КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методы управления масштабом и связностью
Причиной изменения масштабов деятельности может быть любая из перечисленных ниже (в том числе и несколько причин одновременно):
Хотя такие изменения могут стимулироваться множеством обстоятельств, для расширения или сокращения масштабов деятельности существует ограниченное число методов. Расширение, например, может проходить за счет внутреннего развития, поглощения или создания того или иного стратегического союза (лицензирование, франчайзинг, совместное предприятие). Каждый из этих вариантов подробнее рассмотрим ниже. ^ Внутреннее развитие. При использовании такого метода новый вид бизнеса в рамках компании, как правило, создается "из ничего": разрабатывается товар или услуга, возникают соответствующие структуры, ведутся операции, идет маркетинг. Во многих случаях это решение становится альтернативой приобретению существующего бизнеса. На решение вопроса о создании нового вида бизнеса влияют несколько факторов. Во-первых, информация о том, насколько тесно новый вид бизнеса связан с уже существующими в компании. Чем теснее такая связь с точки зрения технологии, технологического или производственного процесса, целевых потребителей или продукции и рынка, тем легче создавать новый бизнес. Чем слабее эта связь, тем больше дополнительных ресурсов требуется, чтобы новый вид бизнеса встал на ноги. Во-вторых, следует понять, в каких направлениях деятельности реализуется эта связь. Если связь с текущим бизнесом реализуется на уровне технологии, корпорация может выходить на самые разные рынки. Так, используя свои преимущества в технологии стекла, компания "Corning Glass Works" в разное время занималась разными видами бизнеса: посудой, электронными компонентами, телевизионными трубками, оптико-волоконными кабелями, медицинскими инструментами, лабораторным стеклом, промышленными материалами и продукцией офтальмологического назначения. Однако, когда в качестве ключевой характеристики выступает маркетинг, компании необходимо действовать несколько иначе. Так, например, компания, выпускающая продукцию для медицинских учреждений, может предлагать в варианте "все в одном комплекте" широкий набор товаров, включая медицинские перчатки, бинты, повязки, больничные кровати, медицинские инструменты и медицинское оборудование. Для изготовления всей этой продукции необходимо множество разных технологий и производственных процессов. У вариантов внутреннего развития есть несколько недостатков. Во-первых, оно, как правило, идет медленно. В каждой области, где необходимо создать новые top-характеристики, следует найти сотрудников, нанять их на работу и предоставить им какое-то время, чтобы они вышли на определенный уровень производительности в новых для себя организационных условиях. Во-вторых, внутренние разработки особой прибыли не приносят, доходы, получаемые в этом случае, оказываются не более, чем умеренными. Поэтому при создании новых видов бизнеса наиболее часто применяют такой метод диверсификации, как поглощение. Поглощение. Преимущества поглощения как метода создания нового вида бизнеса хорошо известны: 1. Реализация идет быстрее, чем при внутреннем развитии, поскольку приобретаемая компания уже действует. 2. Потенциальному покупателю доступен больший объем информации, которую он может оценить. Помимо общей информации, он получает финансовые отчеты, подготовленные аудиторскими структурами, а для публичных компаний, чьи акции включены в торги на фондовой бирже, также документы, подаваемые во властные органы. Кроме того, заинтересованные стороны могут обратиться за соответствующей информацией к поставщикам, заказчикам и даже конкурентам (часто через третью сторону) интересующей их компании. 3. При приобретении действующей структуры исключаются расходы на отработку нового вида бизнеса. Однако как вариант поглощение имеет и свои недостатки: 1. Структура-покупатель никогда не имеет столько информации о компании-цели, сколько необходимо (особенно при варианте поглощения недружественной организации), что часто приводит к неприятным сюрпризам после приобретения компании. 2. Поглощения могут стоить довольно дорого. Например, для компании, чьи акции продаются на фондовой бирже, 40%-ная ценовая надбавка за получение контроля – явление вполне обычное. Это означает, что первые 40% увеличения акционерной стоимости, созданной новыми владельцами, переходят продавцам. (Премия за контроль обычно выплачивается сразу по завершении сделки, и продавцы получают деньги, независимо от того, смогут или нет новые владельцы обеспечить добавление ценности). 