Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 20 Методы и приемы воспитания как отражение психолого-педагогических закономерностей эффективного влияния




Тема 19 Воспитание как общественное явление и педагогический процесс. Сущность и этапы процесса воспитания.

Основные понятия. Основные характеристики процесса воспитания. Воспитание как общественное явление, педагогический процесс и средство трансляции культуры. Логика воспитательного процесса. Воспитание в широком и узком смысле. Трудности в развитии теории и практики воспитания. Взаимосвязь воспитания и обучения, специфика воспитания. Воспитание, самовоспитание и перевоспитание.

Сущность воспитания как целенаправленного влияния на систему отношений личности, его место в целостной структуре образовательного процесса. Отношения как психолого-педагогическая категория. Основные типы отношений (рационально-привычное и эмоционально-волевое). Процесс изменения характера отношений.

Цели воспитания, его закономерности и принципы воспитания: персонификация, природосообразность, культуросообразность, гуманизация и дифференциация. Движущие силы воспитания.

Основные этапы процесса воспитания

Система методов воспитания. Классификация методов воспитания как отражение логики и закономерностей формирования стереотипов поведения.

Общая классификация методов воспитания. Педагогическое требование и его значение в воспитательном процессе. Значение педагогического требования в воспитательном процессе; Техника предъявления педагогического требования.

Методы воздействия на сознание. Воздействие внушения на сознание человека. Сущность и приёмы внушения. Возможные последствия постоянного и беспрекословного выполнения ребёнком выдвигаемых педагогом требований, предъявляемых к нему. Убеждение как элемент структуры личности, основа её мировоззрения и метод воспитания. Сущность убеждения. Логические способы убеждения. Приёмы, способы и правила аргументации. Достоинства и недостатки дискуссии в процессе убеждения. Причины неэффективности убеждения.

Методы воздействия на экзистенциальную сферу: упражнение, метод дилемм и др. Метод дилемм как основа нравственного воспитания. Сущность дилеммы. Требования к созданию и выбору дилемм, обеспечивающие эффективную «работу» метода. Рефлексия воспитанника как результат применения метода дилемм.

Поощрение, наказание, соревнование и перспектива как методы стимулирования воспитательного воздействия. Педагогические требования к применению этих методов.

Приёмы воспитания, их сущность. Классификация приёмов воспитания: приёмы организации деятельности и общения детей в коллективе («расскажи мне о себе», «расскажи мне обо мне», «справедливое распределение», «обмен ролями» и др.); приёмы организации диалога педагога с воспитанником («ролевая маска», «импровизация на свободную тему», «обнажение противоречий», «встречные вопросы» и пр.); приёмы использования художественной литературы, кинофильмов и т.п. («сочини конец истории», «добрые слова», «старая сказка на новый лад» и т.д.).

Критерии выбора методов и приёмов воспитания: цели и задачи воспитания; возрастные, индивидуальные и личностные особенности воспитанников; особенности социального окружения ребёнка и его референтной группы; профессиональная компетентность воспитателя и пр.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 369; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.