Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

III. Позднеантичное искусство и истоки христианского спиритуализма 13 страница





Табл. 101
Табл. 102

Вторым прославленным памятником неоклассического направления является Парижская Псалтирь (gr. 139)47. Ее заключенные в широкие рамочки миниатюры представляют свободные копии с александрийского образца. Иллюстрации, часть которых давно утрачена, не входили с самого начала в состав рукописи, а были к ней искусственно присоединены. В отличие от Псалтири с изображениями на полях мы имеем здесь иную, чисто аристократическую редакцию, рассчитанную на просвещенное столичное общество. Каждая миниатюра выполнена по принципу самостоятельной композиции (табл. 101–102). Трактовка ландшафта, архитектурных кулис и фигур свидетельствует о стремлении художников приблизиться к прототипу, что придает миниатюрам, при всей мастеровитости их исполнения, какой-то вялый, безличный характер. И как ни пространственны пейзажи, как ни точен местами рисунок, как ни верна перспектива зданий, как ни свободна живописная техника, в стиле чувствуется не только явное непонимание копируемых образцов, но и усиливающаяся схематизация. Пространственные взаимоотношения между зданиями и фигурами утрачивают ту ясность, которую они имели в парижском кодексе Григория Назианзина и в более точно воспроизводящем оригинал Свитке Иисуса Навина, мягкие, живописные плоскости все чаще дробятся тонкими, острыми линиями.

47 Bordier, 108–114; Кондаков, 147–153; Millet. L’art byzantin, 221–225; R. Berliner. Zur Datierung der Miniaturen des cod. Paris. gr. 139. Weida i Th. 1911; Dalton, 468–470; Wulff, 284–285; M. Avery. The Alexandrian Style at Santa Maria Antiqua, Rome. — ArtB, VII 1925, 145, 148–149; Diehl, 607–610; Ebersolt, 27–28; Tikkanen. Studien über die Farbengebung in der mittelalterlichen Buchmalerei, 88–91; Gerstinger, 15; Morey, 21 ff. (с указанием более старой литературы); Omont, 4–10, pl. I–XIV bis; A. Grünwald. Zur Entstehungsgeschichte des Pariser Psalters ms. gr. 139. Brünn 1929; K. Weitzmann. Der Pariser Psalter ms. gr. 139 und die mittelbyzantinische Renaissance. — JbKw, VI 1929, 178–194; L. Bréhier. Du Psautier byzantin à frontispice. — Byzantion, V 1929, 33–45; Buchthal. Codex Parisinus Graecus 139. Hamburg 1933; K. Weitzmann. Probleme der mittelbyzantinischen Renaissance. — ArchAnz, 48 1933, 354; Weitzmann, 8–10, Abb. 45–48; Wulff. Bibliographisch-kritischer Nachtrag, 69–70; H. Buchthal. The Miniatures of the Paris Psalter. A Study in Middle-Byzantine Painting. London 1938 (см. рец.: К. Норденфальк. — ZKunstg, VII 1938, 235–238; L. Bréhier. Le psautier de Paris et la renaissance macédonienne. — JS, 1939 mai–juin, 99–109); A. Grabar. Miniatures byzantines de la Bibliothèque Nationale, pl. 22–26; K. Weitzmann. The Psalter Vatopedi 761. Its Place in the Aristocratic Psalter Recension. — JWalt, X 1947, 43–50; A. Keck. Observations on the Iconography of Joshua. — ArtB, ХХХII 1950 4, 267–274; Ch. Picard. Le David du Psautier byzantin de la Bibliothèque Nationale Parisinus 139. — Actes du VIе Congrès international d’études byzantines, II. Paris 1951, 331–342; J. Gutmann. Jewish Elements in the Paris Psalter. — Marsyas, VI 1950–1953, 42–49; A. Byvanck. — Journal of the Royal Society of Antiquaries of Ireland 1954; Id. Le problème du Psautier de Paris. — NederlKJ, 6 1955, 31–56; Talbot Rice. Arte di Bisanzio, 75, fig. 86, 87, tav. VIII, IX; Byzance et la France médiévale, n°10; K. Weitzmann. Geistige Grundlagen und Wesen der Makedonischen Renaissance, 7–15. Миниатюры выполнены несколькими художниками. Однако вряд ли возможно распределять их так точно между пятью мастерами, как это делает Ч. Морей. Его датировка VII–VIII веками неубедительна. Первоначальная датировка К. Вейцмана последней третью X века является слишком поздней. По стилю миниатюры представляют типичные образцы неоклассического искусства ранней Македонской династии, на что указывает их явное сходство с рядом рукописей первой половины X века. Р. Берлинер правильно отметил, что миниатюры сильно освежены. Парижская Псалтирь пользуется незаслуженно большим вниманием среди исследователей. Эта восходящая к александрийской редакции рукопись лишена самостоятельного значения. Рассматривать ее вслед за А. Грюнвальдом и К. Вейцманом как оригинальное достижение X века нет никаких оснований. Конечно, здесь не копировались непосредственно античные статуи и картины, мотивы которых якобы монтировались в религиозные композиции, а целиком воспроизводились, как доказал Х. Бухталь, старые миниатюры александрийской школы, где эти античные мотивы были уже широко и органично использованы. Что копии были далеко не точными и исполнялись в стиле X века — это вряд ли нуждается в доказательстве: настолько данное положение очевидно.


