КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Построение конкурентной карты рынка. 1 страница
Завершающим этапом анализа деятельности конкурентов является построение конкурентной карты рынка, т.е. классификация конкурентов занимаемой ими позиции на рынке. Распределение рыночных долей (Д) позволяет выделить ряд стандартных положений предприятия на рынке. Оценка статуса предприятия позволяет: · определить особенности развития конкурентной ситуации стратегии дальнейшего существования на рынке; · установить степень доминирования предприятия на рынке; · выделить ближайших конкурентов и установить относительную позицию предприятия среди участников рынка; · использовать полученную информацию для формирования досье конкурента. Все это, позволяет более обоснованно подойти к вопросам разработки стратегии, учитывая конкурентный статус.
ТЕМА 6. Современные подходы к стратегическому планированию Для того чтобы создать управляемую бизнес-модель, необходимо понять, достижению какой главной цели она должна способствовать и каким образом это будет происходить. Понимание этих моментов позволит разработать стратегию компании с учетом ее ресурсов, возможностей и ситуаций на рынке. Такую задачу позволяет решить стратегическое планирование, а в дальнейшем разрабатываются и регламентируются более углубленные цели и подзадачи для подразделений и отстраиваются бизнес-процессы. Стратегия – это наиболее общий механизм действий, определяющий пути достижения цели. По мнению Томпсона и Стрикленда, стратегия компании – это комплексный план управления, который должен укрепить положение компании на рынке и обеспечить координацию усилий, привлечение и удовлетворение потребителей, успешность конкуренции и достижение глобальных целей. Стратегическое планирование - первый шаг на большом пути, который поможет компании справиться с существующими трудностями и не попасть в сети новых проблем. Стратегическое планирование является первой частью стратегического управления, включающего в себя также организацию, контроль и регулирование. По определению В. Ефремова, стратегическое планирование – это процесс определения стратегии организации путем анализа стратегических позиций, изучения внутренних и внешних факторов и действий, которые могут привести к достижению, удержанию, развитию и капитализации ее конкурентных преимуществ. Разные авторы по-разному подходят к раскрытию сущности стратегического планирования и его составляющей – стратегического анализа. Одни считают, что этот процесс является следствием изучения внутренней и внешней среды организации, а его цель – помочь организации укрепить свои сильные стороны и минимизировать слабости, воспользоваться открывающимися возможностями и защититься от надвигающихся опасностей. Стратегическое планирование начинается, по их мнению, с видения того, какой должна стать организация в будущем, и представляет собой некую структуру выбора. Другие специалисты рассматривают стратегическое планирование как процесс разработки процедур и операций, необходимых для будущего успеха. Они различают долгосрочное планирование, которое считается реактивным по своей природе, и стратегическое планирование, которое позволяет организации создавать свое будущее. Третьи представляют стратегическое планирование как процесс организационного обновления и трансформации. При этом они указывают на еще одно отличие долгосрочного планирования от стратегического. При долгосрочном планировании цели и проекты определяются на основании предположения об организационной стабильности, тогда как при стратегическом планировании роль организации всегда исследуются в контексте ее окружения. Стратегическое планирование обеспечивает организацию инструментом адаптации ее услуг и деятельности для удовлетворения изменяющихся потребностей окружения. Некоторые специалисты в области организационного поведения придерживаются той точки зрения, что основную пользу компания получает не от самого факта существования плана, а от процесса его разработки: именно этот процесс приводит к установлению таких взаимоотношений среди работников и такого отношения к работе, которые при других обстоятельствах просто теряются. Мы выбираем стратегическое планирование, потому что оно: · усиливает конкурентные преимущества; · позволяет оптимальным образом использовать ресурсы; · увязывает процессы принятия решений в высшем и среднем звене управления; · улучшает адаптацию компании во внешней среде; · улучшает ориентацию компании во внешней среде; · позволяет сосредоточить усилия сотрудников на достижении единой цели; · повышает уровень корпоративной культуры. Итак, осуществляя стратегическое планирование в компании, необходимо ответить на следующие вопросы: Кто мы? Каков наш бизнес? На каком этапе мы находимся в настоящее время? Каково текущее состояние нашего бизнеса? На каком этапе мы были вчера? Каким был наш бизнес вчера? Каковы сильные и слабые стороны нашего бизнеса? Что мы можем, чего мы не можем? Что препятствует достижению наших целей? Что способствует развитию нашего бизнеса? К чему мы идем? Как хорошо мы выполняем нашу миссию? Что необходимо сделать, чтобы выполнять нашу миссию как можно лучше? Что можно предпринять? Какие стратегические альтернативы имеются? Что следует предпринять? Какой должна быть наша стратегия? Насколько устойчива наша стратегия к изменениям? Для получения ответов на эти вопросы существует набор методов и инструментов, некоторые из них мы и рассмотрим ниже: · оценка привлекательности отрасли; · анализ внешней и внутренней среды; · PEST –анализ · SWOT-анализ · оценка уровня конкуренции; · профиль конкурентных преимуществ; · оценка бизнес-портфеля при наличии нескольких бизнес-единиц и др. Идеальным инструментом для получения ответов на поставленные вопросы является стратегическая программа компании, предусматривающая применение данных методов и соответствующих моделей. Именно она позволяет компании точно определить и зафиксировать цели бизнеса и развиваться, стремясь к их достижению, не предпринимая лишних «движений в сторону». ПОЗИЦИЯ КОМПАНИИ НА РЫНКЕ, АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ Шаг 1. Оценка привлекательности отрасли Для оценки привлекательности рынка существует множество критериев, и мы рекомендуем использовать именно те из них, которые наиболее значимы для рассматриваемой отрасли. Также важно сразу определить границы прогнозных оценок. Наиболее целесообразный горизонт планирования для российской действительности составляет не более чем два-три года. Рассмотрим в качестве примера анализ привлекательности отрасли солнцезащитных систем для компании N (табл. 1). Каждой характеристике экспертным путем присваивается свой удельный вес, и результатом анализа будет среднее значение по всем характеристикам: 34 – 9 = 25. Таким образом, средний балл привлекательности отрасли составляет 25:16 = 1,6. Шаг 2. Анализ макросреды, PEST-анализ Анализ макросреды предполагает изучение факторов прямого и косвенного воздействия. Среда прямого воздействия – это поставщики, трудовые ресурсы, законы и учреждения государственного регулирования, потребители и конкуренты. Под средой косвенного воздействия понимаются факторы, которые не оказывают прямого влияния на деятельность организации, но опосредованно воздействуют на нее. Это такие факторы, как состояние экономики, научно-технический прогресс, социокультурные и политические изменения, значимые для организации события в мире. Для оценки факторов прямого воздействия, их влияния и прогноза изменений можно использовать табл. 2. PEST-анализ подразумевает оценку среды косвенного воздействия и предполагает учет следующих факторов: политические(Policy), экономические(Economy), социальная среда(Society), технология (Technology). В ходе анализа также могут учитываться сила влияния и длительность воздействия этих факторов. Рассмотрим их на примере той же компании N (табл. 3).
Шаг 3. Оценка уровня конкуренции Для определения уровня конкурентной борьбы в отрасли существует метод оценки факторов конкуренции. Каждый из 10 таких факторов имеет свой вес, и сумма весов равна 10. Фиксируем оценку силы проявления фактора конкуренции и прогноз изменения этой оценки по 5-балльной шкале (5 – очень сильное, 1 – очень слабое) (табл. 4). Для получения необходимой информации проводится опрос внутренних экспертов компании, также могут использоваться данные опроса клиентов. После заполнения табл. 4 значения из столбцов 1, 2, 3, сводятся в табл. 5 (для количественной оценки факторов конкуренции в отрасли с учетом веса каждого из факторов), и вычисляется среднее значение: Столбец 5 = столбец 2 x столбец 3; Столбец 6 = столбец 2 x столбец 4. Полученные результаты переносятся на шкалу общей оценки уровня конкуренции (рис. 2). Результат из приведенного примера (2,82) характеризует уровень конкуренции как «средний», что говорит о достаточно стабильном состоянии отрасли. Рынок находится в стадии зрелости, когда основные зоны влияния поделены и конкуренция не слишком жесткая. Шкала для прогноза изменений факторов конкуренции имеет следующий вид: при значениях меньше 1,5 влияние факторов ослабевает; при значениях от 1,5 до 2,5 ситуация стабильна; при значениях больше 2,5 влияние факторов усиливается. Результатом такого исследования внешней среды будет количественная оценка каждого фактора. Для большего удобства оценки можно использовать следующую форму (табл. 6). В рассматриваемом нами примере значительными для компании факторами являются потребители, поставщики конкуренты. Итак, можно сделать вывод, что возможности компании связаны с ее клиентами, и особенно сильным звеном являются поставщики. Угрозу для компании представляют ее конкуренты и их усиливающееся влияние. Сложность ситуации невысокая, т.к. значимых факторов только три, а уровень определенности является достаточным (+5 и выше по 10-тибалльной шкале).
