КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Цели и задачи финансового прогнозирования и финансового планирования в неплатежеспособной организации. Прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности предприятия 13 страница
Оценка товарных запасов производится по текущим ценам с учетом затрат на транспортировку и складирование; устаревшие запасы списываются. Оценка рыночной стоимости нематериальных активов К нематериальным активам относятся активы, либо не имеющие материально-вещественной формы, либо материально-вещественная форма которых не имеет существенного значения для их использования в хозяйственной деятельности; способные приносить доход; приобретенные с намерением использовать в течение длительного периода (свыше одного года). Нематериальные активы можно разделить на четыре основные группы: • интеллектуальная собственность, в рамках которой выделяются права на объекты промышленной собственности, товарные знаки, права на секреты производства (ноу-хау), права на объекты авторского права и смежных прав; • имущественные права или права пользования земельными участками, природными ресурсами, водными объектами, подтверждением которых служит лицензия; • отложенные или отсроченные расходы; • цена фирмы (гудвилл), под которой понимается стоимость ее деловой репутации. Оценка нематериальных активов требует экспертизы объектов интеллектуальной собственности, охранных документов (патентов и свидетельств), прав на интеллектуальную собственность. Доходный подход к оценке нематериальных активов подразумевает использование следующих методов: • метод избыточных прибылей; • метод дисконтирования денежных потоков; • метод освобождения от роялти; • метод преимущества в прибылях. Метод избыточных прибылей предполагает, что избыточную прибыль предприятию приносят неотраженные в балансе нематериальные активы, обеспечивающие сверхдоходность на активы и на собственный капитал по сравнению со среднеотраслевым уровнем. Метод дисконтирования денежных потоков определяет рыночную стоимость нематериальных активов как сумму дисконтированных доходов от нематериальных активов в прогнозный и постпрогнозный периоды. Метод освобождения от роялти используется для оценки стоимости патентов и лицензии. Стоимость интеллектуальной собственности представляет собой суммарную текущую стоимость потока будущих платежей по роялти в течение экономического срока службы патента или лицензии. Роялти выражается в процентах от общей выручки, полученной от продажи товаров, произведенных с использованием патентованного средства. Метод преимущества в прибылях используется для оценки стоимости изобретений, которые дают дополнительную прибыль, определяемую как разность между прибылью, полученной при использовании изобретений, и прибылью, которую производитель получал бы без их использования. Ежегодное преимущество в прибыли дисконтируется с учетом предполагаемого периода получения дополнительного дохода. Затратный подход к оценке нематериальных активов включает два метода: • метод стоимости создания; • метод выигрыша в себестоимости. Метод стоимости создания рассчитывает остаточную стоимость нематериального актива с учетом коэффициента технико-экономической значимости и коэффициента морального старения. Метод выигрыша в себестоимости содержит элементы как затратного, так и сравнительного подходов. Стоимость нематериального актива определяется с учетом экономии на затратах в результате его использования. Сравнительный подход к оценке нематериальных активов основан на сравнении данных о сделках с объектами нематериальных активов, аналогичных оцениваемому. Оценка рыночной стоимости финансовых вложений Финансовые вложения предприятия включают: • дебиторскую задолженность предприятия; • инвестиции в ценные бумаги и в уставные капиталы других организаций; • займы, предоставленные другим организациям; • денежные средства. Оценка рыночной стоимости облигаций (с постоянным уровнем выплат, с плавающим купоном, с бессрочными облигациями) проводится методом ДДП. Дисконтируются предстоящие купонные выплаты и номинал облигации. Оценка рыночной стоимости привилегированных акций, обеспечивающих фиксированный доход, предполагает использование метода капитализации. Стоимость обыкновенных акций определяется по модели бесконечного (постоянного) роста. Если ожидается, что дивиденды компании будут расти одинаковыми темпами в неопределенном будущем, то текущая стоимость акций (PV) составит:
