происходящего. К примеру, американское телевидение, используя те же самые видеоролики, всякий раз подчеркивают, что установить, кто и в кого стреляет, возможно далеко не всегда. Типичный комментарий на канале CNN выглядит так: «На этом ролике, снятом «Радио Свобода», люди в форме (предположительно, форме государственных военнослужащих) стреляют из автоматов и снайперской винтовки по целям, которые остались за кадром. Что это за цели, нам установить не удалось. [...] Тем не менее, одна из врачей, которые оказывают помощь протестующим, Ольга Богомолец, обвинила правительственные войска в том, что они стреляют на поражение. По ее словам, к ней доставили 13 человек, в которых стреляли профессиональные снайперы». Схожим образом комментируют кадры из Киева и на «Би-Би-Си». Такое отражение фактов свойственно для универсально-понятийного типа мышления.

Резкие оценки встречаются и во французских и немецких газетах. К примеру, прокоммунистическая «L’Humanité» со ссылкой на бельгийского журналиста и левого активиста Жана-Мари Шовье называет радикалов с Майдана «фашистами». Ведущий обозреватель немецкой «Die Welt» Торстен Крауэль, напротив, открыто возлагает вину за обострение конфликта на Украине на президента Януковича. «Люди, которые умирают на улицах Киева, делают это ради европейских ценностей, — пишет Крауэль. — Если ЕС останется в стороне, то это будет предательством своих же идеалов. Янукович уже доигрался и должен предстать перед судом».

Ведущие западные печатные СМИ, за редким исключением, также стараются описывать события сдержанно.

Разница в отборе фактов и выражении позиции между приведенными СМИ очевидна. Профессионально-именной тип мышления с свойственными ему мифами, которые не могут быть верифицируемы способен рассуждать только имманентно. Ситуация может быть разобрана однобоко, отстраненного виденья быть не может. Все это свойственно некоторым репортажам, которые были приведены в работе. Те репортажи, которые отличаются объективностью и нейтральностью, могут послужить ярким примером того, какими должны быть журналистские тексты в эпоху универсально-понятийной структуры общества.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Петров М. К. Язык. Знак. Культура – Москва, 2004.

2. Хюбнер К. Истина мифа – Москва, 1996.

3. Лосев А. Ф. Диалектика мифа – Москва, 2001.

4. Сурганова Е., Бенюмов К. Так называемые демонстранты - Lenta.ru 21.02.2014

© В. А. Гречачин, 2014

 

Қалиева Гүлназ

Қазақ филологиясы

мамандығының 4 курс студенті

ЖАРНАМАНЫҢ МАЗМҰНЫ МЕН ТАРАТЫЛУЫ

Жарнама қоғамдық өмірдің белді бөлшегі десек қателеспейміз. Міне, сондықтан да жаранама саласына деген әр түрлі көзқарастар қалыптасып жүр. Бүгінгі мақала тақырыбына келмес бұрын мына жайларға тоқталып кеткенім дұрыс болар.

Жарнама мәселелеріне қатысты алғашқы зерттеулер ХІХ-ХХ ғасырлар тоғысында өмірге келді. Жарнама туралы арнайы әдебиетті жазған тұңғыш авторлар америкалық психологтар болатын. Олардың ішінде Чикагодағы Солтүстік-Батыс университеттің оқытушысы Уолтер Дилл Скотт бар. Оның қаламынан 1903 жылы «Жарнама теориясы», 1904 жылы «Жарнама психологиясы» атты еңбектер дүниеге келді. 1912 жылы Берлинде доктор Х. Хартунгеннің «Практикалық жарнама теориясы» атты еңбегі жарық көрді. Жарнаманың даму тарихына қатысты тұңғыш іргелі еңбекті 1874 жылы ағылшын ғалымы Генри Симпсон өмірге әкелді. 1894 жылы П. Датцтың «Жарнаманың ерте дәуірлерден күні бүгінге дейінгі тарихы» атты еңбегінің бір бөлігі жарияланды (өкінішке қарай, еңбек аяқталмаған). Октав–Густав Жерэннің 1911 жылы жарық көріп, 1927 жылы қайтадан басылған «Суггестивтік жарнама, теория мен техника» атты кітабы жарнамашылардың бірнеше ұрпағының қолдан түсірмейтін кітабына айналды. Парижде жарнама кәсібімен 1904 жылдан бастап айналысқан Жерэн «жарнама бойынша кеңес беру жөніндегі» алғашқы кабинеттердің бірін ашады. Жарнамалық және коммерциялық журналдарда мақалаларын жариялай, конференцияларға қатыса жүріп, ол 1916 жылы жарнама бойынша алғашқы оқу курсын жүргізеді. Бұл оның маман ретіндегі танымалдығын арттыра түседі. Осы кезеңде жарнама туралы ғылыми білімдер еселене көбейіп, зерттеушілер ұлттық, сондай-ақ халықаралық жарнама науқандарының тиімділігін арттыруға қатысты проблемалар көтереді. Мәселен, неміс ғалымы доктор Х.Хартунген жарнаманың мәдениетаралық қырларын қарастырады. Сөйтіп, ХХ ғасырдың алғашқы жартысында жарнама туралы ғылыми түсінік қалыптасып, жарнама туралы дербес ілім дами түседі. Жеке пән ретінде жарнама ХХ ғасырдың екінші онжылдығында Америкада, кейіннен Еуропада оқытыла бастады[1, 26]

Қазақстанда да өз нәтижесін тауып жүрген зерттеулер де аз емес.

Осындай зерттеулер нәтижесінде жарнаманың қолданылауы, маңызы, ерекшелігі сияқты мәселелермен қоса жарнамының таратылуы да өзінше мәнге ие болып отыр.