3. Интеграция с новой родительской структурой может оказаться трудной и привести к разрушению большей ценности, чем та, которую планировали создать в результате поглощения. Альтернатива поглощению – создание стратегического союза. ^ Стратегические союзы. Стратегический союз – это любые документально оформленные отношения сотрудничества между организациями, цель которых состоит в получении выгоды от использования конкурентных преимуществ другой компании или вида бизнеса. Стратегический союз может принимать разные формы, включая долгосрочные поставки, соглашение о маркетинге, совместные исследования и разработки, совместное производство, совместное предприятие, создание новых правовых структур для достижения конкретных целей. Основные стимулы создания стратегических союзов: минимизация издержек; улучшение конкурентной позиции; передача знаний организационного характера. Например, совместное предприятие, созданное "General Motors" и "Toyota" для выпуска японских автомобилей в США, позволило "General Motors" лучше понять сущность некоторых производственных процессов, обеспечивающих более высокое соотношение между затратами и результатами, и тем самым повысить эффективность и получить более высокое качество продукции. В свою очередь, "Toyota" получила готовые мощности американского производителя автомобилей, т.е. смогла действовать в США оперативнее, чем это было бы при ее самостоятельном выходе на американский рынок. При создании стратегических союзов самым трудным становится обмен повседневными сложными процедурами, хорошо отработанными в каждой компании, например, теми, которые используются при разработке новой продукции. Наиболее эффективно передать такие процедуры часто удается лишь при создании новой структуры, как бы повторяющей организацию в виде совместного предприятия. Следует отметить, что потенциальные выгоды стратегических союзов обычно очевидны, чего нельзя сказать об их недостатках, как правило, скрытых. Но поскольку эти недостатки могут быть велики, партнеров по созданию стратегического союза следует выбирать очень осторожно. Необходимо обратить внимание на следующее:
Во многих стратегических союзах основная составляющая ценности, которой обмениваются партнеры, – это информация. С учетом этого важно удостовериться, что информация, стимулирующая создание совместного предприятия, действительно будет получена. Часть сотрудников организации должны либо иметь тесные связи с другой стороной, либо на время вообще отправиться в новую структуру. Правда, здесь возникают свои трудности. Например, многие американские компании, участвующие в совместных предприятиях с японскими структурами бизнеса, жалуются, что вынуждены тратить слишком много времени на подготовку менеджеров, присылаемых к ним для сотрудничества, так как японская сторона слишком часто меняет своих сотрудников. Цель такого поведения японских партнеров прозрачна – они стараются, чтобы информацию получило как можно большее число их сотрудников. Американские партнеры в сборе требуемой информации не всегда столь же успешны и эффективны. Когда стратегические союзы тщательно продуманы и должным образом реализуются, а мотивы партнеров совместимы друг с другом, они выгодны для всех участников. Однако когда указанного не происходит, подобные союзы могут окончиться неудачей в целом, неудачей с точки зрения одного из участников или общим ухудшением положения дел по сравнению с тем, что было до создания союза. Может произойти и усиление конкурента, так как он получит новые знания. Кроме того, если союз создавался с целью получить очень важные top-характеристики или обеспечить конкурентное преимущество, и эта попытка провалилась, то будет потеряно бесценное время. Таким образом, если говорить о расширении масштаба деятельности корпорации, видно, что методы диверсификации – внутреннее развитие, поглощение и создание стратегических союзов – обладают каждый и сильными, и слабыми сторонами, что обычно проявляется в ходе реализации. А теперь обратимся к следующей проблеме: как при необходимости можно сократить масштабы деятельности корпорации.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 606; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |