Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Цели и задачи финансового прогнозирования и финансового планирования в неплатежеспособной организации. Прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности предприятия 13 страница




Оценка товарных запасов производится по текущим ценам с учетом затрат на транспортировку и складирование; устаревшие запасы списываются.

Оценка рыночной стоимости нематериальных активов

К нематериальным активам относятся активы, либо не имею­щие материально-вещественной формы, либо материально-веще­ственная форма которых не имеет существенного значения для их использования в хозяйственной деятельности; способные прино­сить доход; приобретенные с намерением использовать в течение длительного периода (свыше одного года).

Нематериальные активы можно разделить на четыре основные группы:

• интеллектуальная собственность, в рамках которой выделя­ются права на объекты промышленной собственности, товарные знаки, права на секреты производства (ноу-хау), права на объек­ты авторского права и смежных прав;

• имущественные права или права пользования земельными участками, природными ресурсами, водными объектами, под­тверждением которых служит лицензия;

• отложенные или отсроченные расходы;

• цена фирмы (гудвилл), под которой понимается стоимость ее деловой репутации.

Оценка нематериальных активов требует экспертизы объектов интеллектуальной собственности, охранных документов (патентов и свидетельств), прав на интеллектуальную собственность.

Доходный подход к оценке нематериальных активов подразуме­вает использование следующих методов:

• метод избыточных прибылей;

• метод дисконтирования денежных потоков;

• метод освобождения от роялти;

• метод преимущества в прибылях.

Метод избыточных прибылей предполагает, что избыточную прибыль предприятию приносят неотраженные в балансе немате­риальные активы, обеспечивающие сверхдоходность на активы и на собственный капитал по сравнению со среднеотраслевым уров­нем.

Метод дисконтирования денежных потоков определяет рыноч­ную стоимость нематериальных активов как сумму дисконтиро­ванных доходов от нематериальных активов в прогнозный и пост­прогнозный периоды.

Метод освобождения от роялти используется для оценки сто­имости патентов и лицензии. Стоимость интеллектуальной соб­ственности представляет собой суммарную текущую стоимость потока будущих платежей по роялти в течение экономического срока службы патента или лицензии. Роялти выражается в про­центах от общей выручки, полученной от продажи товаров, про­изведенных с использованием патентованного средства.

Метод преимущества в прибылях используется для оценки сто­имости изобретений, которые дают дополнительную прибыль, определяемую как разность между прибылью, полученной при использовании изобретений, и прибылью, которую производитель получал бы без их использования. Ежегодное преимущество в прибыли дисконтируется с учетом предполагаемого периода по­лучения дополнительного дохода.

Затратный подход к оценке нематериальных активов включа­ет два метода:

• метод стоимости создания;

• метод выигрыша в себестоимости.


Метод стоимости создания рассчитывает остаточную стоимость нематериального актива с учетом коэффициента технико-эконо­мической значимости и коэффициента морального старения.

Метод выигрыша в себестоимости содержит элементы как за­тратного, так и сравнительного подходов. Стоимость нематериаль­ного актива определяется с учетом экономии на затратах в резуль­тате его использования.

Сравнительный подход к оценке нематериальных активов ос­нован на сравнении данных о сделках с объектами нематериаль­ных активов, аналогичных оцениваемому.

Оценка рыночной стоимости финансовых вложений

Финансовые вложения предприятия включают:

• дебиторскую задолженность предприятия;

• инвестиции в ценные бумаги и в уставные капиталы других организаций;

• займы, предоставленные другим организациям;

• денежные средства.

Оценка рыночной стоимости облигаций (с постоянным уров­нем выплат, с плавающим купоном, с бессрочными облигациями) проводится методом ДДП. Дисконтируются предстоящие купон­ные выплаты и номинал облигации.

Оценка рыночной стоимости привилегированных акций, обес­печивающих фиксированный доход, предполагает использование метода капитализации. Стоимость обыкновенных акций опреде­ляется по модели бесконечного (постоянного) роста. Если ожи­дается, что дивиденды компании будут расти одинаковыми тем­пами в неопределенном будущем, то текущая стоимость акций (PV) составит:


 

где D0 — базовая величина дивиденда; г — требуемая норма доход­ности; g — прогноз темпов роста дивидендов.