где D0 — базовая величина дивиденда; г — требуемая норма доходности; g — прогноз темпов роста дивидендов. Оценка дебиторской задолженности. Дебиторская задолженность является имуществом особого рода. В результате продажи дебиторской задолженности продавец передает покупателю требования: • своевременного погашения задолженности дебитора; • получения от дебитора выгодных для покупателя товаров; • установления контроля над дебиторами; • иных случаев. Оценка дебиторской задолженности зависит от условий прекращения обязательств; сроков расчетов, предусмотренных догово- рами; наличия обеспечения по соответствующему обязательству. Оценщик должен проанализировать дебиторскую задолженность по срокам погашения, выявить просроченную задолженность с последующим ее разделением на: • безнадежную дебиторскую задолженность (она не войдет в экономический баланс); • дебиторскую задолженность, которую предприятие надеется получить (она войдет в экономический баланс). При анализе дебиторской задолженности оценщик должен проверить, не являются ли сомнительными векселя, выпущенные другими предприятиями. Несписанная дебиторская задолженность оценивается дисконтированием будущих выплат по основных суммам задолженности и процентам. 36.2.3. ОЦЕНКА БИЗНЕСА МЕТОДОМ ЛИКВИДАЦИОННОЙ СТОИМОСТИ Метод ликвидационной стоимости определяет стоимость бизнеса, т.е. сумму, которую собственник предприятия может получить при ускоренной, вынужденной и раздельной распродаже его активов за вычетом обязательств и ликвидационных затрат. Особенности ликвидационной стоимости: • на основе результатов оценки многими заинтересованными сторонами принимаются управленческие решения; • пользователями результатов оценки являются третьи стороны — кредиторы, инвесторы, судебные органы. Оценка ликвидационной стоимости предприятия проводится, если принято решение о ликвидации предприятия либо предприятие находится в одной из процедур банкротства. Оценщики выделяют так называемую упорядоченную ликвидацию, когда распродажа активов осуществляется в течение разумного периода, с тем чтобы можно было получить высокий результат стоимости, и принудительную (неупорядоченную) ликвидацию, при которой активы распродаются настолько быстро, насколько это возможно, часто одновременно и на одном аукционе. При расчете ликвидационной стоимости необходимо определить и вычесть из полной восстановительной стоимости активов предприятия затраты на ликвидацию предприятия: комиссионные риэлторам, оплату услуг оценщиков и юристов, административные издержки по поддержанию работы предприятия вплоть до завершения его ликвидации, выходные пособия и выплаты, расходы на перевозку проданных активов и пр. Оценка упорядоченной ликвидационной стоимости предприятия проводится в несколько этапов: 1- й этап. Разработка календарного графика ликвидации активов предприятия; 2- й этап. Расчет выручки от продажи активов с учетом затрат на их ликвидацию; 3- й этап. Расчет суммарной дисконтированной выручки от продажи активов; 4- й этап. Корректировка величины обязательств предприятия на дату оценки; 5- й этап. Оценка суммарной текущей стоимости ликвидационных затрат; 6- й этап. Оценка ликвидационной стоимости предприятия. Календарный график ликвидации активов предприятия должен обеспечивать максимизацию выручки от продажи активов для погашения имеющейся у предприятия задолженности. Как правило, предполагается, что производственная деятельность предприятия прекращается и осуществляется лишь процесс ликвидации предприятия. Стоимость недвижимости уменьшается на величину комиссионных затрат, включающих затраты на риэлторские, оценочные и юридические услуги, сумму налогов и сборов, которые приходится платить при продаже основных активов. Стоимость оборудования, машин и механизмов уменьшается на размер скидки с продаж, составляющей до 40% стоимости оборудования, машин и механизмов, и величину комиссионных и других прямых затрат, связанных с продажей активной части основных производственных фондов. Они могут достигать 20—25% уменьшенной после первой поправки стоимости активной части основных фондов. Ставка дисконтирования в связи с неопределенностью результатов продажи активов устанавливается на высоком уровне — от 30 до 60%. Дисконтирование производится по ежемесячной схеме. Срок дисконтирования затрат определяется по графику продажи активов предприятия. Ликвидационные затраты предприятия включают затраты по налогообложению, страхованию и охране активов до их продажи, выходные пособия и выплаты работникам предприятия, управленческие расходы (в том числе консалтинговые услуги, например юриста, оценщика, брокера и др.). Затраты, связанные с налогообложением, страхованием и охраной активов предприятия, дисконтируются по повышенной ставке и ежемесячной схеме. Выходные пособия и выплаты работникам предприятия определяются расчетным путем (без дисконтирования). Ежемесячные управленческие расходы дисконтируются по нормальной ставке дохода исходя из максимального периода ликвидации предприятия. 36.3. ОЦЕНКА БИЗНЕСА НА ОСНОВЕ СРАВНИТЕЛЬНОГО ПОДХОДА 36.3.1. РОЛЬ СРАВНИТЕЛЬНОГО ПОДХОДА В ОЦЕНКЕ РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ БИЗНЕСА Сравнительный подход к оценке бизнеса предполагает, что ценность объекта оценки определяется тем, за сколько он может быть продан при наличии достаточно сформированного финансового рынка. Другими словами, наиболее вероятной величиной стоимости оцениваемого предприятия может быть реальная цена продажи аналогичной фирмы, зафиксированная рынком. Теоретической основой сравнительного подхода, доказывающей возможность его применения, а также объективность результативной величины, являются следующие базовые положения: во-первых, в качестве ориентира используются сформированные рынком цены на аналогичные предприятия (акции). При наличии развитого финансового рынка фактическая цена купли-продажи предприятия в целом или одной акции наиболее полно учитывает многочисленные факторы, влияющие на величину стоимости собственного капитала предприятия: соотношение спроса и предложения на данный вид бизнеса, уровень риска, перспективы развития отрасли, конкретные особенности предприятия и др.; во-вторых, сравнительный подход базируется на принципе альтернативных инвестиций. Инвестор, вкладывая деньги в акции, покупает прежде всего будущий доход. Производственные, технологические и другие особенности конкретного бизнеса интересуют инвестора только с позиции перспектив получения дохода. Стремление получить максимальный доход на размещенные инвестиции при адекватном риске и свободном размещении капитала обеспечивает выравнивание рыночных цен; в-третьих, цена предприятия отражает его производственные и финансовые возможности, положение на рынке, перспективы развития. Следовательно, на аналогичных предприятиях должно совпадать соотношение между ценой и важнейшими финансовыми параметрами - прибылью, дивидендными выплатами, объемом реализации, балансовой стоимостью собственного капитала. Особенностью этих финансовых параметров является их определяющая роль в формировании дохода, получаемого инвестором. Сравнительный подход базируется на ретроспективной информации, т.е. отражает фактически достигнутые результаты производственно-финансовой деятельности предприятия, в то время как доходный подход ориентирован на прогнозы о будущих доходах. Другое достоинство сравнительного подхода — реальное отражение спроса и предложения на данный объект инвестирования, поскольку цена фактически совершенной сделки максимально учитывает ситуацию на рынке. Вместе с тем сравнительный подход имеет ряд существенных недостатков, ограничивающих его использование в оценочной практике: • поскольку базой для расчета являются достигнутые в прошлом финансовые результаты, метод игнорирует перспективы развития предприятия в будущем; • сравнительный подход возможен только при наличии доступной разносторонней финансовой информации не только по оцениваемому предприятию, но и по большому числу схожих фирм; • необходимо вносить поправки в итоговую величину и промежуточные расчеты, требующие серьезного обоснования, так как не существует абсолютно одинаковых предприятий. Таким образом, возможность применения сравнительного подхода зависит от: 1) наличия активного финансового рынка, поскольку подход предполагает использование данных о фактически совершенных сделках; 2) открытости рынка или доступности финансовой информации; 3) наличия специальных служб, накапливающих ценовую и финансовую информацию. Основные виды информационного обеспечения сравнительного подхода к оценке бизнеса представляют данные о ценах сделок: • с акциями и другими ценными бумагами, совершаемых на открытых фондовых рынках (на биржах и в системах открытой электронной внебиржевой торговли), в случае, если объект такой сделки не предоставляет его владельцу какие-либо полномочия контроля; • с акциями и другими ценными бумагами, долями (вкладами) в уставных (складочных) капиталах, в случае, если объект такой сделки предоставляет его владельцу все или некоторые полномочия контроля; • в форме слияний, присоединений (поглощений) или продажи предприятия (бизнеса) в целом. В зависимости от целей, объекта и конкретных условий оценки и выявленной информации сравнительный подход предполагает использование трех основных методов: • метода компании-аналога, или метода рынка капитала; • метода сделок, или метода продаж; • метода отраслевых коэффициентов, или метода отраслевых соотношений. Метод компании-аналога, или метод рынка капитала, основан на использовании цен, сформированных открытым фондовым рынком. Таким образом, базой для сравнения служит цена на единичную акцию акционерных обществ открытого типа. Следовательно, в чистом виде данный метод используется для оценки миноритарного пакета акций. Метод сделок, или метод продаж, ориентирован на цены приобретения предприятия в целом либо контрольного пакета акций. Это определяет наиболее оптимальную сферу применения данного метода оценки предприятия или контрольного пакета акций. Метод сделок является частным случаем метода рынка капитала и основан на анализе цен приобретения контрольных пакетов акций сопоставимых предприятий или анализе цен приобретения предприятий целиком. Выбор сопоставимых предприятий осуществляется, как и при использовании метода рынка капитала, исходя из схожих предприятий по отрасли, продукции, диверсификации продукции, размерам и т.