Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отказ от наслаждения




Завладение объектами является бесцельным («objectless craving»1 у Рисмена). Потребительское поведение, по-видимому направленное, ориентированное на объект и наслаждение, фактически соответству­ет совсем другим целям: это метафорическое или искаженное выра­жение желания, выражение производства с помощью знаков разли­чия социального кодекса ценностей. Определяющей является не индивидуальная функция интереса к совокупности вещей, а непос­редственно социальная функция обмена, коммуникации, распреде­ления ценностей через совокупность знаков.

Истина потребления состоит в том, что оно является не функци­ей наслаждения, а функцией производства - и потому - совсем как материальное производство - функцией не индивидуальной, а непос­редственно и полностью коллективной. Без этого перевертывания

бесцельное стремление (англ.). — Пер.

107традиционных данных невозможен теоретический анализ: каким бы образом за него ни принимались, неизбежно впадают в феноменоло­гию потребления.

Потребление - это система, которая обеспечивает порядок зна­ков и интеграцию группы; оно является, следовательно, одновремен­но моралью (системой идеологических ценностей) и системой ком­муникации, структурой отношений. Только при таком понимании и при учете того, что эта социальная функция и структурная организа­ция выходит далеко за пределы уровня индивидов и влияет на них соответственно как бессознательное социальное принуждение, мож­но обосновать теоретическую гипотезу, которая не является ни сово­купностью цифр, ни описательной метафизикой.

Согласно этой гипотезе, как бы парадоксально это ни звучало, потребление определяется как исключение из наслаждения. Соци­альная логика системы потребления включает отказ от наслаждения. Наслаждение тут выступает вовсе не как цель, не как рациональная цель, а как индивидуальная рационализация процесса, цели которо­го лежат в другой области. Наслаждение могло бы характеризовать потребление для себя, которое было бы автономным и целевым. Од­нако потребление никогда не является таковым. Наслаждаются для себя, но, когда потребляют, никогда не делают этого в одиночестве (это иллюзия потребителя, тщательно поддерживаемая всеми идео­логическими рассуждениями о потреблении), а входят в обобщенную систему обмена и производства закодированных ценностей, куда, вопреки им самим, включены все потребители.

В этом смысле потребление представляет собой систему значе­ний, как язык или как система родства в примитивном обществе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 221; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.