Оценка дебиторской задолженности. Дебиторская задолжен­ность является имуществом особого рода. В результате продажи дебиторской задолженности продавец передает покупателю требо­вания:

• своевременного погашения задолженности дебитора;

• получения от дебитора выгодных для покупателя товаров;

• установления контроля над дебиторами;

• иных случаев.

Оценка дебиторской задолженности зависит от условий прекра­щения обязательств; сроков расчетов, предусмотренных догово-

рами; наличия обеспечения по соответствующему обязательству. Оценщик должен проанализировать дебиторскую задолженность по срокам погашения, выявить просроченную задолженность с последующим ее разделением на:

• безнадежную дебиторскую задолженность (она не войдет в экономический баланс);

• дебиторскую задолженность, которую предприятие надеется получить (она войдет в экономический баланс).

При анализе дебиторской задолженности оценщик должен про­верить, не являются ли сомнительными векселя, выпущенные другими предприятиями. Несписанная дебиторская задолжен­ность оценивается дисконтированием будущих выплат по основ­ных суммам задолженности и процентам.

36.2.3. ОЦЕНКА БИЗНЕСА МЕТОДОМ

ЛИКВИДАЦИОННОЙ СТОИМОСТИ

Метод ликвидационной стоимости определяет стоимость биз­неса, т.е. сумму, которую собственник предприятия может полу­чить при ускоренной, вынужденной и раздельной распродаже его активов за вычетом обязательств и ликвидационных затрат.

Особенности ликвидационной стоимости:

• на основе результатов оценки многими заинтересованными сторонами принимаются управленческие решения;

• пользователями результатов оценки являются третьи сторо­ны — кредиторы, инвесторы, судебные органы.

Оценка ликвидационной стоимости предприятия проводится, если принято решение о ликвидации предприятия либо предпри­ятие находится в одной из процедур банкротства.

Оценщики выделяют так называемую упорядоченную ликвида­цию, когда распродажа активов осуществляется в течение разум­ного периода, с тем чтобы можно было получить высокий резуль­тат стоимости, и принудительную (неупорядоченную) ликвидацию, при которой активы распродаются настолько быстро, насколько это возможно, часто одновременно и на одном аукционе.

При расчете ликвидационной стоимости необходимо опреде­лить и вычесть из полной восстановительной стоимости активов предприятия затраты на ликвидацию предприятия: комиссионные риэлторам, оплату услуг оценщиков и юристов, административ­ные издержки по поддержанию работы предприятия вплоть до завершения его ликвидации, выходные пособия и выплаты, рас­ходы на перевозку проданных активов и пр.


Оценка упорядоченной ликвидационной стоимости предпри­ятия проводится в несколько этапов:

1- й этап. Разработка календарного графика ликвидации акти­вов предприятия;

2- й этап. Расчет выручки от продажи активов с учетом затрат на их ликвидацию;

3- й этап. Расчет суммарной дисконтированной выручки от продажи активов;

4- й этап. Корректировка величины обязательств предприятия на дату оценки;

5- й этап. Оценка суммарной текущей стоимости ликвидацион­ных затрат;

6- й этап. Оценка ликвидационной стоимости предприятия.

Календарный график ликвидации активов предприятия должен

обеспечивать максимизацию выручки от продажи активов для погашения имеющейся у предприятия задолженности. Как пра­вило, предполагается, что производственная деятельность пред­приятия прекращается и осуществляется лишь процесс ликвида­ции предприятия.

Стоимость недвижимости уменьшается на величину комисси­онных затрат, включающих затраты на риэлторские, оценочные и юридические услуги, сумму налогов и сборов, которые приходится платить при продаже основных активов.

Стоимость оборудования, машин и механизмов уменьшается на размер скидки с продаж, составляющей до 40% стоимости обору­дования, машин и механизмов, и величину комиссионных и дру­гих прямых затрат, связанных с продажей активной части основ­ных производственных фондов. Они могут достигать 20—25% уменьшенной после первой поправки стоимости активной части основных фондов.

Ставка дисконтирования в связи с неопределенностью резуль­татов продажи активов устанавливается на высоком уровне — от

30 до 60%. Дисконтирование производится по ежемесячной схе­ме. Срок дисконтирования затрат определяется по графику про­дажи активов предприятия.

Ликвидационные затраты предприятия включают затраты по налогообложению, страхованию и охране активов до их продажи, выходные пособия и выплаты работникам предприятия, управлен­ческие расходы (в том числе консалтинговые услуги, например юриста, оценщика, брокера и др.). Затраты, связанные с налого­обложением, страхованием и охраной активов предприятия, дис­контируются по повышенной ставке и ежемесячной схеме. Выход­ные пособия и выплаты работникам предприятия определяются расчетным путем (без дисконтирования). Ежемесячные управлен­ческие расходы дисконтируются по нормальной ставке дохода исходя из максимального периода ликвидации предприятия.

36.3. ОЦЕНКА БИЗНЕСА НА ОСНОВЕ СРАВНИТЕЛЬНОГО ПОДХОДА

36.3.1. РОЛЬ СРАВНИТЕЛЬНОГО ПОДХОДА В ОЦЕНКЕ РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ БИЗНЕСА

Сравнительный подход к оценке бизнеса предполагает, что ценность объекта оценки определяется тем, за сколько он может быть продан при наличии достаточно сформированного финан­сового рынка. Другими словами, наиболее вероятной величиной стоимости оцениваемого предприятия может быть реальная цена продажи аналогичной фирмы, зафиксированная рынком.

Теоретической основой сравнительного подхода, доказываю­щей возможность его применения, а также объективность резуль­тативной величины, являются следующие базовые положения: во-первых, в качестве ориентира используются сформированные рынком цены на аналогичные предприятия (акции). При наличии развитого финансового рынка фактическая цена купли-продажи предприятия в целом или одной акции наиболее полно учитывает многочисленные факторы, влияющие на величину стоимости соб­ственного капитала предприятия: соотношение спроса и предложе­ния на данный вид бизнеса, уровень риска, перспективы развития отрасли, конкретные особенности предприятия и др.;

во-вторых, сравнительный подход базируется на принципе аль­тернативных инвестиций. Инвестор, вкладывая деньги в акции, покупает прежде всего будущий доход. Производственные, техно­логические и другие особенности конкретного бизнеса интересу­ют инвестора только с позиции перспектив получения дохода. Стремление получить максимальный доход на размещенные ин­вестиции при адекватном риске и свободном размещении капи­тала обеспечивает выравнивание рыночных цен;

в-третьих, цена предприятия отражает его производственные и финансовые возможности, положение на рынке, перспективы развития. Следовательно, на аналогичных предприятиях должно совпадать соотношение между ценой и важнейшими финансовы­ми параметрами - прибылью, дивидендными выплатами, объемом реализации, балансовой стоимостью собственного капитала. Осо­бенностью этих финансовых параметров является их определяю­щая роль в формировании дохода, получаемого инвестором.

Сравнительный подход базируется на ретроспективной инфор­мации, т.е. отражает фактически достигнутые результаты произ­водственно-финансовой деятельности предприятия, в то время как доходный подход ориентирован на прогнозы о будущих доходах.

Другое достоинство сравнительного подхода — реальное отра­жение спроса и предложения на данный объект инвестирования, поскольку цена фактически совершенной сделки максимально учитывает ситуацию на рынке.

Вместе с тем сравнительный подход имеет ряд существенных недостатков, ограничивающих его использование в оценочной практике:

• поскольку базой для расчета являются достигнутые в про­шлом финансовые результаты, метод игнорирует перспективы развития предприятия в будущем;

• сравнительный подход возможен только при наличии доступ­ной разносторонней финансовой информации не только по оцени­ваемому предприятию, но и по большому числу схожих фирм;

• необходимо вносить поправки в итоговую величину и про­межуточные расчеты, требующие серьезного обоснования, так как не существует абсолютно одинаковых предприятий.

Таким образом, возможность применения сравнительного под­хода зависит от: 1) наличия активного финансового рынка, по­скольку подход предполагает использование данных о фактичес­ки совершенных сделках; 2) открытости рынка или доступности финансовой информации; 3) наличия специальных служб, накап­ливающих ценовую и финансовую информацию.

Основные виды информационного обеспечения сравнительно­го подхода к оценке бизнеса представляют данные о ценах сделок:

• с акциями и другими ценными бумагами, совершаемых на открытых фондовых рынках (на биржах и в системах открытой электронной внебиржевой торговли), в случае, если объект такой сделки не предоставляет его владельцу какие-либо полномочия контроля;

• с акциями и другими ценными бумагами, долями (вклада­ми) в уставных (складочных) капиталах, в случае, если объект та­кой сделки предоставляет его владельцу все или некоторые пол­номочия контроля;

• в форме слияний, присоединений (поглощений) или прода­жи предприятия (бизнеса) в целом.

В зависимости от целей, объекта и конкретных условий оцен­ки и выявленной информации сравнительный подход предпола­гает использование трех основных методов:

• метода компании-аналога, или метода рынка капитала;

• метода сделок, или метода продаж;

• метода отраслевых коэффициентов, или метода отраслевых соотношений.

Метод компании-аналога, или метод рынка капитала, основан на использовании цен, сформированных открытым фондовым рынком. Таким образом, базой для сравнения служит цена на еди­ничную акцию акционерных обществ открытого типа. Следова­тельно, в чистом виде данный метод используется для оценки миноритарного пакета акций.

Метод сделок, или метод продаж, ориентирован на цены при­обретения предприятия в целом либо контрольного пакета акций. Это определяет наиболее оптимальную сферу применения данного метода оценки предприятия или контрольного пакета акций. Ме­тод сделок является частным случаем метода рынка капитала и основан на анализе цен приобретения контрольных пакетов ак­ций сопоставимых предприятий или анализе цен приобретения предприятий целиком.

Выбор сопоставимых предприятий осуществляется, как и при использовании метода рынка капитала, исходя из схожих предпри­ятий по отрасли, продукции, диверсификации продукции, разме­рам и т.д.

Финансовый анализ и сопоставление показателей осуществля­ются так же, как и при использовании метода рынка капитала. Финансовый анализ необходим для определения сопоставимого предприятия и приемлемого оценочного мультипликатора.

Главное отличие метода сделок (продаж) от метода рынка ка­питала заключается в том, что первый определяет уровень стоимо­сти контрольного пакета акций, позволяющего полностью управ­лять предприятием, а второй — стоимость предприятия на уровне неконтрольного пакета.

Как и при использовании метода рынка капитала, вносятся поправки (в зависимости от характеристик оцениваемого предпри­ятия) на неоперационные активы, избыток (недостаток) собствен­ных средств, страновой риск.

Метод отраслевых коэффициентов, или метод отраслевых со­отношений, основан на использовании рекомендуемых соотноше­ний между ценой и определенными финансовыми параметрами. Отраслевые коэффициенты рассчитываются на основе длительных статистических наблюдений, проведенных специальными иссле­довательскими институтами, за ценой продажи предприятия и его важнейшими производственно-финансовыми характеристиками. В результате обобщения были разработаны довольно простые фор­мулы определения стоимости оцениваемого предприятия.


Суть сравнительного подхода при определении стоимости предприятия: выбирается предприятие, аналогичное оцениваемо­му, которое было недавно продано; затем рассчитывается соотно­шение между ценой продажи и каким-либо финансовым показа­телем предприятия-аналога, которое называется мультипликато­ром; умножив величину мультипликатора на тот же базовый финансовый показатель оцениваемой компании, получают ее сто­имость.

36.3.2. ПРОЦЕДУРА ОЦЕНКИ БИЗНЕСА МЕТОДОМ КОМПАНИИ-АНАЛОГА (МЕТОДОМ РЫНКА КАПИТАЛА)

Метод компании-аналога (метод рынка капитала) основан на информации фондового рынка о ценах акций предприятий, сходных с оцениваемым предприятием. Действуя по принципу замещения, инвестор может инвестировать либо в сходную, либо в оцениваемую компанию. Поэтому данные о сопоставимых предприятиях при ис­пользовании соответствующих корректировок могут служить ориен­тирами для определения стоимости оцениваемого предприятия. Дан­ный метод реализуется в несколько этапов:

1- й этап. Выбор предприятия-аналога;

2- й этап. Финансовый анализ и сопоставление;

3- й этап. Расчет мультипликаторов;

4- й этап. Расчет конечной стоимости и внесение поправок.

Метод компании-аналога (метод рынка капитала) основан на

использовании двух типов информации — рыночной (ценовой) и финансовой.

Рыночная информация — это данные о фактических ценах куп­ли-продажи акций, аналогичных акциям оцениваемой компании. Качество и доступность информации зависят от уровня развития фондового рынка. Формирование отечественного фондового рын­ка не завершено, однако целый ряд агентств («Финмаркет», РБК, АК&М и др.) публикует ежедневные бюллетени о состояния фи­нансовых рынков, предложениях на покупку/продажу ценных бумаг, исследованиях активности рынков акций крупнейших предприятий.

Финансовая информация обычно представлена бухгалтерской и финансовой отчетностью, а также дополнительными сведениями, позволяющими определить сходство компаний и сделать необхо­димые корректировки, обеспечивающие необходимую сопостави­мость. Дополнительная информация позволит правильно приме­нить стандарты системы национальных счетов, выявить излишек


или недостаток активов, внести поправки на экстраординарные события и т.д.

Рассмотрим этапы метода компаний-аналога (метода рынка капитала).

Процесс отбора аналогов начинается с определения максималь­но возможного числа компаний (сходных по отраслевой принад­лежности, производимой продукции и объемам производства) и заканчивается составлением окончательного списка предприятий- аналогов, на основе которых будут строиться мультипликаторы.

Основные критерии отбора:

• тождество производимой продукции;

• тождество объема и качества продукции;

• идентичность изучаемых периодов;

• тождество стадий развития предприятий;

• сопоставимость стратегии развития предприятий;

• сопоставимость финансовых характеристик предприятий;

• сопоставимость размеров предприятий.

Оценщик должен определить перспективы роста компании (в смысле общеэкономического, отраслевого роста и индивидуаль­ных возможностей развития предприятия) и качество менеджмента (к общепризнанным требованиям — возрастной состав, уровень об­разования и опыта ~ можно добавить соблюдение прав акционеров и общий уровень корпоративного управления). История поведения акций ведущих компаний на фондовом рынке показывает, что эле­ментарное создание имиджа компании, строго соблюдающей права миноритарных акционеров, способно увеличить курсовую стоимость за короткий срок на 20—30%. Влияние финансовых рисков дела оце­нивается при помощи финансового анализа.

Список потенциально сопоставимых компаний всегда принад­лежит одной отрасли, однако не все предприятия, входящие в отрасль или предлагающие свои товары на одном рынке, сопо­ставимы. Необходимо учитывать дополнительные факторы: уро­вень диверсификации производства, характер взаимозаменяемо­сти производимых продуктов, зависимость от одних и тех же эко­номических факторов.

Размер компании — важнейший критерий, оцениваемый при составлении окончательного списка аналогов. Сравнительные оценки размера компании включают такие параметры, как объем реализованной продукции и услуг, объем прибыли, число фили­алов и т.д.

Необходимо установить фазу экономического развития пред­приятия, поскольку она определяет распределение чистой прибы­ли на дивидендные выплаты и затраты, связанные с развитием предприятия. При оценке перспектив роста компании рассматри­вается степень влияния трех основных факторов: общего уровня инфляции, перспектив роста отрасли в целом и индивидуальных возможностей развития конкретной фирмы в рамках отрасли. Другим существенным фактором возможного роста является ди­намика доли предприятия на рынке.

Оценка финансового риска осуществляется следующими спо­собами:

• сравнивается структура капитала или соотношение собствен­ных и заемных средств;

• оценивается ликвидность или возможность оплачивать теку­щие обязательства текущими активами;

• анализируется кредитоспособность фирмы, т.е. способность привлекать заемные средства на выгодных условиях.

Оценка качества менеджмента наиболее сложна, так как анализ проводится на основе косвенных данных (качество отчетной доку­ментации, возрастной состав, уровень образования, опыт, зарплата управленческого персонала, а также место компании на рынке).

Финансовый анализ проводится в два этапа:

1- й этап. Анализ финансовых отчетов (при котором выясняют­ся общая стоимость имущества, стоимость иммобилизованных и мобильных средств, величина собственных и заемных средств, величина выручки и прибыли).

2- й этап. Анализ финансовых коэффициентов оцениваемого предприятия и их сопоставление со среднеотраслевыми значени­ями (или с лучшими значениями в отрасли).

Оценщики используют четыре группы финансовых коэффици­ентов: показатели ликвидности, деловой активности, рентабель­ности и коэффициенты финансовой устойчивости.

Среди показателей ликвидности выделяют общий коэффици­ент покрытия, коэффициент абсолютной ликвидности, быстрой ликвидности. Данные показатели определяют способность пред­приятия своевременно погашать свои обязательства перед креди­торами, вовремя осуществлять расчеты.

Показатели деловой активности — это коэффициент оборачи­ваемости активов, дебиторской и кредиторской задолженности, запасов, собственного капитала, продолжительность операцион­ного цикла.

Показатели рентабельности — это коэффициент рентабельно­сти активов, инвестиций, собственного капитала, реализованной продукции.

Среди показателей финансовой устойчивости выделяют абсо­лютные (величина собственного капитала и собственных оборот­ных средств) и относительные показатели: коэффициент авто­номии (характеризует количество собственных средств на 1 руб. активов), коэффициент финансирования (отношение собственных средств к заемным), коэффициенты маневренности собственно­го капитала и обеспеченности собственным оборотным капиталом (отражающие долю собственных оборотных средств в общей сум­ме собственных и оборотных средств, соответственно).

Определение рыночной стоимости собственного капитала пред­приятия сравнительным подходом основано на использовании ценовых мультипликаторов — коэффициентов, показывающих со­отношение между рыночной ценой предприятия или акции и финансовой базой. Финансовая база оценочного мультипликато­ра является, по сути, измерителем, отражающим финансовые ре­зультаты деятельности предприятия, к которым можно отнести не только прибыль, но и денежный поток, дивидендные выплаты, выручку от реализации и др.

Для расчета мультипликатора необходимо определить цену акции по всем компаниям-аналогам — это даст значение числи­теля в формуле. Затем надо вычислить финансовую базу (прибыль, выручку от реализации, стоимость чистых активов и т.д.), что даст величину знаменателя. Стоит отметить, что многие инвестицион­ные и аналитические компании («Тройка Диалог», «Брансвик Варбург», «Кредит Свисс», «ЭсДжи» и др.) сами рассчитывают данные коэффициенты, поэтому работа оценщика может быть значительно упрощена.

В оценочной практике используются разнообразные ценовые мультипликаторы.

Интервальные мультипликаторы:

• цена/прибыль;

• цена/денежный поток;

• цена/дивидендные выплаты;

• цена/выручка от реализации.

Моментные мультипликаторы:

• цена/балансовая стоимость активов;

• цена/чистая стоимость активов.

Мультипликаторы «Цена/прибыль» и «Цена/денежный поток» являются наиболее распространенным способом определения цены, так как информация о прибыли оцениваемой компании и предприятий-аналогов наиболее доступна. В качестве финансовой базы для мультипликатора используется любой показатель прибы­ли, который может быть рассчитан в процессе ее распределения. Поэтому кроме показателя чистой прибыли практически по всем предприятиям можно использовать прибыль до налогообложения,


Прибыль до уплаты процентов и налогов и др. Основное требова­ние — полная идентичность финансовой базы для аналога и оце­ниваемой фирмы, т.е. мультипликатор, исчисленный на основе прибыли после уплаты налогов, нельзя применять к прибыли до Уплаты процентов и налогов.

Базой расчета мультипликатора «Цена/денежный поток» слу­жит любой показатель прибыли, увеличенный на сумму начислен­ной амортизации.

Мультипликатор «Цена/дивидендные выплаты» может рассчи­тываться как на базе фактически выплаченных дивидендов, так и на основе потенциальных дивидендных выплат (типичных диви­дендных выплат по группе аналогичных предприятий, исчислен­ных в процентах к чистой прибыли).

Мультипликатор «Цена/выручка от реализации» используется ред­ко, в основном для проверки объективности результатов, получае­мых другими способами. Хорошие результаты этот мультипликатор дает при оценке предприятий сферы услуг (реклама, страхование, ритуальные услуги и др.). Достоинством данного мультипликатора является его универсальность, избавляющая от необходимости про­ведения сложных корректировок, применяемых при расчете муль­типликатора «Цена/прибыль», т.е. мультипликатор «Цена/выручка от реализации» не зависит от методов бухгалтерского учета. Разно­видностью этого мультипликатора является мультипликатор «Цена/ физический объем»: в этом случае цена сопоставляется не со стоимо­стным, а с натуральным показателем, который может отражать фи­зический объем производства, размер производственных площадей, количество установленного оборудования, а также любую другую единицу измерения мощности.

Для расчета в качестве финансовой базы используется балан­совая стоимость аналогичных компаний на дату оценки либо на последнюю отчетную дачу. Мультипликатор «Цена/балансовая стоимость активов» относится к так называемым моментным показателям, поскольку используется информация о состоянии на конкретную дату, а не за определенный отрезок времени. Опти­мальная сфера применения данного мультипликатора — оценка холдинговых компаний либо необходимость быстро реализовать крупный пакет акций. Финансовой базой для расчета являются чистые активы оцениваемой компании и компаний-аналогов. Причем за основу можно брать как балансовые отчеты компаний, так и ориентировочную величину чистых активов, полученную расчетным путем.

Мультипликатор «Цена/чистая стоимость активов» применя­ют в случае, если:

• оцениваемая компания имеет значительные вложения в соб­ственность (недвижимость, ценные бумаги, оборудование);

• основной деятельностью компании являются хранение, по­купка и продажа такой собственности. Управленческий и рабочий персонал добавляет к продукции в этом случае незначительную стоимость.

Заключительным этапом метода компании-аналога (метода рынка капитала) являются расчет итоговой стоимости и внесение поправок.

Итоговая стоимость определяется перемножением мультипли­катора и финансовой базы оцениваемой компании. Искусство оценщика заключается в умении выбрать из ряда мультипликато­ров тот, который в наибольшей степени характеризует положение оцениваемого предприятия на рынке, и внести окончательные поправки. Стоимость, полученная данным методом, отражает сто­имость неконтрольной доли предприятия, поэтому в случае оцен­ки контрольного пакета необходимо сделать поправку на контроль. Кроме того, к стоимости действующего предприятия, определен­ной методом компании-аналога (методом рынка капитала), необ­ходимо добавить стоимость нефункционирующих активов, при­бавить избыток (либо вычесть недостаток) собственных оборот­ных средств и, возможно, сделать скидку за недостаточную ликвидность.

Причем необходимо обосновать применение при оценке дан­ного объекта именно этого набора поправок и именно таких аб­солютных значений, что во многом характеризует профессиона­лизм и опыт оценщика.

36.4. ОЦЕНКА МАЖОРИТАРНЫХ И МИНОРИТАРНЫХ ПАКЕТОВ АКЦИЙ И РАСЧЕТ ИТОГОВОЙ СТОИМОСТИ БИЗНЕСА

36.4.1. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ КОНТРОЛЬНЫХ

И НЕКОНТРОЛЬНЫХ ПАКЕТОВ АКЦИЙ ПРЕДПРИЯТИЯ

Определение рыночной стоимости бизнеса предполагает оцен­ку различных видов долей собственного капитала, имеющих раз­личную степень контроля:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 602; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.099 сек.