Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. Авторская программа по предмету




СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ

О.В. Воронова

Авторская программа по предмету

 

Утверждено
на Методическом Совете
от

 

 

“Мы выражаем жизнь в танце.

Мы хотим, чтобы зритель

за каждым нашим номером

разглядел, почувствовал душу.

Мы имеем ту эстетику и

ту пластику, которая

отвечает современности”

И. Моисеев

(Экскурс в историю современного танца)

Анализируя любую систему танца, мы можем чётко выделить определённый набор движений, которые свойственны только этой системе танца. Особенно чётко это можно проследить в классическом, народном и историко-бытовом танце, где существует веками отшлифованный, чётко зафиксированный язык движений. Когда же речь заходит о современном танце, то зачастую анализ языка движений лексического модуля заменяется рассуждениями о современности темы произведения…

Что же такое современный танец? Термин возник несколько десятилетий назад. Современный танец объединил технику танца - модерн и технику джазового танца. А также многое позаимствовал и из классического танца. Были созданы совершенно новая техника танца и система обучения.

Художественная особенность джаз-танца - совершенная свобода движений всего тела танцора и его отдельных частей, как по горизонтали, так и по вертикали сценического пространства.

Джазовый танец - это, прежде всего воплощение эмоций танцора, это танец ощущений, а не формы или идеи, как это происходит в танце-модерн.

Модерн-танец - целиком детище ХХ века. В отличие от джазового или классического танца это направление создавалось на основе творчества того или иного конкретного лица.

В танце - модерн существенным является попытка исполнителя выстроить связь между формой танца и своим внутренним состоянием. Большинство стилей танца-модерн сформировались под влиянием какой-либо чётко изложенной философии или определённым видением мира.

“Пионерами” в области модерн-танца были Тэд Шоун, Айседора Дункан и др.

Начиная с 90-х годов XIX века и до конца второй мировой войны - следует этап развития джаз - танца как особой техники со своей школой, определённым лексическим модулем и системой движения. Именно в это время джаз-танец оказывает огромное влияние не только на театральный и бытовой танец, но на балетный театр. Взаимовлияние “чёрного” и “белого” всё возрастает. В 50-е, 60-е годы ХХ века с появлением новых талантливых балетмейстеров Г. Чемпионо, М. Кидда, Бобба Фосса и др., развёрнутое хореографическое действие стало художественной основой спектакля, а танец - средством выражения психологического мира героев спектакля. В результате слияния основных школ современной хореографии возникло новое художественное явление - модерн-джаз танец.

Пантомима носит выразительность в хореографическое произведение, более рельефно раскрывает образ, а непременной и отличительной чертой современного танца является его свобода в использовании различных техник в создании и раскрытии образа.

Что же такое хореографический образ? Это конкретный характер человека, проявляющийся в его отношении к окружающей действительности. Так как искусство хореографии теснейшим образом связано с музыкой, следовательно, хореографический образ его развитие следует рассматривать в тесном взаимодействии с музыкальным произведением. В этом взаимодействии и рождается хореографическое произведение.

Хореографическое произведение - это сплав танца и пантомимы. Соотношение танца и пантомимы зависит от задач, которые ставит перед собой хореограф. Пантомима в хореографическом произведении отличается от цирковой и пантомимы как самостоятельного жанра. Известный реформатор балета русский балетмейстер М. Фокин указывал: “… кроме танца, балет пользуется и мимикой, и пантомимой, и недвижными, а стало быть, нетанцевальными группами”.

Особенность художественного дополнительного образования состоит в том, что необходимые для творческой деятельности технические навыки и приемы оказывают сильнейшее и непосредственное воздействие на эмоционально-волевую сферу сознания учащихся. Процесс овладения определенными навыками исполнения не только раскрепощает собственное художественное мышление, но и в большей мере накладывает отпечаток на мировосприятие и систему жизненных ориентировок, целей и ценностей. Хореография предоставляет уникальные возможности творческого самовыражения детей.

Современный танец - один из наиболее массовых видов хореографического искусства и занимает значительное место в эстетическом воспитании детей и подростков. Благодаря соединению лучших традиций мировой танцевальной культуры - современный танец представляет собой достаточно доступный и понятный вид современного искусства.

Кроме поднятия общеэстетического уровня обучающихся современный танец развивает физические данные, формирует необходимые технические танцевальные навыки, внутренне раскрепощает детей, вырабатывают свободную и красивую осанку, развивают детей физически и психологически, а также формируют профессиональный интерес к хореографическому искусству.

Среди детей занятие танцами является интересным и популярным видом деятельности в свободное время. Для детей современный танец кажется доступным и престижным, способствует удовлетворению их желания

самоутвердиться в коллективе сверстников, показать себя зрительской аудитории, быть лучшими и добиться успехов.

Принимая во внимание интерес обучающихся к хореографическому искусству, желание освоить его и использовать в повседневной жизни, в 1998 году разработана образовательная программа “Современный танец”. С 1998 года программа реализовывалась как адаптированная. После значительной переработки с 2001 года образовательная программа начала свою апробацию в качестве экспериментальной и после ее завершения с 2006 года реализуется как авторская.

 


Пояснительная записка

Образовательная программа “Современный танец” родилась в результате восьмилетней работы с детьми в танцевальных студиях. За это время было апробировано несколько вариантов обучения детей современному танцу.

При разработке программы авторы изучили и проанализировали следующие источники:

1. Никитин В.Ю. Модерн-джаз танец. - М., 1998.

Данное учебное пособие раскрывает основные принципы Модерн-джаз танца и методики преподавания. Особенность методики заключается в том, что на основе базовых джазовых элементов танца и музыкального сопровождения хореограф имеет возможность наиболее полно и свободнее выразить музыку в танце.

2. Ваганова А.Я. Основы классического танца. – Л., 1980.

Учебное пособие демонстрирует авторскую методику обучения элементам классического танца.

3. Рутберг И. Пантомима. - М. Сов. Россия, 1976.

В книге представлено содержание упражнений и техник пантомимы, позволяющих развивать у детей основные группы мышц и выразительность движения. В пантомиме, которая является видом сценического искусства для передачи содержания, создания художественного образа используются выразительные пластические движения тела, жест, мимика.

4. Хореографическая школа в системе дополнительного образования детей. Сост. Косяченко Г.С., Черникова В.М. – Самара: Изд-во СИПКРО, 2003.

Источник содержит в себе информацию о закономерностях эффективного воспитания, о становлении, развитии и сегодняшнем дне детской хореографической школы и авторскую системную программу детской хореографической школы (для восьмилетнего цикла дополнительного образования). Идейным содержанием образования школы являются “принципы свободного развития творческой личности, целенаправленного формирования ценностных и целевых установок ребенка, обогащение художественного вкуса и индивидуального художественного опыта учащихся”. В данной образовательной программе школы предмет “современный танец” представлен как факультативное занятие. Согласно программе занятия с детьми проводятся на подготовительном отделении по предметам: ритмика, танец. На занятиях основного отделения обучение ведется по таким предметам, как классический танец, народно-сценический танец, музыкальная грамота и слушание музыки, история хореографического искусства, историко-бытовой танец, ритмика и танец, образцы народной и классической хореографии, мастерство актера, подготовка репертуара.

Образовательная программа “Современный танец” имеет художественно-эстетическую направленность и является авторской.

Образовательная программа может быть применима в хореографических студиях учреждений дополнительного образования детей.

По мере накопления опыта и совершенствования программа приобрела свой стиль и методику обучения детей современному танцу.

Актуальность программы заключается в предоставлении реальной возможности развития в детях самостоятельности, инициативности, уверенности в себе, а также формирования умения оперировать приобретенными знаниями и опыта принятия решения.

Авторство программы представлено использованием комплексного подхода к формированию и развитию у детей художественно-творческих способностей, суть которого заключается в одновременном совершенствование нескольких взаимодополняющих друг друга способностей: развитие фантазии, чувства ритма, темпа, умения владеть и управлять своим телом, коллективности, актерского мастерства.

Программа основана на преимуществах дополнительного образования и предполагает дать детям необходимый уровень знаний, умений, навыков в области современного танца, а также возможность реализовывать свои творческие способности и участвовать в конкурсах.

Поскольку в самом современном танце нет консервативных и жестких установок, образовательная программа направлена на свободный поиск педагога и детей новых оригинальных хореографических средств, способных выразить внутренний мир современного человека, что в совокупности дает возможность вовлекать обучающихся в постановочную работу и стимулировать раскрытие их творческих способностей.

Отличительная особенность программы от других состоит в том, что в нее включены элементы из основ классического танца, упражнения пантомимы, основы джаз-танца, программные игры. Изучение элементов классического танца дает возможность включать их и в сами постановки, а это привносит в танец красоту и мастерство. Входящие в программу упражнения пантомимы, дают возможность в органическом сочетании с танцем более непосредственно и эффектно выразить идейно-эмоциональное содержание музыки, более рельефно раскрыть образ танца. Использование элементов джаз-танца при обучении детей способствует наиболее полному и глубокому восприятию музыки, раскрытию эмоционального характера танца, воплощению эмоций и ощущений танцора. Программные игры, направленные на развитие интеллектуальных, музыкальных и коммуникативных способностей детей, служат дополнительным развивающим компонентом программы и способствуют подготовки детей к более успешному освоению современного танца.

Данная программа синтезирует разные направления сценического танца, так как включает в себя и элементы классического танца и джаз-танца, а также знакомит обучающихся с народными и клубными танцами, благодаря чему в постановках могут гармонично использоваться лексика народного танца или клубного, если этого требует музыкальный материал. Обучающиеся по этой программе узнают разные формы сценического танца, тем самым, обогащая мировоззрение и расширяя кругозор.

Особенность методики обучения современному танцу в рамках данной образовательной программы заключается в следующем:

· Процесс обучения строится на развитии у детей двух уровней способностей - репродуктивного, который обеспечивает высокое умение усваивать готовые знания, овладевать сложившимися образцами деятельности и общения; и творческого, обеспечивающего создание нового оригинального танца, вида общения.

· В программе приоритетом выступает развитие ребенка, его обучение с учетом индивидуальных, физических, психолого-педагогических особенностей развития и одаренности.

· Программа мотивирует детей на радость творчества, ощущение своего личностного и творческого роста, уверенность в себе.

· Занятия развивают не только физические данные ребёнка, но также эмоциональные и интеллектуальные процессы.

· Программа ориентирует на формирование ценностных и профессиональных интересов детей.

· Программа ориентируется на свободу в использовании различных техник для создания образа танцевальной композиции.

· На всех этапах обучения особое внимание уделяется артистичности и синхронности исполнения танца.

Цель программы: создание условий для развития (самоопределения и самореализации) личности, формирования и развития художественно-творческих способностей детей на основе интереса к хореографическому искусству.

Задачи:

1. Приобретение базовых знаний в хореографическом искусстве.

2. Приобретение основных танцевальных навыков различных направлений современного танца.

3. Формирование музыкально-ритмической координации движений.

4. Развитие творческих способностей детей, активизация воображения и расширение кругозора.

5. Создание условий для развития профессиональных интересов детей, межличностного общения и сотрудничества в коллективе обучающихся.

6. Воспитание у детей ответственности и толерантности.

Уровень программы - профессионально-ориентированный.

Срок реализации программы - 5 лет

Возраст обучающихся – 7 - 15 лет.

Пол обучающихся - девочки.

Уровень (год) обучения, численность состава групп и возраст обучающихся:

“подготовительный курс” (первый год обучения), 7 лет;

“базовый курс” (2-ой, 3-ий год обучения), 8-9 лет;

“углубленный курс” (4-ый год обучения), 10 - 11 лет.

“творческая мастерская” (5-ый год обучения) 12 – 15 лет.

В программе учитываются возрастные и физические особенности детей:

Младший школьный возраст (7-10 лет)

В возрасте от 7 до 10 лет наиболее успешно развиваются быстрота, координация движений, ловкость, гибкость. Поэтому в младшем школьном возрасте физическая подготовка детей должна быть направлена главным образом на развитие координационных способностей, быстроты движений и укрепление основных мышечных групп в сочетании с развитием гибкости. Особенностью младшего возраста является то, что ведущей деятельностью становится переход от игровой деятельности к учебной, затем все большее значение приобретает общение со сверстниками. С детьми данной категории применяются игровые методы и приемы.

Подростковый возраст (11-13 лет)

В возрасте 11-13 лет развиваются скоростно-силовые качества. В этот период основные задачи физической подготовки те же, что и в младшем школьном возрасте, но повышается интенсивность упражнений силового характера. Большое значение приобретают скоростно- силовые упражнения, но физическая нагрузка должна повышаться постепенно.

В подростковом возрасте развитие обеспечивается ситуацией встречи замысла с его результатом. На занятиях дети имеют возможность практиковать авторское, самостоятельное действие – замысел, реализацию, получение продукта.

Старший школьный возраст: (13-15 лет)

В возрасте 13-15 лет наиболее успешно развиваются сила, выносливость, скоростная выносливость. В этот период наряду с совершенствованием ловкости, быстроты и гибкости необходима специальная систематическая работа, направленная на развитие силы и различных проявлений силовой выносливости.

Учебная нагрузка в год, неделю, режим занятий:

· “подготовительный курс” (первый год обучения) – 24 часа в год, 1 час в неделю,

· “базовый курс” (второй, третий год обучения) -24 часа в год, 1 час в неделю;

· “углубленный курс” (четвертый) - 24 часа в год, 1 час в неделю.

· “творческая мастерская” (5 – ый год обучения) - 24 часа в год, 1 час в неделю.

Индивидуальные занятия для учащихся (отстающих, а так же для подготовки к концертам и конкурсам) проводятся 1раз в неделю по 1 часу;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 487; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.