КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методическая подсказка
Логика изложения материала рецензии должна соответствовать типовому плану ее написания: объект анализа; актуальность темы; краткое содержание; формулировка основного тезиса; общая оценка; недостатки, недочеты; выводы. 1. Укажите выходные данные рецензируемого источника (статьи, книги, литературного отрывка и т.д.). 2. Дайте оценку глубины и актуальности темы рецензируемого источника. 3. Приведите сжатое изложение позиции автора рецензируемого источника. 4. Запишите ваше отношение к существу затронутой проблемы. Дайте оценку позиции автора. 5. Проанализируйте индивидуальные особенности стиля автора (доступность, образность, эмоциональность, научность и т.д.). 6. Укажите, для кого бы вы рекомендовали рецензируемый источник. Требования к выполнению задания: · соответствие структуры и содержания авторского текста рецензии нормам жанра; · владение знаниями по вопросу; · глубина и всесторонность анализа; · владение педагогической терминологией и культура ее использования; · видение сферы использования материала в педагогической практике, личностной его значимости; · соблюдение правила оформления рецензии, с соблюдением всех норм русского литературного языка. Тема 4. Научное исследование в педагогике 1) Какова логика организации педагогического исследования? Охарактеризуйте основные этапы исследования. 2) Охарактеризуйте научно-педагогические исследования по их направленности. 3) Назовите основные признаки прикладных исследований. 4) Охарактеризуйте и проиллюстрируйте на примерах методы педагогического исследования. 5) Какие критерии отбора методов исследования Вы можете назвать? 6) Каковы достоинства и недостатки опросных методов исследования? 7) Назовите характерные признаки научного метода. Задания: 1) Перечислите методологические принципы педагогических исследований и проиллюстрируйте их конкретными примерами. 2) Проведите сравнительный анализ различных способов познания действительности: обыденного (стихийно-эмпирического), художественно-образного и научного. Покажите, как проявляются особенности каждого способа в отражении педагогической действительности 3) Выберите одну из тем педагогического исследования и определите ее методологический аппарат. 4) Подумайте, каковы возможности и границы применения формализованных методов в педагогической науке? Обоснуйте свой ответ. 5) Сравните понятия «опытно-поисковая работа» и «педагогический эксперимент», отразив общее и различное этих понятий. Тема 5. Образование как общественное явление и педагогический процесс 1) Почему образование понимается как компонент культуры? 2) Почему образование рассматривается как социальный институт? 3) Каковы цели образования в современных социально-экономических условиях? 4) В чем состоит суть образования как педагогического процесса? 5) В чем заключается целостность педагогического процесса? 6) Что понимается под результатами образования? 7) Из каких компонентов состоит система образования Российской Федерации? Задания: 1) Выпишите из различных учебников и учебных пособий по педагогике структурные компоненты педагогического процесса. Сделайте выводы: что дает структурное представление педагогического процесса? Какая из предложенных структур является наиболее целесообразной? В чем недостатки, на ваш взгляд, других структурных представлений? 2) Выстройте систему аргументов, доказывающих, что образование можно рассматривать как социокультурный феномен. 3) Подберите отрывки из литературно-публицистических и научных текстов по одной из тем: «Современные концепции содержания образования в отечественной и мировой педагогике», «Дополнительное образование в РФ: история и современность». 4) Составьте кластер «Образование». Тема 6. Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса 1) Какие проблемы являются предметом исследования теории воспитания? 2) Раскройте специфику и взаимосвязь понятий: воспитание, социализация, развитие. 3) Охарактеризуйте типы воспитания. 4) Охарактеризуйте модели и стили воспитания. 5) Охарактеризуйте роль различных факторов (социальный заказ, особенности воспитанников, национальное своеобразие и др.) в определении целей воспитания. 6) Какие подходы к классификации методов воспитания существуют в педагогике? Определите, в чем сильные и слабые стороны каждой классификации. 7) Что лежит в основе выбора того или иного метода воспитания? Приведите примеры. 8) В чем заключается проблема выработки критериев оценки воспитанности человека? Задания: 1) Рассмотрите какую-либо модель воспитания, приведите примеры из истории и современности. Отметьте достоинства и недостатки выбранной вами модели воспитания. 2) Раскройте условия и правила применения директивных (наказание, поощрение и др.) и гуманистических (игра, свободный выбор и др.) методов воспитания. 3) Составьте список источников по вопросу «национальное своеобразие воспитания». 4) Подготовьтесь к проведению групповой дискуссии по теме «Воспитание, самовоспитание, перевоспитание. Возможности и пределы воспитания как педагогического процесса». Тема 7. Сущность обучения и его место в целостной структуре образовательного процесса 1) Назовите основные категории дидактики. Дайте определение каждой из них. 2) Какова логико-психологическая структура обучения, ее связь с теорией познания? 3) Какие подходы к классификации методов обучения существуют в педагогике? Определите, в чем сильные и слабые стороны каждой классификации? 4) Охарактеризуйте методы теоретического и практического обучения. 5) Что такое проблемно-развивающее обучение? 6) В какой степени активизируют познавательный интерес обучающихся разные методы обучения? С чем это связано? 7) В 1950-1960-е гг. в нашей стране методы обучения, по словам И.Я. Лернера, превратились в методы преподавания. Как вы думаете, чем это было обусловлено? 8) Назовите идеи различных авторов, положенные в основу теорий развивающего обучения. 9) Назовите классификации форм организации процесса обучения. 10) Какие дидактические задачи решают индивидуальная, фронтальная и групповая формы организации обучения? 11) Как меняется структура урока в зависимости от поставленных целей и задач? 12) Приведите пример применения традиционных и инновационных средств обучения. 13) Перечислите и охарактеризуйте тенденции развития современных образовательных технологий. Задания: 1) Проведите анализ исторически сложившихся модификаций форм обучения (Белл-ланкастерская, Батавиа-план, Мангеймская система, Дальтон-план, план Трампа, проектная система обучения). 2) Составьте правила к какому-либо принципу воспитания и обучения. Помните, что правила должны раскрывать суть принципа, излагаться живым языком и относиться к деятельности учителя, проводящего занятие с позиции личностно-ориентированного обучения. 3) Назовите условия и конкретные учебные темы, для которых наиболее оптимальными будут занятия в форме лекции, семинара, лабораторной работы, конференции. 4) Проанализируйте виды учебных программ (типовые, рабочие, авторские) и представьте результат в таблице по следующим критериям: документ – основание разработки; субъекты (кем разрабатывается и утверждается); содержание или назначение; характер действия. 5) Разработайте презентацию c использованием программы «PowerPoint» по выбранной вами теме урока. Тема 8. Методология и логика практической педагогической деятельности 1) В чем заключается главная проблема соотношения науки и практики в педагогике? 2) Раскройте принципы организации практической деятельности по А.М. Новикову. 3) Охарактеризуйте основные стадии педагогического взаимодействия и технологии их реализации. 4) В чем состоит специфика педагогического взаимодействия? 5) Какие формы взаимодействия субъектов педагогического процесса вы знаете? Приведите примеры. Задания: 1) Изучите работу В.В. Краевского «Методология педагогики». Составьте плановый конспект второй главы «Педагогика – наука о практике».
Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 826; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |