Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дидактика, как теория обучения




 

Дидактика – это наука о закономерностях обучения детей и взрослых.

Задачи дидактики:

1. вскрыть закономерности обучения

2. изучение педагогического опыта обучения (+ и – опыт)

3. разработка новых методов, форм, средств обучения, пед. инноватика

4. прогнозирование обучения

5. внедрение методов в практику

Обучение – ц.с.п. по созданию условий для активной учебно-познавательной деятельности учащихся, в процессе которого они овладевают * з.у.н. * опытом творческой деятельности * опытом эмоционально-ценностных отношений.

Знания – понимание, сохранение в памяти и умение воспроизвести основные факты науки.

Умения – овладение способами деятельности по применению знаний.

Навык – автоматизированное умение.

Преподавание – деятельность педагога.

Учение – деятельность ученика.

Обучение – совместная деятельность педагога и ученика.

Историческая справка

Основы дидактики заложил Ян Амос Каменский, книга «Великая дидактика». Создал классно-урочную систему. Необходимость целенаправленного системного обучения. Выделил принципы обучения – принцип природосообразности, принцип наглядности «зол. пр. д.». Обучение на родном языке. Книга «Материнская школа».

Жан Жак Руссо, книга «Эмиль или о воспитании». Основной фактор у развития личности – среда, надо обучать индивидуально. Метод естественных последствий (выбил стекло – пойми, что холодно).

Иоганн Генрих Пистолоцци – систематический процесс, принцип развивающего обучения.

Лев Николаевич Толстой - принцип свободного воспитания. Ясно-полянская школа. Недостаток – не было ц.п.п. Индивидуальный подход.

К.Д. Ушинский – психологические основы педагогики, как науки, дидактики. Труд «Человек, как предмет познания». Народные истоки в обучении (принцип -----).

 

СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ, ФУНКЦИИ…

Сущность процесса обучения:

ОБУЧЕНИЕ – вид познавательной деятельности, познание безгранично, обучение – часть познания, обучение протекает по тем же законам, что и процесс познания.

ОБУЧЕНИЕ – специально организованная деятельность, т.е. ц.с.п. имеет вои компоненты.

Функции обучения: 1. развивающая, 2. воспитательная, 3. образовательная

Принципы обучения: * научности, *систематичности, *наглядности, *сознательности и творческой активности, *связь с практикой, жизнью, *развивающего обучения, *доступности, соотв. индивид. и возраста, *сочетание коллективного и индивидуального

Движущие силы процесса обучения:

1. между тем уровнем, который есть у ребенка и притязаниями на тот уровень, который хотелось бы достигнуть

2. между привычным уровнем мыслительной деятельности и теми способами, которые предлагаются в учебном заведении

3. между учеником и членами коллектива

4. между учеником и учителем

5. между привычными способами организации обучения и новыми способами

Этапы овладения знаниями:

1. восприятие – уточняет учебное задание

2. осмысление – в процессе мышления

3. закрепление – через практическую деятельность

4. проверка в нестандартных ситуациях

ПРОВЕРКА И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ…

Контроль обучения является обязательным компонентом процесса обучения на всех стадиях процесса обучения, особенно после изучения какого-либо раздела программы и завершение ступени обучения..

Сущность контроля – выявление уровня усвоения знаний учащегося, который должен соответствовать образовательному стандарту по данной программе, предмету.

Функции контроля: 1. образовательная, 2. воспитательная, 3. развивающая

Виды контроля: 1. текущий – ежеурочно, 2. периодический – после темы, 3. итоговый – в конце года, перевод в другой класс.

Методы контроля: способы диагностической деятельности, которые направлены на выявление эффективности процесса обучения. * устный контроль, * письменный, * практический, *наблюдения, * дидактические тесты.

Зачет и экзамен являются наиболее активной проверкой знаний в период обучения: (+) ученик показывает уровень знаний, обеспечивает систему обучения, стимулирует процесс обучения; (-) человек испытывает стресс.

Оценка – процесс сравнения того уровня, которого достигли учащиеся, сравнение с эталоном, который определен стандартами и программой по данному предмету.

Отметка – условное обозначение оценки. Существуют разные системы оценивания: 3-х, 5-ти, 25-ти, 100-бальная и другие. Они позволяют реализовать индивидуальный подход.

Неуспеваемость – это ситуация, когда поведение и результаты обучения отдельного ученика не соответствуют воспитанию и дидактическим методам школы.

Причины неуспеваемости – 1) социально-экономические, 2) биохимические (наследственность), 3) педагогические (ошибки и уровень рабочей школы).

Пути устранения дидактических причин неуспеваемости:

1. педагогическая профилактика (внедрение эффективных методов);

2. педагогическая диагностика, выявление пробелов;

3. педагогическая терапия, дополнительные занятия;

4. воспитательное воздействие, работа с семьей.

 

УРОК – ОСНОВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ…

 

Элементы урока:

1. изучение нового материала

2. закрепление пройденного

3. контроль и оценка знаний учащегося

4. домашнее задание

5. обобщение и систематизация знаний

Методика задавания домашнего задания:

1. предусмотреть время

2. задание на доске

3. пояснить, если есть вопросы

Подготовка учителя к уроку:

I. Предварительная – планируется работа по б. теме; типы, виды уроков; домашнее задание; отбирается определенный материал.

II. Непосредственная – планирование целей урока, вопросы для опроса, тезисы лекции.

Подготовка учащихся к урокам: 1. выполнение д/з; 2. проведение наблюдений, опытов.

Типы уроков по Махмутову: 1. урок изучения нового материала, 2. урок совершенствования з.у.н., 3. урок обобщения и систематизации, 4. комбинированный или смешанный, 5. урок контроля и коррекции зунов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 551; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.