д. Финансовый анализ и сопоставление показателей осуществляются так же, как и при использовании метода рынка капитала. Финансовый анализ необходим для определения сопоставимого предприятия и приемлемого оценочного мультипликатора. Главное отличие метода сделок (продаж) от метода рынка капитала заключается в том, что первый определяет уровень стоимости контрольного пакета акций, позволяющего полностью управлять предприятием, а второй — стоимость предприятия на уровне неконтрольного пакета. Как и при использовании метода рынка капитала, вносятся поправки (в зависимости от характеристик оцениваемого предприятия) на неоперационные активы, избыток (недостаток) собственных средств, страновой риск. Метод отраслевых коэффициентов, или метод отраслевых соотношений, основан на использовании рекомендуемых соотношений между ценой и определенными финансовыми параметрами. Отраслевые коэффициенты рассчитываются на основе длительных статистических наблюдений, проведенных специальными исследовательскими институтами, за ценой продажи предприятия и его важнейшими производственно-финансовыми характеристиками. В результате обобщения были разработаны довольно простые формулы определения стоимости оцениваемого предприятия. Суть сравнительного подхода при определении стоимости предприятия: выбирается предприятие, аналогичное оцениваемому, которое было недавно продано; затем рассчитывается соотношение между ценой продажи и каким-либо финансовым показателем предприятия-аналога, которое называется мультипликатором; умножив величину мультипликатора на тот же базовый финансовый показатель оцениваемой компании, получают ее стоимость. 36.3.2. ПРОЦЕДУРА ОЦЕНКИ БИЗНЕСА МЕТОДОМ КОМПАНИИ-АНАЛОГА (МЕТОДОМ РЫНКА КАПИТАЛА) Метод компании-аналога (метод рынка капитала) основан на информации фондового рынка о ценах акций предприятий, сходных с оцениваемым предприятием. Действуя по принципу замещения, инвестор может инвестировать либо в сходную, либо в оцениваемую компанию. Поэтому данные о сопоставимых предприятиях при использовании соответствующих корректировок могут служить ориентирами для определения стоимости оцениваемого предприятия. Данный метод реализуется в несколько этапов: 1- й этап. Выбор предприятия-аналога; 2- й этап. Финансовый анализ и сопоставление; 3- й этап. Расчет мультипликаторов; 4- й этап. Расчет конечной стоимости и внесение поправок. Метод компании-аналога (метод рынка капитала) основан на использовании двух типов информации — рыночной (ценовой) и финансовой. Рыночная информация — это данные о фактических ценах купли-продажи акций, аналогичных акциям оцениваемой компании. Качество и доступность информации зависят от уровня развития фондового рынка. Формирование отечественного фондового рынка не завершено, однако целый ряд агентств («Финмаркет», РБК, АК&М и др.) публикует ежедневные бюллетени о состояния финансовых рынков, предложениях на покупку/продажу ценных бумаг, исследованиях активности рынков акций крупнейших предприятий. Финансовая информация обычно представлена бухгалтерской и финансовой отчетностью, а также дополнительными сведениями, позволяющими определить сходство компаний и сделать необходимые корректировки, обеспечивающие необходимую сопоставимость. Дополнительная информация позволит правильно применить стандарты системы национальных счетов, выявить излишек или недостаток активов, внести поправки на экстраординарные события и т.д. Рассмотрим этапы метода компаний-аналога (метода рынка капитала). Процесс отбора аналогов начинается с определения максимально возможного числа компаний (сходных по отраслевой принадлежности, производимой продукции и объемам производства) и заканчивается составлением окончательного списка предприятий- аналогов, на основе которых будут строиться мультипликаторы. Основные критерии отбора: • тождество производимой продукции; • тождество объема и качества продукции; • идентичность изучаемых периодов; • тождество стадий развития предприятий; • сопоставимость стратегии развития предприятий; • сопоставимость финансовых характеристик предприятий; • сопоставимость размеров предприятий. Оценщик должен определить перспективы роста компании (в смысле общеэкономического, отраслевого роста и индивидуальных возможностей развития предприятия) и качество менеджмента (к общепризнанным требованиям — возрастной состав, уровень образования и опыта ~ можно добавить соблюдение прав акционеров и общий уровень корпоративного управления). История поведения акций ведущих компаний на фондовом рынке показывает, что элементарное создание имиджа компании, строго соблюдающей права миноритарных акционеров, способно увеличить курсовую стоимость за короткий срок на 20—30%. Влияние финансовых рисков дела оценивается при помощи финансового анализа. Список потенциально сопоставимых компаний всегда принадлежит одной отрасли, однако не все предприятия, входящие в отрасль или предлагающие свои товары на одном рынке, сопоставимы. Необходимо учитывать дополнительные факторы: уровень диверсификации производства, характер взаимозаменяемости производимых продуктов, зависимость от одних и тех же экономических факторов. Размер компании — важнейший критерий, оцениваемый при составлении окончательного списка аналогов. Сравнительные оценки размера компании включают такие параметры, как объем реализованной продукции и услуг, объем прибыли, число филиалов и т.д. Необходимо установить фазу экономического развития предприятия, поскольку она определяет распределение чистой прибыли на дивидендные выплаты и затраты, связанные с развитием предприятия. При оценке перспектив роста компании рассматривается степень влияния трех основных факторов: общего уровня инфляции, перспектив роста отрасли в целом и индивидуальных возможностей развития конкретной фирмы в рамках отрасли. Другим существенным фактором возможного роста является динамика доли предприятия на рынке. Оценка финансового риска осуществляется следующими способами: • сравнивается структура капитала или соотношение собственных и заемных средств; • оценивается ликвидность или возможность оплачивать текущие обязательства текущими активами; • анализируется кредитоспособность фирмы, т.е. способность привлекать заемные средства на выгодных условиях. Оценка качества менеджмента наиболее сложна, так как анализ проводится на основе косвенных данных (качество отчетной документации, возрастной состав, уровень образования, опыт, зарплата управленческого персонала, а также место компании на рынке). Финансовый анализ проводится в два этапа: 1- й этап. Анализ финансовых отчетов (при котором выясняются общая стоимость имущества, стоимость иммобилизованных и мобильных средств, величина собственных и заемных средств, величина выручки и прибыли). 2- й этап. Анализ финансовых коэффициентов оцениваемого предприятия и их сопоставление со среднеотраслевыми значениями (или с лучшими значениями в отрасли). Оценщики используют четыре группы финансовых коэффициентов: показатели ликвидности, деловой активности, рентабельности и коэффициенты финансовой устойчивости. Среди показателей ликвидности выделяют общий коэффициент покрытия, коэффициент абсолютной ликвидности, быстрой ликвидности. Данные показатели определяют способность предприятия своевременно погашать свои обязательства перед кредиторами, вовремя осуществлять расчеты. Показатели деловой активности — это коэффициент оборачиваемости активов, дебиторской и кредиторской задолженности, запасов, собственного капитала, продолжительность операционного цикла. Показатели рентабельности — это коэффициент рентабельности активов, инвестиций, собственного капитала, реализованной продукции. Среди показателей финансовой устойчивости выделяют абсолютные (величина собственного капитала и собственных оборотных средств) и относительные показатели: коэффициент автономии (характеризует количество собственных средств на 1 руб. активов), коэффициент финансирования (отношение собственных средств к заемным), коэффициенты маневренности собственного капитала и обеспеченности собственным оборотным капиталом (отражающие долю собственных оборотных средств в общей сумме собственных и оборотных средств, соответственно). Определение рыночной стоимости собственного капитала предприятия сравнительным подходом основано на использовании ценовых мультипликаторов — коэффициентов, показывающих соотношение между рыночной ценой предприятия или акции и финансовой базой. Финансовая база оценочного мультипликатора является, по сути, измерителем, отражающим финансовые результаты деятельности предприятия, к которым можно отнести не только прибыль, но и денежный поток, дивидендные выплаты, выручку от реализации и др. Для расчета мультипликатора необходимо определить цену акции по всем компаниям-аналогам — это даст значение числителя в формуле. Затем надо вычислить финансовую базу (прибыль, выручку от реализации, стоимость чистых активов и т.