Табл. 103 48 Кондаков. 153–164; Beissel. Vaticanische Miniaturen, 20–22; Millet. L’art byzantin, 228; Venturi, II, 448–454; Miniature della Bibbia cod. Vat. Regin. gr. I e del Salterio cod. Vat. Palat. gr. 381. Milano 1905 (= Collezione Paleografica Vaticana, I); Dalton, 464; Wulff, 526; Diehl, 613; Ebersolt, 30–31; Tikkanen. Studien über die Farbengebung in der mittelalterlichen Buchmalerei, 88–91; Friend, 139–140; Morey, 35 ff.; Weitzmann, 40–42, Abb. 275–284; C. Nordenfalk. [Рецензия на книгу К. Вейцмана]. — ZKunstg, IV 1935, 346–347; Talbot Rice. Arte di Bisanzio, 77–78, fig. 94, 95. Иконографически кодекс обнаруживает ряд точек соприкосновения с cod. Paris. gr. 139 и Paris. gr. 510, стилистически — c Paris. gr. 139. Большинство миниатюр, изъятых из другой рукописи, пострадало oт поновления. Среди манускриптов первой половины X века cod. Reg. gr. I выдается своим законченно-живописным стилем. Миниатюры исполнены в Константинополе, а не в Вифинии, как это полагает К. Вейцман.
Табл. 104 49 Bordier, 123–125; Ebersolt, 33; Friend, 135; Omont, 45, pl. LXXXI; Weitzmann, 11–12, Abb. 57–60; R. Devreesse. Bibliothèque Nationale. Catalogue des manuscrits grecs, II. Le fonds Coislin. Paris 1945, 173–174; Byzance et la France médiévale, n°74. Стиль и особенно орнаментика обрамлений крайне близки к cod. Paris. gr. 139.
Табл. 105 50 Friend, 134–135; К. Weitzmann. Probleme der mittelbyzantinischen Renaissance. — ArchAnz, 48 1933, 346–359; Weitzmann, 23–24, Abb. 169–178; C. Nordenfalk. [Рец. на книгу К. Вейцмана]. — ZKunstg, IV 1935, 350; К. Weitzmann. Geistige Grundlagen und Wesen der Makedonischen Renaissance, 29–30; Id. Aus den Bibliotheken des Athos, 45–47. Орнаментика обрамлений, а равно и стиль напоминают cod. Paris. gr. 139. Ср. особенно тип Луки с играющим на лире Давидом. Такую же богатую эллинистическую архитектуру мы наблюдаем в миниатюре с евангелистом Марком в Евангелии X века из Филофеева монастыря на Афоне (cod. 33). См.: Weitzmann, 46.
Табл. 106 51 Buberl, 7–9, Taf. VI–VIII; Weitzmann, 21, Abb. 148–152; L’art byzantin, art européen, n°306. Сухая и несколько мелочная трактовка указывает скорее на вторую половину X века. 52 Кондаков, 248–249; Bordier, 106–108; Ebersolt. 33; Omont, 44, pl. LXXIX; Friend, 124–125; Gerstinger, 32–33 (с указанием более старой литературы), Taf. IX; Weitzmann, 14–15, Abb. 78–88; Buberl, Gerstinger, 7–13, Taf. I, II; A. Grabar. Miniatures byzantines de la Bibliothèque Nationale, pl. 27, 28; Byzance et la France médiévale, n°11; L’art byzantin, art européen, n°333. Обе рукописи выполнены в широкой манере и крайне близки друг другу. В приписке XV века парижское Евангелие датируется 964 годом.

Миниатюры Парижской Псалтири, с их ярко выраженным неоклассицизмом, легко объединяются в одну группу с целым рядом близких к ним по стилю рукописей первой половины X века, что решительно препятствует относить их к более ранней эпохе. Такие манускрипты как Библия королевы Христины Шведской в Библиотеке Ватикана (Reg. gr. I)48 или Евангелие в Национальной библиотеке в Париже (Coislin 195)49 особенно тесно примыкают к cod. Paris. gr. 139. Первая из этих рукописей (табл. 103–104), исполненная для знатного византийского сановника Льва, сохранила в на редкость чистой форме ряд пережитков эллинистического искусства, о чем свидетельствуют свободная импрессионистическая трактовка с помощью широких мазков, нежные голубоватые фоны с легкими облаками и сиреневой далью, живые, изящные движения фигур и помпеянские по характеру здания, напоминающие миниатюры Амброзианской Илиады, Ватиканского Вергилия и Венского Генезиса. Вторая рукопись украшена четырьмя миниатюрами с изображениями сидящих евангелистов, чьи крупные пластические фигуры хранят отголоски статуй античных риторов. В том же неоклассическом, но только несколько более сухом стиле исполнены изображения сидящих евангелистов в двух близких Евангелиях из монастыря Ставроникита на Афоне (cod. 43)50 и Национальной библиотеки в Афинах (cod. 56)51. В афинской рукописи евангелисты представлены на гладких золотых фонах, тогда как в Евангелии из монастыря Ставроникита они даны на фоне богатых архитектурных сооружений, мало чем отличающихся от построек, которые использованы в качестве декоративных мотивов на стенах помпеянских домов. В еще двух Евангелиях, середины X века (Paris. gr. 70 и Vindob. theol. gr. 240)52, вместо сидящих изображены фигуры стоящих евангелистов, хотя и написанных в более живописной манере, но полных той же монументальной внушительности. Провинциальным и несколько более поздним отражением этого неоклассического искусства, процветавшего на столичной почве в первой половине X века, являются происходящие из Трапезунда миниатюры Евангелия в Публичной библиотеке в Ленинграде (греч. 21 и 21 А) (табл. 105–106) 53, иконография которых выдает прямую связь с каппадокийскими памятниками, но которые по стилю тесно примыкают к столичным произведениям. Сюда же следует присовокупить миниатюру из Евангелия в Лавре св. Афанасия на Афоне (А 92)54, изображающую фигуру стоящего Христа, окруженную шестью медальонами с евангелистами, Марией и Крестителем, и сильно пострадавшие от реставрации миниатюры Толкований на Книги пророков в Библиотеке Ватикана (Chigi R VIII 54)55 с монументальными фигурами стоящих пророков.