АНАЛИЗ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ КОМПАНИИ Шаг 4. Определение стратегической группы конкурентов При определении соперников компании важно учитывать, что не все основные игроки данного рынка являются ее стратегическими конкурентами: их интересы могут пересекаться лишь по одной или нескольким характеристикам. Для того чтобы определить истинных, стратегически значимых конкурентов компании, составим карты стратегических групп. Перечень значимых характеристик компании в условиях разных рынков может сильно отличаться. Как правило, такие характеристики определяются путем опроса клиентов, и основными считаются следующие: цена, качество, возможность отсрочки платежа, наличие ходовых позиций, ассортиментная линейка, бренды, уровень сервисного обслуживания клиентов и т. д. Имея данные об этих характеристиках, можно использовать табл. 7. Заполняем первые столбцы по наиболее удобной шкале (в рассматриваемом примере использовались 10-тибалльная шкала для оценки ассортимента и 5-тибалльная шкала для оценки остальных характеристик). Используя оценки значимости характеристик из табл. 7 в качестве координат по осям, можно составить стратегические карты (рис. 3-4). Из карт, приведенных в примере, видно, что по характеристикам цена и отсрочка ближайшими конкурентами компании N являются 9-ый, 6-ой, 8-ой и 3-ий. По характеристикам сервис и ассортимент – 13-ый, 12-ый, 9-ый и 6-ой. Таким образом, можно сделать вывод, что стратегическими для компании N являются Конкурент 6 и Конкурент 9. Остальных конкурентов можно рассматривать в качестве соперников лишь в отдельных товарных группах или направлениях. Для наглядности пересечения интересов можно отразить в табл. 7 – последние два столбца.
Шаг 5. Определение конкурентных позиций, профиль конкурентных преимуществ (недостатков) Анализ конкурентного профиля заключается в сравнении компаний по ключевым факторам успеха (КФУ). Используя вышеприведенный пример, предположим, что важными для организации факторами являются: система ценообразования, позволяющая предоставлять оптимальные цены, скидки и отсрочки; широкий ассортимент и наличие ходовых позиций; своевременное появление новинок (один из ключевых факторов успеха); уровень сервиса и удобство работы с поставщиком; значение качества товара для клиентов; возможность устанавливать нормативы по упаковке продукции. На каждом рынке будут проявляться своя специфика и особенности ключевых факторов успеха. При проведении данного анализа очень важно правильно определить КФУ с точки зрения клиентов. Так, сначала каждому из ключевых факторов успеха экспертным методом присваивается удельный вес (табл. 8). Затем группа экспертов оценивает значимость этих КФУ для каждого конкурента по 100-балльной шкале. Взвешенную оценку по группе стратегических конкурентов можно представить в табл. 9. Для определения конкурентного профиля следует выбрать наиболее сильного конкурента. В данном примере это будет Конкурент 6. Профиль конкурентных преимуществ / недостатков организации в сравнении с более сильным конкурентом будет выглядеть таким образом, как представлено в табл. 10: -2 – сильно хуже конкурента; -1 – хуже конкурента; 0 – равны; +1 – лучше конкурента; +2 – сильно лучше конкурента. Итак, конкурентный профиль компании N получил оценку +95 баллов из +200 возможных.
Шаг 6. Оценка силы бизнеса Для оценки силы бизнеса можно воспользоваться следующей формой (табл. 11). Используя метод внутренней экспертной оценки, сводим данные к среднему значению. Если при опросе экспертов выявляются существенные расхождения, – это тревожный сигнал. Он свидетельствует о том, что среди ключевых сотрудников компании отсутствуют однозначное понимание целей и единомыслие. Оценка силы бизнеса производится по 10-тибалльной шкале. Средняя оценка силы бизнеса в рассматриваемом примере составила: 51/8 = 6,37. Шкала общей оценки силы бизнеса: 0-2,5 – худшая; 2,5-5,0 – средняя; 7,5-10 – сильная. Показатель силы бизнеса компании N попадает в диапазон «средняя». Это неплохое значение для построения стратегии в данных условиях, но есть очевидные проблемные зоны, которым следует уделить дополнительное внимание.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 873; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |