Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Двусмысленность и терроризм заботы




Г

Терапевтическое общество

Идеология общества непрерывной заботы о вас достигает куль­минации в идее, что нужно вас лечить именно в качестве потенци­ального больного. Требуется поистине верить в то, что большой со­циальный организм очень болен и граждане-потребители очень хруп­ки, находятся все время на краю упадка сил и утраты равновесия, чтобы повсюду - у профессионалов, в газетах и у моралистов-анали­тиков - существовал «терапевтический» дискурс.

Блештейн-Бланше: «Я считаю, что анкеты опроса общественно­го мнения представляют собой необходимый инструмент измерения, который реклама должна использовать как врач, предписывающий анализ и рентгенографию».

Специалист рекламного дела: «Клиент ищет прежде всего без­опасности. Он хочет быть успокоенным, находиться под опекой. Для него вы почти отец, или мать, или сын...» «Наше ремесло близко к медицинскому делу». «Мы, как врачи, даем советы, ничего не навя­зываем». «Мое ремесло - это жречество, как ремесло врача».

Архитекторы, специалисты рекламного дела, урбанисты, дизайне­ры желают быть творцами или, скорее, чудотворцами общественной связи и окружения. «Люди живут в безобразии», нужно лечить все это.| Психосоциологи тоже хотят быть терапевтами человеческой и общ©! ственной коммуникации. Так вплоть до промышленников, которые счиН тают себя миссионерами благосостояния и общего процветания. «Об*

щество болеет» - это лейтмотив всех добрых душ, находящихся у влас­ти. Общество потребления имеет червоточину, «нужно ему дать допол­нение в виде души», - говорит Ж. Шабан-Дельмас*. Следует сказать, что в очень большой мере соучастниками этого мифа о больном обще­стве, мифа, который не предполагает никакого анализа реальных про­тиворечий, являются современные медики-интеллектуалы. Они обна­руживают зло на уровне основ, чем объясняется их пророческий песси­мизм. Другие профессионалы скорее стремятся поддерживать миф о больном обществе, ссылаясь не столько на органику (в таком случае это неизлечимо), сколько на нечто функциональное, на обмены и метабо-лизмы. Отсюда их динамический оптимизм. Чтобы вылечить общество, достаточно вновь установить функциональность контактов, ускорить ме­таболизм (то есть еще раз впрыснуть подконтрольную коммуникацию, отношение, контакт, гуманное равновесие, теплоту, действенность и улыбку). Этим они и занимаются бодро и с прибылью.

Нужно признать глубокую двусмысленность всей литургии за­ботливости. Это очень точно подтверждает двойной смысл глагола «solliciter»'.

1. Один смысл он обретает в связи со словом «заботливость»: заботиться о ком-то, удовлетворять, по-матерински опекать. Это смысл явный и самый обычный. Дар.

2. Второй смысл связан со словами «требование» (требование от­вета), «требовательность», «реквизиция», в крайнем выражении («Я был затребован для...»). Этот смысл более очевиден в современном значении «затребовать цифры, затребовать факты». Здесь открыто речь идет о том, чтобы сбить с пути, перехватить, повернуть в свою пользу. Это полная противоположность заботы.

Однако функция всякого, институционального или неинституци­онального, аппарата заботы, который нас окружает и разрастается -общественной информации, рекламы и т. д., - состоит в том, чтобы одновременно награждать и удовлетворять, и соблазнять, тайком со­вращать. Средний потребитель всегда выступает объектом этого двой­ного начинания в духе «solliciter» во всех значениях термина - в смыс­ле идеологии дара, осуществления «заботы», являющейся всегда али­би для реального принуждения, каковое созвучно «настойчивой просьбе», «домогательству» и т. д.2

1 заботиться (φρ.). - Пер.

2 По-немецки Werben означает добиваться руки, домогаться, сватать, окружать любовной заботой, а также оно означает соперничество, конкуренцию и рекламу (Рекламное принуждение).

213Риторика волшебства и заботы, по причине которой общество по­требления и изобилия отмечено особой эмоциональной тональнос-Л тью, имеет точные общественные функции.

1. Эмоциональной обработки индивидов, изолированных в бюро­кратическом обществе в силу технического и социального разделения труда и в силу параллельного, также тотального и бюрократическо-1 го, технического и социального разделения практики потребления.

2. Политической стратегии неформальной интеграции, которая минует политические институты и компенсирует их слабости. Так] же как всеобщее избирательное право, референдумы, парламентс­кие институты предназначены установить социальный консенсус бла­годаря формальному соучастию, так и реклама, мода, общественные] и человеческие отношения могут трактоваться как род вечного ре- 1 ферендума, где граждане-потребители вынуждены в каждое мгнове-j ние высказываться благожелательно за определенный кодекс ценно-] стей и неявно его санкционировать. Такая неформальная система мо­билизации одобрения более надежна: она практически не позволяет сказать «нет» (правда, избирательный референдум является тоже де-i мократической инсценировкой «да»). Можно сегодня заметить во всех странах, что насильственные процессы общественного контроля (реп­рессивные государственные, полицейские принуждения) заменень! способами «соучаствующей» интеграции - прежде всего в парламент-] ской электоральной форме, затем неформальными процессами при­нуждения, о которых мы говорим. Было бы интересно проанализи­ровать в этом плане операцию «общественные отношения», затеян­ную Publicis/Saint-Gobain в связи с большим социологическим! событием, каким было объявление из Буссуа о покупке акций Сен-Гобен: общественное мнение мобилизовано, вызвано в качестве сви­детеля, затребовано как «психологический акционер» в операции.] Публика (население) под видом «демократической» информации ока-! зывается интегрирована в объективное преобразование капиталис­тического предприятия как жюри, и через группу-символ акционер ров Сен-Гобена она подвержена манипуляции как участвующая сто-! рона. Видно, как реклама, понятая в самом широком смысле, может моделировать и тотализовать общественные процессы, как она мен жет каждодневно и, конечно, еще более действенно заменять собой электоральную систему в деле мобилизации и психологического кон-Ч троля. Вся новая политическая стратегия рождается на этом уровней она сопутствует объективной эволюции «техноструктуры» и моно4 полистического продуктивизма.

3. «Политического» контроля, действующего через требование и заботу, который удваивается более интимным контролем над самими мотивациями. Именно здесь глагол «solliciter» обретает свой двойч ной смысл, и именно в этом смысле обнаруживается meppopucmui




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 210; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.