Қарап отырсақ жарнама тек көшелерде ғана емес, басқа көптеген жерлерде де өзінше таратылады. Жарнама зерттеуші ғалымдар жарнаманың таратылуына бірден бір қызмет ететін саласы ретінде дінді ұсынады. Оған мысал әлемде неше түрлі дін бар. Солардың әрбір салт жоралғыны соның ішінде көп кездсетін жерлеу рәсімін, діни мерекелердің әр түрлі орындалуы. Бірақ қазіргі таңда діни шаралар мен жарнамаларды таратуға сақтықпен қараған жөн деп санайды. Діни жарнамалар көбіне діни басылымдарда ғана көп сөз етіледі. Ал бұқаралық ақпарат құралдарында көп кезедсе бермейді. Мысалы, УМРА Мекке, Мәдинә. 7-наурыз 2010ж. бару. 17-наурыз 2010ж. қайту Мәуліт айында Пайғамбарымызға (с.г.с.) тікелей салауат айту мүмкіншілігі. («Ислам және өркениет» газетінен). Және осы жарнаманың соңында телефон номері мен керек мекен жайы жазылады.

Бұқаралық ақпарат құраларының ішіндегі халыққа әсерлі де өтімді жарнама таратушы саланың тағы бірі теледидар. Қазіргі таңда қарапайым халықтың көбі теледидар алдында отырады. Сондықтан теледидардағы жарнамалар да соған лайық болу керек. Бірақ тележарнамалар сапасы сын көтермейді. Мысалы, бірде теледидарда «NESTLE» (Нестле) шоколадын жарнамалады. «Бір қыз бен жігіт кіріп келеді. Дастархан басында үлкен кісілер отырады, қыз шамалы қысылып отырады да қалтасынан шоколадты алып шығады, сол кезде дастархан басындағы үлкендер алдында тұрған басты ысырып тастап шоколад жейді». Қарап отырсақ ештеме жоқ сияқты. Бірақ малдың басын дастарханға қадірлі қонақтарға ғана қойып, киелі санаған қазаққа бұл жарнама жараса ма? Меніңше жарамайды. Қарап отырған жасөспірімдер бұл жарнаманы қарайды, сонда олардың санасында қандай тәрбие қалыптасады.

Жарнама таратушы келесі фактор ұялы телефон арқылы жарнама тарату. Ұялы телефон арқылы келетін жарнамалардың көбісі ұялы байланыс тұрлері, ондағы түрлі жеңілдіктер, әуендердің қалай қосылуы туралы келеді. Ал кейбірі түрлі сатылымдар мен демалыс түрлері, спорттық шаралардың жарнамасы. Кей кездері діни сипаттағы жарнамалар да келіп жатады. Мысалы кейінгі кездері намаз уақыттарын күнделікті жіберіп тұрады. Оны қажет емес деп айта алмайсың. Бұның пайдасы өте көп [2, 13].

Сонымен қазіргі таңда жарнама таратудың мынадай түрлерін атап өтуге болады:

 


Бұл жарнама тарату орындарының қоғамда алатын орындары бар. Оған да жауапкершілікпен қарауымыз керек[3, 20].

Жарнаманың адам санасына әсері В.Паккардтың, Д.Адамның шығармаларында қарастырылады. Д.Адам жарнамалау үдерісін: 1) жарнамалық хабарламаны алдын-ала зерделеу (ынта-ықылас және хабарлама түрі); 2) неғұрлым тиімді жарнамалық науқан жүргізу үшін бұқаралық ақпарат құралдарын зерттеу; 3) жарнама тиімділігін бақылау әдістерін зерттеу деп үш бөлікке бөледі. Жиырмасыншы ғасырдың екінші жартысынан бастап жарнамада психоанализ әдісі кеңінен қолданыла бастады[4, 17].

Негізі жарнаманың ең көрнекті түрі бейне жарнамалар. Неге десеңіз халық сөзден гүрі суретті жақсы көреді. Оның сәнделуі, не туралы екендігі ғана қарайды да басқаға көңіл аудармайды. Жарнаманы жасаған жақсы. Бір затты жарнамалап жатса «ой өтпей тұрған заттары ғо» дейді де жүре береді. Ал негізі олай емес, жарнама жасалып, халыққа таратылмаса оны халық қайдан біледі. Жаңадан ашылған арзан сауда орталықтары туралы да хабарды осы жарнамадан біле алады. Сондықтан да қоғамда жарнаманың алар орны ерекше дегім келеді. Жарнаманың әсемдігімен қатар, тілінің де дұрыстығына назар аударғанымыз дұрыс.

 

ПАЙДАЛАНЫЛҒАН ӘДЕБИЕТТЕР

 

1. Асанбаева С.А. Жарнама саласында мемлекеттік тілді қолданудың социолингвистикалық өзекті мәселелері: ф.ғ.к. Алматы, 1999ж

2. Бекболатұлы Ж. Жарнама негіздері. Алматы: Экономика-2009.

3. Солтанбекова Ғ.Ә. «Қазақ жарнамалары: тілдік сипаты және олардың ықпал ету қызметі». Автореферат. Алматы, 2001ж.

4. Қазақ тілінің сөздігі. Алматы, 1999ж.

5. Балақаев М, Жанпейісов Е, Томанов М, Манасбаев Б. «Қазақ тілінің стилистикасы». Алматы, 1974ж.

6. Жарнама туралыҚазақстан Республикасының 2003 жылғы 19 желтоқсандағы 508 Заңы

Қазақстан Республикасы Парламентінің Жаршысы, 2003 ж., N 24, 174-құжат; "Егемен Қазақстан" 2003 жылғы 26 желтоқсандағы N 332-333

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 613; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.