53 Амфилохий, 9–13; Кондаков, 131–133; Millet. L'art byzantin, 233; Лихачев. Материалы для истории русского иконописания, II, табл. СCCLIII, CCCLIV; Millet. Iconographie de l’Evangile, 4, 12–13, 557–558; Wulff, 534–535; Ф. И. Успенский. Трапезунтская рукопись в Публичной библиотеке. — Известия АН, 1917, 719–724, табл. I, II; Friend, 136–137; Morey, 53–92, fig. 61, 63, 65, 71, 75, 76, 83, 85, 90–96, 100, 101, 103; Tikkanen. Studien über die Farbengebung in der mittelalterlichen Buchmalerei, 87; Weitzmann, 59–62, Abb. 392–398; Гранстрем. Каталог греческих рукописей. — ВВ, XVI 1959, № 87. Н. П. Кондаков и Ч. Морей датируют иллюстрации VIII веком, Г. Милле — XI. Наиболее вероятным временем изготовления миниатюр является, на наш взгляд, вторая половина X века, в пользу чего говорит их стилистическое сходство с рукописями ранней Македонской династии (широкие рамочки, крупные фигуры, живописная трактовка). Архаическая, связанная с Востоком иконография и грубоватое исполнение указывают на провинциальное происхождение миниатюр. Вероятно, последние исполнены в Трапезунде, находившемся под перекрестным анатолийским и константино-польским влиянием. 54 Кондаков. Афон, 282–283, табл. XLVI; Brockhaus, 170, 189, 321; Wulff, 533; Weitzmann, 24, Abb. 179, 180. 55 Кондаков, 257; Muñoz. I codici greci miniati delle minori biblioteche di Roma, 13–40; Wulff, 527; Weitzmann, 12, Abb. 61.

Отличительной чертой вышеназванных рукописей является ярко выраженный неоклассицизм, порою граничащий с рабским подражанием антику. Это ретроспективное, эклектическое искусство было рассчитано на узкий круг просвещенных любителей и знатоков, находивших особую прелесть в возврате к античности. Уже само расположение миниатюр во весь лист и обрамление их широкими рамками создают эффект картинности, который восходит к стилю эллинистической станковой живописи. Каждая миниатюра трактуется как замкнутая в себе картина. Пространство строится по иллюзионистическому принципу, фигуры объемны, они имеют тяжесть физических тел. Трактовка нередко выдает ту же виртуозную живописность, как и в рукописях конца IX века. Но в большинстве миниатюр намечаются новые тенденции, последовательный рост которых приводит к образованию стиля конца X века: пространственные построения постепенно утрачивают свойственную им в рукописях конца IX века ясность, монументальные фигуры становятся более легкими и стройными, тонкая, острая линия все чаще дробит плоскость, придавая ей декоративный характер, графические элементы усиливаются за счет живописных.


VI. Македонская династия (867–1056)

[VI.3. Спиритуализм в рукописях конца X — начала XI в.]

В рукописях конца Х — начала XI века окончательно изживается безличный неоклассицизм раннемакедонской династии. Эта сенсуалистическая реакция не могла быть долговременной, она неизбежно должна была встретить решительный отпор у представителей высшего византийского общества. Со второй половины X века начинается переработка неоклассического стиля в сторону последовательной спиритуализации форм. Иллюзионистическое пространство уступает место абстрактной плоскости, некогда тяжеловесные фигуры приобретают большую легкость, в лицах появляется выражение строгого аскетизма. Постепенно вырабатывается чисто графический миниатюрный стиль, который достигает классической формы выявления в искусстве XI–XII веков.


Табл. 107 56 Кондаков, 206–211; M. и В. Успенские. Лицевой месяцеслов греческого императора Василия II († 1025 г.), I–II. С.-Петербург 1902–1903; Millet. L’art byzantin, 237–239; Il Menologio di Basilio II (cod. Vat. gr. 1613), I–II. Torino 1907; Dalton, 479–480; Wulff, 527–529; Diehl, 632–635; Ebersolt, 35–36; Gerstinger, 30; Morey, 97–102; Weitzmann, 30–32, Abb. 221–226; S. Der Nersessian. Remarks on the Date of the Menologium and the Psalter written for Basil II. — Byzantion, XV 1940–1941, 104–125; Ead. The Illustrations of the Metaphrastian Menologium. — Late Classical and Mediaeval Studies in Honor of A. M. Friend, Jr. Princeton 1955, 222–231; Talbot Rice. Arte di Bisanzio, 84–85, fig. 128; A. Frolow. L’origine des miniatures du Menologe du Vatican. — ЗPBИ, 6 1960, 29–41; I. Ševčenko. The Illuminators of the Menologium of Basil II. — DOP, 16 1962, 245–276 (рец. А. Фролова: ByzSl, XXVI 1965 2, 404–408); P.Mijović. Une classification iconographique de Ménologes enluminés. — Actes du XIIе Congrès international d’études byzantines, III. Beograd 1964, 271–278; I. Dujčev. Une miniature byzantine méconnue avec les images de Cyrille et Methode? — Byzantion, XXXVI 1966 1, 51––73. He исключена возможность, что отдельные композиции восходят к старым образцам (Синаксарь, Книга пророков). Но в целом Менологий — оригинальное произведение. Если в нем и были использованы старые образцы, то стилистически они радикально переработаны. Из восьми художников самыми сильными мастерами являются Панталеон и Георгий. А. Фролов приписывает надписи с именами не мастерам, которые выполняли миниатюры, а авторам скопированных здесь образцов, что представляется мне неубедительным.
Табл. 108
Табл. 109
Табл. 110

Данный процесс, частично связанный с вытеснением эллинистических влияний восточными, легко проследить на ряде рукописей конца Х — начала XI века. Центральное место занимает Менологий в Библиотеке Ватикана (gr. 1613), исполненный около 985 года восемью различными художниками для Василия II (976–1025)56. Уже расположение миниатюр становится здесь совершенно иным. Это не монументальная, занимающая всю страницу картина, а подчиненные композиции листа небольшие миниатюры, образующие вместе с инициалами и текстом одно ритмическое целое (табл. 107–110). Сухие, бесплотные фигуры облачены в распадающиеся на сотни мелких складочек одеяния, нередко покрытые условной золотой штриховкой. Золотой фон окончательно вытесняет синие фоны, благодаря чему все изображения получают характер подчеркнутой отвлеченности. Здания утрачивают былую трехмерность, превращаясь в легкие, чисто декоративные строения. Некогда пространственный пейзаж подвергается такой же схематизации: холмы стали плоскими, скалы до неузнаваемости стилизованы, деревья и растения уподобляются геометрическим мотивам. Фигуры располагаются не в пейзаже, а на фоне пейзажа, отдельные части которого напоминают плоские театральные кулисы. Несмотря на то, что движения фигур еще полны непринужденности и свободы, ясно сказывается тенденция придавать им фронтальное положение. Сухие, строгие лица, выдающие нередко армянский тип, получают выражение заметной одухотворенности. Колористическая гамма становится менее яркой. Постепенно из нее выпадают нежнейшие полутона, которые восходили к традиции античного импрессионизма. Взамен вводятся более определенные, плотные краски, напоминающие своими оттенками драгоценные эмали.


Табл. 111
Табл. 112
Табл. 113
Табл. 114
Табл. 115
Табл. 116

Этот новый стиль, сменивший чувственный неоклассицизм раннего X века, был оригинальным творением константинопольской школы. В противовес упадочному эклектизму неоклассического искусства он полон внутренней значительности и подлинной новизны, которые выгодно отличают его от таких блестящих по технике, но пустых по содержанию работ как Парижская Псалтирь. Кроме Ватиканского Менология он представлен еще рядом первоклассных столичных рукописей конца Х — начала XI века, вышедших, вероятно, из той же придворной мастерской Василия II. Здесь следует прежде всего упомянуть написанную около 1019 года для Василия II Псалтирь в Венеции (Маrc. gr. 17)57, близкую по стилю к Ватиканскому Менологию (табл. 111). К этим двум рукописям примыкают в свою очередь Евангелие Фоки в ризнице Лавры св. Афанасия на Афоне58, Книга пророка Исайи в Библиотеке Ватикана (gr. 755)59, Толкования на Книги пророков в Библиотеке Лауренциана во Флоренции (Plut. V, 9) (табл. 112) и Национальной библиотеке в Турине (cod. В I 2) (табл. 113–114) 60, Книга Соломона с прибавлениями в Королевской библиотеке в Копенгагене (Gl. Kongl. Saml. 6)61, замечательное Евангелие в монастыре св. Екатерины на Синае (cod. 204) (табл. 115–116) 62 и Евангелие в Национальной библиотеке в Париже (gr. 64)63.

57 Кондаков, 165–167; Millet. L’art byzantin, 225; Dalton, 470; Wulff, 523; Diehl, 613; Ebersolt, 28; Weitzmann, 29–30, Abb. 219, 220; S. Der Nersessian. The Illustrations of the Metaphrastian Menologium. — Byzantion, XV 1940–1941, 115; Talbot Rice. Arte di Bisanzio, 84, fig. 127, tav. XI; L’art byzantin, art européen, n° 280. Стиль обнаруживает теснейшее сходство с Менологием (особенно типы лиц, характер ландшафта и пропорции фигур). Интересно, что Н. П. Кондаков дaeт крайне отрицательную оценку рукописи. Неизменно пользуясь критериями античного искусства, он, естественно, характеризует как упадок всю византийскую книжную иллюстрацию ХI–ХII веков, поскольку эта иллюстрация сознательно отходит от античной традиции. 58 К. Weitzmann. Das Evangelion im Skevophylakion zu Lawra. — SK, VIII 1936, 83–98; Id. Geistige Grundlagen und Wesen der Makedonischen Renaissance, 39–40; Id. Aus den Bibliotheken des Athos, 61–63. 59 Кондаков, 257; Muñoz. I codici greci miniati delle minori biblioteche di Roma, 24–29, tav. 6; Friend, 128; Weitzmann, 12, Abb. 62. Тип Исаии повторяется в Ватиканском Менологии (л. 17, 107) и в cod. Marc. gr. 17 (Самуил в сцене Помазания Давида). 60 Кондаков, 257; Muñoz. I codici greci miniati delle minori biblioteche di Roma, 24; Millet. L’art byzantin, 27; Dalton, 474; Diehl, 621; Weitzmann, 26–28, Abb. 199, 200; L’art byzantin, art européen, n° 287. Оба кодекса крайне близки друг другу по стилию (ср., в частности, орнамент). 61 Greek and Latin Illuminated Manuscripts Х–XIII Century in Danish Collections. Copenhagen 1921, 1–3, pl. I; Wulff, 527; Weitzmann, 27, Abb. 198; Beckwith. Art of Constantinople, fig. 109; L’art byzantin, art européen, n° 288. Ср. с cod. Plut. V, 9. 62 Кондаков. Синай, 129–132; Johann Georg, Herzog zu Sachsen. Das Katharinenkloster am Sinai. Leipzig—Berlin 1912, 22–23; Ebersolt, 33–78; Friend, 125; Monumenta Sinaitica, 47–48, табл. 26–28; Glück, 44, Taf. 66, 67; К. Weitzmann. Probleme der mittelbyzantinischen Renaissance. — ArchAnz, 48 1933, 356; Weitzmann, 28, Abb. 211, 212; Id. Geistige Grundlagen und Wesen der Makedonischen Renaissance, 49–50. Герцог Саксонский датировал Евангелие, вслед за В. Гардтхаузеном, 995 годом. По стилю оно конца Х — начала XI века. Ср. орнамент с Vatic. gr. 755. 63 Bordier, 103–106; Кондаков, 250; Millet. Iconographie de l’Evangile, 204, 587; Omont, 46, pl. LXXXIV–LXXXVI; A. Grabar. Miniatures byzantines de la Bibliothèque Nationale, pl. 45, 46; Byzance et la France médiévale, n° 19; L’art byzantin, art européen, n° 308. А. Омон датировал рукопись XII веком. Против этого решительно говорит стиль миниатюр. Ср. Ватиканский Менологий и особенно cod. Marc. gr. 17.



Табл. 117
Табл. 118
Табл. 119
Табл. 120

Миниатюры последней рукописи помещены по сторонам текста, расположенного в форме креста (табл. 118–119), а великолепные таблицы канонов (табл. 117) исполнены в той же тончайшей каллиграфической манере, как и фигурные изображения. Все названные рукописи легко объединяются в одну группу. Несмотря на сохранение преемственной связи с неоклассицизмом раннемакедонской династии, в стиле заметно чувствуются дальнейшая ориентализация форм и усиление сухости трактовки. Эта же сухая линейная трактовка дает о себе знать в двух Евангелиях (Vatic. gr. 364 и Vindob. suppl. gr. 50)64, принадлежащих, по-видимому, одному мастеру. Изящные фигуры евангелистов резко отличаются от тяжелых, монументальных образов раннего X века. В таком же линейном стиле копируются в эту эпоху античные рукописи, о чем свидетельствуют Кинегетика псевдо-Оппиана в Венеции (Маrc. gr. Z. 479)65, Териака Никандра в Париже (suppl. gr. 247)66 и Хирургический трактат Аполлония из Кития во Флоренции (Laur. Plut. LXXIV, 7)67. Логическим завершением художественных исканий позднемакедонской эпохи является Псалтирь 1054 года в Библиотеке Греческого патриархата в Иерусалиме (Ἁγίου Τάϕου 53) (табл. 120) 68. Ее совсем небольшие, расположенные в тексте миниатюры, написанные явно в Константинополе, выдают ювелирную тщательность отделки, которая уже предвосхищает тончайший каллиграфический стиль второй половины XI века, представляющий высшую точку в развитии византийского книжного искусства69.

64 Friend, 136, pl. X, XIV; Gerstinger, 33, 47 (с указанием более старой литературы), Taf. X, XI b; Weitzmann, 25–26, Abb. 192–197; Buberl, Gerstinger, 13–20, Taf. III–V; L’art byzantin, art européen, n° 334. Обе рукописи раннего XI века, исполнены, без сомнения, в Константинополе. Стиль обнаруживает ряд точек соприкосновения с Ватиканским Менологием (ср. особенно тип Иоанна с Иосифом из Бегства в Египет, л. 274) и с миниатюрой, изображающей евангелиста Марка, в Уолтере Apт Гэлери, Ms. 530a (Walters Art Gallery. Exhibition 1947, 137, pl. XCVI). 65 Millet. L’art byzantin, 212–213; Dalton, 483; Diehl, 602–604; Ebersolt, 41; A. W. Bijvanck. De geillustreerde Handschriften van Oppianus Cynegetica. — MNIR, 5 1925, 34–64; Gerstinger, 10, 37; Peirce, Tyler. Byzantine Art, 42; W. Lameere. Apamée de Syrie et les Cynégétiques du Pseudo-Oppien dans la miniature byzantine. — Bulletin de l’Institut Historique Beige de Rome, 19 1938, 1 et suiv.; Weitzmann. Roll and Codex, 98 ff., fig. 61, 72, 82, 122, 123, 133, 134; Id. Greek Mythology in Byzantine Art. Princeton 1951, 34, 93 ff., 155, 159, 163 ff., 168, 170, 179, 186, 190 ff., 203, 206, fig. 100–103, 108, 109, 112, 114, 118, 119, 123, 124, 127–132, 134, 135, 137, 138, 143, 147, 148, 150, 153, 157–159, 164–166; Ἀ. Ξυγγόπουλος. Ἐρίζοντες = Ἐρῶντες. — Ἐλληνιϰά, 12 1952, 372–376; M. Bonfioli. Le rappresentazioni di caccia del Codice Marciano greco 479. — FelRav, 71 1956, 31–49; K. Weitzmann. Ancient Book Illumination. Cambridge (Mass.) 1959, 26 ff., 53 ff., 78, 97, 106, fig. 31–34, 61, 88, 104, 112, 113; L’art byzantin, art européen, n° 363. Миниатюры выполнены несколькими художниками. 66 F. Lenormant et E. de Chanot. Peintures d’un manuscrit de Nicandre. — GazArch, I 1875, 69–72, 125–127, II 1876, 34–36, 87–89; Bordier, 175–178; Айналов. Эллинистические основы, 7–11; Millet. L’art byzantin, 209–210; Dalton, 482–483; Diehl, 604–605; Ebersolt, 41; Gerstinger, 10; Omont, 34–40, pl. LXV–LXXII; Weitzmann, 34, Abb. 228, 229; Id. Ancient Book Illumination, 14, 97, 99, 109, fig. 16, 105, 106, 116; Byzance et la France médiévale, n° 3; Talbot Rice. Arte di Bisanzio, 82, fig. 113. 67 Кондаков, 259; H. Schöne. Apollonius von Kitium. Leipzig 1896; Айналов. Эллинистические основы, 11–14; Millet. L’art byzantin, 209; Diehl, 605–606; Ebersolt, 41–42; J. Ilberg. Soranus. Leipzig 1927 (= Corpus Medicorum Graecorum, IV); Weitzmann, 33, Abb. 227; Id. Ancient Book Illumination, 19, 21, fig. 22, 26; L’art byzantin, art européen, n° 362. 68 A. Baumstark. Frühchristlich-syrische Psalterillustration in einer byzantinischen Abkürzung. — OrChr, V 1905, 295–320; L’art byzantin, art européen, n° 281. В свое время Н. В. Малицкий написал для «Византийского временника» специальное исследование об иерусалимской Псалтири, фрагмент которой хранится в Публичной библиотеке в Ленинграде (греч. 266). Эти листы были вырезаны Порфирием Успенским. Антифоны, или припевы, сопровождавшие исполнение псалмов по уставу Великой константинопольской церкви, указывают на столичное происхождение рукописи. 69 Кроме приведенных в тексте рукописей следует упомянуть еще следующие манускрипты Македонской эпохи:
Афины, Национальная библиотека: Евангелие 71 (одна вшитая миниатюра с изображением Иоанна; H. Buchthal. A Byzantine Miniature of the Fourtes Evangelist and Its Relation. — DOP, 15 1961, 129–139, fig. 1), Евангелие 74 (Weitzmann, 85, Abb. 579, 580), Слова Иоанна Златоуста 211 [ Buberl, Taf. IV, V; A. Grabar. Miniatures greco-orientalis, II. Un manuscrit des homélies de Saint Jean Chrysostome à la Bibliothèque Nationale d’Athènes (Atheniensis 211). — SK, V 1932, 259–298; Weitzmann, 57–58, Abb. 379–382; L’art byzantin, art européen, n° 350];
Афон, Ватопед: Евангелие от 942 года 949 (Friend, fig. 132–135), Слова Льва Мудрого 408 (Weitzmann, 7, Abb. 34), Творения отцов церкви 456 (ibid., 20–21, Abb. 140–142);
Дионисиат: Евангелие 10, Слова Иоанна Златоуста от 955 года 70 (К. Weitzmann. Probleme der mittelbyzantinischen Renaissance. — ArchAnz, 48 1933, 351), Евангелие 2 (Weitzmann, 64, Abb. 415, 416; Dölger. Athos, 170, Abb. 91), Евангелие 34 (Friend, fig. 129–131; Weitzmann, 25, Abb. 183–191);
Ивер: Лествица от 985 года 415 (Martin, 166, fig. 6);
Каракал: Евангелие 11 (Weitzmann, 69–70, Abb. 464–470);
Лавра: Евангелие А 86 (ibid., 46–48, Abb. 305–323), Амфилохия Фотия 449 (ibid., 56, Abb. 372), Деяния и Послания апостолов 1015 года В 18 [138] (ibid., 36, Abb. 248–251);
Филофеев монастырь: Евангелие 33 (ibid., 46, Abb. 302–304; Dölger. Athos, 170, Abb. 90);
Балтимор, Walters Art Gallery: Евангелие 524 (Walters Art Gallery. Exhibition 1947, 136, pl. C), Евангелие 520, Менологий на январь 521 (ibid., 139, pl. XCIX; L'art byzantin, art européen, n° 360: столичная работа, между 1034 и 1041, к этой же серии принадлежит Менологий на февраль и март из Исторического музея в Москве гр. 183);
Берлин, Государственная библиотека: Евангелие и Менологий Hamilton 246 (рукопись XIII века, но пять таблиц канонов с сопровождающими их евангельскими сценами и полуфигурами святых датируются X веком, см.: J. Ebersolt. Miniatures byzantines de Berlin. — RA, 1905 II, 55–70; Weitzmann, 68, Abb. 448–450), Евангелие Hamilton 425, Евангелие 67, Гиппиатрика Phillipps 1538 (Weitzmann, 16–17, Abb. 104–115);
Вена, Национальная библиотека: Слова Григория Назианзина theol. gr. 30 (Gerstinger, Taf. XXV, XXVIII);
Венеция, Марчиана: Илиада gr. 454 (Homeri Ilias cum scholiis. Codex Venetus A, Marcianus 454 phototypice editus. Praef. D. Comparetti. Lugduni Batavorum 1901), Евангелие gr. 12;
Иерусалим, Библиотека Греческого патриархата: Евангелие от 1027 года Ἁγίου Σάβα 82 (Weitzmann, 75, Abb. 508–510);
Лейпциг, Университетская библиотека: Евангелие 6 (ibid., 63–64, Abb. 407–411);
Ленинград, Публичная библиотека: Евангелие гр. 34, Евангелие гр. 220, Евангелие гр. 53 (ibid., 13, Abb. 68–70);
Лондон, Британский музей: Евангелие Add. 11300 (ibid., 8, Abb. 37, 38), Евангелие Arundel 547 (не исключено, что миниатюра с изображением Иоанна исполнена в XIV веке), Евангелие от 995 года Harley 5598, Новый Завет Add. 28815 (Weitzmann, 20, Abb. 136–139; Beckwith. Art of Constantinople, fig. 106, 107; G. Mathew. Byzantine Painting. London [1950], pl. 1, 2; L’art byzantin, art européen, n° 293);
Милан, Амброзиана: Псалтирь М 47 sup. (Weitzmann, 82, Abb. 557; Gengaro, Leoni, Villa. Codici delI’Ambrosiana, 103), Псалтирь 24 sup. (ibid., 98–99), Евангелие В 62 sup. (ibid., 115–117, tav. XXIII, XXIV);
Москва, Исторический музей: Менологий на февраль и март гр. 183 (столичная работа, между 1034 и 1041, из одной серии с Менологием в Балтиморе 521, см.: Фотографические снимки с миниатюр греческих рукописей, находящихся в Московской Синодальной, бывшей Патриаршей, библиотеке, II. Москва 1863, табл. 1–30; Миниатюры греческого минология XI века № 183 Московской Синодальной библиотеки. Изд. Д. К. Тренева. Описание рукописи Н. П. Попова. Москва 1911);
Неаполь, Национальная библиотека: Евангелие Василия II suppl. gr. 12 (К. Weitzmann. Ein kaiserliches Lektionar einer byzantinischen Hofschule. — Festschrift K. Swoboda zum 28. Januar 1959. Wien—Wiesbaden 1959, 309–320);
Нью-Йорк, Библиотека Пирпонта Моргана: Диоскорид М 652 (Pedanii Dioscuridis Anazarbaei de Materia Medica, I–II. Paris 1935; Weitzmann, 34, Abb. 231–233; Id. Greek Mythology in Byzantine Art, 27, fig. 28; Id. Ancient Book Illumination, 12, fig. 14, 17);
Оксфорд, Бодлейянская библиотека: Евангелие Auct. E 5.11 (Weitzmann, 18, Abb. 117–120; Pächt. Byzantine Illumination, fig. 4; H. Buchthal. A Byzantine Miniature of the Fourtes Evangelist and Its Relation. — DOP, 15 1961, fig. 3), Деяния апостолов Canon. gr. 110 (Weitzmann, 13–14, Abb. 71–77; Pächt. Byzantine Illumination, fig. 5; Beckwith. Art of Constantinople, fig. 108; L’art byzantin, art européen, n° 302), Псалтирь Auct. D 4.1 (Weitzmann, 63, Abb. 405, 406), Евангелие Cromwell 16 (Pächt. Byzantine Illumination, fig. 2, 6, 9с), Ветхий Завет Auct. I 2.4, Lincoln Coll. Деяния и Послания апостолов;
Париж, Национальная библиотека: Диоскорид gr. 2179 (Weitzmann, 82, Abb. 555, 556; Byzance et la France médiévale, n° 57), Евангелие от 1055 года suppl. gr. 905 (миниатюры с изображениями Матфея, Луки и Марка относятся к концу IX — началу X века, см.: Weitzmann, 5–6, Abb. 19, 20; Byzance et la France médiévale, n° 7), Деяния апостолов gr. 216 (Weitzmann, 7, Abb. 39; Byzance et la France médiévale, n° 13), Евангелие suppl. gr. 79 (Weitzmann, 21, Abb. 153, 154; Byzance et la France médiévale, n° 73), Евангелие suppl. gr. 75 (Weitzmann, 22, Abb. 155, 156), Толкования на Евангелие gr. 230 (ibid., 29, Abb. 213–216), Евангелие gr. 68 (ibid., 72, Abb. 485–487), Евангелие gr. 48 (ibid., 76, Abb. 516–518; Byzance et la France médiévale, n° 14), Евангелие gr. 115 (Byzance et la France médiévale, n° 15), Евангелие Coislin 20 (Omont, pl. LXXX; Weitzmann, 11, Abb. 56; Byzance et la France médiévale, n° 12), Евангелие gr. 278 (Bordier, 94–95; Ebersolt, 44; Weitzmann, 6–7, Abb. 28, 29), Евангелие gr. 279 (Weitzmann, 65–66), Евангелие gr. 277 (Ebersolt, pl. XX; Byzance et la France médiévale, n° 71), Лествица gr. 1069 (Martin, 170–171, fig. 5; Byzance et la France médiévale, n° 56);
Патмос, монастырь Иоанна Богослова: Слова Григория Назианзина от 941 года 33 (Weitzmann, 82–84, Abb. 558–560; Jacopi, fig. 1–27; L’art byzantin, art européen, n° 343), Евангелие 70 (Millet. Iconographie de l’Evangile, fig. 298, 615–619; Weitzmann, 66–68, Abb. 430–437, 440–447; Jacopi, fig. 34–50; L’art byzantin, art européen, n° 332), Евангелие 72 (Weitzmann, 43–44, Abb. 291–296; Jacopi, fig. 51–54), Евангелие 68 (Jacopi, fig. 32, 33);
Принстон, Университетская библиотека: Слова на Евангелие от Матфея от 955 года Garret 14;
Музей истории искусств: Слова Григория Назианзина cod. асс. 41.26 (К. Weitzmann. A Codex with the Homilies of Gregory of Nazianzus. — Record of the Museum of Historic Art, Princeton University, I 1942, 14–17);
Рим, Библиотека Ватикана: Евангелие gr. 1157 (Weitzmann, 21, Abb. 143–147), Новый Завет Reg. gr. 29 (ibid., 7, Abb. 35), Евангелие Palat. gr. 220 (K. Weitzmann. Die armenische Buchmalerei des 10. und beginnenden 11. Jahrhunderts. Bamberg 1933, 11–14, Taf. V–VII; Weitzmann, 32, Abb. 402–404), Диоскорид gr. 284 (Weitzmann, 34, Abb. 229–230; J. Theodoridès. Remarques sur l’iconographie zoologique dans certains manuscrits médicaux byzantins et étude des miniatures zoologiques du codex Vaticanus graecus 284. — JÖBG, X 1961, 21–29), Сочинения Ефрема Сирина от 1039 года Ottob. gr. 457 (Weitzmann, 75, Abb. 501–503), Евангелие от 948/949 года gr. 354 (A. Грабар. Памятники греко-восточной миниатюры. — SК, IV 1931, 215–225), Евангелие от 1039 года Barb. gr. 319 (Weitzmann, 73, Abb. 492, 493), Лествица Chigi R IV 7 (Martin, 184, fig. 9);
Синай, монастырь св. Екатерины: Слово Иоанна Златоуста на Евангелие от Матфея 364 (исполнено около 1042 года, см.: Monumenta Sinaitica, табл. 29, 30), Поучения Феодора Студита 401, Лествица 417 (Martin, 186–187, fig. 1–4; К. Weitzmann. Islamische und koptische Einflüsse in einer Sinai-Handschrift des Johannes Klimakus. — Aus der Welt der islamischen Kunst. Festschrift für E. Kühnel zum 75. Geburtstag. Berlin 1959, 297–316), Евангелие от 967 года 213 (Weitzmann, 73, Abb. 495);
Флоренция, Лауренциана: Евангелие Plut. VI, 18, Никомахова Этика Аристотеля Plut. LXXXI, 11 (Weitzmann, 8, Abb. 36), Деяния апостолов Plut. IV, 29 (Weitzmann, 8, Abb. 42–44), Евангелие Conv. soppr. 159 (Weitzmann, 26, Abb. 195).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 418; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.