д.), что даст величину знаменателя. Стоит отметить, что многие инвестиционные и аналитические компании («Тройка Диалог», «Брансвик Варбург», «Кредит Свисс», «ЭсДжи» и др.) сами рассчитывают данные коэффициенты, поэтому работа оценщика может быть значительно упрощена. В оценочной практике используются разнообразные ценовые мультипликаторы. Интервальные мультипликаторы: • цена/прибыль; • цена/денежный поток; • цена/дивидендные выплаты; • цена/выручка от реализации. Моментные мультипликаторы: • цена/балансовая стоимость активов; • цена/чистая стоимость активов. Мультипликаторы «Цена/прибыль» и «Цена/денежный поток» являются наиболее распространенным способом определения цены, так как информация о прибыли оцениваемой компании и предприятий-аналогов наиболее доступна. В качестве финансовой базы для мультипликатора используется любой показатель прибыли, который может быть рассчитан в процессе ее распределения. Поэтому кроме показателя чистой прибыли практически по всем предприятиям можно использовать прибыль до налогообложения, Прибыль до уплаты процентов и налогов и др. Основное требование — полная идентичность финансовой базы для аналога и оцениваемой фирмы, т.е. мультипликатор, исчисленный на основе прибыли после уплаты налогов, нельзя применять к прибыли до Уплаты процентов и налогов. Базой расчета мультипликатора «Цена/денежный поток» служит любой показатель прибыли, увеличенный на сумму начисленной амортизации. Мультипликатор «Цена/дивидендные выплаты» может рассчитываться как на базе фактически выплаченных дивидендов, так и на основе потенциальных дивидендных выплат (типичных дивидендных выплат по группе аналогичных предприятий, исчисленных в процентах к чистой прибыли). Мультипликатор «Цена/выручка от реализации» используется редко, в основном для проверки объективности результатов, получаемых другими способами. Хорошие результаты этот мультипликатор дает при оценке предприятий сферы услуг (реклама, страхование, ритуальные услуги и др.). Достоинством данного мультипликатора является его универсальность, избавляющая от необходимости проведения сложных корректировок, применяемых при расчете мультипликатора «Цена/прибыль», т.е. мультипликатор «Цена/выручка от реализации» не зависит от методов бухгалтерского учета. Разновидностью этого мультипликатора является мультипликатор «Цена/ физический объем»: в этом случае цена сопоставляется не со стоимостным, а с натуральным показателем, который может отражать физический объем производства, размер производственных площадей, количество установленного оборудования, а также любую другую единицу измерения мощности. Для расчета в качестве финансовой базы используется балансовая стоимость аналогичных компаний на дату оценки либо на последнюю отчетную дачу. Мультипликатор «Цена/балансовая стоимость активов» относится к так называемым моментным показателям, поскольку используется информация о состоянии на конкретную дату, а не за определенный отрезок времени. Оптимальная сфера применения данного мультипликатора — оценка холдинговых компаний либо необходимость быстро реализовать крупный пакет акций. Финансовой базой для расчета являются чистые активы оцениваемой компании и компаний-аналогов. Причем за основу можно брать как балансовые отчеты компаний, так и ориентировочную величину чистых активов, полученную расчетным путем. Мультипликатор «Цена/чистая стоимость активов» применяют в случае, если: • оцениваемая компания имеет значительные вложения в собственность (недвижимость, ценные бумаги, оборудование); • основной деятельностью компании являются хранение, покупка и продажа такой собственности. Управленческий и рабочий персонал добавляет к продукции в этом случае незначительную стоимость. Заключительным этапом метода компании-аналога (метода рынка капитала) являются расчет итоговой стоимости и внесение поправок. Итоговая стоимость определяется перемножением мультипликатора и финансовой базы оцениваемой компании. Искусство оценщика заключается в умении выбрать из ряда мультипликаторов тот, который в наибольшей степени характеризует положение оцениваемого предприятия на рынке, и внести окончательные поправки. Стоимость, полученная данным методом, отражает стоимость неконтрольной доли предприятия, поэтому в случае оценки контрольного пакета необходимо сделать поправку на контроль. Кроме того, к стоимости действующего предприятия, определенной методом компании-аналога (методом рынка капитала), необходимо добавить стоимость нефункционирующих активов, прибавить избыток (либо вычесть недостаток) собственных оборотных средств и, возможно, сделать скидку за недостаточную ликвидность. Причем необходимо обосновать применение при оценке данного объекта именно этого набора поправок и именно таких абсолютных значений, что во многом характеризует профессионализм и опыт оценщика. 36.4. ОЦЕНКА МАЖОРИТАРНЫХ И МИНОРИТАРНЫХ ПАКЕТОВ АКЦИЙ И РАСЧЕТ ИТОГОВОЙ СТОИМОСТИ БИЗНЕСА 36.4.1. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ КОНТРОЛЬНЫХ И НЕКОНТРОЛЬНЫХ ПАКЕТОВ АКЦИЙ ПРЕДПРИЯТИЯ Определение рыночной стоимости бизнеса предполагает оценку различных видов долей собственного капитала, имеющих различную степень контроля:
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 624; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |