КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Образовательные технологии
Содержание разделов (тем) дисциплин Модуль 1. Введение в педагогическую деятельность. История образования и педагогической мысли Тема 1. Концептуальные основы педагогической деятельности Педагогическая деятельность: ее сущность и ценностные характеристики. Профессиональная и непрофессиональная педагогическая деятельность. Виды профессиональной педагогической деятельности. Ее цели, мотивация, содержание и результат. Миссия и функции профессиональной деятельности педагога. Гуманистическая природа педагогической деятельности, социальная роль и образовательные функции. Специфика современных условий труда и деятельности педагога. Перспективы развития педагогических профессий в новых социально-экономических и информационных условиях. Источники педагогических идей. Современная педагогическая публицистика, научная и художественная литература. Тема 2. Профессиональная деятельность и личность педагога Педагог как субъект педагогической деятельности. Ценностные характеристики педагогической деятельности. Профессиональное становление педагога. Профессионально-значимые качества личности педагога. Противоречия и кризисы профессионального становления. Профессиональная компетентность педагога. Педагогические основы различных видов профессиональной деятельности. Тема 3. Образование как сфера педагогической деятельности Образование как сфера профессиональной педагогической деятельности. Современная система отечественного образования: стратегия развития. Педагогические учебные заведения. Образовательно-профессиональный путь студента педагогического вуза. Карьера педагога. Требования федерального государственного образовательного стандарта к профессиональной компетентности педагога. Структура подготовки педагогических работников. Содержание профессиональной подготовки педагога. Этапы профессионального становления и развития педагога. Профессиональные деструкции и их преодоление. Профессиональное саморазвитие, саморегуляция. Индивидуальный стиль деятельности педагога. Тема 4. Общая и профессиональная культура педагога Общая и профессиональная культура: сущность, специфика, взаимосвязь. Соотношение общей и педагогической культуры. Структурные составляющие педагогической культуры. Педагогическое творчество и мастерство. Этика и эстетика педагогической деятельности. Нормативно-правовое регулирование педагогической деятельности. Тема 5. История образования и педагогической мысли как область научного знания Методологические вопросы истории образования и педагогической мысли. Экстерналистский и историко-иммерсивный подход к выявлению социокультурных принципов образования. Генезис и основные этапы развития педагогической мысли и образования. Зарождение педагогического мышления. Этапы развития педагогики: преднаучный или практический. Этап становления теоретической педагогики: зарождения педагогических идей под влиянием философских и религиозно-философских учений (Сократ, Платон, Аристотель, Сенека, Квинтилиан, Конфуций, Иоанн Златоуст, Иоанн Дамаскин и др.), формирования педагогических взглядов и теорий в рамках философско-педагогических произведений (Ф. Рабле, Т. Мор, Т. Кампанелла, Р. Декарт, Ж.Ж. Руссо, Д. Локк и др.). Этап возникновения педагогики как самостоятельной научной дисциплины (Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, А. Дистервег, К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, К.Н. Вентцель, А.С. Макаренко и др.). Тема 6. Ведущие педагогические идеи в истории человечества на разных этапах его развития Понятие народной педагогики. Синкретизм первобытной культуры и его влияние на воспитание подрастающего поколения. Появление организованных форм воспитания. Образование и воспитание в странах Древнего Востока. Агонально-аристократическая культура воспитания в архаичной Греции. Воспитание и образование в эллинскую и римскую эпохи. Социокультурные и духовные факторы становления средневековой образовательной традиции. Зарождение и становление христианской культурно-педагогической традиции как доминирующей идеологии. Понятие священного текста. Чтение как основа средневековой педагогики. Средневековые культурно-образовательные возрождения. Их отличия от итальянского Ренессанса. Возрождение XII века и арабская культура. Философско-исторические аспекты образования и педагогической мысли в эпоху Высокого Средневековья. Схоластика как метод обучения. Средневековый университет: структура, организация учебного процесса, методы обучения. Роль Церкви в становлении образования. Вопросы воспитания и обучения периода Реформации и Контрреформации. Педагогическая мысль Западной Европы Нового времени и эпохи Просвещения. Общая характеристика профессионального образования за рубежом в Новое и Новейшее время. Реформаторская педагогика конца XIX-начала XX в. Основные реформы образовательной политики ХХ в. Состояние и развитие образования в современный период в зарубежных странах. Тема 7. Ведущие тенденции развития педагогической мысли в России Образование и воспитание на Руси с древнейших времен до конца XVI в. Воспитание у восточных славян. Языческая культура и народная педагогика. Воспитание и образование в Киевской (X-XIII вв.) и Московской Руси (XIV-XVI вв.). Вопросы национальной и конфессиональной идентичности образования в России XVII в. Ведущие направления воспитания и обучения в XVII в.: латино-фильское, грекофильское, византийско-русское, старообрядческо-начетническое. Значение Собора 1667 г. для становления основ светского образования. Образование и педагогическая мысль в Российской империи XVIII в. Концепция истории образования В.Н. Татищева. Научная и просветительская деятельность М.В. Ломоносова. И.И. Бецкой как теоретик образования и организатор учебно-воспитательных заведений эпохи просвещенного абсолютизма. К.Д. Ушинский как основоположник отечественной педагогической науки. Проблема национального и общечеловеческого в теории образования К.Д.Ушинского. Педагогика как прикладная антропология. Система образования и педагогическая мысль в России второй половины XIX-начала XX вв. Психолого-антропологическое, социально-философское направления в российской педагогике. Идея трудовой школы С.Т.Шацкого. Русская философия образования ХХ в. за рубежом. Педагогика С.И. Гессена как «прикладная философия», христианско-антропологическая педагогика В.В. Зеньковского. Развитие отечественной педагогики в советский и постсоветский период. Традиционное обучение в практике советской школы 1930 – 1950-х годов, период «советской гимназии». Основные реформы образовательной политики ХХ в. Тема 8. Основные авторские педагогические системы прошлого Историческая обусловленность создания системы традиционного обучения. Философско-методологические основания педагогической системы Я.А. Коменского. Идея технологизации образования в «Великой дидактике». Принцип природосообразности в контексте механицизма. Проблемы институциональной организации образования. Принципы и задачи реорганизации образования в проекте «энциклопедии наук» Г.В. Лейбница. Проблема государственного контроля над образованием в «Споре факультетов» И. Канта. Влияние естественно-правовой концепции Дж. Локка на педагогику эпохи Просвещения. Идея «естественного» и «свободного» воспитания в контексте социально-политических воззрений Ж.-Ж. Руссо. Теория «элементарного образования» И.Г. Песталоцци. Теория «воспитывающего обучения» И.Ф. Гербарта. Идея дошкольного образования Ф. Фребеля. Принципы природособразности и наглядности в педагогике А. Дистервега. Реформаторская и экспериментальная педагогика, ее основные направления. Опыт и эксперимент как основные понятия педагогики Дж.Дьюи. Социальная педагогика Э. Дюркгейма. Концепция «трудового обучения» Г. Кершенштейнера. Педагогика как «конкретная философия» в исследованиях П. Наторпа. Проблемы воспитания и образования в интуитивизме А. Бергсона. Миссия университета в философии Х. Ортеги-и-Гассет. «Формы знания и образования» М. Шелера: «образовательное знание», «спасительное знание», «знание ради господства». Влияние на современную педагогику философии экзистенциализма и гуманистической психологии. Антропологический подход к воспитанию в русской педагогике. Педагогика К.Д. Ушинского как прикладная антропология. Психолого-антропологическая педагогика П.Ф. Каптерева. Вклад П.Ф. Лесгафта в развитие педагогической психологии. Развитие социально-философского направления в российской педагогике. Трактовка Л.Н. Толстым концепции «свободного воспитания». Педагогические труды В.В. Розанова. Приоритет «формального» образования над «реальным». Образовательная парадигма в Советской России. Развивающее обучение в опыте советской школы 1920-х годов. Трудовое образование в теории и практике советской школы. Концепция «трудовой школы» П.П. Блонского. Экспериментальная школа С.Т.Шацкого. Педагогическая система А.С. Макаренко. Особенности воспитания «советского человека». Воспитание и политика. Гуманистические идеи в педагогике В.А. Сухомлинского. Концепции развивающего обучения В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина. Теория проблемного обучения в работах И.Я. Лернера, М.И. Махмутова. Современные поиски новых подходов в решении задач обучения и воспитания. Истоки развития идей компетентностного подхода.
Модуль 2. Педагогическая теория. Педагогическая практика Тема 1. Педагогика как научная область знаний Проблема объекта и предмета педагогики. Функции и задачи педагогики. Педагогика в системе гуманитарных знаний и наук о человеке. Ее взаимосвязь с другими науками. Основные свойства педагогической науки: социальность, гуманитарность, открытость. Педагогика как наука, искусство и технология. Место и роль педагогики в жизни общества. Структура современного педагогического знания.
Тема 2. Категориально-понятийный аппарат современной педагогики Сущность понятия «категория». Категориально-понятийный аппарат современной педагогики. Основные категории педагогики: воспитание, обучение, образование. Соотношение основных категорий педагогики. Проблема развития понятийно-терминологического аппарата педагогики. Понятийный аппарат педагогики: самообучение, самовоспитание, социализация, педагогическое взаимодействие, педагогическая система, образовательный процесс. Научные отрасли, внутринаучные дисциплины, разделы, научные направления, научные течения, интегративные, междисциплинарные и инструментально-прикладные научные области, научные школы. Тема 3. Методология педагогической науки и деятельности Понятие о методологии педагогики. Уровни методологического знания: философский, общенаучный, конкретно-научный, технологический. Методологические принципы педагогического исследования. Различные подходы к изучению педагогических явлений: аксиологический, антропологический, деятельностный, культурологический, синергетический, системный и др. Методологическая культура педагога. Структура и критерии оценки методологической культуры педагога. Тема 4. Научное исследование в педагогике. Методы педагогического исследования Содержание понятия «исследование». Классификация научно-педагогических исследований по их направленности: фундаментальные исследования, прикладные исследования, разработки. Уровни педагогических исследований: эмпирический, теоретический, методологический. Основные компоненты научного исследования: объект исследования, предмет исследования, проблема исследования, цель исследования, задачи исследования, гипотеза исследования. Логика исследования. Новизна результатов, их значимость для педагогической теории и практики. Методы педагогических исследований. Критерии отбора методов исследований. Принципы проведения педагогических исследований. Тема 5. Образование как общественное явление и педагогический процесс Образование как общечеловеческая ценность и социокультурный феномен. Социокультурные функции образования. Образование как система и процесс. Понятие педагогической системы и ее признаки (В.П. Беспалько, В.В. Краевский, В.А. Сластенин). Особенности и тенденции развития современной российской системы образования. Формирование новой модели образования в рамках Болонского процесса. Понятие и сущность содержания образования. Принципы и критерии отбора содержания образования. Основные теории формирования содержания образования. Примеры структуры содержания образования (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, А.В. Хуторской, Б. Блум и др.). Федеральный государственный образовательный стандарт и основные образовательные программы. Понятие педагогического процесса. Структура педагогического процесса, его функции, закономерности и движущие силы. Компетентностный подход к построению педагогического процесса. Образование как цель и результат педагогического процесса. Результаты образования: грамотность, образованность, профессиональная компетентность, культура. Тема 6. Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса Воспитание как общественно-исторический процесс и предмет педагогики. Различные подходы к определению сущности воспитания. Конкретно-исторический, системный характер воспитания. Воспитание в целостном образовательном процессе (Ю.К. Бабанский, А.И. Пинкевич, И.П. Раченко). Движущие силы и логика воспитательного процесса. Многообразие целей воспитания. Генезис целей воспитания. Цели и задачи воспитания в современный период. Виды воспитания. Основные направления воспитания. Особенности процесса воспитания. Двусторонний характер процесса воспитания. Связь воспитания с процессами развития, социализации. Базовые теории воспитания и развития личности. Условия эффективности процесса воспитания. Уровни реализации воспитания. Проблема выработки критериев оценки воспитанности человека. Оценка результатов процесса воспитания. Методы, формы, средства, воспитания. Тема 7. Сущность обучения и его место в целостной структуре образовательного процесса Понятие о дидактике. Структура, предмет и задачи дидактики. Основные дидактические категории: обучение, преподавание, учение и др. Сущность и основные функции процесса обучения. Логико-психологическая структура обучения, связь с теорией познания. Движущие силы и закономерности процесса обучения. Цели, принципы, методы, средства, формы обучения. Оценка результатов обучения. Традиционные и современные мировые концепции обучения: дидактического энциклопедизма (Г. Спенсер, Дж. Мильтон), дидактического формализма (И. Песталоцци, А. Дистервег), дидактического прагматизма (Дж. Дьюи, Г. Кершенштейнер), функционального материализма (В. Оконь). Парадигмальная концепция обучения (Г. Шейерль); кибернетическая концепция обучения (С.И. Архангельский, Е.И. Машбиц); технологическая концепция обучения (Б. Блюм, Дж. Ромишовски); концепция компетентност-ного подхода в обучении (Э.Ф. Зеер, А.В. Хуторской, А. Шелтон). Характеристики основных концепций развивающего обучения: теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина). Теория развивающего обучения (В.С. Выготский, В.В. Давыдов, И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин, Д.Б. Эльконин). Обучение на высоком уровне сложности: от сложного к более сложному (Л.В. Занков). Теория проблемного обучения (Т.В. Кудрявцев, А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов). Тенденции развития современных образовательных технологий. Дифференциация и индивидуализация обучения. Тема 8. Методология и логика практической педагогической деятельности Взаимосвязь теории и практики в педагогике. Методология практической педагогической деятельности. Ценностно-смысловое самоопределение педагога в профессиональной деятельности. Стратегии, цели и тактика педагогической деятельности. Организация педагогического взаимодействия в структуре педагогического процесса. Различные формы взаимодействия субъектов педагогического процесса. Коммуникативные умения и организационные навыки педагога. Педагогические умения и развитие стиля педагогической деятельности. Социально-ролевые модели педагогической деятельности. Индивидуальное и коллективное творчество педагогов. Позиция педагога в инновационных процессах. Тема 9. Конструирование различных форм психолого-педагогической деятельности Содержание понятия «конструирования». Традиционные и нетрадиционные формы организации учебной и внеучебной деятельности учащихся. Конструирование различных организационных форм учебной и внеучебной деятельности учащихся. Решение психолого-педагогических задач различных видов. Моделирование образовательных и педагогических ситуаций. Содержание понятия «моделирование». Этапы моделирования. Моделирование учебного занятия и воспитательного мероприятия. Тема 10. Педагогические задачи и их виды Понятие «педагогическая задача». Виды и типы профессиональных задач. Классификация педагогических задач. Педагогическая задача и педагогическая ситуация. Понятие «проектирование педагогической задачи». Основы композиции: как составлять задачи. Технология решения педагогических задач. Методы, приемы и способы решения педагогических задач. Оценка решения задачи. Организация образовательной среды для решения конкретной педагогической задачи. Тема 11. Психолого-педагогические методы диагностики, прогнозирования и проектирования Понятие педагогической диагностики. Функции педагогической диагностики, ее значение и виды. Основные психолого-педагогические методики диагностики уровня воспитанности и образованности учащихся. Методы психолого-педагогической диагностики. Принципы и основные требования к средствам психолого-педагогической диагностики. Диагностические методики изучения детей. Технологии оценки их достижений. Понятие прогнозирования. Прогнозирование в образовании. Этапы прогнозирования: предпрогнозная ориентация, построение прогнозной модели, поисковое прогнозирование, нормативное прогнозирование, верификация поискового и нормативного прогнозов, корректировка прогнозов, разработка рекомендаций для планирования и проектирования. Педагогическое проектирование. Разработка предстоящей деятельности учащихся и педагогов. Формы проектирования: учебные планы, программы, должностные инструкции, календарные планы, планы проведения воспитательных мероприятий. Понятие мониторинга. Мониторинг в образовании. Виды мониторинга. Формы и способы осуществления мониторинга. Тема 12. Понятие педагогических технологий, их обусловленность характером педагогических задач Технологический подход в образовании и причины его появления. Генезис понятия «педагогические технологии» и его современное состояние. Педагогические технологии (подходы к определению): процессуальный, инструментальный, личностный, системный. Назначение, свойства и структура современных педагогических технологий. Основные подходы в классификации педагогических технологий. Технология и методика. Развитие педагогических технологий в современных российских и зарубежных исследованиях. Тема 13. Характеристика педагогических технологий Обзор основных педагогических технологий в современных российских и зарубежных исследованиях. Общая характеристика педагогических технологий. Технологии обучения. Технологии профессионального обучения. Образовательные технологии. Технологии воспитания. Технологии педагогической поддержки. Технологии оценки достижений. Информационные и коммуникационные технологии. Технологии дистанционного образования. Авторские педагогические технологии. Основные современные педагогические технологии – модульное обучение, концентрированное обучение, интерактивные технологии обучения, технология проектного обучения. Информационно-технологическое сопровождение образовательного процесса. В соответствии с требованиями ФГОС ВПО предусмотрено использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий: деловых и ролевых игр, разборов конкретных педагогических ситуаций (кейс-технологии), учебных дискуссии. Предусмотрено применение технологии развития критического мышления, проектирования, в сочетании с внеаудиторной работой. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, должен составлять не менее 30 % аудиторных занятий. Наряду с активными и интерактивными технологиями достаточное внимание должно уделяться лекционным занятиям, составлению конспектов первоисточников, реферированию, написанию эссе и др. творческих работ.
Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 1040; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |